Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА У СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1601
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / НАВЫК / ПРАКТИКА / ПУБЛИКА / КОММУНИКАЦИЯ / ORATORY / SKILL / PRACTICE / AUDIENCE / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лехтянская Лариса Владимировна, Мовчан Алина Владиславовна

Цель: рассмотреть и теоретически обосновать правила и приёмы коммуникативного общения, техники речевого взаимодействия с аудиторией. Методы: изучение речевой деятельности человека, которая осуществляется с помощью обмена информацией посредством текстов. Взаимодействие оратора с группой лиц, с помощью коммуникативного акта для сообщения информации, что повлечёт за собой определённую деятельность или наоборот бездействие. Авторы рассматривают разные техники произнесения речи, предлагают постоянно тренировать этот навык разными способами: говорить скороговорки, пересказывать тексты и т.д. Формирование мастерства ораторского выступления длительный и трудоёмкий процесс, которому необходимо учиться постоянно, используя специальную литературу. Навык ораторского мастерства поможет общаться, способствуя качественному взаимодействию между людьми в коллективе. Результаты : благодаря данному исследованию авторы пришли к следующим выводам, которые дают право говорить о том, что мысли человека формируются с помощью сознания, но донести их до окружающих может не каждый человек. Развивать ораторское мастерство нужно с ранних лет. Начиная с выразительного чтения стихотворений и эпизодов литературных произведений. Выразить своё отношение к какому-либо явлению, доказать свою позицию по отношению того или иного события, доказать свою правоту можно не только с помощью правильных аргументов, но и мастерства оратора. Студенту на протяжении многих лет обучения, предоставляется возможность освоить искусство ораторского выступления на практических занятиях, семинарах, выступлений на конференциях. Трудности, возникающие при ответе на зачёте или экзамене, у студентов возникают часто не из-за отсутствия знаний по данному предмету, а из-за отсутствия мастерства, которое нужно, когда произносится речь. Быстро логично, грамотно сказанная речь - залог успеха в любой ситуации. Приёмы и методы, которые авторы рассматривают в данной статье, помогут студентам и многим другим людям понять формулу успешного владения мастерством публичного выступления. Речь, построенная на знании законов убеждения и произнесённая с учётом правил речевого взаимодействия поможет не только в обучении в ВУЗе, но и в дальнейшей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPEAKING SKILLS IN STUDENTS

Purpose: to consider and theoretically substantiate the rules and techniques of communicative communication, techniques of speech interaction with the audience. Methods: the study of human speech activity, which is carried out through the exchange of information through texts. The interaction of the speaker with a group of persons, using a communicative act to communicate information, which will entail a certain activity or, on the contrary, inaction. The authors consider different techniques of speaking, suggest constantly training this skill in different ways: speaking tongue twisters, retelling texts, etc. The formation of the mastery of public speaking is a long and laborious process, which must be constantly learned using special literature. Speaking skill will help communicate, promoting quality interaction between people in a team. Results: thanks to this study, the authors came to the following conclusions, which give the right to say that a person's thoughts are formed with the help of consciousness, but not every person can convey them to others. It is necessary to develop public speaking skills from an early age. Starting with expressive reading of poems and episodes of literary works. You can express your attitude to any phenomenon, prove your position in relation to this or that event, prove your case not only with the help of correct arguments, but also with the skill of an orator. Over the course of many years of study, the student is given the opportunity to master the art of oratorical performance in practical classes, seminars, and presentations at conferences. Difficulties that arise when answering a test or exam often arise for students not because of a lack of knowledge in this subject, but because of the lack of skill that is needed when making a speech. Quickly logical, well-spoken speech is the key to success in any situation. The techniques and methods that the authors consider in this article will help students and many other people understand the formula for successfully mastering the skill of public speaking. A speech based on knowledge of the laws of persuasion and delivered taking into account the rules of speech interaction will help not only in studying at a university, but also in later life

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА У СТУДЕНТОВ»

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна и другие ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА ...

