ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
удк 371+002
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СООБЩЕНИЙ СМИ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
© м. а. Родионов*, е. в. Шепелева**
Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского,
*кафедра теории и методики обучения математике e-mail: [email protected] **кафедра иностранных языков (межфак) e-mail: [email protected]
Родионов М. А., Шепелева Е. В. - Проблема влияния сообщений СМИ на самоопределение старшеклассников и пути её решения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 998-1001. - В статье даётся краткое историческое описание исследований проблемы воздействия СМИ на людей начиная с 20-х годов прошлого века западными и отечественными учёными. Описываются основные функции и свойства сообщений СМИ. Приводятся данные, полученные в ходе проведённого нами исследования среди старшеклассников школ г. Пензы, которые показывают, что сообщения СМИ влияют на профессиональное самоопределение старшеклассников. Говорится о важности правильной организации работы школьных педагогов и психологов в период самоопределения старшеклассников под влиянием СМИ.
ключевые слова: влияние, сообщения СММ, самоопределение, старшеклассник.
Rodionov M. A., Shepeleva E. V. - The problem of the mass media information influence upon self-determination of senior pupils and the ways of its solution // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 998-1001. - The research of a problem of mass media influence upon people has been made since the 1920-s by foreign and domestic scientists. A brief historical description of this research is given in the article. The main functions and characteristics of mass media information are also covered. Data, received during the research which was held among the senior pupils in Penza secondary schools are given. These data show that mass media information influences the professional self-determination of senior pupils. The importance of the correct work organization of the school teachers and psychologists during the period of senior pupils’ self-determination under the mass media influence is shown.
Keywords: influence, mass media information, self-determination, senior pupil.
Основными функциями сообщений средств массовой информации являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу (и старшекласснику в том числе) в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение.
Проблема воздействия средств массовой информации на людей исследуется, начиная с 20-х годов прошлого века. В это время господствовало убеждение во всесильности влияния средств массовой информации на сознание человека. Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации выражено непосредственно и осязаемо.
Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния СМи была признана минимальной. наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х годах прошлого века, когда считалось, что меж-
личностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем СМи.
В 60-х годах считалось, что хотя средства массовой информации влияют на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. к. Ховиэнд, а. ламедейн, Ф. д. Шеффилд, П. лазерсфельд, Б. Берельсон, Х годе выдвинули идею о том, что сила воздействия средств массовой информации на процессы самоопределения и социализации зависит от установок аудитории, а также от возраста, образования, семейного и социального положения. Считалось, что воздействие сообщений СМи на аудиторию имеет не непосредственный, а опосредованный некоторыми промежуточными переменными характер. к наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой относится реципиент, или позиция её отдельных членов, а также селективность, то есть склонность человека отбирать ту информацию,
которая согласуется с его ценностями и мнениями. В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.
В середине 60-х гг. канадский учёный М. Маклю-эн обратил внимание на изменение образцов мышления и восприятия внешнего мира под воздействием средств массовой информации.
Э. Ноэль-Нойманн в 1973 году выдвинул концепцию «спирали молчания», которая гласит, что средства массовой информации оказывают сильное воздействие на общественное мнение, чему способствуют два фактора: 1) непрерывная массированная подача сообщений; 2) унифицированность предлагаемой картины освещаемых событий.
Эти факторы блокируют, ограничивают возможность избирательного восприятия зрителей, читателей, слушателей. Э. Ноэль-Нойманн полагал, что эффект воздействия СМИ на общественное мнение (и старшеклассников в том числе) значителен по той причине, что индивид использует их для того, чтобы узнать, что думают другие люди и общество в целом по конкретному вопросу.
В западной социологии большое распространение получила точка зрения, показывающая, что СМи предлагают обществу не только информацию, но и идеи и мировоззрение. Так, например, Дж. Гербнер считает изменения, происходящие в современной культуре, порождением культивируемых средствами массовой информации ценностей и стандартов [8]. Дж. Б Томпсон убеждён, что средства массовой информации конструируют значения и смыслы, которые обеспечивают в обществе поддержание социально сконструированного неравенства. Он же является сторонником идеи, что СМИ являются носителями, хранителями и производителями «доминирующей идеологии» в конкретном обществе. Те или иные взгляды, присущие журналистам, оказывают влияние на высказываемые ими оценки событий и их интерпретацию. Именно эти «значения и смыслы задают и поддерживают отношения доминирования в обществе» [10]. Дж. Хантер охарактеризовал данную ситуацию термином культурные войны [9].
