Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сказка / дошкольный возраст / воспитание / развитие / воображение / fairy tale / preschool age / education / development / imagination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузни Виктория Александровна, Гирник Олеся Александровна

В статье автором рассматривается актуальная в современных условиях тема значения сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Анализируются как педагогический, так и психологический аспекты влияния, которое сказки оказывают на детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the author examines the topic of the importance of fairy tales in the development and upbringing of preschool children, which is relevant in modern conditions. Both pedagogical and psychological aspects of the influence that fairy tales have on children are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

отношением к изучаемому предмету, и позиции субъекта деятельности, осознающей степень своей активности в такой деятельности. Формирование такого опыта особенно эффективно происходит в со-бытийной общности. Это означает, что проектная и любая другая деятельность, предполагающая работу с материалом ОБЖ, начинается с организации школьников вокруг общезначимых дел и в среде диалогического общения.

Наша исследовательская работа, связанная с разработкой программы освоения школьниками основ безопасности жизнедеятельности в рамках со-бытийной общности и направленная на формирование личностно-субъектного опыта, еще только в самом начале. Сегодня мы не можем показать четких процентных показателей, но можем констатировать возросший интерес к предмету ОБЖ и к теме личной безопасности у учащихся школ Республики Калмыкия, с которыми сотрудничают студенты и магистранты направления «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности» Калмыцкого государственного университета. Такое сотрудничество осуществляется в контексте совместной работы над проектами, в рамках которых происходит не только познание предметного материала, но и изучение личностно-субъектного опыта. Данные проекты имеют два аспекта - предметный и личностный: касаются непосредственной работы над темой ОБЖ и диалога об участии личности в них.

Литература:

1. Алексеев, C.B. «Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников / C.B. Алексеев. - Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1 (6.12). -С. 27-30

2. Гадамер, Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Г.-Г. Гадамер. - М., 1988. -409 с.

3. Данченко, С.П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности / С.П. Данченко. -Текст непосредственный // Педагогика высшей школы. -2016. -№ 3.1 (6.12). - С. 68-72

4. Зуев, A.M. Наиболее актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС / A.M. Зуев. -Текст: непосредственный // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. -С. 35-41

5. Зуев, A.M. Проектная деятельность в образовательном процессе / A.M. Зуев. - Текст: непосредственный // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -№ 1. -2014. - С. 36-41

6. Костецкая, Г.А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы, пути решения / А.Г. Костецкая // Астраханский вестник экологического образования - 2014. - № 2 (28). - С. 97-102

7. Лапицкая, Е.В. Содержание и структура субъектного опыта студентов в образовательной деятельности / Е.В. Лапицкая // Историческая и социально-образовательная мысль. - Том 7, № 6, часть 1,2015. - С. 348-351

8. Линченко, С.Н. Современные проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности в свете реализации образовательных реформ / С.Н. Линченко, Г.В. Грушко, ИИ Горина // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 9. -С. 106-108

9. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. -№1.-С. 5-19

10. Российская педагогическая энциклопедия / редкол.: В.В. Давыдов [и др.]. - М.: Большая рос. энцикл., 1993. - 608 с.

11. Сериков, В.В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий / В.В. Сериков // Известия Волгоградского социально-педагогического университета. -2011. -№ С. 14-20

12. Слободчиков, В.И. Событийная общность - источник развития и субъект образования / В.И. Слободчиков // Ученые записки. -2010,- Т.З. - Сер. Психология. Педагогика. -№ 2 (10). - С. 3-8.

13. Хасанов, М.Ф. Интегративный подход к преподаванию основ безопасной жизнедеятельности в сельской школе / М.Ф. Хасанов // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 4,- С. 97-101

14. Чуйкова, Л.Ю. Безопасность жизнедеятельности (лекционный курс) / Л.Ю. Чуйкова, Ю.С. Чуйков // Астраханский вестник экологического образования. -№ 4. - 2016. - С. 113-173

15. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996.-96 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студент Гирник Олеся Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье автором рассматривается актуальная в современных условиях тема значения сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Анализируются как педагогический, так и психологический аспекты влияния, которое сказки оказывают на детей.