УДК 37.026.9

DOI: 10.26140/knz4-2021-1001-0008

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА У СТУДЕНТОВ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1523-1920 ORCID: 0000-0002-0030-9775

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, научный сотрудник научно-исследовательского отдела МОВЧАН Алина Владиславовна, студент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка (692913, Россия, Находка, улица Озёрная,2, e-maiLiirika20042004@mail.ru) Аннотация. Цель: рассмотреть и теоретически обосновать правила и приёмы коммуникативного общения, техники речевого взаимодействия с аудиторией. Методы: изучение речевой деятельности человека, которая осуществляется с помощью обмена информацией посредством текстов. Взаимодействие оратора с группой лиц, с помощью коммуникативного акта для сообщения информации, что повлечёт за собой определённую деятельность или наоборот бездействие. Авторы рассматривают разные техники произнесения речи, предлагают постоянно тренировать этот навык разными способами: говорить скороговорки, пересказывать тексты и т.д. Формирование мастерства ораторского выступления длительный и трудоёмкий процесс, которому необходимо учиться постоянно, используя специальную литературу. Навык ораторского мастерства поможет общаться, способствуя качественному взаимодействию между людьми в коллективе. Результаты: благодаря данному исследованию авторы пришли к следующим выводам, которые дают право говорить о том, что мысли человека формируются с помощью сознания, но донести их до окружающих может не каждый человек. Развивать ораторское мастерство нужно с ранних лет. Начиная с выразительного чтения стихотворений и эпизодов литературных произведений. Выразить своё отношение к какому-либо явлению, доказать свою позицию по отношению того или иного события, доказать свою правоту можно не только с помощью правильных аргументов, но и мастерства оратора. Студенту на протяжении многих лет обучения, предоставляется возможность освоить искусство ораторского выступления на практических занятиях, семинарах, выступлений на конференциях. Трудности, возникающие при ответе на зачёте или экзамене, у студентов возникают часто не из-за отсутствия знаний по данному предмету, а из-за отсутствия мастерства, которое нужно, когда произносится речь. Быстро логично, грамотно сказанная речь - залог успеха в любой ситуации. Приёмы и методы, которые авторы рассматривают в данной статье, помогут студентам и многим другим людям понять формулу успешного владения мастерством публичного выступления. Речь, построенная на знании законов убеждения и произнесённая с учётом правил речевого взаимодействия поможет не только в обучении в ВУЗе, но и в дальнейшей жизни. Ключевые слова: ораторское искусство, навык, практика, публика, коммуникация.

FORMATION OF SPEAKING SKILLS IN STUDENTS

© The Author(s) 2021

LEKHTYANSKAYA Larisa Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Researcher of the Research Department MOVCHAN Alina Vladislavovna, student Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka (692913, Russia, Nakhodka, Ozernaya street, 2, e-mail: lirika20042004@mail.ru) Abstract. Purpose: to consider and theoretically substantiate the rules and techniques of communicative communication, techniques of speech interaction with the audience. Methods: the study of human speech activity, which is carried out through the exchange of information through texts. The interaction of the speaker with a group of persons, using a communicative act to communicate information, which will entail a certain activity or, on the contrary, inaction. The authors consider different techniques of speaking, suggest constantly training this skill in different ways: speaking tongue twisters, retelling texts, etc. The formation of the mastery of public speaking is a long and laborious process, which must be constantly learned using special literature. Speaking skill will help communicate, promoting quality interaction between people in a team. Results: thanks to this study, the authors came to the following conclusions, which give the right to say that a person's thoughts are formed with the help of consciousness, but not every person can convey them to others. It is necessary to develop public speaking skills from an early age. Starting with expressive reading of poems and episodes of literary works. You can express your attitude to any phenomenon, prove your position in relation to this or that event, prove your case not only with the help of correct arguments, but also with the skill of an orator. Over the course of many years of study, the student is given the opportunity to master the art of oratorical performance in practical classes, seminars, and presentations at conferences. Difficulties that arise when answering a test or exam often arise for students not because of a lack of knowledge in this subject, but because of the lack of skill that is needed when making a speech. Quickly logical, well-spoken speech is the key to success in any situation. The techniques and methods that the authors consider in this article will help students and many other people understand the formula for successfully mastering the skill of public speaking. A speech based on knowledge of the laws of persuasion and delivered taking into account the rules of speech interaction will help not only in studying at a university, but also in later life.

Keywords: oratory, skill, practice, audience, communication.

ВВЕДЕНИЕ.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами Ораторское искусство - это необычайное умение, его уникальность сложно недооценивать. Человек, обладающий навыками красноречия, имеет возможность убедить других, донести главную мысль своего выступления, привлечь к себе внимание. Существует удивительная закономерность, выделенная психологами: важно не то, что человек говорит, а то, как он это делает. Если оратора слушают ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика

затаив дыхание, то он достиг мастерства в выбранной деятельности. Дальше монолог будут слушать, даже если не имеет значения смысловое содержание произносимых слов. Искусство речи заключается в овладении вниманием аудитории [1].

Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. рассматривают в книге «Тренинг делового (профессионального) общения» владение сложными коммуникативными навыками и умениями, как совокупность коммуникативных способностей, знаний. Основная

LEKHTYANSKAYA Larisa Vladimirovna and others FORMATION OF SPEAKING SKILLS ...

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

цель занятий - развитие коммуникативной компетенции (согласованности частей, описывающих качество и эффективность способности общаться одного человека с другими людьми), так как на их основе происходит освоение специальными навыками делового общения [2].

Манаширов Э.С. в работе «Основы ораторского искусства» рассматривает устную речь спортсменов, учителей, дикторов телевидения для того, чтобы разработать рекомендации ученикам, студентам для подготовки и реализации успешного публичного выступления, представить упражнения и курсы для развития ораторских способностей, оформить их в виде буклета, разработать программу кружка «Юный оратор» [3].

Книга Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори, как Черчилль, держись как Линкольн», учит захватывающе и убедительно выступать перед публикой. Его главные советы о приёмах ораторского искусства, которые из обычной речи делают её великой:

1. Пауза - выступление должно начинаться с паузы. Выйдя на трибуну, сцену, мысленно произнесите про себя первое предложение и после паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза - должна обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

3. Начало выступления можно построить с истории из своей жизни, важном факте или новости.

4. Главная мысль - этот ключевой момент, должен быть сжатым, емким.

5. Цитаты - должны быть вам близки. Имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

6. Остроумие - необходимо и важно разрядить обстановку во время выступления шуткой или анекдотом, незаметно перейти к своей интересной истории в середине речи.

7.Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами не вызывает восторга у аудитории. Никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на текст. Техника СОС поможет в этом: смотреть — остановиться — сказать. Чтобы потренироваться можно взять любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, смотря на предмет в комнате, расскажите, что запомнили. И дальше: посмотрели в текст, остановились, проговорили.

8. Приёмы оратора. Известно, что Черчилль все свои выступления фиксировал на бумаге, как стихи, разделял их на отдельные фразы или словосочетания и записывал в отдельную строку. Для убедительности речи можно использовать этот прием.

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, и так далее. Это простейшие рифмы, с ними можно поупражняться, составляя фразы. Но важно: фраза с рифмой должна быть одной на всю речь, выступление не нужно превращать в поэму.

9. Вопросы и паузы - необходимы для установления контакта с публикой.

10. Финал - очень важен, так как он может все исправить. Впечатление помогут произвести эмоции: любовь, веры и другие [4].

Мы рассмотрим значение ораторского искусства в жизни студентов, технику произнесения речи, и как научиться ораторскому искусству.

МЕТОДОЛОГИЯ

Использованы методы анализа, сравнения, а так же изучение речевой деятельности человека, которая осуществляется с помощью обмена информацией посредством текстов. Взаимодействие оратора с группой лиц, с помощью коммуникативного акта для сообщения информации, что повлечёт за собой 34

деятельность или наоборот бездействие.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ораторское искусство - это вид взаимодействия, при котором один человек общается с группой людей, заинтересованных в подаче полезной информации. Важно понимать, что аудитория изначально настроена на положительный результат. Людьми руководят ожидания, связанные с конкретной личностью либо темой, которая раскрывается на выступлении [5].

Техника произнесения речи. Звучание речи, которую захочется слушать, зависит от составляющих:

1. Дыхание. Темп - размеренный, но вдох короче выдоха. Вдыхайте не до конца. Также и с выдохом. Для улучшения речи используют упражнения. К примеру, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.

2.Громкость. Управляя своим голосом, оратор может влиять на восприятие слушателями того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух произведения, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса.

3.Дикция. Здесь уместны скороговорки, они помогут четко выговаривать каждый звук.

4.Темп. Желательно пытаться излагать мысли в среднем темпе, не растягивать слова. Здесь важную роль играет темперамент и внутреннее эмоциональное состояние человека на момент выступления, очень важно успокоиться и настроиться на диалог с публикой.

5.Интонация. Она поможет сделать вашу речь живой, чтобы запомниться слушателям. Здесь поможет выразительное чтение вслух произведений [8].

