Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ПЕДАГОГА'

ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИИ / ТЕРПИМОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лехтянская Лариса Владимировна, Ковальчук Оксана Владиславовна

В статье анализируется сущность и значение толерантности в культуре современного человека и педагога. Авторы рассматривают особенности толерантного поведения людей в современном обществе, детей и преподавателей в школе. Опираются на определение понятия в широком смысле слова «толерантность», которое означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою правоту. Описывают тенденции современного мира, который движется в направлении усиления личностного. Обращают внимание на то, что обществу требуется механизм коммуникации, в основе которого не равнодушие к любому поведению, а уважение. Рассматривают понятие толерантности, как признание за другим человеком права быть не таким, как большинство. Показывают, что важным для человека является сохранение возможности быть другим, отличным от многих, благодаря толерантному отношению общества. Описывают толерантность, которой обладает большая часть нашего общества. Авторы показывают влияние различных характеристик моральных, социальных, а так же взглядов людей, которые отличны от общепринятых обществом. При такой большой разнице между людьми очень сложно удерживать равновесие, и именно поэтому в обществе возник феномен толерантности. Толерантность - качество человека, проявляющееся к взглядам, обычаям, традициям и различиям окружающих его людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF TOLERANCE IN THE CULTURE OF A MODERN HUMAN AND TEACHER

The article analyzes the essence and significance of tolerance in the culture of a modern person. The authors consider the features of tolerant behavior of people in modern society. They rely on the definition of the concept in the broad sense of the word "tolerance", which means tolerance for other people's opinions and actions, the ability to relate to them without irritation. In this sense, tolerance is a rare character trait. A tolerant person respects the beliefs of others without trying to prove that they are right. They describe the tendencies of the modern world, which is moving towards the strengthening of the personal. Pay attention to the fact that society needs a communication mechanism based not on indifference to any behavior, but on respect. They consider the concept of tolerance as a recognition of another person's right to be different from the majority. They show that it is important for a person to preserve the ability to be different, different from many, thanks to the tolerant attitude of society.Describe the tolerance that most of our society has. The authors show the influence of various characteristics of moral, social, as well as the views of people, which are different from those generally accepted by society. With such a big difference between people, it is very difficult to maintain balance, and that is why the phenomenon of tolerance has arisen in society. Tolerance is a quality of a person that manifests itself in the views, customs, traditions and differences of the people around him.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ПЕДАГОГА»

LEKHTYANSKAYA Larisa Vladimirovna and others

THE IMPORTANCE OF TOLERANCE IN THE CULTURE...

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

VTTk" IГ^ /Ti I02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

J /o.IZO |(сс) (JJCS> Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/knz4-2021-1003-0005 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ПЕДАГОГА © Автор(ы) 2021 SPIN: 1523-1920 AuthorID:740395 ORCID: 0000-0002-0030-9775

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Гуманитарных и социально- экономических дисциплин», научный сотрудник отдела учебно-воспитательной и научной работы Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка (692900, Россия, Находка, улица Озёрная, 2 ,e-mail: lirika20042004@mail.ru)

SPIN: 4819-7293

AuthorlD: 991182

ORCID: 00000-0002-2707-3846

КОВАЛЬЧУК Оксана Владиславовна, старший преподаватель, кафедры «Гуманитарных и социально- экономических дисциплин» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка (692900, Россия, Находка, улица Озёрная, 2 ,e-mail: dmitruk77@mail.ru) Аннотация. В статье анализируется сущность и значение толерантности в культуре современного человека и педагога. Авторы рассматривают особенности толерантного поведения людей в современном обществе, детей и преподавателей в школе. Опираются на определение понятия в широком смысле слова «толерантность», которое означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою правоту. Описывают тенденции современного мира, который движется в направлении усиления личностного. Обращают внимание на то, что обществу требуется механизм коммуникации, в основе которого не равнодушие к любому поведению, а уважение. Рассматривают понятие толерантности, как признание за другим человеком права быть не таким, как большинство. Показывают, что важным для человека является сохранение возможности быть другим, отличным от многих, благодаря толерантному отношению общества. Описывают толерантность, которой обладает большая часть нашего общества. Авторы показывают влияние различных характеристик моральных, социальных, а так же взглядов людей, которые отличны от общепринятых обществом. При такой большой разнице между людьми очень сложно удерживать равновесие, и именно поэтому в обществе возник феномен толерантности. Толерантность - качество человека, проявляющееся к взглядам, обычаям, традициям и различиям окружающих его людей.