Ключевые слова: сказка, дошкольный возраст, воспитание, развитие, воображение.

Annotation. In the article, the author examines the topic of the importance of fairy tales in the development and upbringing of preschool children, which is relevant in modern conditions. Both pedagogical and psychological aspects of the influence that fairy tales have on children are analyzed.

Key words: fairy tale, preschool age, education, development, imagination.

Введение. В сегодняшнюю эпоху средств массовой информации, Интернета и постоянного прогресса сказочные произведения, которые существовали веками и при этом всегда были актуальны, снова и снова вдохновляют детей. Сказки, являясь особым жанром устного народного творчества, приносят весомую пользу для развития юных умов. Богатые, творческие истории для детей, включающие волшебные события и места, удивительные задания или воображаемых существ, предлагают гораздо больше, чем развлечение, во многом положительно влияя на ребенка.

Изложение основного материала статьи. Сказочные произведения веками использовались как средство передачи общей мудрости и знаний от одного поколения к другому, подчеркивая ценности и нравы того времени и места, в котором они были первоначально записаны. Основанные на устной традиции деревенских преданий и деревенских басен, современные сказки восходят к 18-му и 19-му векам, а Шарль Перро, братья Гримм и Ганс Христиан Андерсен являются одними из пионеров этого литературного жанра. Зачастую сказки имеют общие черты и идентичные темы, тогда как порой они сильно отличаются от одной культуры к другой.

По мнению Бруно Беттельхейма \2] детская литература стимулирует умственное и личностное развитие, предоставляя юным читателям механизмы преодоления своих внутренних проблем, жизненных стрессов и тревог. Традиционная детская литература (легенды, мифы и сказки) предлагает детям лучше понять мир. Каждая история основана на культуре, а мир культуры безграничен. Рассказ или чтение легенд, мифов, сказок - способ воспитания детской души и гуманизма. Понимание мира растет по мере того, как дети понимают основы культурных традиций, учатся ценить культуру и искусство других людей. Смешивая факты с вымыслом, сказки способствуют развитию детской инициативы и способности к самостоятельности более эффективно, чем повседневный жизненный опыт.

С точки зрения образования, будущие юные читатели изучают основы повествования тематически и последовательно -обстановка, персонажи и сюжет (развитие действия, кульминация, развязка) разворачиваются предсказуемо и помогают детям сориентироваться.

Такие черты характера, как трудолюбие и лень, красота и уродство, ревность, любопытство и высокомерие или сила и слабость, посредством сказки естественным образом могут быть распознаны и поняты детьми. Кроме того, сказки очень наглядно, через наказание за зло и вознаграждение за добро, показывают ребенку, что такое справедливость, тем самым на бессознательном уровне помогая ребенку упорядочить свое внутреннее эмоциональное состояние. Ребенок может получить представление о нормах и ценностях, с одной стороны, через резкое разграничение добра и зла, а с другой стороны, через действия героев сказки.

Традиционная детская литература, особенно сказки, в которых развитие сюжета может происходить довольно быстро, включает в себя драматический сюжет и легкое отождествление с добрым персонажем, относится к тому типу литературы, который больше «говорит» со слушателем или читателем и доставляет удовольствие. Несмотря на то, что существуют различные формы детской литературы, именно сказки больше всего обращаются к еще неразвитому детскому духу. Хотя они не касаются проблем, которые могут возникнуть у детей в наше время, они могут быть связаны с внутренними конфликтами, перед которыми дети часто чувствуют себя беспомощными.

Через чтение сказок дети могут узнать, что борьба с трудностями жизни неизбежна и что их можно преодолеть. Традиционная детская литература включает в себя хороших и плохих персонажей, которые позволяют ребенку идентифицировать себя с хорошим и отвергнуть плохое. Ребенок сочувствует «достойным» героям, «участвует» в их борьбе, узнавая, что, хотя он может столкнуться с трудностями или быть кем-то отвергнутым, в случае необходимости ему помогут и направят.

