кации А. Г. Михеева, уровень гликогена — по методу Мс Manus. Полученные данные обработаны методом вариационной статистики и представлены в таблице, из которой видно, что количество гемоглобина у детей исследуемого района ниже, чем в контроле. Так, средний показатель у детей исследуемого района составил 11,85+0,08 г%, а в контроле — 12,27+0,1 г% (различие статистически достоверно, />3). В основном районе выявлено 17,2% детей с уровнем гемоглобина ниже II г%, в контрольном районе таких детей не обнаружено. Количество гемоглобина выше 13 г% в основном районе имело 6,1% детей, в контрольном — 32,7%. Число лейкоцитов и эритроцитов в 1 мл крови у детей обоих районов было в пределах физиологической нормы (согласно методическим указаниям по гематологическим показателям здорового человека, составленным Р. М. Тарловой и Е. Д. Гольдберг). Существенных различий по этим показателям между районами не выявлено. Цитохимическое исследование лейкоцитов показало, что содержание гликогена и пероксидазы в нейтрофилах у детей исследуемого района значительно ниже, чем в контроле. Активность щелочной фосфатазы также достоверно ниже у детей основного района (см. таблицу). Полученные данные согласуются с результатами исследований указанных отечественных и зарубежных авторов н позволяют сделать вывод о неспецифическом действии атмосферных загрязнений на организм детей.
ЛИТЕРАТУРА
Голубев И. Р., Алферов В. П., Гатицкая Н. Г. и др. — В кн.: Методические и теор ети
ческне вопросы гигиены атмосферного воздуха. М., 1976, с. 29—31. Кашпар И.. Петр Б., Шмидт П. — Гиг. и сан., 1967, № 9, с. 87—90. Михеев А. Г. — В кн.: Кемеровская городская науч.-практ. конф. врачей. 3-я. Материалы. Кемерово, 1970, г. 2, с. 112—114 Методические указания по гематологическим нормативам здорового человека. Томск, 1970.
Федорова Э. Г. — Гиг. и сан., 1971. № 4, с. 57—59. Шандала М. Г., Звиняцковский Я• И. — Там же, 1975, N° 11, с. 5—9. Graham-Knoll — Цит. Й. Тодоров. Клинические лабораторные исследования в педиатрии. София, 1968, с. 550—551. Мс Manus J. А. — Nature, 1946, v. 158, p. 202.
Поступила 4/XII 1978 г.
УДК 613.5:691.618.92
Канд. мед. наук A.A. Руденко, Л. В. Бирюкова (г. Николаев)
САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИНЕРАЛОВАТНОГО ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА КАРБАМИДНОМ
СВЯЗУЮЩЕМ
Минераловатные изделия находят широкое применение в качестве теплоизоляционного материала в различных отраслях промышленности и жилищном строительстве. Для изготовления этих изделий в качестве связующего используют феколоспирты или карбамидные смолы. Фенолоспирты растворимы в воде, что делает их менее технологичными. Большинство карбамидных смол хорошо растворяется в воде, но обладает низкой водостойкостью. Хорошая растворимость в воде большинства карбамидных смол позволяет применить метод гидромассы для изготовления минераловатных изделий. Указанный метод дает возможность распределять связующее и необходимые добавки равномерно по всему объему изделия. При изготовлении плит этим способом достигается ориентация волокон в различных плоскостях, что обеспечивает изделию повышенную жесткость и соответствие физико-механическим требованиям. Однако минераловатные плиты на синтетическом связующем, как и все синтетические полимерные материалы, выделяют в воздушную среду летучие вещества, количество которых зависит от качества исходного сырья, полноты и глубины полимеризации.
Мы провели санитарно-химические исследования опытных образцов минераловатных плит повышенной жесткости со связующим на основе карбамидных смол МФ-17, КСА и КС-11. Смолы различались между собой содержанием свободного формальдегида. Наибольшее количество его (5,2%) содержит смола КС-11, наименьшее (0,3%) — смола КСА. Испытанные образцы включают около 5% связующего, что обеспечивает материалу необходимые физико-механические свойства и требования по горючести.
Мочевиноформальдегидные смолы широко применяются при изготовлении древопластиков, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит. Все эти материалы выделяют в воздушную среду формальдегид. Так, древопластики в течение 2 лет выделяют его в концентрациях, в десятки раз превышающих допустимые (Н. Е. Ды-
шиневнч), а материалы на основе смол М-19-62, МФ, МФ-60 — в 45—75 раз выше допустимых (А. Н. Боков и соавт.). Т. И. Кравченко и соавт. показали зависимость между количеством выделяющегося формальдегида из прессованных плит на основе смол У КС и УСТ и температурой воздуха, кратностью воздухообмена, сроками эксплуатации и природой материала.
