Кравченко Т. И. и др. — Там же, с. 86—88.
Кравченко Т. И. и др. — Гиг. и сан., 1974, № 5, с. 19.
Meierhefer U. A., Sell J. — Forest Products J., 1977, v. 27, p. 24—27.
Поступил a 10/1 1978 г.
УДК 614.777-078
И. А. Вахула
ЗНАЧЕНИЕ САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ОЦЕНКЕ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ПРЕСНЫХ И МОРСКИХ ВОД
Пярнуская городская санэпидстанция, Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены Министерства здравоохранения
Эстонской ССР
Объектами проведенного исследования являлись районы наиболее интенсивного морского водопользования. Проведено изучение санитарно-микробиологических показателей с учетом частоты обнаружения в водах патогенных энтеробактерий. Пробы морских вод отбирали в 14 постоянных пунктах наблюдения на разном расстоянии от берега с использованием плавучих средств, а пробы речных вод — из 8. За 1976— 1978 гг. исследовано 1307 проб воды, из них 638 по санитарно-микробиологическим показателям, а 669 — на обнаружение патогенных энтеробактерий. В качестве косвенных показателей загрязнения выбраны как общепринятые индикаторные, так и другие микроорганизмы, санитарно-показательное значение которых еще изучается.
Результаты исследований проанализированы статистическими методами с применением корреляционно-регрессионного анализа. Полученные данные представлены в таблице. Средние значения всех микробиологических показателей, регламентируемых «Правилами санитарной охраны прибрежных вод морей» (М., 1975), значительно превышали допустимые, чему способствовали гидрометеорологические условия: направления поверхностных и глубинных морских течений, преобладание нагонных ветров в сторону побережья и мелководья, которые затрудняют водообмен. В итоге сокращались возможности использования прибрежных морских вод в культурно-бытовых целях —для отдыха, купания и спорта.
Частота обнаружения патогенных энтеробактерий оказалась следующей: из 669 проб выделено 155 (23,5%) культур патогенных энтеробактерий, в основном сальмонелл, которые принадлежали к 18 сероварам. Среди них преобладали S. typhimu-rium (20,1%), S. newlands (12,4%) и S. derby (10,5%). В 10 пробах найдено одновременно два и более различных серовара. Частота и сезонность обнаружения патогенных энтеробактерий в разные годы неодинаковы, что связано с вариабельностью при-родно-климатических условий, неравномерной интенсивностью водопользования, уровнем заболеваемости населения и другими факторами. Наибольшая частота выделения патогенных энтеробактерий отмечена в весенне-осенние месяцы. Представленные данные свидетельствуют о необходимости сдачи в эксплуатацию полных комплексов локальных и центральных очистных сооружений, включающих обеззараживание сточных вод в отдельных исследованных районах.
При сравнении частоты обнаружения патогенных энтеробактерий из водоемов с индексами фекального загрязнения выявляется явная корреляция между степенью загрязнения по косвенным показателям и выделением патогенных энтеробактерий из умеренно загрязненных вод.
По данным одномерного корреляционного анализа установлено определенное различие коррелятивных связей между отдельными показателями в морских и речных водах. В прибрежных морских водах выявлены достоверные связи между всеми индикаторными микроорганизмами фекального загрязнения, а также Proteus mirabilis (г 0,50—0,97, Р^0,01). Отмечено явное различие в индексах БГКП и энтерококков. Если БГКП и Е. coli определялись в пределах I пояса зоны санитарной охраны, то выделение энтерококков и Str. faecal is вне района водопользования было редким. Это, очевидно, связано с более низкими инициальными индексами энтерококков и различием выживаемости БГКП и энтерококков з умеренно загрязненных или незагрязненных морских водах. Общее содержание бактерий имеет коррелятивные связи только с количеством БГКП в загрязненных водах, причем коэффициенты корреляции низкие (г 0,34, Я=0,01). У лецитиназоактивных стафилококков как микроорганизмов нефекального происхождения коррелятивных связей с другими индикаторными микроорганизмами нет. Как исключение они коррелируются умеренно с общим количеством бактерий в 1 мл в загрязненных водах (г 0,38—0,50, Р=0,01). Индексы лецитиназоактивных стафилококков являются самыми высокими в рекреационных водах в периоды интенсивного водопользования.