Сказка содержит множество элементов и характеристик, которые основаны именно на периоде дошкольного детства, что позволяет детям легко включиться в историю. Здесь имеется в виду, с одной стороны, простой язык и структура, которые делают сказки такими доступными для чтения и понимания, а с другой стороны, связь реального и воображаемого уровней событий в сказках. Недаром в сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм в качестве адресатов упоминаются дети в возрасте от четырех до восьми лет.

Благодаря этому, прежде всего очень простому и в то же время наглядному представлению, сказка дает ребенку свободу мечтать и, прежде всего, стимулирует и обогащает его воображение. Это пойдет ему на пользу и в дальнейшей жизни, ведь часто достаточно немного творчества и воображения, чтобы найти выход из проблемной ситуации. Через сказки детям также частично предлагается некий сценарий, которому они могут следовать для самостоятельного решения существующих проблем. С одной стороны, это способствует стремлению к автономии, а с другой стороны, закладывает основу для того, чтобы ребенок справлялся с задачами, возникающими в его жизни.

Герои сказок довольно часто обладают именами, которые соотносятся с их характеристикой и характером. Так, например, Золушка получила свое имя, уснув в золе, а Белоснежку так звали потому, что она имела белоснежную кожу, то есть белую, как снег. Основываясь на этих простых параллелях, ребенку легче идентифицировать себя со сказочными героями и их образом жизни.

Согласно концепции Ж. Пиаже И1 мир в глазах детей всегда только черный или белый, что означает, что дети могут различать две крайности, такие как добро и зло, и на этом этапе развития они не находят середины. Здесь им на помощь приходят волшебные элементы сказки.

Бруно Беттельгейм \2] называет эту интенсивность чувств «внутренним хаосом» у детей. Точно так же и в сказках, хорошее строго отделено от плохого, поэтому существует определенная поляризация. Некоторые повторяющиеся персонажи, такие как ведьма или мачеха, воплощают зло в каждой сказке. С помощью этой поляризации ребенок может привести в порядок свой внутренний хаос. Кроме того, благодаря уверенности в хорошем исходе ребенку может быть обеспечена эмоциональная безопасность в жизни.

Сложность человеческой природы, в которой сосуществуют как добро, так и зло, хорошо прослеживается в сказках. Персонажи в сказочных произведениях хороши и плохи одновременно, как и люди в реальной жизни. Но, поскольку поляризация доминирует в сознании ребенка, она доминирует и в сказках. Человек либо хорош, либо плох, и никогда ничего среднего. Например, одна сестра добродетельна и трудолюбива, другие подлые и ленивые, один родитель добрый, другой злой. Сопоставление противоположных персонажей позволяет ребенку легко понять разницу между ними, чего он не смог бы сделать, если бы эти фигуры были ближе к реальной жизни. Более того, выбор ребенком идентификации основан не столько на том, что правильно, а что неправильно, но главным образом на том, какой человек ему нравится, а какой нет. Чем проще и прямолинейнее хороший персонаж, тем легче ребенку отождествить себя с ним и отвергнуть плохой характер.

Через поляризацию зла и добра также затрагивается детское чувство справедливости, потому что в сказке те, кто заслуживают наказание, наказываются, а те, кто с большим трудом и рвением прокладывает себе путь к счастливой жизни, вознаграждаются. Благодаря положительному исходу своего повествования, сказки помогают успокоить страхи, переживаемые на разных этапах развития ребенка, убеждают в том, что неизвестное может стать известным, и способствуют установлению более широкого, позитивного взгляда на жизнь, отвечая при этом на глубокую потребность детей в справедливости.