Ключевые слова: культура, общество, коммуникации, терпимость, внешняя толерантность, внутренняя толерантность, интолерантность, толерантность, толерантное поведение.

THE IMPORTANCE OF TOLERANCE IN THE CULTURE OF A MODERN HUMAN AND TEACHER

© Author (s) 2021

LEKHTYANSKAYA Larisa Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Researcher of the Department of Educational and Educational and Scientific Work

Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka (692900, Russia, Nakhodka, Ozernaya street, 2, e-mail: lirika20042004@mail.ru) KOVALCHUK Oksana Vladislavovna, Senior Lecturer, Department "Humanitarian and socio-economic disciplines" Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka (692900, Russia, Nakhodka, Ozernaya street, 2, e-mail: dmitruk77@mail.ru) Abstract. The article analyzes the essence and significance of tolerance in the culture of a modern person. The authors consider the features of tolerant behavior of people in modern society. They rely on the definition of the concept in the broad sense of the word "tolerance", which means tolerance for other people's opinions and actions, the ability to relate to them without irritation. In this sense, tolerance is a rare character trait. A tolerant person respects the beliefs of others without trying to prove that they are right. They describe the tendencies of the modern world, which is moving towards the strengthening of the personal. Pay attention to the fact that society needs a communication mechanism based not on indifference to any behavior, but on respect. They consider the concept of tolerance as a recognition of another person's right to be different from the majority. They show that it is important for a person to preserve the ability to be different, different from many, thanks to the tolerant attitude of society.

Describe the tolerance that most of our society has. The authors show the influence of various characteristics of moral, social, as well as the views of people, which are different from those generally accepted by society. With such a big difference between people, it is very difficult to maintain balance, and that is why the phenomenon of tolerance has arisen in society. Tolerance is a quality of a person that manifests itself in the views, customs, traditions and differences of the people around him.

Keywords: culture, society, communication, tolerance, external tolerance, internal tolerance, intolerance, tolerance, tolerant behavior.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами

Основу механизма коммуникации должны в развитом обществе составлять соучастие, сопереживание, не равнодушие в отношении к разному типу поведения. Коммуникация должна основываться на уважении, почитании исторических основ культуры разных наро-

дов и народностей, гарантии свободы самовыражения в пределах, ограниченных свободой другого. Терпимость к иному, различному от имеющегося, представляет суть понятия толерантность. Человек, имеющий свойство проявлять толерантность по отношению к другим людям, общественным явлениям должен стать образцом, примером для подражания. Необходимо выделить важный момент, что человек, толерантный не тождественно

22

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна и другие ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КУЛЬТУРЕ...

понятию безразличный. Присутствие своего мнения на предмет, явление или поступок, вопрос, событие и предполагает появления толерантности, если на эти же явления, события, предметы, действия у других членов общества присутствует другая точка зрения. Возникновение экспрессивности в оценке, агрессии в ответах на отличное мнение - говорит о плохом воспитании, нетерпимости к окружающим, и, следовательно, отсутствие толерантности у человека. Если какие - либо действия других членов общества идут в противовес существующим у человека, необязательно для себя допускать возможность делать то, что чуждо вашим убеждениям или характеру.

Толерантность просто гарантирует другим людям иметь право делать то, что они считают нужным. Или быть такими, какими они стали или родились.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Мир, который нас окружает, является живым организмом, в котором происходит общение людей. Приоритеты общечеловеческих ценностей, которые положены в основу построения демократического общества, представляют собой толерантность. Возникает в настоящее время тенденция к отсутствию толерантности в отношениях между людьми. Понятие толерантности не рассматривается обществом в системе моральных или нравственных ценностей современного индивида. В настоящее время возникают причины социального характера, которые вопрос о воспитании толерантности в социуме делают актуальным в практическом направлении. Важной задачей является воспитание толерантности. Необходимо для реализации этой задачи научить подрастающее поколение жить в мире и согласии, составлять диалог и взаимодействие с позиций равноправия, уважения и любви. Деятельность преподавателей, предусмотренная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом высшего образования, рассматривается с позиции толерантности. Толерантность определяется как личностное качество обучающегося, его нравственная позиция. Понятие толерантность в современном обществе является важной характеристикой человека как субъекта деятельности, поведения, общения, культуры [1].

