Научная статья на тему 'Значение средств массовой информации в процессе самоопределения старшеклассника'

Значение средств массовой информации в процессе самоопределения старшеклассника Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
972
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шепелева Е. В.

В статье рассмотрены основные зарубежные и российские теории влияния средств массовой информации на личность, отражены основные функции и свойства сообщений СМИ, показано влияние сообщений СМИ на процесс самоопределения старшеклассника в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение средств массовой информации в процессе самоопределения старшеклассника»

Как известно, если любая система (а таковой можно считать деятельность отдельного учителя, деятельность образовательного учреждения и систему образования страны в целом) слишком долго функционирует в стабильном режиме, она перестает развиваться. Любой системе нужны определенные изменения, инновации, проводимые с определенной периодичностью. Перевод любой системы в инновационный режим на начальном этапе приводит к некоторому снижению эффективности ее функционирования, так как необходимо время на освоение новых механизмов деятельности и управления. И лишь затем, если инновация осуществлялась в правильном направлении, начинается рост эффективности.

Остается надеяться, что профилизация как одна из главных инноваций, указанных в концепции модернизации российского образования, даст свои плоды и поможет в решении многих проблем старшей школы.

список литературы

1. «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 года. № 2783 // Официальные документы в образовании. 2002. № 33.

2. «О Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Решение Комитета Госду-

мы ФС РФ по образованию и науке // Официальные документы в образовании. 2002. № 33. С. 26-27

3. «О мероприятиях по введению профильного обучения». Приказ// Официальные документы в образовании. 2004. №1. С.37-38

4. Артемова Л. К. Профильное обучение: опыт. Проблемы, пути решения // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 46-52.

5. Гузеев В. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование.

2002. № 9. С. 113-122.

6. Ермаков Д. А. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов // Народное образование. 2007. № 1. С. 155-162.

7. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в старшей профильной школе. М.: Новая школа, 2004.

8. Пинский А. А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента // Профильная школа.

2003. С. 41.

9. Пинский А. А. Подготовка перехода старшей школы на профильное обучение // Управление школой. 2003. № 8. С. 2-3.

10. Пинский А. А. Решение «продиктовала» школьная практика // Народное образование. 2002. № 9. С. 31-38.

11. Чечель И. Д. Подготовка педагогического и управленческого персонала к введению профильного обучения // Профильная школа. 2003. № 2. С. 17-23.

УДК 370. 179

значение средств массовой информации в процессе самоопределения старшеклассника

е. в. ШЕПЕЛЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра иностранных языков (межфак)

В статье рассмотрены основные зарубежные и российские теории влияния средств массовой информации на лич ность, отражены основные функции и свойства сообщений СМИ, показано влияние сообщений СМИ на процесс са моопределения старшеклассника в современном российском обществе.

Основными функциями сообщений средств массовой информации являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу (и старшек-

ласснику в том числе) в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение.

Проблема воздействия средств массовой информации на людей исследуется, начиная с 20-х годов прошлого века. В это время господствовало убеждение во всесильности влияния средств массовой информации на сознание человека. Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации выражено непосредственно и осязаемо.

Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния СМИ была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х годах прошлого века, когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем СМИ.

В 60-х годах считалось, что хотя средства массовой информации влияют на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. К. Ховиэнд, А. Ламедейн, Ф. Д. Шеффилд, П. Лазерсфельд, Б. Берельсон, Х. Годе выдвинули идею о том, что сила воздействия средств массовой информации на процессы самоопределения и социализации зависит от установок аудитории, а также от возраста, образования, семейного и социального положения. Считалось, что воздействие сообщений СМИ на аудиторию имеет не непосредственный, а опосредованный некоторыми промежуточными переменными характер.

В середине 60-х гг. канадский учёный М. Мак-люэн обратил внимание на изменение образцов мышления и восприятия внешнего мира под воздействием средств массовой информации.

Э. Ноэль-Нойманн в 1973 году выдвинул концепцию «спирали молчания», которая гласит, что средства массовой информации оказывают сильное

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Общественные науки • № 7 (11) 2008 г.

воздействие на общественное мнение, чему способствуют два фактора:

1) непрерывная массированная подача сообщений;

2) унифицированность предлагаемой картины освещаемых событий.