В сказках отталкивающий персонаж, который может показаться даже угрожающим, после определенного поворота сюжета часто становится дружелюбным человеком, к которому у ребенка может сформироваться положительное отношение. В качестве примера можно упомянуть лягушку в сказке «Принц-лягушка» или переодетого короля в сказке «Король Дроздобород». Точно так же, как ребенок лучше узнает этого персонажа, это может случиться и с ним в реальности: ребенок, который в какой-то момент является всего лишь незнакомцем, может причинять дискомфорт, но после

знакомства с ним этот же ребенок может стать хорошим другом. Все эти разные персонажи предназначены для того, чтобы поддержать ребенка в формировании индивидуального представления о человеке. Ребенок не должен принимать поспешных решений или осуждать что-то заочно, но должен признавать и чтить каждую человеческую жизнь. То же самое относится и к природе и живым существам, которые в ней живут.

Часто герои с их чудесными способностями являются образцом для подражания для детей, и они идентифицируют себя с этим персонажем. Благодаря этому отождествлению, по мнению Б. Беттельгейма, ребенок может компенсировать реальные или мнимые недостатки собственного тела в своем воображении, тем самым заставляя свое тело делать все, что оно пожелает, и как только эта фантазия исполняется, ребенок может быть доволен собой. Если дети отождествили себя с героем сказки, они также выработают для себя собственную систему норм и ценностей: поскольку сказочный персонаж является образцом для подражания для ребенка, последний будет действовать так, как поступает впечатливший его герой.

Сказка также учит ребенка довольствоваться тем, что есть. Например, если ребенок хочет уметь творить волшебство, сказка дает ему понять, что сначала он должен что-то сделать, чтобы получить такую способность, как и герой, который является образцом для подражания. Однако, в то же время, ребенок понимает, что некоторые ситуации он вполне может разрешать самостоятельно, даже не обладая чудесными качествами. Так приходит понимание, что волшебство бесполезно, поскольку человек способен справляться с конфликтной ситуацией без посторонней помощи.

Некоторые из основных желаний, чувств, побуждений и потребностей детей, которые часто не выражаются и подавляются в мире повседневной жизни родительскими стандартами, являются излюбленными темами сказочных историй. В безопасном пространстве воображения дети могут соприкоснуться с этим широким спектром «запрещенных» эмоций-реакций и негативных проявлений, не испытывая при этом болезненных последствий повседневной жизни, не нарушая ощущения действительности и взаимоотношений детей со значимыми людьми в мире взрослых.

Частое знакомство со сказками принесет пользу дошкольнику как в творческом, интеллектуальном, эмоциональном, так и моральном плане:

Креативное развитие:

Воображение. Сказки стимулируют воображение ребенка. Фантастические сюжеты являются лучшими примерами повествования, а простые, но загадочные сюжетные линии не только интересны, но и являются одним из лучших инструментов для обучения детей рассказыванию.

Разнообразие. Несмотря на то, что мы рассматриваем сказки как отдельную категорию, можно найти вдумчивые, романтичные или даже ориентированные на действие сказочные произведения, а это значит, что каждый найдет что-то для

Культура. Действие сказок происходит в разных уголках мира, и во время чтения они незаметно знакомят детей со многими культурами. Выбор сказок разных народов мира помогает детям изучить обычаи и системы ценностей других.

Связь поколений. Сказки могут преодолеть разрыв между поколениями современных детей и их бабушек и дедушек, предоставляя им общие истории, о которых они могут общаться.

Драматическое влияние. Сказка - один из лучших материалов для ролевых игр, спектаклей или детских кукольных представлений.

Когнитивное расширение

Культурная грамотность. Как мы указывали выше, сказки - один из лучших примеров повествования. Знакомство с ними поможет дошкольнику экстраполировать общие темы на все, что он читает.

Критическое мышление. Существует множество возможностей для овладения навыками критического мышления. Поскольку язык этих рассказов незамысловат, дошкольникам зачастую легче понять основные моменты и стратегии, которые так часто используются в литературе.

Словарный запас. В сказках используется точный и часто образный язык, что предоставляет широкие возможности для экспоненциального расширения словарного запаса ребенка и, самое главное, помогает привить любовь к чтению.

