Научная статья на тему 'ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ / ТРЕНИНГ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Н.В.

Автор статьи представляет игровые технологии в обучении детей хореографией. Реализацией данных технологий является игровой тренинг, позволяющий раскрыть и развить творческие способности детей, обучающихся хореографией. Определены значение и составляющие тренинга-игры, его цели и возможные результаты в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

УДК 1

Бондарева Н.В.

Студентка магистр, кафедра социально-культурной деятельности, Алтайский государственный институт культуры и искусств (РФ, г. Барнаул)

Научный руководитель: Матис В.И.

доктор. пед.н. профессор., проф. кафедра социально-культурной деятельности Алтайский государственный институт культуры и искусств

(РФ, г. Барнаул)

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация: автор статьи представляет игровые технологии в обучении детей хореографией. Реализацией данных технологий является игровой тренинг, позволяющий раскрыть и развить творческие способности детей, обучающихся хореографией. Определены значение и составляющие тренинга-игры, его цели и возможные результаты в педагогическом процессе.

Ключевые слова: обучение танцам, тренинг, игровые технологии.

Обучение детей танцам - это сложный и творческий процесс. Обучение танцу является одним из важных факторов формирования не только творческих способностей, но и нравственных качеств личности обучающихся.

Развивая культуру танца у детей младшего возраста, необходимо правильно организовать педагогический процесс преподавания танцев, что позволит наиболее полно раскрыть их творческий потенциал, содействовать эстетическому воспитанию и более успешной адаптации детей в социуме.

Движения, которые осваиваются на занятиях танцами, очень разнообразны: от простых движений отдельными звеньями тела, простых поз и положений до сложных двигательных действий, связанных с максимальным проявлением физических и двигательных способностей. Поэтому овладение одними движениями происходит относительно легко, для их освоения достаточно увидеть выполнение движения или запомнить их название. Овладение другими движениями связано с продолжительной и напряженной работой на тренировочном занятии.

Известно, что только путь многократных повторений упражнений в хореографии является залогом создания прочных навыков, укрепления технологического мастерства. Но даже у самых сознательных и трудолюбивых детей и танцоров это нередко вызывает своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса. Налицо естественная реакция организма на однообразие тренировочных занятий.

Изучение хореографической практики, включенное и косвенное наблюдение за процессом постановки танца в детских хореографических коллективах, мой личный опыт показывает, что деятельность педагогов-хореографов, в большей степени направлена на отработку технических элементов исполнительства танцев. При этом отработка подлинной сценической выразительности и артистичности остается на «втором плане». Исполнители стараются запомнить лексику и «географию» танца, а вот «пережить» определенное состояние, перевоплотиться в какой-либо образ и выразить его пластическими средствами на основе естественного слияния своей индивидуальности с заданной ролью, не всегда способны.

Освоение же достаточно сложного танцевального материала должно проходить в увлекательной игровой форме, иначе процесс обучения танцу превратится в муштру (что нередко встречается в практике педагогов - хореографов). Игра под чутким руководством педагога способствует развитию свободного творческого и эффективного мышления, раскрепощению живой души ребенка, его эмоциональности, непосредственности, открытости, творческих возможностей.

Великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец

всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное

сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель,

15

выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» [1,с.20].

И здесь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Артистичность - это высокое творческое мастерство, художественность [5,с.16]. Артистичность в детской хореографии - это умение выразить эмоции, образ и предложенные обстоятельства в танцевальном номере согласно его сюжету, используя мимику, пантомимику, жесты и голос. Ведь танец это маленькое представление и исполняют его пусть и маленькие, но уже артисты. Запомнить последовательность всех движений, комбинаций и перестановок большая задача для ребенка любого возраста. Отмечая «значимость» развития артистичности у исполнителей, педагоги не всегда в достаточной степени используются, а иногда и вовсе не владеют методиками и технологиями осуществления этого процесса, руководствуясь в своей работе собственной интуицией или чужим опытом. Несомненно, это в значительной степени снижает художественную ценность и эмоциональное восприятие хореографического произведения. Поэтому одной из задач педагога хореографа является развитие артистичности детей, что определяет актуальность данной темы. Для решения этой задачи существуют определенные методики, но есть и масса игр и упражнений на любой возраст, которые можно использовать во время любого урока в качестве разминки или отдыха.

Эти игры и упражнения разносторонние и решают множество дополнительных задач, таких как развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения, снятие зажимов и раскрепощение, постановка дыхания, сплочение детского коллектива, дарят эмоциональный заряд и уверенность и, конечно же, развитие актерских способностей юных танцоров.

Развитие актерских способностей, в ходе постановочной работы, легче и

продуктивнее, так как ребенок, получив необходимые знания, отработав основные

16

актерские качества, в упражнениях, этюдах, может реализовать свой приобретенный актерский потенциал в конкретном танце.

Развитие актерского мастерства детей-исполнителей танцев целесообразно, на наш взгляд, организовывать с помощью специализированного тренинга-игры, сочетающего в себе педагогические, театральные и игровые методики. Для детей младшего школьного возраста игровая деятельность является достаточно актуальной. Поэтому театрально-игровой тренинг будет естественной формой его существования и развития. Тренинг помогает детям раскрыть свои возможности и не потерять себя в процессе взросления, сохранить наивность и искренность, чистоту и совершенство младенчества, постигая этот мир через любовь.