Образцы минераловатных плит испытывали в условиях однократного воздухообмена при 40°С и двух параметрах относительной влажности. Насыщенность материалом составляла 2 м"/м3 при толщине плит 20 мм. Эти условия являются наиболее жесткими из возможных прн эксплуатации. Плиты испытывали в чистом виде без технологической обработки.
Результаты санитарно-химических исследований воздуха показали, что при относительной влажности в камере 30% наибольшие количества формальдегида обнаружены при испытании образцов со связующим на основе смолы МФ-17. При этом в образцах с добавлением к связующему кальциевой соли фосфорной кислоты (образцы Л» 57 и 63) концентрация формальдегида в воздухе в 76—78 раз превышала допустимую. В случае добавления к смоле хлористого аммония (образец № 1) уровень формальдегида превышал допустимый в 48 раз.
При испытании образцов минераловатных плит на смолах КСА и КС-11 при относительной влажности воздуха 30% количество формальдегида в 14—17 раз превышало допустимое.
Поскольку карбамидные смолы обладают низкой влагостойкостью, представляло интерес изучить выделение формальдегида при повышении относительной влажности воздуха. Результаты исследований показали, что повышение относительной влажности воздуха примерно в 2 раза ведет к увеличению содержания формальдегида в воздухе в 3—4 раза при испытании образцов со связующим на основе смол МФ-17 и КСА и в 2 раза при испытании образцов со связующим на основе смолы КС-11.
По санитарно-химическим показателям преимущество имеют плиты со связующим на основе смол КС-11 и КСА в условиях низкой относительной влажности, но при наличии высокой влажности предпочтение необходимо отдавать плитам со связующим на основе смолы КС-11. как наиболее влагостойким. Эта смола содержит до 5,2% свободного формальдегида, который в процессе изготовления минераловатных плит интенсивно выделяется, загрязняя воздушную среду рабочей зоны, что приводит к ухудшению условий труда. Для нейтрализации свободного формальдегида применяются вещества, легко реагирующие с ним, в частности мочевина. Для выяснения возможности применения этого метода без ухудшения свойств продукции проведены санитарно-химические исследования образцов минераловатных плит со связующим на основе смолы КС-11 с добавлением 0,8% мочевины и без нее.' Установлено, что введение мочевины в связующее с целью нейтрализация свободного формальдегида не влияет на выделение последнего из готового изделия.
Необходимо отметить, что при насыщенности материалом 2 м2/м* в условиях-однократного воздухообмена прн 40°С минераловатные плиты в чистом виде даже на смоле КС-11 выделяют значительные количества формальдегида, концентрация которого в 14 раз выше допустимой при 30% относительной влажности воздуха и в 29 раз — при 60% относительной влажности. Однако минераловатные плиты в условиях эксплуатации будут иметь дополнительное покрытие, что может привести к значительному снижению выделения формальдегида. Так, известно, что лучший эффект при защите древесно-стружечных плит (ДСП) от старения дают водоотталкивающие покрытия (Ме1ег11е1ег и соавт.), а отделка ДСП шпоном или лаком снижает выделение формальдегида в 100 раз (Т. И. Кравченко и соавт.).
В нашем случае была изготовлена конструкция из металлопласта и минераловатных теплоизоляционных плит повышенной жесткости на смолах МФ-17 и КС-11. При испытании образцов таких конструкций в тех же условиях формальдегида выделялось в 60—80 раз меньше, что составляло 0,3—0,65 допустимого уровня.
Проведенные исследования показали, что минераловатные плиты на карбамид-ном связующем (смолах МФ-17, КСА и КС-11) в описанных условиях испытания выделяют в воздушную среду формальдегид, количество которого в десятки раз выше допустимого. При повышении относительной влажности воздуха от 30 до 60% выявлено увеличение выделения формальдегида в 2—4 раза в зависимости от марки смолы. Этот факт свидетельствует о значительной роли влаги в выделении формальдегида из материалов на основе карбамидных смол. Наиболее устойчивыми к влаге оказались плиты со связующим на основе смолы КС-11. Конструкционные изделия с защитой минераловатных плит от воздействия внешних факторов выделяли в 60—80 раз меньше формальдегида и получили по этому признаку положительную гигиеническую оценку в довольно жестких условиях испытания.
