Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ТРЕНИНГОВ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕНИНГОВ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
Психофизика / актёр / тренаж / зажим.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А.Н.Кудрявцев

Представленная научная статья по предмету «Актёрское мастерство» для начинающих преподавателей данной специальности является одним из основных в цикле специальных профилирующих дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ТРЕНИНГОВ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal Volume 3 Issue 1 / March 2022 ISSN 2181-063X

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕНИНГОВ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

А.Н.Кудрявцев Kudriavtsoff@mail.ru Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Представленная научная статья по предмету «Актёрское мастерство» для начинающих преподавателей данной специальности является одним из основных в цикле специальных профилирующих дисциплин.

Ключевые слова: Психофизика, актёр, тренаж, зажим.

THE IMPORTANCE OF TRAININGS AND EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING

A.N.Kudryavtsev Kudriavtsoff@mail.ru Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: The presented scientific article on the subject "Acting skills" for beginning teachers of this specialty is one of the main in the cycle of special majors.

Keywords: Psychophysics, actor, training, clamp.

Театр, являясь коллективным видом творчества, создается из художественных вкладов различных творческих специальностей: это и актеры и режиссеры и музыканты и хореографы и многие другие. Коллективность является принципиальным отличием театра от индивидуалистических вида творчества, как, например литературы или живописи.

Особенно важное значение коллективность творчества приобретает в отношении актерских работ. Поэтому принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актерскому мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих "чувства локтя". Упражнения по наработке коллективного "чувства локтя" у начинающих обучение актерскому мастерству адресованы, таким образом, мастеру, руководителю или лидеру группы и должны занять важное место в начале работы коллектива. Эти же упражнения целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать группу перед началом занятия, репетиции.

«Учитесь на том, что трудно и не даётся, а не на том, что легко и самой собой приходит!» заявляет К.С.Станиславский. А что же трудного - выучить текст роли и перемещаться по сцене, следуя указаниям режиссёра-постановщика и уповая на спасительный талант, который «вывезет»? Зачем актёру трудиться над усовершенствованием своих профессиональных умений? Действительно, как будто бы незачем. Только вот смущают примеры из жизни многих крупных артистов во всех областях искусства. Примеры эти говорят, что чем крупнее талант, тем больше он стремится к совершенству и тем больше ищет - в повседневном, подчас изнурительном труде - путей к совершенству своего мастерства. Один из путей повышения мастерства - тренинг. Да, актёру нужна совершенная психотехника. Но приобретается она не с помощью какого -то шаманского тренинга Психотехника рождается в практике, в актёрском опыте. Организм сам нарабатывает и в жизни и в спектаклях нужные навыки, и они становятся подсознательными помощниками в творчестве. Чем опытнее талантливый актёр, тем богаче его психотехника. Станиславский назвал этот путь тренингом и муштрой. И добавил: «Познайте свою природу, дисциплинируйте её и, при наличии таланта, вы станете великим артистом». Своеобразный актёрский тренинг, не похожий на прежние (о них упомянем в теоретическом разделе книги), родился в педагогической практике Станиславского и его учеников. Многие его наброски упражнений ещё не опубликованы и здесь приводятся по архивным документам и по воспоминаниям. Упражнения актёрского тренинга многие десятки лет используются театральной педагогикой, но ещё далеко не в той мере, в какой следовало бы. Станиславский верил, что тренинг - это способ овладения актёрской техникой, и призывал относиться к упражнениям так, как танцор, музыкант, певец относятся к обязательным своим ежедневным экзерсисам и гаммам - гарантии сохранения себя в творческой «форме». Упражнения эти от первых студий двадцатых годов до наших Дней видоизменялись, впитывали современный актёрский опыт и Новейшие психофизиологические открытия, обогащались личными коррективами многих наших педагогов. Выбрать из множества упражнений наиценнейшие, сгруппировать их, как-то классифицировать - дело сложное. Предоставим времени упорядочить актёрский тренинг в соответствии и с практическими задачами актёрского воспитания, и с уровнем современной науки о человеке. Попробуем - пусть временно! - разделить упражнения по психофизиологическому принципу, памятуя о тренинге «памяти пяти чувств», завещанном Станиславским. Да, сегодня уже ясно, что человек обладает не только традиционными «пятью чувствами», но ещё и многими иными, не традиционными, и даже - пока,

только, предполагаемыми. Все же сохраним этот нынешний психофизиологический ориентир.

Кроме тренинга самонаблюдения можно увидеть у Станиславского еще два вида тренинга, объединенных названием "туалет актера". Г.В. Кристи так описывает его содержание: "Туалет актера, по замыслу К.С. Станиславского, это ежедневная тренировка внутренних, психологических и физических качеств, помогающих творчеству актера. "Туалет актера", представляющий собой выжимку из всех упражнений по системе, призван был укрепить, развивать и постоянно совершенствовать артистическую технику. Перед началом студийных показов К.С. часто проводил 20-минутный туалет-настройку, подводящую актеров к нужному самочувствию. "Туалет-настройка" заканчивался обычно коллективным этюдом, непосредственно подводящим к предстоящему показу"

Актерский тренинг, следовательно, должен привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса. Тренинг совершенствует пластичность нервной системы и помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический инструмент актера, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить коэффициент полезного действия всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно. Это его основные задачи.

Рабочие инструменты актера - это его психофизические данные: пластика; моторика; голосовые данные (дикция, связки, дыхательный аппарат); музыкальный слух; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т.д. Соответственно, каждое из этих качеств нуждается в развитии и постоянном тренинге - только это позволяет актеру находится в рабочей форме. Как балетному актеру каждый день приходится начинать с цикла упражнений у станка, оперному - с вокализа и распевок, так драматическому актеру насущно необходимы ежедневные занятия сценической речью и движением.

Использованная литература

1. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т., 1955 г.

2. Кристи Г. «Воспитание актера школы Станиславского», М., 1978 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.