Научная статья на тему 'Значение себестоимости платных образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями в современных условиях хозяйствования'

Значение себестоимости платных образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями в современных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
845
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / COST OF EDUCATIONAL SERVICES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / СТОИМОСТЬ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / THE COST OF PAID EDUCATIONAL SERVICES / ЦЕНА / PRICE / ЗАТРАТЫ / COSTS / МЕТОДЫ / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горюнова Екатерина Сергеевна

В статье идет речь о необходимости эффективного управления образовательной организацией, актуальности исследования относительно современных подходов к ценообразованию образовательных услуг и места расчёта себестоимости как базового элемента стоимости образовательных услуг. Проводя мониторинг деятельности, для объективной оценки нужна информация, которую получают из ряда экономических показателей, одним из которых является себестоимость. В работе представлено авторское толкование понятия себестоимости образовательных услуг, изучаются основные факторы формирования себестоимости в рамках процесса ценообразования на услуги образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение себестоимости платных образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями в современных условиях хозяйствования»

корпораций воздействует множество факторов. Внешняя среда предприятия непрерывно расширяется и усложняется. Умение эффективно реагировать на изменения внешней и внутренней среды - важнейший фактор конкурентоспособности выживания в условиях рынка. Оценка основных показателей финансовой устойчивости и финансовой независимости АО «ГК «Медси» в 2013-2015 гг. показала, что в 2014 г. и 2015 г. снизился уровень финансовой устойчивости, в 2013 г. - 0,568, 2014 г. - 0,429 и 2015 г. - 0,311. Для обеспечения требуемого уровня ликвидности активов и платёжеспособности исследуемого предприятия необходимо оптимизировать соотношение между уровнями дебиторской и кредиторской задолженности.

Список литературы / References

1. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) РФ от 12.08.99 № 31-р.

2. Вакулина М. А. Анализ теоретических подходов к трактовке сущности понятия «финансовая устойчивость предприятия» / М. А. Вакулина. Экономика и социум, 2016. № 5 (24). С. 21-27.

3. Зотков О. М. Стоимость бизнеса как инструмент управления развитием предприятием в реалиях внешней среды / О. М. Зотков, Е. С. Беляева // «Проспект Свободный-2016». Красноярск: СФУ, 2016. 4 с.

4. Управление структурой капитала российских компаний в периоды экономических кризисов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО», 2016. № 11 (40).

ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Горюнова Е.С. Email: [email protected]

Горюнова Екатерина Сергеевна — студент магистратуры, Школа педагогики Дальневосточный федеральный университет (филиал), г. Уссурийск

Аннотация: в статье идет речь о необходимости эффективного управления образовательной организацией, актуальности исследования относительно современных подходов к ценообразованию образовательных услуг и места расчёта себестоимости как базового элемента стоимости образовательных услуг. Проводя мониторинг деятельности, для объективной оценки нужна информация, которую получают из ряда экономических показателей, одним из которых является себестоимость. В работе представлено авторское толкование понятия себестоимости образовательных услуг, изучаются основные факторы формирования себестоимости в рамках процесса ценообразования на услуги образовательных учреждений.

Ключевые слова: себестоимость образовательных услуг, образовательная организация, стоимость платной образовательной услуги, цена, затраты, методы.

THE VALUE OF THE COST OF PAID EDUCATIONAL SERVICES RENDERED BY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS OF MANAGING Goryunova E.S. Email: [email protected]

Goryunova Ekaterina Sergeevna - graduat student, PEDAGOGY SCHOOL FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY (BRANCH), USSURIYSK

Abstract: the article deals with the need for effective management of the educational organization, the relevance of research on modern approaches to pricing of educational services and the cost calculation of the place as a basic element of the cost of educational services. By monitoring activity for an objective assessment of need information that is obtained from a number of economic indicators

- one of which is the cost. The paper presents the author's interpretation of the concept of the cost of educational services, study the basic factors of production costs within the price formation process in the educational institutions services.

Keywords: cost of educational services, educational organization, the cost of paid educational services, price, costs, methods.

УДК- 338.512

Общемировые тенденции ускорения темпов роста экономического потенциала стран-участниц данного процесса, напрямую влияют на сферу образования этих странах. «Как правило, в периоды оживления экономики актуализируются теории, утверждающие первостепенность образования как основного фактора экономического роста» [6]. В современных условиях, управлению образовательной организации, независимо от формы собственности и направлений подготовки, необходимо постоянно проводить анализ деятельности с целью принятия эффективных управленческих решений. «Современная система российского образования функционирует на качественно новом этапе, который характеризуется процессами трансформации, модернизации и реформирования, вызванными объективными условиями развития рынка образовательных услуг...» [4]. Проводя мониторинг собственной деятельности, анализируя и принимая решение, команде менеджеров для объективной оценки нужна информация, которую получают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Когда речь идёт об образовательных организациях, определение себестоимости существенно разнится с определением себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в производственных и других отраслях деятельности.