ЛИТЕРАТУРА
Боков А. Н. и др. — В кн.: Гигиена применения полимерных материалов в строитель
стве. Киев, 1973, с. 84—86. Дышиневич Н. Е. — Там же, с. 81—83.
Кравченко Т. И. и др. — Там же, с. 86—88.
Кравченко Т. И. и др. — Гиг. и сан., 1974, № 5, с. 19.
Meierhefer U. A., Sell J. — Forest Products J., 1977, v. 27, p. 24—27.
Поступил a 10/1 1978 г.
УДК 614.777-078
И. А. Вахула
ЗНАЧЕНИЕ САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ОЦЕНКЕ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ПРЕСНЫХ И МОРСКИХ ВОД
Пярнуская городская санэпидстанция, Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены Министерства здравоохранения
Эстонской ССР
Объектами проведенного исследования являлись районы наиболее интенсивного морского водопользования. Проведено изучение санитарно-микробиологических показателей с учетом частоты обнаружения в водах патогенных энтеробактерий. Пробы морских вод отбирали в 14 постоянных пунктах наблюдения на разном расстоянии от берега с использованием плавучих средств, а пробы речных вод — из 8. За 1976— 1978 гг. исследовано 1307 проб воды, из них 638 по санитарно-микробиологическим показателям, а 669 — на обнаружение патогенных энтеробактерий. В качестве косвенных показателей загрязнения выбраны как общепринятые индикаторные, так и другие микроорганизмы, санитарно-показательное значение которых еще изучается.
Результаты исследований проанализированы статистическими методами с применением корреляционно-регрессионного анализа. Полученные данные представлены в таблице. Средние значения всех микробиологических показателей, регламентируемых «Правилами санитарной охраны прибрежных вод морей» (М., 1975), значительно превышали допустимые, чему способствовали гидрометеорологические условия: направления поверхностных и глубинных морских течений, преобладание нагонных ветров в сторону побережья и мелководья, которые затрудняют водообмен. В итоге сокращались возможности использования прибрежных морских вод в культурно-бытовых целях —для отдыха, купания и спорта.
Частота обнаружения патогенных энтеробактерий оказалась следующей: из 669 проб выделено 155 (23,5%) культур патогенных энтеробактерий, в основном сальмонелл, которые принадлежали к 18 сероварам. Среди них преобладали S. typhimu-rium (20,1%), S. newlands (12,4%) и S. derby (10,5%). В 10 пробах найдено одновременно два и более различных серовара. Частота и сезонность обнаружения патогенных энтеробактерий в разные годы неодинаковы, что связано с вариабельностью при-родно-климатических условий, неравномерной интенсивностью водопользования, уровнем заболеваемости населения и другими факторами. Наибольшая частота выделения патогенных энтеробактерий отмечена в весенне-осенние месяцы. Представленные данные свидетельствуют о необходимости сдачи в эксплуатацию полных комплексов локальных и центральных очистных сооружений, включающих обеззараживание сточных вод в отдельных исследованных районах.
При сравнении частоты обнаружения патогенных энтеробактерий из водоемов с индексами фекального загрязнения выявляется явная корреляция между степенью загрязнения по косвенным показателям и выделением патогенных энтеробактерий из умеренно загрязненных вод.
По данным одномерного корреляционного анализа установлено определенное различие коррелятивных связей между отдельными показателями в морских и речных водах. В прибрежных морских водах выявлены достоверные связи между всеми индикаторными микроорганизмами фекального загрязнения, а также Proteus mirabilis (г 0,50—0,97, Р^0,01). Отмечено явное различие в индексах БГКП и энтерококков. Если БГКП и Е. coli определялись в пределах I пояса зоны санитарной охраны, то выделение энтерококков и Str. faecal is вне района водопользования было редким. Это, очевидно, связано с более низкими инициальными индексами энтерококков и различием выживаемости БГКП и энтерококков з умеренно загрязненных или незагрязненных морских водах. Общее содержание бактерий имеет коррелятивные связи только с количеством БГКП в загрязненных водах, причем коэффициенты корреляции низкие (г 0,34, Я=0,01). У лецитиназоактивных стафилококков как микроорганизмов нефекального происхождения коррелятивных связей с другими индикаторными микроорганизмами нет. Как исключение они коррелируются умеренно с общим количеством бактерий в 1 мл в загрязненных водах (г 0,38—0,50, Р=0,01). Индексы лецитиназоактивных стафилококков являются самыми высокими в рекреационных водах в периоды интенсивного водопользования.