Д.В. Свавицкая
РОЛЬ СМИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Телевидение, Интернет, радио, литература, периодическая печать - из этих источников, объединенных одним названием - средства массовой информации, люди узнают о нормах поведения, которое расценивается в данном обществе как соответствующее той или иной социальной группе. Таким образом, СМИ так или иначе формируют мировоззрение людей и их ценности. Наиболее ощутимое и целедостижимое воздействие СМИ оказывают на молодых людей как наиболее восприимчивых потребителей информации.
В большинстве исследований социальными науками деятельности СМИ акценты в основном делались на анализ содержания текстов, и их влиянию на поведение современной молодежи либо не уделялось должного внимания, либо о нем умалчивалось вовсе. Вопросы функционирования СМИ, исследования рейтинга молодежных приоритетов в распространении информационной продукции исследовали как отечественные ученые - С.И. Алексухин, И. Базилева, В.И. Баранова, И.А. Бутенко, А.Ю. Дроздов, Ю.Г. Волков, М.М. Грачев, Л.М. Землянова, Д.В. Иванов, Н.В. Корытникова, И.А. Мальковская, А.Р. Тузиков, Ф.И. Шарков, так и зарубежные - Дж. Гербнер, Дж. Томпсон, С. Холл, Дж. Хантер, Ш. Берн, М. Кастельс.
В связи с социальными изменениями, происходящими в обществе, само понятие «молодежь» и его границы в настоящий момент трудноопределимы. Мы придерживаемся точки зрения профессора Ю.Г. Волкова, считающего, что «в группу, обозначаемую совокупным названием “молодежь”, входят не только юноши, но люди более старшего возраста, который можно обозначить как “раннюю зрелость”» [1, с. 194].
Социализация - это длительный процесс усвоения индивидом всей совокупности имеющихся в обществе социальных норм, ценностей и поведенческих стереотипов. В результате данного процесса, считает профессор Ю.Г. Волков, «...формируется его социальная личность - он становится полноценным членом общества, принимающим его нормы и ведущим себя соответственно его ожиданиям» [1, с. 191— 192].
Современные СМИ, оказывая своей деятельностью соответствующее влияние на общество, изменяют его, воздействуют на развитие институтов социализации. Самой заметной в настоящий момент тенденцией, характеризующей социализацию современной молодежи, является снижение ее интеллектуально-образовательного, культурного и морального уровней. Данная проблема инкультурации подростков и молодых людей тесно связана с изменением приоритетов в деятельности СМИ и снижением стандартов массовой культуры, в связи с чем ученое сообщество разных стран постоянно обсуждает вопросы стимулирования молодежи с целью приобщения ее к высококачественным печатным и электронным изданиям [2].
Общеизвестно, что институты и агенты социализации могут делиться на первичные и вторичные. В данном контексте нас интересуют последние. Они оказывают второстепенное воздействие, опосредующее влияние на человека, поскольку контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие менее глубокое. К институтам вторичной социализации можно отнести телевидение, радио, периодическую печать и художественную литературу, Интернет [1, с. 182]. Среди же агентов вторичной социализации мы, в первую очередь, выделяем сотрудников телевидения, радио, печати, литераторов, создателей интернет-сайтов.
Целесообразно, на наш взгляд, остановиться на анализе процесса воздействия на аудиторию телевидения, которому не случайно приписывается уникальная возможность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. «Оно обладает этим даром благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции, телевизионные образы кажутся реальными, а людям доступно широкое использование телевидения и возможность выбора», -считает Шон Берн [3, с. 54].
Телевидение является наиболее популярным источником необходимой информации для молодежи, потому что молодые люди могут без особого труда и непринужденно получать информацию (пассивная форма информирования) в отличие от печатной продукции, получение информации из которой требует определенных и продолжительных усилий (активная форма информирования).
Благодаря телевидению постоянно увеличивается объем и видоизменяются формы подачи информации, которые порождают мозаичность восприятия, что нередко вызывает трудности с концентрацией внимания, создает невозможность сосредоточения, выстраивания логики у молодежи.
В данном контексте мы будем использовать анализ А.Ю. Дроздова, который исследовал молодежные приоритеты в выборе телевизионных жанров. Современная молодежь в качестве наиболее интересующего ее тележанра выбирает комедии: более 76 % от числа опрошенных оценили его как «предпочтительный». Но до сих пор однозначно объяснить популярность комедийного жанра не представляется возможным. Предполагается, что это обусловлено непростой социально-экономической ситуацией в обществе, вследствие которой молодежь ищет какую-то «разрядку», «расслабление», чтобы отстраниться от всех проблем [4, с. 64].
