Педагогика
© ШЕВЧЕНКО Е.В., ХЛОПЕНКО H.A., КОРЖУЕВ A.B. -УДК 53:61:378
ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Е.В. Шевченко. H.A. Хлопенко, A.B. Коржуев.
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ, A.A. Майбо-рода, кафедра медицинской и биологической физики, зав. - проф. Е.В. Шевченко)
Резюме. Обсуждаются некоторые положения Национальной доктрины в Российской федерации и предлагаются пути их реализации на примере преподавания курса медицинской и биологической физики.
Национальная доктрина образования в Российской федерации ставит среди основных целей и задач - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирования навыков самоконтроля:
- формирование целостного миропонимания и современного мировоззрения.
- формирование трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции,
- воспитание здорового образа жизни,
- противодействие негативным социальным процессам.
А это означает, что главной задачей высшей профессиональной школы становится формирование личности учащихся. Отсюда следует, что необходимо пересмотреть цели обучения, в том числе при преподавании физики.
Любая школа решает две главные задачи: первая состоит в приобретении учащимися определенной суммы знаний, умений и профессиональные навыки в соответствии с требованиями государственных Образовательных стандартов. Для медицинских специальностей эти требования четко определены положением “Об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений Российской Федерации” (от 15.06.2000 г. №2510/6646-26)
Вторая цель, - воспитать каждого студента гармоничной личностью, творчески активного и социально зрелого. Эти качества особенно важны для врача, т.к. еще Гиппократ, формулируя клятву врача, говорил о том, что врач должен обладать не только хорошими знаниями. Он должен быть здоровым физически, опрятно выглядеть, его речь должна быть ясна и понятна, без уличного “сленга”. Эта цель реализуется не только в учебном процессе, но и в специальных воспитательных мероприятиях, выносимых за рамки учебы.
Работа Высшей школы предполагает две части - обучение и воспитание. Результаты обучения во многом определяются характером и итогами воспитания. В то же время, оценивая результаты обучения, преподаватели проверяют только знания, умения и навыки, очень редко вызывает их
интерес нравственные, мировоззренческие взгляды и убеждения студентов. За формирование этих качеств преподаватели не несут никакой ответственности. Конечно, каждое занятие оказывает воздействие на студента. Но воздействие будет воспитанием лишь тогда, когда оно проводится преподавателем в соответствии с заранее намеченной целью.
В формировании общественного сознания очень велика роль школы. Ведь в школу приходят дети шести-семи лет, без устоявшегося характера, без определенных взглядов и убеждений, без ценностных ориентаций. Все это должно формироваться за долгие, школьные годы. В высшей школе проводить воспитательную работу значительно труднее, так как к нам уже приходят состоявшиеся личности. И задача усложняется. Нам приходится не только менять акценты в системе знаний, но и порой перевоспитывать студентов. Поэтому должна произойти перестройка обучения: основная цель педагогического процесса - формирование личности, воспитание учащихся, а обучение физическим знаниям, умениям и навыкам - это составная часть воспитания и средство его осуществления. И осуществлять воспитание именно в процессе учебы, а не в процессе внеучебных мероприятий необходимо потому, что, во-первых, учеба занимает в жизни студента очень большое место и по времени и по значению. Во-вторых, воспитание должно проводиться последовательно и систематически, как и занятие.
Существует несколько путей перестройки учебного процесса. Рассмотрим некоторые из них.
Целеустремленное, планируемое, контролируемое и оцениваемое воспитание отдельных качеств личности через содержание обучения. Этот путь означает выдвижение на первый план методологических основ, методов и идей физики как науки, усвоение программного материала (понятий, законов, формул и т.д.) рассматривается как их конкретизация. Тем самым запланированным результатом преподавания станут не только конкретные знания курса физики, но и знания общефилософских и методологических основ. Это будет способствовать формированию у студента
диалектико-материалистического мировоззрения и научных представлений о физической картине мира.
Рассмотрим вопрос о количественных физических задачах. В школе решение таких задач рассматривается лишь как процесс получения логических выводов из его условий, основанных на анализе и синтезе. Это приводит к формированию у учащихся неверного мнения о том, что надо догадаться, какую физическую формулу подобрать, чтобы с ее помощью найти искомое.