В загрязненных речных водах корреляционные связи между сани-тарно-показательными микроорганизмами случайные и коэффициенты корреляции умеренные. Опыт работы показал, что определение энтерококков и Str. faecalis технически проще и целесообразнее при установлении уровня фекального загрязнения сильно загрязненных речных вод по сравнению с выявлением БГКП и Е. coli, чему способствует сравнительно высокая селективность применяемой модифицированной среды Сланцева — Бертли. При исследовании воды поверхностных водоемов индексы Рг. mirabilis оказались самыми высокими в периоды массивного органического и фекального загрязнения.
Результаты исследований использованы для разработки инструктивно-методических материалов и рекомендаций по контролю санитарного состояния открытых водоемов, которые были утверждены Министерством здравоохранения и Республиканской санитар но-эпиде-миологнческой станцией Эстонской ССР в 1978 г.
Выводы
1. БГКП и Е. coli являются надежными показателями при оценке условий распространения загрязнения в морских водах. Определение энтерококков и Str. faecalis целесообразно при оценке уровня фекального загрязнения интенсивно загрязненных рек.
2. Измерение общего количества бактерий и Proteus mirabilis целесообразно включить в комплекс определяемых показателей при необходимости установления степени органического загрязнения.
3. Выявление лецитиназоактив-ных стафилококков имеет значение при исследовании поверхностных вод в периоды наиболее интенсивного рекреационного водопользования.
4. Имеется достоверная корреляция между частотой обнаружения патогенных энтеробактерий и индексами показателей фекального загрязнения.
5. Определение перечисленных санитарно-бактериологических показателей проводится в зависимости от конкретной санитарной ситуации при соблюдении требований действующих инструктивно-методических нормативных документов.
Поступила 2/11 1979 г.
2 =
и XI X а
а-
= Б
<D X я «
с; « H х
_ О U X
3 2 а ° * = о °
К = = ч
4 н 5 s
5 =< н
2 * 3 О *
« я °
X _а х
a х
о X X о
?о
Sa
a и
Я^Х X я 2 з о.
V £
С
и lû
— m ю —
о — +• - ю "Н
Vю g ° й S V
•H о
Ю О у
.Л w w
й - - о сч -ff о о ~ о
1V1A
о
о ю — о ' ли
) «I OU
СЧ —
' -4-1 *
) >> о
g V 00
I II - (О II о < I о о «• • < о д— о о о /\ Од
СО О СО о
1J О и "
11 -Ю "I о
О О од
со д О /Ъ
со ' * оо
О N — О
ЮЮ — О N о — —
II О СО II О 11 О II о
I TI - о «i - н il
оо— оооооюос
SA g A g A g Л
— <N — чГ «Л
Ю
Ю СЧ
I "Н ОС
о о
Г- — CI
О <N ю
И О 11 о
*Я - со -«л
о о es О о СО
g л g л
о о
— ю о о
g А
о — W - — N
СО о оо — о <м —
11 О Ю II о 11 о 11 о
II - о I" • N TI -ri» О
о о— о о о о ою о
gAgA g V g °
сч
ю
о
с 5
С.3
с_
CZ
о с Ос Ч с
£ - « л
2 5 л ê s *
н X. X £
со о 0 H
К с
о ю о —
— ю о — ю о
Il О II О 11 о
(s. *Л -о ~ - О - I | I
— О О СО О О Ю О О I I I
g V g A g V
О О 00
-"Г О —
00 г*. — о сч —
— — N о ОС — О
» -И 41 _ -fl S- -н
СЧ о ОО О О СО О -Ю О О
SA SA 2° gv
ю
о
es
о со
I*
о. с
L*
с M с 3
15 1ч
IH
14
я Я
ч»
â
2 К
о з
в 3 ,
S X я » « Я _
- w Ч(|в8
5ое
; а» = а.2 я с. Jco. îcïtto
о. a. S
"в
о
о л
■5 4
ео о О. с