При этом отмечается, что война ведётся не только словом, но и молчанием. Например, Д. Крото замечает: «Если сообщения СМИ способны нормировать поведение, они также способны устанавливать лимиты и диапазоны приемлемости для идей... Идеи и отношения, содержащиеся в сообщениях средств массовой информации, становятся частью легитимных публичных дебатов. Те же идеи, которые не включаются в содержание сообщений СМИ, либо включаются в них для того, чтобы быть объектом насмешек, имеют очень слабую легитимность. Они находятся как бы вне рамок социальной приемлемости» [7].
Дж. гербнер приписывает телевидению уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим даром благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции: телевизионные обра-
зы кажутся реальными, а старшеклассникам доступно широкое использование телевидения и возможность выбора.
Российские исследователи также интенсифицируют изучение роли средств массовой информации в стремительно меняющемся в соответствии с западными стандартами постсоветском пространстве. В своей работе они пришли к аналогичным выводам. Так, А. Р. Тузиков утверждает, что СМИ «в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая не только повестку дня (о чём думать и на что обратить внимание), но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий» [4].
В настоящее время для объяснения механизмов влияния сообщений СМИ на индивидуальное и массовой сознание предложены многочисленные теории. Наиболее популярны из них теория использования и удовлетворения и теория зависимости.
В первой подчёркивается, что человек (старшеклассник в том числе) выступает в качестве активного фильтра информации, а не её пассивного получателя. Он осуществляет отбор сообщений СМИ для того, чтобы удовлетворять некоторые свои потребности. Таким образом, аудитория СМи активна и целеустремлённа, а человек - инициатор выбора сообщения - хорошо осведомлён о своих желаниях и потребностях. Однако у этой теории есть существенный недостаток: она игнорирует негативные результаты влияния сообщений СМи на человека, а также постулирует чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.
В теории зависимости центральное положение таково: реципиент зависит от сообщений СМи в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей. Степень влиятельности СМи на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества (если в обществе возникает ситуация социальных изменений и конфликтов, то она заставляет людей переоценивать сложившиеся у них системы ценностей и норм, что порождает потребность в необходимой информации, в том числе и из СМИ, повышая тем самым зависимость людей от них) и самих СМи (потенциал их влияния зависит от их количества и близости к нормам и ценностям группы объекта воздействия).
Синтезируя рассмотренные подходы, можно описать процесс влияния СМИ на индивидуальное и массовое сознание следующим образом. Сообщения СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения.
Существует мнение, что СМИ ежедневно конструируют реальность. В самих СМИ это осуществляется путём воспроизводства схем социальной ассимет-ричности, намёков, подтекстов, неоправданных исторических параллелей. Утверждается, что «в условиях тотальной «медиатизации» развитых индустриальных обществ «другой» социальной реальности как бы и не существует в рамках публичной сферы» [5]. События не существует, если о нём не говорят по радио, не пишут в газетах, не показывают по телевидению.
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
Западные и отечественные учёные высказали идею, что телевидение вполне способно соперничать с родителями, педагогами и психологами в качестве источника не только информации, но и источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что СМИ очень важны в процессе самоопределения, а также в процессе социализации старшеклассников, а анализ информации, поступающей по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создаёт стереотипные образы, которым склонны подражать подростки. И. С. Кон [2, 3] акцентирует внимание на угрозе избыточного, всеядного потребления информации, поступающей по каналам средств массовой информации, отрицательно сказывающейся на процессе самоопределения личности старшеклассника.
Средства массовой информации оказывают столь заметное воздействие на самоопределение старшеклассников благодаря своим свойствам. К основным достоинствам средств массовой информации можно отнести современность, актуальность, новизну, мобильность, наглядность, связанную с большими техническими возможностями, доступность, лёгкость восприятия, возможность выбора. Информация, получаемая по каналам СМИ (главным образом из телевизионных сюжетов и заметок и роликов из Интернета), обладает высокой зрелищностью, динамичностью, сильным эмоциональным воздействием, но, по мнению самих школьников, открыто не навязывается потребителю. Она не требует умственных усилий и легко воспринимается, однако плохо встраивается в систему формируемых в школе знаний, поскольку такой перенос требует специальных умений
Рассматривая свойства сообщений средств массовой информации, необходимо помнить, что зачастую СМИ используют информацию для манипулирования сознанием человека. «Под манипулированием сознанием мы пониманием создание субъектом информационного воздействия таких условий, при которых ответная реакция объекта однозначно определяется действиями субъекта... Манипулирование сознанием, в конечном итоге, всегда преследует одну цель: продвижение на рынке какого-либо товара или какой-либо услуги. Оно особенно часто встречается в информационных сообщениях на тему здоровья человека и в сообщениях иррационального плана (религиозных, мистических и т. п.). Во втором случае мы имеем дело со скрытой рекламой: происходит целенаправленное формирование картины мира, которая в дальнейшем приводит человека туда, куда надо рекламодателям» [1].
