Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ В ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ В ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЗМ / ХОРЕОГРАФИЯ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АРТИСТИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Владимир Васильевич

В статье проводится анализ понятия «артистизм». Рассматриваются качества артистизма в контексте хореографической подготовки (исполнительский артистизм, педагогический артистизм). Определяются структурные взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты артистизма в процессе занятий хореографией: психофизические, эмоционально-смысловые и художественно-исполнительские. Предлагается ряд организационно-педагогических условий для эффективного развития артистизма у детей в процессе занятий хореографией в любительских коллективах (учет психолого-физиологических особенностей обучающихся, наличие школы подготовки, включении в учебно-воспитательный процесс специальных артистических заданий, наличие в коллективе сценической практики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ARTISTRY IN CHILDREN IN THE PROCESS OF CHOREOGRAPHY IN AMATEUR GROUPS

In the article analysis of the concept of «artistry». The qualities of artistry in the context of choreographic training (performing artistry, pedagogical artistry) are considered. The structural interrelated and complementary components of artistry in the process of choreography are determined: psychophysical, emotional-semantic and artistic-performing. A number of organizational and pedagogical conditions for the effective development of artistry in children in the process of choreography in amateur groups (taking into account the psychological and physiological characteristics of students, the presence of a training school, the inclusion in the educational process of special artistic tasks, the presence in the team of stage practice).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ В ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ»

Раздел 2 • Любительское хореографическое творчество в России... УДК 793.3.077-053.2

В. В. Сергиенко

Организационно-педагогические условия развития артистизма у детей в процессе занятий хореографией в любительских коллективах

В статье проводится анализ понятия «артистизм». Рассматриваются качества артистизма в контексте хореографической подготовки (исполнительский артистизм, педагогический артистизм). Определяются структурные взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты артистизма в процессе занятий хореографией: психофизические, эмоционально-смысловые и художественно-исполнительские. Предлагается ряд организационно-педагогических условий для эффективного развития артистизма у детей в процессе занятий хореографией в любительских коллективах (учет психолого-физиологических особенностей обучающихся, наличие школы подготовки, включении в учебно-воспитательный процесс специальных артистических заданий, наличие в коллективе сценической практики).

Ключевые слова: артистизм, хореография, любительские хореографические коллективы, исполнительский артистизм, педагогический артистизм, организационно-педагогические условия.

Vladimir V. Sergienko

Organizational and pedagogical conditions for the development of artistry in children in the process of choreography in amateur groups

In the artcle analysis of the concept of «artistry». The qualities of artistry in the context of choreographic training (performing artistry, pedagogical artistry) are considered. The structural interrelated and complementary components of artistry in the process of choreography are determined: psychophysical, emotional-semantic and artistic-performing. A number of organizational and pedagogical conditions for the effective development of artistry in children in the process of choreography in amateur groups (taking into account the psychological and physiological characteristics of students, the presence of a training school, the inclusion in the educational process of special artistic tasks, the presence in the team of stage practice).

Key words: artistry, choreography, amateur choreographic collectives, performing artistry, pedagogical artistry, organizational and pedagogical conditions.

Одной из наиболее актуальных проблем, связанных с хореографической подготовкой в любительском творчестве на сегодняшний день, является вопрос формирования и развития артистизма у детей. Ведь в аспекте выразительности танцевального искусства определяющая роль отводится именно ему, т. к. только подлинное перевоплощение, которое стремится к предельной точности и выразительности хореографического образа, может запечатлевать в танце чувства, мысль, душевное состояние героев произведения.

Section 2 • Amateur choreographic creativity in Russia...

Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, передаваемые на сценической площадке. При подлинном мастерстве и артистизме, действия юных танцоров на сцене превращаются во взаимосвязь со зрителем, который эмоционально откликается на чувственный посыл исполнителей1.

Интересен тот факт, что само понятие «артистизм» чрезвычайно сложно и многомерно. Оно вбирает в себя множество признаков. При этом на каждом последующим этапе своей эволюции расширяется содержание этого понятия, дополняя его актуальными смыслами, характеристиками и требованиями.

В контексте хореографической подготовки артистизм следует рассматривать в двух качествах:

1. Исполнительский артистизм - совокупность специальных способностей (способность к перевоплощению, обаяние, заразительность, убедительность, эмоциональная подвижность, благоприятные внешние данные, человеческая ценность), связанных с физической организацией исполнителей, с особенностями эмоционального аппарата, своеобразным творческим мышлением;

2. Педагогический артистизм - способность к органическому существованию в условиях педагогического процесса, внутреннее изящество, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, умение выстраивать свое поведение в те моменты, когда оказание педагогического воздействия одним только естественным чувством, лишенным педагогической заданности и воздействующей сверхзадачи, не приводит к желаемому результату и необходимо сознательно созданное поведение в соответствии с ситуацией2.