Эти факторы блокируют, ограничивают возможность избирательного восприятия зрителей, читателей, слушателей. Э. Ноэль-Нойманн полагал, что эффект воздействия средств массовой информации на общественное мнение, и старшеклассников в том числе, значителен по той причине, что индивид использует их для того, чтобы узнать, что думают другие люди и общество в целом по конкретному вопросу.

Мысль о своеобразной консолидации общественного мнения под влиянием средств массовой информации нашла подтверждение в работах Дж. Гербнера.

В западной социологии всё большее распространение получает точка зрения, что средства массовой информации предлагают обществу не только информацию, но и идеи и мировоззрение. Так, например, дж. гербнер считает изменения, происходящие в современной культуре, порождением культивируемых средствами массовой информации ценностей и стандартов. Дж. Б. Томпсон убеждён, что средства массовой информации конструируют значения и смыслы, которые обеспечивают в обществе поддержание социально сконструированного неравенства. Он же является сторонником идеи, что СМИ являются носителями, хранителями и производителями «доминирующей идеологии» в конкретном обществе. С. Холл полагает, что средства массовой информации сегодня - это пространство для конкуренции самых противоречивых взглядов.

Дж. Гербнер приписывает телевидению уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим даром благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции: телевизионные образы кажутся реальными, а старшеклассникам доступно широкое использование телевидения и возможность выбора.

Российские исследователи также интенсифицируют изучение роли средств массовой информации в стремительно меняющемся в соответствии с западными стандартами постсоветском пространстве. В своей работе они пришли к аналогичным выводам. Так, А. Р. Тузиков утверждает, что СМИ в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая не только повестку дня (о чём думать и на что обратить внимание), но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния сообщений СМИ на индивидуальное и массовое сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости. В первой подчёркивается, что человек (старшеклассник в том числе)

выступает в качестве активного фильтра информации, а не её пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворять некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМИ активна и целеустремлённа, а человек - инициатор выбора сообщения - хорошо осведомлён о своих желаниях и потребностях. Он, зная свои потребности, ищет различные способы их удовлетворения, одним из которых и являются СМИ. Однако у этой теории есть существенный недостаток: она игнорирует негативные результаты влияния сообщений СМИ на человека, а также постулирует чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.

В теории зависимости центральное положение таково: реципиент зависит от сообщений СМИ в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей. Степень влиятельности СМИ на аудитория варьируется и зависит от состояния самого общества (если в обществе возникает ситуация социальных изменений и конфликтов, то она заставляет людей переоценивать сложившиеся у них системы ценностей и норм, что порождает потребность в необходимой информации, в том числе и из СМИ, повышая тем самым зависимость людей от них) и самих СМИ (потенциал их влияния зависит от их количества и близости к нормам и ценностям группы объекта воздействия).

По мнению С. Болл-Рокича и М. ДеФлюе-ра, можно говорить о когнитивных, эмоциональных и поведенческих результатах воздействия сообщений СМИ на индивидуальное и массовое сознание. К когнитивным результатам воздействия они относят: разрешение неопределённости (посредствам СМИ поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т. е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений; уточнение ценностных ориентаций населения. Воздействие СМИ на эмоциональную сферу приводит к появлению у людей страха, тревоги, отчуждения. Влияние на поведение людей осуществляется и по линии активации (провоцирования тех или иных действий), и по линии деактивации (прекращения некоторых действий).

Синтезируя рассмотренные подходы, можно описать процесс влияния СМИ на индивидуальное и массовое сознание следующим образом. Сообщения СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения.

Есть мнение, что СМИ ежедневно конструируют реальность. В самих СМИ это осуществляется путём воспроизводства схем социальной асимметричности, намёков, подтекстов, неоправданных исторических параллелей. События не существует, если о нём не говорят по радио, не пишут в газетах, не показывают по телевидению.

Западные и отечественные учёные высказали идею, что телевидение вполне способно соперничать с родителями, педагогами и психологами в качестве не только источника информации, но и источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации очень важны в процессе самоопределения, а также в процессе социализации старшеклассников, а анализ информации, поступающей по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создаёт стереотипные образы, которым склонны подражать подростки. И.С. Кон акцентирует внимание на угрозе избыточного, всеядного потребления информации, поступающей по каналам средств массовой информации, отрицательно сказывающейся на процессе самоопределения личности старшеклассника.