к сожалению, современная школа недостаточно помогает своим ученикам ориентироваться в огромном потоке информации, ежедневно поступающей по различным каналам СМИ, отличать правдивую информацию от непроверенной или заведомо ложной.
данные, полученные в ходе проведённого нами исследования (в средних общеобразовательных школах г. Пензы был проведён анкетный опрос, в котором принимало участие 300 старшеклассников), показывают, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование самоопределения
старшеклассников, причём это влияние скорее негативное, нежели положительное. Связано это, прежде всего, с тем, что современные российские СМИ пропагандируют насилие, силу денег, культ богатства и различного рода извращения. Под этим влиянием формируются личностные качества, ценностные ориентации и усваиваются модели поведения большой частью молодёжи. Поэтому перед педагогами и психологами встаёт задача, с одной стороны, ослабить негативное влияние СМИ, а, с другой - целенаправленно задействовать их возможности в решении сугубо педагогических задач в рамках школьного образования, связанных с обеспечением личностного роста и профессионального самоопределения старшеклассников.
низкая достоверность информации, передаваемой по различным каналам СМИ, отмечается самими старшеклассниками. Следует также отметить, что источники массовой информации предъявляют зачастую незнакомую и непонятную для большинства учащихся информацию, которая нуждается в разъяснении. никакого разъяснения сами СМИ не предлагают. В связи с этим мы адресовали старшеклассникам, принимавшим участие в опросе, следующий вопрос: входит ли в обязанность педагогов предоставлять учащимся необходимые и достаточные знания для понимания и оценки такой информации? Чуть больше половины из них (53%) ответило - «Да, входит», 37% ответили - «Нет», и не дали ответа на этот вопрос 10% опрошенных старшеклассников.
Это означает, что, по мнению самих учащихся, педагоги должны помогать воспринимать и осмысливать любые получаемые знания, в том числе и из СМИ. С другой стороны средства массовой информации могут оказать существенную помощь педагогам в поддержании процесса самоопределения, но эту поддержку могут организовать только сами педагоги. Педагогам нужно научиться использовать пока не раскрытый дидактический потенциал информационных потоков в интересах самоопределения подрастающего поколения, обратив особое внимание на формирование общих информационных умений. Понятно, что сформировать умение искать и находить нужную информацию можно только в том случае, когда старшеклассник имеет возможность выбора источника информации. Иными словами, наличие открытого для учащихся информационного пространства является одним из условий включения сообщений СМИ в процесс самоопределения старшеклассников.
Итак, современные молодые люди живут сегодня в мире глобальной информатизации, в котором им предлагается различная информация из огромного количества источников. От правильного выбора и объективной оценки данной информации зачастую зависит самоопределение старшеклассников и их дальнейший «стиль» жизни. деятельность педагогов и психологов школьного образования в период осуществления самоопределения воспитанников, которое осуществляется под влиянием СМИ должна способствовать ослаблению негативного влияния сообщений СМИ, развитию навыков использования сообщений СМИ в процессе самоопределения, формированию
умений анализировать сообщения СМИ с точки зрения достоверности, предоставляемой ими информации, развитию психологической готовности к периоду вступления в социум.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журин А. А. О бедной рекламе замолвите слово: СМИ против химии? // Школьное обозрение. 2003. № 1. С. 47-49.
2. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
3. Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Моск. психолого-соци-альный ин-т, 1999. 560 с.
4. Тузиков А. Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа. М., 2002. С. 271.
5. Тузиков А. Р. Теории идеологии в западной социологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурсивных практик масс-медиа. Автореферат дисс. ... докт. соц. наук. М., 2003.
6. Шепелева Е. В., Родионов М. А. Средства массовой информации как фактор самоопределения старшеклассников. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. 164 с.
7. Croteau D. Media/Society: Industries, Images and Audiences. Pine Forge Press, 2000. P. 161.
8. Educational Media International // Media and Information Technology in the Curriculum - Towards in Integration. 1997. № 34. P. 53-55.
9. Hunter J. D. Culture Wars. N.Y.: Basic Books, 1991.
10. Thompson J. B. Ideology and Modern Culture: Critical social Theory in the Era of Mass Communication. stanford, CA: Stanford University Press, 1990. P. 56.