На самом деле речь должна идти о построении абстрактной (обобщенной) физической модели, замене конкретных объектов идеальными, конкретных отношений - соответствующими физическими понятиями. Далее следует установить физический характер описываемого в задаче явления и рассказать о нем, пользуясь физической терминологией. Физическая модель и определяет однозначный выбор формулы для решения.
Усвоение тем и разделов курса желательно начинать с постановки методологических или мировоззренческих проблем, решение которых связано с теми конкретными задачами, которые будут в нем решаться. Тем самым усвоение учебного материала приобретает осмысленный, целенаправленный характер.
При контроле и оценке результатов учебной работы учащихся важно вскрыть не только уровень усвоения конкретных физических знаний, но и уровень овладения умениями использовать эти знания для решения задач, мировоззренческие взгляды и убеждения.
Другой путь - перестройка методов организации и проведения учебного процесса - наиболее приемлем в высшей школе. Главное в нем - изменение функций преподавателя и студентов. 9
Не секрет, что иные преподаватели считают себя основной фигурой, ведущей процесс обучения. А студент - это лишь материал, над которым должен преподаватель работать. Такой подход теоретически несостоятелен, порой даже вреден для обучения и, особенно, воспитания.
Преподаватель, объявляя тему, сам ее объясняет, сам выполняет (демонстрирует) опыты, дает задание, что выучить, что рассчитать, какие главы учебника прочитать. Никакой собственной инициативы не допускается. Это приводит к тому, что школьники бездумно выполняют задания, не проявляя собственного творчества, инициативы.
В таких условиях о целенаправленном развитии личности говорить не приходится, при такой организации обучения нельзя развить у них творческую и общественную активность, социальную зрелость, желание иметь собственное мнение и самостоятельность.
Развитие и формирование полноценной личности со своими убеждениями и взглядами, с хорошо развитыми познавательными возможностями (устойчивым вниманием, хорошей памятью, гибким мышлением, воображением) и индивидуальными способностями происходит лишь вслед-
ствие собственной деятельности: чем активнее учащийся работает над собой, тем сознательнее он это делает, тем более полноценной личностью становится.
Поэтому педагог должен быть вдумчивым, уважительным, ненавязчивым, но целеустремленным руководителем учебно-воспитательной деятельности учащихся.
Возможны различные варианты учебы. Единых рецептов не существует. Каждый преподаватель вправе выбрать любой из возможных вариантов или создать свой собственный, учитывающий местные условия.
Не следует забывать и условия эффективной организации учебнэго процесса, установленные психологами.
Перечислим оснэвные:
1) эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько сознательно учащиеся участвуют в нем, в какой степени цели обучения становятся личностно значимыми.
2) Очень важно, чтобы студенты различали результат и метод, с помощью которого был получен этот результат. Поэтому, изучая какой-нибудь закон, выводя формулу, надо делать это так, чтобы приучить видеть не только конечный итог работы, но и общий прием, который был использован для получения результата. При этом отпадает необходимость заучивания формул, так как студент в любой момент может восстановить забытое с помощью усвоенного общего метода или приема.
3)Формирование личности происходит лишь в собственной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы студенты принимали самое активное участие в организации и проведении учебного процесса.
• 4) Целый ряд свойств личности формируется только в коллективной (кооперативной) деятельности, поэтому следует широко использовать в учебном процессе различные коллективные формы учебной работы.
В заключение скажем, что полезно от устного опроса студентов перейти к коллективному обсуждению изучаемого материала, учитывая результат работы каждого студента.
Таким образом, становится очевидным, что как воспитание, так и обучение, являются обою-доважными при проведении занятий, и следует перейти к решению единой задачи: проводить целенаправленное воспитание в процессе обучения.
EDUCATION IN THE PROCESS OF TEACHING PHYSICS
E.V. Shevchenko, N.A. Khlopenko, A.V. Korzuev (Irkutsk State Medical University)
Some requlations of national doctrine in Russian Federation are considered and the ways of their realization are suggesred on the pattern of teaching the course of medical and biological physics.