Подросток, испытывающий в жизни затруднения (асоциальный и психологический дискомфорт, отсутствие возможности самореализации, желание самоутвердиться, боязнь стать изгоем и пр.), начинает сравнивать себя с транслируемым образом и зачастую находит большое сходство во внешних признаках. Очень часто юноши и девушки в подростковом возрасте выбирают образ героя или героини в понравившемся фильме, телесериале и т. д. и достаточно длительное время подражают ему. Под их влиянием иногда и происходит личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников.

К сожалению, в большинстве «мыльных опер», которыми изобилует современное телевидение, образ женщины сводится к образу идеальной жены и матери, или домработницы и секретарши, или проститутки, или учительницы и продавщицы. Создатели телесериалов очень часто изображают женщин, сидящих дома и ухаживающих за мужем и детьми, живущих обеспеченно на деньги богатого мужа и имеющих достаточно времени и средств на «походы» по магазинам, в спортивные залы и салоны красоты. При этом сами они никакой профессией не владеют, следовательно, сами они денег не зарабатывают.

В результате под влиянием подобных фильмов и телесериалов многие девочки и девушки не только не хотят работать, но не хотят даже овладевать какой-либо профессией, так как их цель - стать хорошей женой богатого мужа.

Мужчина, напротив, очень часто изображается в роли кормильца, добытчика. Он обязательно удачлив и успешен, любимчик женщин. При этом создатели фильмов и телесериалов часто умалчивают о том, какой труд надо приложить, чтобы добиться подобного статуса в обществе.

В результате у юношей может появиться ложное представление о том, как всего этого достигнуть, и при первой же неудаче многие могут свернуть с выбранного пути и заняться чем-то ещё.

Итак, к негативным последствия воздействия сообщений СМи на процесс самоопределения старшеклассников можно отнести: формирование потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей; снижение качества межличностного

общения; повышение агрессии старшеклассников из-за огромного количества сцен насилия на телеэкране.

К положительным последствиям относятся: повышение осведомлённости, любознательности; возрастание великодушия, дружелюбия; уменьшение тревоги и страхов.

Средства массовой информации оказывают столь заметное воздействие на самоопределение старшеклассников благодаря своим свойствам. к основным достоинствам средств массовой информации можно отнести современность, актуальность, новизну, мобильность, наглядность, связанную с большими техническими возможностями, доступность, лёгкость восприятия, возможность выбора. Информация, получаемая по каналам СМИ (главным образом из телевизионных сюжетов), обладает высокой зрелищ-ностью, динамичностью, сильным эмоциональным воздействием, но, по мнению самих школьников, открыто не навязывается потребителю. Она не требует умственных усилий и легко воспринимается, однако плохо встраивается в систему формируемых в школе знаний, поскольку такой перенос требует специальных умений. В этом смысле информирование старшеклассников со стороны средств массовой информации противопоставляется школьному образованию, подразумевающему необходимость и обязательность определённой деятельности при отсутствии выбора по интересам.

список литературы

1. Андреева И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.

2. Андриенко Е. В. Социальная психология. М.: Академия, 2001. 262 с.

3. Ван дер Вурф Р. Открытое общество и СМИ // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 5. С. 109-114.

4. Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей // Социс. 2005. № 5. С. 67-70.

5. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1999.

6. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.

7. Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 1999. 560 с.

8. Тузиков А. Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа. М., 2002. С. 271.

9. Тузиков А. Р. Идеология и дискурсивная практика масс-медиа // Социально-гуманитарные издания. 2001. № 6. С. 244-255.

9. Тузиков А. Р. Теории идеологии в западной социологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурсивных практик масс-медиа. Автореферат дисс... докт. соц. наук. М., 2003.

10. Croteau D. Media/Society: Industries, Images and Audiences. Pine Forge Press, 2000. P. 161.

11. Gerbner G. Living with Television: The Dynamics of the Cultivation Process / Perspectives on Media Effects. N.Y., 1986. P. 17-40.

12. Hunter J. D. Culture Wars. N.Y.: Basic Books, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.