Исследователями выделен оптимальный уровень толерантности, который определяется особенностью развития человека. Оптимальная толерантность -способность бесконфликтно интегрировать людей в группы, обеспечивает развитие человека и общества путём принятия нового, что предполагает сохранение единства группы, общества, человеческой личности. А так же восприятие самого себя в целостности и последовательности мыслей и поступков. В статье «Современный мир и проблема толерантности» Архиповой М.Л. анализируется сущность и смысл толерантного и интолерант-ного поведения людей. Страх разного происхождения: неприятных последствий, наказания со стороны другого человека, администрации-начальства, общества. В момент возникновения страха человек не замечает, что поведение стало «толерантным». Следствием этого - проявление терпимости в определённых условиях. Такая реакция становится привычной, закрепляясь на поведенческом уровне. Через некоторое время человек устойчиво начинает демонстрировать толерантное поведение. В данном случае, если толерантность не внутренняя убеждённость, личная позиция, а устойчивость, проявляющаяся только в рамках конкретной деятельности, например, профессиональной. Под влиянием искусства и культуры при внедрении идеи терпимого отношения в сознании человека в основном, на эмоциональном уровне формируется толерантное поведение [2].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания).

При исследовании были использованы методы теоретического блока: проведён анализ работ исследователей в области данной темы, учебной и методической литературы. Эмпирические методы: констатация, опрос работающего населения, наблюдение.

Продемонстрировать необходимость изучения и использования явления толерантность в деловом общении для успешной профессиональной деятельности. Описать методы и приёмы, используемые в деловом общении. Выделить главные преимущества реализации обучения толерантности в деловом общении, в образовательном процессе. Достижение цели определяется с учетом потребностей всех взаимодействующих субъектов общения. Продуктивное и эффективное сотрудничество

- это задача коммуницирующих, которые обязательно должны проявлять толерантность в процессе делового общения. Наука «деловое общение» имеет свой метод анализа деловых ситуаций. Социальная функция служит основой для формирования и определения методологического базиса делового общения, проявляющегося в этой связи толерантного поведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Люди создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений. Взаимоотношения, возникающие во время делового общения, составляют большую часть времени, которые человек проводит в организации. Человек как личность не может существовать без другого, себе подобного. Ряд философов рассматривают категорию «Другой» в качестве центральной категории [3]. Познать человека можно только тогда, когда он вступает в диалог с другим человеком. В силу ряда обстоятельств: жизненного опыта, окружающей среды, в которой рос и воспитывался человек, происходит собственное восприятие ситуации, в которой приходится быть.

Такой взгляд на общество, при котором определённая группа считается центральной, а все остальные группы соизмеряются и соотносятся с ней, называется этноцентризмом [4]. На данном этапе развития общества и самого человека существует проблема формирования толерантности. Этому предшествовали множество причинно - следственных ситуаций. Во - первых, произошло расслоение мировой цивилизации в вопросах экономики, социальным вопросам. В связи с этим стала расти нетерпимость; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений. Актуальным является высказывание философа Ю.А.Шрейдера, который отметил, что самая страшная, из грозящих катастроф - уничтожение человечества на Земле, антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке. Для развития и реализации идей толерантности необходимы условия. Важно рассматривать их с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разного уровня [4].

ОБСУЖДЕНИЕ

Толерантность при анализе ее сути можно условно разделить на 4 типа. Во-первых, толерантность - безразличие к существующим взглядам, рассматривается как не важное явление, в сравнении с проблемами, с которыми сталкивается общество. Во-вторых, отсутствие взаимопонимания, уважение к другому человеку, с которым не получается взаимодействия. В-третьих, в качестве снисхождения к слабости, с долей презрения к ним. В

- четвёртых, как получение опыта. Толерантность проявляется в качестве уважения к позиции другого, с проявлением коррекции своей позиции в результате критического диалога [5].

Рассмотрим ключевые принципы толерантности. Во-первых, исключение насилия, как средства давления и принуждения принять идею. Во- вторых, свобода выбора. В - третьих, усилие над собой в принятии мнения, без принуждения другого. Возникновение страха в момент

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика

23

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

принуждения со стороны другого, вызывает нетерпимость. Но в качестве воспитательной меры может дисциплинировать людей, формируя определённые нравы. В- четвёртых, соблюдение законов, обычаев и традиций несёт в себе удовлетворение общественных потребностей, и является существенным моментом развития в правильном направлении. В - пятых, отличие другого по национальным, культурным, религиозным признакам без возникновения нетерпимого отношения. Для достижения равновесия, целостности и нравственности общества необходимо толерантное отношение каждого.

Чтобы оценить уровень толерантности в обществе необходимо рассмотреть, как социальные институты позиционируют это направление, степень разделения ценности толерантности в социальных группах, в различных сферах общества. Изучить причины иного отношения в обществе. Способствовать возникновению толерантных установок [6].