Отметим, что разработка теоретических трудов, попытки более глубокого истолкования, а также основательного раскрытия характера, сути содержания понятия «артистизм» связаны с такими именами как: Ю. П. Азаров, В. М. Букатов, О. С. Булатова, П. М. Ершов, А. П. Ершова, Б. Е. Захова, Б. Я. Землянский, И. А. Зязюн. Изыскания, детальный анализ, разработка статей и трудов в вопросе содержания и роли артистизма ведутся и в настоящее время такими учеными как: Р. К. Бажанова (рассматривает феномен артистизма), Д. А. Белухин (трактует артистизм, как личностно-адаптацион-ный комплекс), Г. А. Гарипова (исследовала формы и методы театральной педагогики). Несмотря на то, что данные исследования относятся к структуре театральной педагогики, необходимо подчеркнуть, что хореографическое искусство также неразрывно связанно со сценическим действием и воздействием на зрителя, поэтому в хореографическом искусстве, а сле-

Раздел 2 • Любительское хореографическое творчество в России...

довательно, и в обучении хореографии артистизм является необходимым компонентом.

Вместе с тем, на наш взгляд, в процессе хореографической подготовки в любительских коллективах в последнее время все чаще наблюдается тенденция к формированию по большей части необходимых технических умений и навыков, и не уделяется должного внимания вопросу артистизма.

В этой связи возникает необходимость выявления организационно-педагогических условий для эффективного развития артистизма у детей в процессе занятий хореографией в любительских коллективах.

К первому условию следует отнести учет психолого-физиологических особенностей обучающихся. В процессе обучения важную роль играет понимание педагогом психологических и физиологических особенностей воспитываемых танцоров на разных этапах подготовки, т. к. именно от возраста, психологического состояния, телосложения, свойств мышц, интеллекта, физического здоровья, характера, творческих способностей и трудоспособности конкретного человека зависит его дальнейшая творческая судьба. Педагогам не только необходимо учитывать степень физической нагрузки и уровень сложности объясняемого материала, но и разумно соотносить возраст своих воспитанников и подобранные для них художественные образы, которые они будут воплощать на сцене. Также, исходя из возрастных особенностей, следует учитывать выбор художественно-выразительных средств, необходимых для данного воплощения (лексика танца, драматургия постановки, музыкальное оформление, костюм и пр.)

Воспитание и обучение творческой и артистичной личности во многом определяет школа подготовки, ее традиции, направления и мастерство педагога. Школа должна развивать не только техническое совершенство, но и здоровый, высокий художественно-эстетический вкус, вдумчивое отношение к содержанию музыки и своим действиям на сцене. В процессе подготовки педагогам также необходимо развивать в воспитанниках интеллектуальное и творческое мышление, мышечную свободу в процессе движений, мимические и пантомимические навыки, сценическое дыхание.

Далее отметим, что полноценный процесс воспитания артистизма у юных танцоров также возможен лишь, при включении в учебно-воспитательный процесс специальных артистических заданий, направленных на освоение основных элементов театральной выразительности и возможности перевоплощения; раскрытие предлагаемых обстоятельств; создание творческой атмосферы. Не лишним в данном случае будут артистический показ преподавателя и демонстрация тематических видеозаписей.

Следующим важным условием является наличие в коллективе сценической практики. Ведь истинное развитие и раскрытие артистичности

Section 2 • Amateur choreographic creativity in Russia...

происходит именно в момент живого, прямого контакта исполнителя с восприятием зрительских реакций и их эмоциональных оценок. Разумеется, для того чтобы участники могли не только выйти на сценическую площадку, но и, прежде всего, достойно и органично существовать на ней, им необходимо пройти определенную профессиональную подготовку и репетиционный период, для того, чтобы в итоге соответствовать уровню требований, предъявляемых зрителем и сценой.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие артистизма в процессе занятий хореографией связан, с физической организацией, со своеобразным интеллектуальным и творческим мышлением, с умением управлять своим психическим самочувствием.

Артистизм включает следующие взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты: психофизические, эмоционально-смысловые и художественно-исполнительские. В их содержание входят: развитое воображение, фантазия, внимание, память, эмоциональная заразительность, мимическая и пластическая выразительность, способность перевоплощения, создание на сцене соответствующей атмосферы, раскованность, сценическая свобода, музыкальность, обаяние.

Особенно важно для педагогов помнить, что воспитание артистизма у юных танцовщиков должно основываться на высоких нравственно-этических и эстетических принципах хореографии.

Примечания

1 Богданов Г. Ф. Методика педагогического руководства хореографическим любительским коллективом: учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Ф. Богданов. Москва: Юрайт, 2018. C. 94.

2 Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. 2-е изд. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011. С. 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.