Научная статья на тему 'Значение самостоятельной познавательной деятельности для формирования проектно-конструкторских компетенций курсантов'

Значение самостоятельной познавательной деятельности для формирования проектно-конструкторских компетенций курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вох Е.П.

Рассмотрено понятие самостоятельной познавательной графической деятельности, ее содержание, структура в процессе решения графических задач, значение для развития проектно-конструкторских компетенций будущих специалистов пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение самостоятельной познавательной деятельности для формирования проектно-конструкторских компетенций курсантов»

100

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

вая не только эмоциональное развитие чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но и формирование эстетической культуры» [2, с. 57].

Следовательно, качество и эффективность содержания системы дополнительного образования детей достигаются за счет того, что образование в ее рамках строится как процесс развития индивидуальности ребенка, через реализацию принципов этнокультурного художественно-эстетического воспитания, интеграцию, разноуровневости и вариативности образовательных программ, приобщения детей к родному языку, культуре, истории, традициям, духовным ценностям.

Список литературы:

1. Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь: Учебное пособие. - Усть-Каменогорск, 2007. - 469 с.

2. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.Б. Панькин. - М.: ООО «Большая медведица»; Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2004. - 272 с.

3. Панькин А.Б. Стратегия формирования образовательных систем этнокультурной коннотации // Вестник Калмыцкого университета. - 2006. -№ 2. - С. 29-39.

4. Шаповалов В.К. Реализация образовательных программ гуманитарных направлений в техническом университете / Д.А. Лушников, В.К. Шаповалов // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. - С. 156-159.

5. Цурюмова С.В. Этнокультурная коннотация дополнительного художественно-эстетического образования детей / под.ред. А.В. Золотаревой // Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов: материалы всероссийской научно-практической заочной конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2008. - С. 137-140.

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

КУРСАНТОВ

© Вох Е.П.*

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург

Рассмотрено понятие самостоятельной познавательной графической деятельности, ее содержание, структура в процессе решения графиче-

Доцент кафедры Общетехнических дисциплин, к.п.н., доцент.

Теория и методика обучения и воспитания

101

ских задач, значение для развития проектно-конструкторских компетенций будущих специалистов пожарной безопасности.

Ключевые слова: самостоятельная познавательная графическая деятельность, проектно-конструкторские компетенции.

В современных условиях обновления научно-технических знаний, быстро меняющихся техники и технологии, будущему специалисту, в частности специалисту в области пожарной безопасности придется обновлять знания, полученные по специальности, в течение всей жизни. Поэтому при обучении курсантов Уральского института ГПС МЧС России особое внимание уделяется развитию готовности к самостоятельной познавательной деятельности. Будущая профессиональная деятельность специалистов пожарной безопасности связана с эксплуатацией и обслуживанием специальной техники, специального оборудования, поэтому необходимо уверенно владеть проектно-конструкторской документацией.

Самостоятельная познавательная деятельность курсантов требует не только настойчивости, но и системы определенных компетенций. В формировании этих компетенций важная роль принадлежит пониманию и учету закономерностей познавательной деятельности. Эта деятельность является умственной деятельностью по овладению компетенциями, а успешное овладение компетенциями возможно лишь в том случае, когда курсант самостоятельно вникает в суть изучаемого материала, проявляет самостоятельное мышление.

Пидкасистый П.И. определяет самостоятельную познавательную деятельность как учение, которое включает самостоятельное приобретение знаний из разных источников, работу с информацией, отбор и конструирование необходимых способов познавательных действий, применение усвоенных знаний на практике, взаимодействие с преподавателем. В структуре самостоятельной познавательной деятельности автор выделяет следующие общие действия, применимые при изучении любой дисциплины: «планирование конкретных способов получения требуемого результата; мысленное выделение его параметров; контроль соответствия полученного результата требуемому; диагностика причин несоответствия; обоснование принципа действия; выбор метода; принятие решения, путем выбора рационального варианта действия) [2].