Положительные моменты толерантности:

- ведет к гуманности и пониманию других людей;

- помогает преодолеть страхи, связанные общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;

- способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;

- посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Отрицательные моменты толерантности:

- позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;

- выступает способом разрушения традиционного уклада, религий;

- невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;

- многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;

- может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;

- в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.

Саморазвитие, умение делать собственный выбор при принятии другого человека, обеспечивает стабильное состояние общества - в этом проявляется толерантность, как результат. Рассмотрим два вида толерантности. Первый вид - толерантность внешняя, которая проявляется к другим. В данном случае это убеждение, в том, что у каждого человека есть своя позиция, которая может заключаться в другом мнении, отличающемся от того, какое имеем мы. Данный вид толерантности выражает культуру поведения в обществе. Второй вид характеризуется внутренней устойчивостью. Это умение владеть собой при возникновении неожиданных ситуаций, конфликтов, стресса.

Исследования в области личностной толерантности показывают, что внедрение идеи толерантности имеет следующее соотношение: на десять процентов толерантных субъектов приходится девяносто процентов интоле-рантных. Первые имеют слишком высокий уровнем толерантности, вторые - очень низкий. Проводимые исследования среди педагогических работников, для которых толерантность является профессиональным требованием, уровень толерантности так же составляет десять процентов, а уровень нетерпимость - сорок пять процентов, частичный, ситуативный составляет сорок пять процентов. Были проведены исследования в отношении уровня толерантности среди групп учащихся среднего профессионального образования. Уровень толерантности по отношению друг к другу однокурсников составил 85 процентов, а уровень нетерпимости- 15 процентов. В 24

связи с данными исследования можно сделать вывод, что в более раннем возрасте - больший процент толерантности в отношении других, чем в зрелом возрасте. Следовательно, формирование в обществе терпимости, необходимо формировать с раннего детства. Примерами для этого могут служить литературные произведения, взаимоотношения в семье, в школе, в образовательной среде. Для этого необходимо больше внимания уделять культуре общения, поведения и взаимоотношений в обществе.

Важным является разработка социальных механизмов регулирования принимать - не принимать мнение иного, другого. Это касается всех сфер функционирования общества.

ВЫВОДЫ

В обществе явление толерантности тесно связано с экономической и психологической стабильностью, что проявляется отсутствием тревоги и устойчивым психологическим состоянием населения. Чем выше эти основные компоненты - тем выше уровень толерантности населения. В детском и подростковом возрасте, как показали исследования, высокий уровень толерантности обусловлен стабильным жизненным состоянием. Школьники и студенты живут в семье с родителями, которые обеспечивают их экономическую и эмоциональную стабильность. Поэтому и уровень толерантности в этой среде является высоким. Взрослое население больше подвержено стрессам из-за финансовых вопросов, вопросов трудоустройства, поэтому уровень тревожности намного выше, чем у детей и подростков. Поэтому зависимость от этих важных условий способности быть толерантным находится в прямой зависимости. В настоящее время, особенно в педагогической среде необходима психологическая и педагогическая работа, которая бы служила формированию оптимального толерантного мировоззрения. В основе этого должны быть исследования действия механизмов и условий личностного роста и совершенствования [8].

Вопрос толерантности становится актуальным в период возникновения у людей видения своей уникальности. То, какое существует в социуме доминирующее сознание, начинают проявляться разные виды толерантности. Если в обществе есть неоднородность по разным критериям, то чтобы обеспечить равновесие и стабильность, необходима терпимость.

Воспитание терпимости у подрастающего поколения становится важной задачей для педагогов и общества. От уровня терпимости зависит умение понимать, уважать мнение друг друга, строить взаимодействие, избегать конфликтов и мирно сосуществовать в обществе.

Список литературы:

1. Балакирева Э.В. и др. Технологии формирования толерантности: Учебно-методическое пособие / Э.В. Балакирева, Е.И. Бражник, М.Н. Липинская, Э.И. Сундукова. — СПб. : Астерион, 2019. — 72 с.

2. Современный мир и проблема толерантности, Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» А. М.Лутфуллаевна 2018.

3. Проблема насилия и эпистемологического исключения в философии Энрике Дусселя 2015 год

4. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 1997. Страница 60

5. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 8

6. Дробижева Л., Головаха Е. (ред.) Национально-гражданские идентичности и толерантность. 26 октября 2014 г.

7.https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/14525-ponyatie-tolerantnosti-v-sovremennom-mire

8. Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему [текст] / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. М., 2003. 523 с.

Статья поступила в редакцию 28.07.2021

Статья принята к публикации 27.08.2021

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.