Театральный тренинг выступает как система упражнений, направленных на развитие и совершенствование актёрских способностей, исполнителей.[5,с.12] В настоящее время существует огромное множество театральных тренингов, авторами которых являются талантливейшие театральные деятели. Для хореографического искусства неоценимую важность и необходимость представляет - психофизический тренинг, открытый К.С.Станиславским. В данном тренинге Станиславский пытался создать для артиста такую внутреннюю (духовную) и внешнюю (телесную) технику, которая помогала бы ему творить на сцене. Система Станиславского, а точнее «её законы обязательны для всех видов сценического искусства», - писал К. С. Станиславский - «ибо танцор не может двигаться без души, а душа музыканта погибнет без движения его рук».[4,с.67]

Таким образом, содержанием психофизического тренинга будут элементы актерских способностей: внимание, воображение, общение, мышечная свобода, эмоциональная память, волевой сценический жест, выразительность, эмоциональность.

Главные цели тренинга можно было бы определить следующим образом: возвращение человека к себе, к своей творческой природе через освобождение физического и психического, раскрытие и развитие духовного потенциала, подготовка к сценическому перевоплощению.

Игровой метод, является доминирующим, поскольку процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений школьниками, а также вызывает интерес к занятиям.

Рассмотрим составляющие театрального тренинга-игры, раскрывающие в той или иной мере актерские возможности юных танцоров:

• Игры на формирование сплоченного коллектива, танцевальных пар; -большей частью представлены коллективными играми или играми по парам, формирующими у детей коллективизм, чувство локтя и ответственность за партнеров. В ходе включаемых в занятие игр вырабатывается и то психологическое соответствие партнеров коллективу, которое важно в условиях массовых и сольных выступлениях.

• Игры на развитие творчества, выразительности - Игры способствуют развитию памяти ребенка, вырабатывают устойчивость произвольного внимания, совершенствуют творческую активность. Использование на занятиях игрушек, ярких атрибутов помогает детям более выразительно исполнять движения и украшает любой танец, делает его ярким и радостным. Суть данного метода в том, что необходимо подобрать для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей.

• Игры на снятие психологических зажимов - Для снятия мышечных и психологических зажимов у детей необходимо включать в занятия упражнения и игры на расслабления различных групп мышц: «Колбаски»; «Ловушка для птиц»; «Дискотека». Бывает, что дети очень эмоционально возбуждены и неорганизованные на занятии - в этих случаях можно использовать игру «Невидимки», «Займи свое место».

• Игры на формирование уверенности на сцене - Одной из форм,

позволяющей осуществлять психологическую готовность к выступлениям в

системе уроков, является применение музыкальных этюдов в форме игры, где в

условиях показа закрепляются и совершенствуются разучиваемые упражнения.

Такие игры являются своего рода моделью для формирования у танцора

определенного психологического стереотипа. Ее можно назвать тренировкой

18

эмоций, эмоционально-художественным воспитанием, помогающим ребенку легче встретить и перенести то большое нервное напряжение, которое обрушивается на него в ответственный момент концертного выступления. Тренинг может помочь ребёнку вернуться вовнутрь себя, научиться раскрепощаться, не бояться раскрыть перед зрителем свою душу и показать свой внутренний мир, своё восприятие в движении и эмоциях.

Реализация театрального тренинга у детей младшего школьного возраста способствует:

• развитию познавательных процессов. В ходе тренинга, возможно, добиться концентрации внимания, сосредоточенности; дети научатся использовать и давать волю своему воображению, фантазии.

• освобождению от мышечных зажимов, что позволит детям познать своё тело, его возможности и свободно им управлять.

• освобождению от психологических зажимов, зажатости, стеснения, боязни выразить своё творчество в движении.

• формированию сплочённого творческого коллектива, где преобладает радость за успех других, взаимопомощь, понимание, взаимовыручка, поддержка и коллективное творчество.

• развитию эмоциональности и выразительности движений.

• развитию мимики.

И как результат театральной игры-тренинга может найти выражение в следующих важных компонентах успешности педагогического процесса:

• Радость от игр дарит детям ощущение комфорта, эмоциональный заряд и положительные ассоциации с занятиями.

• Расслабление мышц лица. Убираются такие зажимы как поджимание и прикусывание губ, высунутый язык.

• Использование масок. Овладевают набором основных выражений лица, могут использовать их по заданию.

• Улыбка. Собственно её наличие это уже большой результат. Произвольная улыбка в течение некоторого времени это ещё большее достижение.

• Раскрепощенность движений. Дети произвольно двигаются легче и свободнее, умеют замирать, легко выбирают позы, ориентируются и используют пространство.

• Обогащенная фантазия и более развитое внимание.

В заключение необходимо сказать, что все это - в совокупности специальных приемов и элементов театрального игры-тренинга, дает юному исполнителю бальных танцев возможность к реализации актерских способностей на сцене и, соответственно, проявлению высокого уровня исполнительства.

Список литературы:

Захаров, Р. В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. - М.: Искусство, . -2005 с.

Полякова Э.А. Театральный тренинг как средство развития актерских способностей исполнителей в детском хореографическом коллективе: метод. рекомендации /Э,А,Полякова.- Иркутск: 2012.- 86с. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 256с.

Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания : дневник ученика / К. С. Станиславский. - СПб. : Прайм-Еврознак: Владимир: ВКТ, 2008. - 478с.

Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. - Екатерибург: Издательство АМБ, 2005.-160с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.