Под самостоятельной познавательной графической деятельностью будем понимать деятельность, обеспечивающую мотивационный, целенаправленный, самоорганизованный процесс познания в области чтения чертежей, выполнения, анализа и контроля проектно-конструкторской документации, который направлен на овладение проектно-конструкторскими компетенциями и развитие способностей будущего инженера.

Проектно-конструкторские компетенции, которыми должны владеть будущие инженеры пожарной безопасности можно сформулировать следующим образом: уверенное владение конструкторской документацией пожарной техники, оборудования; графическими способами передачи информации

102

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

и их использованием при разработке конструкторской документации; знание и применение государственных стандартов по выполнению и оформлению конструкторской документации; способность в выполнении конструкторских разработок устройств пожаротушения, технических условий на новую пожарную технику, проектно-конструкторских решений, обеспечивающих пожарную безопасность зданий и сооружений; умение осуществлять контроль проектно-конструкторской документации.

Графическая деятельность по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» включает самостоятельную работу по выполнению позиционных и метрических графических задач, графических упражнений, чертежей объектов, тестовых заданий.

Самостоятельная познавательная графическая деятельность состоит из следующих этапов:

1. формирование информационной основы предстоящей графической деятельности, а именно, следует проработать лекции, обратиться к учебной литературе по данной теме, внимательно изучить условие графической задачи, которое часто дается в вербальной форме или, одновременно, в вербальной и графической форме;

2. определение цели графической работы;

3. обдумывание решения графического задания, использование учебной литературы и учебных, учебно-методических пособий, собственного опыта, при этом важна способность разделения учебного материала на отдельные части, выделения главного, увязывание приобретаемых компетенций с ранее усвоенными;

4. выбор методов и средств выполнения графической работы;

5. реализация процесса выполнения графической работы;

6. самоконтроль результата выполнения графической работы;

7. коррекция, т.е. внесение исправлений в графическую работу.

На всех этапах происходит постепенное формирование и развитие проектно-конструкторских компетенций курсантов.

Основной самостоятельной деятельностью в процессе освоения графических дисциплин является решение графических задач. Структуру деятельности по решению задач, предложили ученые Г.Д. Бухарова, Н.Н. Туль-кибаева, Л.М. Фридман [3, с. 21-22].

Сформулируем структуру самостоятельной познавательной деятельности в процессе решения графических задач по разделу «Начертательная геометрия»:

1. Действия - ознакомление с графической задачей.

1.1. Операции:

- ориентирование - знакомство с условием задачи, выделение требований к методам построения чертежа, количеству и выбору изображений;

Теория и методика обучения и воспитания

103

- планирование - структурирование содержания графической задачи;

- исполнение - запись данных задачи виде таблицы (координат точек, размеры геометрических тел);

- контроль - сверка записанных данных задачи с ее условием.

2. Действия - составление плана решения графической задачи.

2.1. Операции:

- ориентирование - соотнесение условий и требований задачи с разделом, темой, системой проектно-конструкторских компетенций;

- планирование - выявление возможных алгоритмов решения графической задачи;

- исполнение - определение последовательности и метода решения графической задачи;

- контроль - проверка выбранного плана решения, отсутствия в нем упущений и неточностей.

3. Действия - решение графической задачи.

3.1. Операции:

- ориентирование - выбор способа решения графической задачи;

- планирование - компоновка изображений, вычерчивание координационных осей, осей симметрии;

- исполнение - выполнение требуемых изображений (точек, прямых, плоскостей, геометрических тел) по заданным координатам и размерам, применение методов преобразования чертежа, методов графических построений;

- контроль - проверка правильности выполненной графической задачи, ее оформления по обобщенному алгоритму проверки чертежа, составленному в соответствии со стандартами ЕСКД.

4. Действия - проверка и анализ выполнения графической задачи.

4.1. Операции:

- ориентирование - уточнение правильности и рациональности применения выбранных приемов построения графической задачи;

- планирование - выработка основных критериев самопроверки графической задачи;

- исполнение - осуществление самопроверки результата решения графической работы в целом по обобщенному алгоритму чертежа, анализ полученного результата в соответствии с аксиомами и теоремами начертательной геометрии и правилами оформления чертежей;

- контроль - выявление и устранение в решении графических задач ошибок и неточностей.