Умение выступать перед аудиторией пригодится в жизни: успешное выступление придает силы, уверенность и хорошее настроение. Ведь заинтересовать публику не так-то просто. Появляется возможность видеть дальнейшие результаты действий. Умение красиво и грамотно говорить перед аудиторией улучшает качество жизни. Человек открывается навстречу новым впечатлениям, всегда находит нужные слова, чтобы объяснить собеседнику чувства, эмоции, собственную позицию. Регулярные выступления закаляют характер, учат не бояться высказать свою точку зрения, помогают сосредоточиться на главном, не отвлекаясь на мелочи. Уметь грамотно и правильно говорить в любой ситуации, не терять самообладания в жизни любого человека - приносит большую пользу. Большинство людей теряются, если им приходится говорить о том, предмет речи который им неизвестен. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо постоянно тренировать этот навык. Необходимо выйти из зоны комфорта и ставить себя в такие ситуации, которые позволили бы улучшать навык. Необходимо выполнить несколько действий последовательно. Нельзя намеренно стараться что-то пропустить, чтобы избежать неприятных последствий. Нужно перед выступлением ставить четкую цель, осознанно выступать, понимая, зачем вам это нужно. Понимание собственных чувств, для осознания желания овладеть красноречием. Нужно прилагать усилия, а не только надеяться на положительный результат.

Нужна постоянная практика, чтобы не испытывать страх перед публикой. Желание изменить жизнь при этом имеет большое значение [9].

Анализ скороговорок. Это полезное упражнение необходимо делать ежедневно, проговаривая вслух. Перерывы желательно не делать, так как потом придется начинать все заново. В результате развивается артикуляционный аппарат, появляется желание совершенствоваться. Необходимо старание, усердие [5].

Развивать ораторское искусство можно как в группе в учебном заведении, в кругу друзей, так и дома одному: тренироваться перед зеркалом, записывать себя на диктофон или на камеру. Так можно увидеть свои недочеты и исправить их. Делать упражнения на дикцию.

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

Они тренируют и разогревают мышцы рта. Прочитать текст, а затем пересказать его. И не бояться ошибиться. Если ошиблись, просто повторите слово правильно, и рассказывайте дальше. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если не знаете, что сказать — перескажите чужое, но своими словами. Истории из жизни, притчи очень вовлекают и запоминаются людьми. Перед выступлением разомните шею, плечи, суставы, лицевые мышцы, этим вы снимете зажимы в мышцах и сможете избежать перенапряжения [9].

ВЫВОДЫ

Таким образом, ораторское искусство - это увлекательная наука. Освоив ее однажды, можно научиться управлять аудиторией, донести нужную мысль. Развитые навыки коммуницирования помогают чувствовать себя уверенно, легко находить контакт с любой аудиторией, не отступать перед трудностями. Поэтому обучаться ораторскому искусству очень важно [5]. Формирование мастерства ораторского выступления длительный и трудоёмкий процесс, которому необходимо учиться постоянно, используя специальную литературу. Навык ораторского мастерства поможет общаться, способствуя качественному взаимодействию между людьми в коллективе [6, 7].

Чтобы стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научиться устанавливать контакты с людьми, раскрыть творческий потенциал необходимо: работать над техникой речи, проговаривая скороговорки, много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас, разучивать и читать стихи с выражением, тренироваться выступать перед близкими и друзьями [8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. URL//https://megalektsii.ru/s20641t8.html (дата обращения 21.09.2020)

2. Суховершина Ю.В., Скромная Ю.Е., Тихомирова Е.П.,Тренинг коммуникативной компетенции, М., Фонд «Мир»,2009,110с.

3. URL//https://school-science.ru/5/10/35170 (дата обращения 22.09.2020)

4. Хьюмс Джеймс /Секреты великих ораторов. Говори как Черчиль, держись как Линкольн/Манн, Иванов и Фебер, 2013г.

5. URL//https://love-is.org/oratorskoe-iskusstvo/ (дата обращения 23.09.2020)

6. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В., Иванов Н.А. Аналитический обзор информационных ресурсов рунета по актерскому мастерству // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.

7. № 3 (24). С. 35-39.

7. Уланова К.Л. Авторский ракурс и сюжетная перспектива как психолингвистический комплекс в рамках построения академической публичной речи //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т.

8. № 2 (27). С. 341-343.

8. URL//https://kakgovorit.ru/oratorskoe-iskusstvo#i-7 (дата обращения 22.10.2020)

9. URL//http://uchutrudu.ru/formirovanie-navyikov-uspeshnogo-publichnogo-vyistupleniya/ (дата обращения 23.09.2020)

Статья поступила в редакцию 18.10.2020

Статья принята к публикации 27.02.2021

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна и другие ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА ...

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.