Эмоциональный и психологический рост.

Решение проблем. В сказках часто нет явных примеров, которым могли бы следовать дошкольники, но наблюдая в процессе чтения за тем, как персонажи совершают неправильный выбор, дети узнают, как лучше справляться с решением жизненных проблем.

Эмоциональная устойчивость. Сказки дают детям возможность увидеть, что плохие вещи случаются со всеми, но, если люди верят в себя, они могут преодолеть препятствия. Сказки могут помочь детям противостоять реальным страхам и тревогам в воображаемой обстановке, поскольку дети еще не способны мыслить абстрактно, и этот отрыв от реального мира в царство фантазий уменьшает для них фактор страха.

Эмоциональная обработка. Поскольку персонажи сказок представляют и воплощают так много глубоких эмоций и чувств, которые испытывают дети, дошкольники лучше понимают их. Дети могут справляться с тяжелыми эмоциями, свободно проецируя свои собственные жестокие чувства на злых персонажей, а также обращаясь к главным героям, которые часто также являются детьми, демонстрирующими отвагу и одерживающими победу над злыми взрослыми.

Психологическая устойчивость. Сказки говорят с детьми по-своему на каждом этапе их развития. Дети инстинктивно понимают, что эти истории не соответствуют действительности и что они представляют собой внутренний конфликт, который способствует более устойчивой психике.

Критическое мышление. Дети учатся на ошибках персонажей сказочных произведений, что помогает им развивать навыки критического мышления. Сказки также моделируют поведение детей и создают контекст, в котором дети могут оценивать свои эмоции и принимать решения. Когда ребенок обдумывает ситуации, которые привели главного героя к его приключениям, он может решить, что сделал бы по-другому на месте персонажа. Съел бы он яблоко на месте Белоснежки? Ведь каждый ребенок знает, что нельзя брать конфеты у незнакомцев. Дети постепенно приходят к пониманию, что их решения могут повлиять на ситуацию, поэтому они всегда должны думать, прежде чем действовать.

Нравственное воспитание.

Отсутствие серого. Эти истории просты; они черно-белые; они противопоставляют добро злу и учат детей отличать правильное от неправильного (через подтекст) таким образом, чтобы их было чрезвычайно легко увидеть. Дети слышат эти сказки, узнают главного героя и хотят быть героем, а не злодеем.

Сказки в простой форме показывают мирские прописные истины о людях и окружающем их мире. Сказки и рассказы знакомят ребенка со смыслом существования, показывают ему цели, заранее поставленные человеком, учат правильному поведению и, более того, знакомят детей с нравственными нормами, вознаграждаемыми обществом. Поэтому изображение реального мира в сочетании с фантастическими явлениями в сказках побуждает ребенка к многим размышлениям и представлениям. Фантазирование, вдохновленное сказкой, дает дошкольникам возможность представить эффекты собственного творения, придумывая новые истории или трансформируя уже знакомые литературные произведения.

Благодаря сказке ребенок учится правильно составлять диалог, она оказывает влияние на связную, логическую речь, содействует развитию чувственной, яркой, привлекательной речи [1]. Читая сказки можно встретить поговорки, пословицы, которые помогают понять смысл. Поэтому ознакомление детей со сказками должно начинаться в самом младшем возрасте и рекомендуется продолжать до первых лет в школьной жизни Г31.

Выводы. Детская литература помогает маленькому ребенку понять, что значит быть человеком, и помогает ему понять окружающий мир. Хотя в сказках есть некоторые нереалистичные темы, общий эффект положительный и предлагает фундаментальные элементы для развития детей. Сказки являются важной частью развития ребенка, особенно с точки зрения его сознания и нравственного развития. Таким образом, сказки предоставляют способ самовыражения в рамках текста и рассказа и помогают найти решение в непростых для детского ума ситуациях. Эти ситуации присущи эмоциональному и социальному развитию человека, которые могут представлять собой сложные проблемы или сдерживающие препятствия. Благодаря силе символизма и метафор, как традиционные сказки, так и произведения современной детской литературы широко используются в психотерапии детей с проблемами психического здоровья.