Себестоимость образовательных услуг - это финансовые затраты образовательного учреждения, направленные на обслуживание статей расходов по подготовке и реализации конкретной образовательной программы из расчета на одного обучающегося. Себестоимость включает в себя издержки на материалы необходимые в процессе обучения, накладные расходы, энергию, трудозатраты, т.е. расходы на заработную плату, амортизацию и прочие. Также в себестоимость образовательных услуг включены непроизводительные расходы -группа затрат, в которую входят расходы на оплату несовершенств и упущений, допущенных в процессе разработки и реализации образовательной услуги, а именно расходы на выплату пени и штрафов, и прочих расходов, относящихся к этой категории. Непроизводительные расходы фиксируются и включаются в себестоимость услуги. Исключение данного фактора позволяет уменьшить себестоимость и общую цену услуги.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, себестоимость учитывается при определении налогооблагаемого дохода. «Анализируя фактическую структуру затрат на одного обучающегося, можно сделать выводы об эффективности использования средств и оптимизировать расходы в рамках конкретных специальностей и направлений подготовки» [1]. Именно себестоимость должна являться основой стоимости платных образовательных услуг в большинстве образовательных организаций, независимо от форм собственности и уровня образования. «От уровня себестоимости зависит размер прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует свои ресурсы, тем значительнее эффективность производственного процесса» [7].

Актуальность выбранной темы, по мнению автора, заключается в изучении основных факторов формирования себестоимости в рамках процесса ценообразования на услуги образовательных учреждений, а также интересе покупателя, проявляемому к качеству продукции и услуг, чем привлекательнее соотношение цены и качества услуг, тем лучше и выгоднее для конечного потребителя услуги. В вышеизложенном толковании актуальности выбранной темы, автор выступает в роли потребителя образовательных услуг с целью повышения своих знаний и компетенций, но нельзя забывать и о здоровой конкуренции, как факторе развития отрасли и экономики в целом. Конкуренция образовательных учреждений -это процесс взаимодействия их на рынке образовательных услуг в экономике страны. Чтобы выдержать конкуренцию и завоевать доверие потребителей, образовательная организация должна выгодно выделяться на фоне организаций того же типа иметь ряд конкурентных преимуществ. «Однако, поиск дополнительных источников финансирования за счёт расширения номенклатуры (дифференциация и диверсификация) образовательных услуг — сам по себе, на взгляд Варкулевич Т.В., Кузьмичевой И.А., не способен обеспечить эффективного функционирования образовательного учреждения» [2].

Тема статьи тесно связана с необходимостью повышения качества и доступности образования, обеспечения развития образовательных учреждений на основе совершенствования механизмов ценообразования на платные услуги по средствам совершенствования расчета себестоимости платных образовательных услуг. «Развитие современных рыночных отношений привело к тому, что дополнительное образование с бесплатной основой, оплачиваемой за счёт государственного бюджета, значительно пополнилось дополнительными платными образовательными услугами...» [3]. Постепенный переход с целевой системы финансирования на систему государственных закупок, легализирование платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, а именно прописание объёмов и правил оказания услуг в Уставе образовательного учреждения и наработка нормативно-правовой базы последних лет, все это свидетельствует о целенаправленной политике государства на укрепление рынка образовательных услуг и развития рыночных механизмов в целом. «Превращение образовательных услуг в товар, формирование рынка этих услуг, коммерциализация сферы образования в сочетании со старыми стереотипами мышления породили много новых проблем. Одной из наиболее сложных для решения по ряду причин является проблема ценообразования» [5]. Проблема ценообразования в образовательной среде характеризуется разнообразием подходов и используемых методов расчета, что по своей сути разнит, а не объединяет интересы образовательного учреждения и основного потребителя услуг в факторе заинтересованности обоих оказать востребованную услугу и приобрести её с одной стороны, предоставить с другой, по разумной цене. Высокая степень необходимости любого из учреждений образования в дополнительном источнике финансирования, допускаемые нарушения по замещению гарантированных государством бесплатных видов услуг платными, что трудно отследить непосредственному потребителю, вследствие отсутствия доступа к планам и стандартам образовательного процесса, а также непроработанность механизмов управления этим видом деятельности, способствуют недоверию и неоднозначному отношению населения к платным услугам. Во многом протест в приобретении портфеля дополнительных платных услуг в сфере образования подкрепляется низкой платежеспособностью населения в регионах, что является еще одной проблемой реализации платных образовательных услуг, это одна из главных причин, которая препятствует развития данного направления. За более чем 25-летний опыт предоставления платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, не произошло качественного развития этого направления. Прежними остаются подходы к формированию номенклатуры услуг, высокая забюрокраченность оформления каждого нового направления подготовки, организации процесса их предоставления, проблемы ценообразования. Платные услуги продолжают оставаться не ориентированными на фактические потребности населения, маркетинговые исследования в этом направлении практически не проводятся, либо носят краткосрочный и среднесрочный характер, ввиду нестабильности экономических процессов и волнений на внешнеполитическом уровне. По мнению автора, формирование качественного рынка образовательных услуг с «прозрачными» механизмами его регулирования должно способствовать изменению отношения к платным образовательным услугам, формированию лояльности общества.