104

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Преподаватель для усиления познавательной деятельности в процессе проведения самостоятельной работы курсантов должен всесторонне ее подготовить, опираясь на следующие дидактические принципы:

1. Самостоятельную работу нужно организовывать на всех этапах учебного процесса, в том числе на стадии осмысления нового материала с целью накопления общих приемов, способов усвоения знаний.

2. Курсанты должны быть активными участниками процесса познания, уметь видеть и формулировать проблемы, самостоятельно находить пути их решения, проверять полученные результаты.

3. При выполнении графических заданий курсанты должны постоянно преодолевать посильные трудности и переходить на более высокий уровень познания [1, с. 46-47].

4. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы каждое определяемое им задание отличалось конкретностью, целенаправленностью, было посильным для выполнения, вызывало у курсантов интерес, активность мышления.

Своеобразной формой организации обучения является самоподготовка, т.е. внеаудиторные самостоятельные занятия курсантов, со следующими дидактическими целями: закрепление, углубление, систематизацию графических знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым учебным материалом; формирование проектно-конструкторских компетенций и навыков самостоятельного выполнения графических работ; самостоятельного мышления.

При выполнении самостоятельной графической работы у курсантов четко прослеживаются различия в их познавательных возможностях. Среди них выявляются способные самостоятельно овладеть новыми способами, методами и приемами графических построений, другие нуждаются в некоторых указаниях преподавателя по поиску путей решения, третьим требуется более детальная помощь. Поэтому для овладения одинаковым содержанием с активным использованием своих познавательных возможностей нужно предусмотреть задания разной степени сложности, т.е. дифференцированные графические задачи и задания.

Для самоподготовки, а также для аудиторных занятий разработаны учебно-методические и учебные пособия, содержащие теоретический материал каждой изучаемой темы; вопросы и тесты для самопроверки; индивидуальные варианты дифференцированных графических заданий двух уровней сложности; их последовательность выполнения; обобщенный алгоритм проверки чертежа по каждому разделу дисциплины «Начертательная геометрия, Инженерная графика», список рекомендуемой литературы.

С целью определения уровня графической подготовки курсантов разработано учебное пособие по разделу «Начертательная геометрия», содержащее дифференцированные тесты по каждой изучаемой теме. Во время ауди-

Теория и методика обучения и воспитания

105

торных занятий определяется уровень графической подготовленности курсантов на основании решения дифференцированных тестов, а также определяется в процессе наблюдения за выполнением графических работ и упражнений, за выбором приемов и методов построений, за пользованием чертежными инструментами. В соответствии с этим рекомендуется уровень графических заданий.

Значение самостоятельной познавательной графической деятельности состоит в следующем:

Во-первых, она позволяет курсантам глубже разобраться в изучаемых вопросах графических дисциплин.

Во-вторых, в процессе этой деятельности у курсантов формируются такие ценные качества, как организованность, дисциплинированность, активность и самостоятельность мышления, целеустремленность, творческий подход к делу.

В-третьих, систематическая самостоятельная познавательная графическая деятельность повышает графическую культуру, развивает способность самостоятельного приобретения и углубления технических знаний, что особенно важно для повышения профессионального уровня будущего специалиста пожарной безопасности.

Список литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах / П.И. Пидкасистый. - Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 47-52.

3. Тулькибаева Н.Н., Фридман Л.М., Драпкин М.А., Валович Е.С., Бухарова ГД Решение задач по физике / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, М.А. Драп-кина // Психолого-методический аспект. - Челябинск: Изд-во «Факел»; Изд-во ЧВВАИУ; Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. - 120 с.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УУД КАДЕТ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© Горбовая В.В.* *, Подгорнов В.Н.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В данной статье раскрывается сущность проектной деятельности направленная на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творче-

* Руководитель методического объединения воспитателей.

* Старший воспитатель учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.