Литература:

1. Аббасова, Л.И. Особенности сказки как средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Л.И. Аббасова, И.В. Зотова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - С. 4-6

2. Беттельхейм, Б. О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок / пер. с англ. Семёновой Е. -Издательство В.Ю. Секачев, 2019. -464 с.

3. Миннуллина, Р.Ф. Роль сказки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста / Р.Ф. Миннуллина, Г.Р. Хакимуллина // Дневник науки. - 2022. - № 4(64).

4. Пиаже, Жан. Избранные психологические труды / Жан Пиаже. - Москва: Международная педагогическая академия, 1994.-680 с.

Педагогика

УДК 378.113

кандидат психологических наук, доцент Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат экономических наук, доцент Селиванов Виктор Вениаминович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Специфика образовательной услуги отображается и в специфике соответствующего рынка, то есть в разрыве времени между получением образовательной услуги и оценкой результатов полученной услуги. Соответственно, для учреждения высшего образования (далее - УВО) результаты многих перемен, в том числе, открытие новых специальностей, специализаций, также проявляются через определенное время (например, после первого выпуска по новой программе). То есть, рынок может отреагировать на стратегические действия УВО после определенного периода времени. Эта реакция может проявиться, в первую очередь, в повышении интереса к УВО. В статье сформулирована авторами концепция проектно-ориентированного управления учреждениями высшего образования. Концепция проектно-ориентированного подхода к управлению образовательной деятельностью университета предполагает распространению проектного подхода на развитие и функционирование различных функциональных блоков заведения на базе введенного понятия «продуктовый портфель учреждения высшего образования». Такой метод позволяет четко идентифицировать совокупность проектов в рамках образовательной деятельности и преобразовать текущую деятельность в реализацию портфеля проектов. Определены основные виды проектов в рамках образовательной деятельности. Дана характеристика комплекса команд проектов в рамках образовательной деятельности.

Ключевые слова: образовательный проект, учреждение высшего образования, управление проектами и портфелями.

Annotation. The specificity of the educational service is also reflected in the specifics of the relevant market, that is, in the time gap between the receipt of the educational service and the evaluation of the results of the received service. Accordingly, for an institution of higher education (hereinafter referred to as HEI), the results of many changes, including the opening of new specialties, specializations, also appear after a certain time (for example, after the first graduation from a new program). That is, the market may react to the strategic actions of the HEI after a certain period of time. This reaction may manifest itself, first of all, in an increased interest in HEI. The authors formulated the concept of project-oriented management of higher education institutions in the article. The concept of a project-oriented approach to the management of the educational activities of the university involves the extension of the project approach to the development and operation of various functional blocks of the institution on the basis of the introduced concept of "product portfolio of a higher education institution". This method allows you to clearly identify the set of projects within the framework of educational activities and transform current activities into the implementation of a portfolio of projects. The main types of projects within the framework of educational activities are determined. The characteristics of the complex of project teams within the framework of educational activities are given.

Key words: educational project, higher education institution, project and portfolio management.

Введение. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, под которым понимается совокупность существующих и потенциальных покупателей, и продавцов товара. Рынок образовательных услуг представляет собой такой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных потребителей, организаций, государства), и их предложение различными образовательными учреждениями.

Выделяют такие основные функции рынка образовательных услуг: обеспечение подготовки квалифицированных кадров, установление пропорций между подготовкой профессиональных кадров и их использованием на рынке труда, регулирование спроса и предложения на образовательные услуги, ценообразование на рынке образовательных услуг, формирование научно-технического образовательного потенциала общества, удовлетворение специфических потребностей людей в культурном саморазвитии [8]. Необходимо отметить, что кроме производителей и потребителей образовательных услуг к участникам рыночных отношений в этой сфере относится широкий круг посредников, включающие службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.