Жанр боевиков по всей выборке занимает второе место по популярности. В качестве «предпочтительного» он был назван более чем 42 % от числа опрошенных представителей молодежи.
Третье место - триллеры, фильмы ужасов. Их популярность у значительной части молодежи вполне понятна, потому что в данном возрасте у людей существует потребность в «острых ощущениях». Однако большинство триллеров, как известно, содержит сцены насилия, в связи с чем увлеченность ими вызывает вполне закономерные озабоченность и тревогу [4, с. 64].
Следующим по востребованности можно назвать жанр фантастики, который в последние десятилетия мало чем отличается от предыдущего жанра.
Детективы занимают пятое место, а жанр мелодрамы - шестое. При этом у последнего достаточно высокий рейтинг среди женщин и довольно низкий - среди мужчин, что в силу определенных причин представляется закономерным показателем и не требует комментариев.
Предпочтительным для 17 % от общего числа опрошенных является жанр эротики. Как и в случаях с другими жанрами, его рейтинг заметно колеблется при опросах разных социальных групп. Причем следует отметить взаимосвязь откровенности эротических сцен с агрессивным или аморальным поведением зрителей, проблема которой становится достаточно актуальной. Результаты исследований показывают, что уровень агрессивности передач центральных каналов гораздо выше, чем на региональном телевидении. Первое место по количеству передач «агрессивного» характера - за каналом телекомпании НТВ, на котором почти каждый третий фильм имеет агрессивное название и содержание [4, с. 66].
Итак, телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия современной действительности, более эмоционального влияния на индивида. Оно стало самым мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействия на сознание людей. И как следствие этого - оно является одним из влиятельных институтов социализации современной молодежи.
Также хотелось бы акцентировать внимание на анализе литературы и периодической печати, которые в недавнем прошлом были самыми значительными и эффективными институтами молодежной социализации в нашей стране и которые в настоящее время стремительно теряют свои лидирующие позиции. Идеологически заряженными были детская и юношеская литература, периодическая печать, кинематограф, передачи радио и телевидения. Хотя «социализация в советский период реализовывалась в замкнутом социокультурном и идеологическом пространстве, - считает Ю.Г. Волков, - на основе создания искусственного, процензурированного жизненного мира, при этом о большинстве серьезных социальных проблем умалчивалось» [1, с. 201-202], тем не менее она оказывала свое позитивное вияние на моральный и культурный облик, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
По мере взросления у современной молодежи снижается интерес к печатному слову, падает престиж чтения, сокращается его доля в структуре свободного времени. Возрастает число подростков, ограничивающихся только чтением периодики или развлекательных легких журналов. Большинство молодых людей и девушек читают по необходимости, обусловленной учебой. Наиболее выражена тенденция снижения интереса к чтению серьезной классической художественной литературы. Предпочтение отдается прикладному и специализированному чтению. Чтение становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным, популярность приобретают детективы, романы, произведения со сценами ужасов, сентиментальная любовная литература, печатные версии кинороманов. Доля читающей российской молодежи снижается с увеличением ее возраста. Более того, это происходит на фоне прогрессирующего уменьшения количества времени, уделяемого чтению.
Данные тенденции приводят к отклоняющейся, «девиантной социализации», почвой для которой благодаря нестабильности переходного общества является кризисная социализация, а ее результатом можно считать: рост политической и правовой индифферентности молодых людей, распространение в молодежной среде социального пессимизма и апатии, ухудшение социального положения подрастающего
поколения, неопределенность и непредсказуемость индивидуального жизненного пути, снижение шансов самореализации.
Итак, в настоящий момент в нашем обществе социализационные и воспитательные цели в отношении молодежи не сформулированы современными российскими СМИ, не выработаны политика и государственная идеология с конкретно проработанной национальной идеей в вопросе проведения правильной, целенаправленной молодежной политики. СМИ зачастую продолжают способствовать развитию процесса кризисной социализации, что, соответственно, оказывает негативное воздействие на российскую молодежь.
Литература
1. Волков Ю.Г. Социализация молодежи // Биосоциология. Ростов н/Д, 2007.
2. Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003.
3. Шон Берн. Гендерная психология. М., 2001.
4. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение. Социально-психологический анализ Феномена // Социологические исследования. 2001. № 8.