Стоимость платной образовательной услуги характеризуется свойством влиять на ее качество и доступность, а также обеспечивать эффективную деятельность образовательного учреждения. Исходя из личного опыта мониторинга стоимости обучения на одну из форм подготовки кадров высшей квалификации, оказываемой в разных учреждениях одного типа, стоимость обучения по схожему направлению подготовки резко разнилась. При выборе образовательного учреждения и оценке рисков, стоимость обучения является одним из главенствующих факторов, который в конечном итоге и повлияет на решение заказчика услуги в пользу какого-то конкретного образовательного учреждения. Сегодняшняя реальность требуют создания гибких условий, необходимых для реализации личностного потенциала, улучшения обеспечения населения образовательными услугами, ориентируемыми на конечного потребителя, поддержания конкурентных преимуществ между образовательными учреждениями и повышению уровня образования в целом. Получение наибольшей прибыли с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов, зависят от того, как решает организация вопросы снижения себестоимости товаров, работ, услуг.

Таким образом, показатель себестоимости образовательной услуги можно назвать ключевым в процессе формирования себестоимости в рамках ценообразования образовательных услуг учебными заведениями, он является фактором здоровой конкуренции

между образовательными учреждениями, гарантом справедливой цены на оказываемую образовательную услугу, для непосредственных получателей этих услуг, фактором повышения качества и доступности образования, обеспечения развития образовательных учреждений. Себестоимость образовательной услуги - это фундамент определения цен на неё, он оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности предприятия, в связи с этим образовательным учреждениям необходимо постоянно выявлять пути снижения себестоимости, снижать издержки. Систематическое снижение себестоимости - одно из основных условий повышения эффективности и успеха образовательного учреждения, грамотной политики его менеджеров и индивидуальных предпринимателей, трудящихся на поприще рынка образовательных услуг.

Список литературы / References

1. Астафьева Е.С. Проблемы расчета себестоимости и формирования стоимости платных образовательных услуг Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия.

2. Варкулевич Т.В., Кузьмичева И.А. Проблемы науки и образования. Система управления затратами на образовательные услуги государственного образовательного учреждения в его финансовой политике.

3. Вологин И.С. Научное электронное издание: Образование и культурный капитал, II Всероссийская научно-практическая конференция // Маркетинговый аспект организации дополнительных образовательных услуг бюджетного общеобразовательного учреждения.

4. Дьяков И.И. Научное электронное издание: Образование и культурный капитал, II Всероссийская научно-практическая конференция // Особенности предпринимательской деятельности в образовательных организациях: правовой аспект.

5. Камакина О.В., Саксонова Е.Л., Трунова И.В. Методика расчета цены образовательной услуги учреждений профессионального образования.

6. Колганова Н.А. Журнал: Проблемы современной экономики. № 3/2010. Непрерывное образование в контексте экономических теорий образования.

7. Тимофеева Т.В. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости образовательных услуг в негосударственных вузах // Вестник ОГУ, 2007. № 11.

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА В РОССИИ Конкина Д. К. Email: [email protected]

Конкина Дарья Константиновна — студент, кафедра мировой экономики, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация: актуальность статьи лежит в современных тенденциях развития инвестиционных инструментов России, ее фондового рынка и внебиржевых паевых фондов (ПИФов). Предоставлен краткий обзор текущих финансовых инструментов на российском биржевом и внебиржевом рынке. Подведены итоги современных тенденций финансового рынка, после чего были даны рекомендации с детальным списком внедрения новых инвестиционных инструментов из-за рубежа в России, в частности на ММВБ. Особое внимание было уделено проблеме внедрения ETF на Московской Бирже, и их роли для акций «второго и третьего эшелона».

Ключевые слова: ценные бумаги, фондовый рынок, инвестиции, ПИФ, ETF, акции, ММВБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.