Научная статья на тему 'Значение результатов оперативно-разыскной деятельности в ходе доказывания по уголовным делам об убийствах, совершенных орга- низованными преступными группами'

Значение результатов оперативно-разыскной деятельности в ходе доказывания по уголовным делам об убийствах, совершенных орга- низованными преступными группами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / "СЛЕДЫ" / ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЦЕСС ДОКАЗЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карлаш С. П.

Автор отмечает, что совершенствование расследования по уголовным делам, связанные с организованной преступностью, повышение его эффективности должно сочетать использование всего комплекса следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, и результатов оперативно-разыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение результатов оперативно-разыскной деятельности в ходе доказывания по уголовным делам об убийствах, совершенных орга- низованными преступными группами»

Карлаш С.П.

Значение результатов оперативно-разыскной деятельности в ходе доказывания по уголовным делам об убийствах, совершенных организованными преступными группами

Проблемам использования результатов оперативно-разыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам и путям их разрешения посвящено значительное количество научной литературы. Вопросы значения, использования, «легализации» результатов оперативно-разыскной деятельности исследовались в трудах многими отечественными учеными, специализирующимися в области уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-разыскной деятельности: Р.С. Белкиным, А.В. Белоусовым, Е.А. Долей, Н.А. Громовым, А.Н. Гущиным, В.И. Зажицким, Ю.В. Кореневским, Ю.В. Франциферовым, С.А. Шейфером, А.Ю. Шумиловым и др.

В работах ученых поднимаются, подробно рассматриваются и частично разрешаются узловые теоретико-методологические вопросы, без решения которых невозможно конструирование эффективного правового института уголовно-процессуального использования результатов оперативно-разыскной деятельности.

Использование не в полной мере существующего потенциала оперативно-разыскной деятельности в целях доказывания по уголовным делам, существенно сужает возможности вовлечения в сферу уголовного судопроизводства сведений, полученных в ходе оперативно-разыскной деятельности.

Нерешенность в Федеральном законе «Об оперативно-разыскной деятельности» и Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации вопросов о применении и использовании результатов оперативно-разыскной деятельности приводит к тому, что «в доказывании используются не те сведения, которые содержатся в результатах оперативно-разыскной деятельности, а иные данные, полученные в рамках уголовно-процессуальной деятельности при собирании (точнее, формировании) доказательств» [1, с. 42].

Иначе говоря, органами дознания собирается лишь информация, которая потенциально может стать содержанием доказательств по уголовному делу, и «оперативная информация должна отвечать с точки зрения содержания тем же требованиям, что и информация доказательственная» [2, с. 10].

Уголовные дела об убийствах, совершенных организованными преступными группами, составляют категорию преступлений, которые отличает тщательная планировка, продуманность исполнения, с распределением ролей между соучастниками. Раскрытие и расследование таких дел вызывает затруднения, так как совершение данных преступлений происходит в условиях неочевидности и сокрытия преступниками следов преступления и зачастую с настойчивым противодействием расследованию. Следует отметить, что без проведения оперативно-разыскной работы по делам данной категории, раскрыть убийства, совершенные организованными преступными группами, практически невозможно. Соответственно своевременное установление лиц, причастных к преступлению, во многом зависит от правильного использования следователем возможностей оперативных аппаратов органа дознания и как следствие результатов оперативно-разыскной деятельности.

Доказательственная информация по уголовным делам не дается в готовом виде, а потенциально скрыта в ее носителях, являющихся результатом взаимодействия преступления с объективной средой. В процессе взаимодействия преступления с объективной средой (в ходе его подготовки, совершения и сокрытия) остаются различные следы - результаты взаимодействия, которые отражаются на различных материальных объектах и в сознании людей. Задача состоит в том, чтобы найти носители информации о преступлении и познать ее содержание. Значительную роль в решении данной задачи играет оперативноразыскная деятельность.

Оперативно-разыскная, как и уголовно-процессуальная деятельность, направлена на отображение специфическими средствами одного и того же объекта - преступного деяния со всеми его различными «следами», нашедшими свое отражение в объективной реальности. Принципиальное различие между ними состоит в порядке и условиях формирования этих фактических данных, что влияет на содержание и форму получаемых сведений. Правильно проведенная оперативно-разыскная деятельность может дать в руки следствия информацию о количестве участников преступных групп, о роли каждого из них в деятельности преступного формирования, о преступлениях, которые были совершены ранее и которые готовятся совершить, где «слабые звенья» в данной преступной организации, другую интересующую следствие информацию. Грамотно проведенные оперативно-разыскные мероприятия дают большой массив ориентирующей, криминалистически значимой информации о преступной деятельности групп. Но для субъектов доказывания познание полученной информации осуществляется в очень специфических условиях уголовно-процессуальной деятельности, где эти сведения должны получить процессуальное

оформление, тем самым приобрести статус уголовно-процессуальных доказательств. С таких сведений очень часто и начинается расследование, а именно, результаты оперативно-разыскной деятельности могут являться поводом к возбуждению уголовного дела о групповых преступлениях.

Вся информация, полученная в результате оперативно-разыскной деятельности, подразделяется на две группы:

1) информация, которая непосредственно используется в уголовном судопроизводстве;

2) информация, которая может быть применена только после ее легализации в соответствии с требованиями УПК РФ [3, с. 157-158].

Мы разделяем позицию Т.В. Аверьяновой о том, что в УПК не создан механизм реализации в уголовном судопроизводстве оперативной информации, в результате чего важнейшие оперативные данные остаются нереализованными и не используются в целях раскрытия преступления [4, с. 34].

Следовательно, полученная следователем от оперативно-разыскных служб, информация может стать основанием для определения направлений расследования убийств, дать основания для выдвижения следственных версий, позволить следователю тактически грамотно и целеустремленно провести следственные действия (допрос, обыск, выемку и др.). Таким образом, не выступая непосредственно в качестве элемента уголовно-процессуального доказывания, результаты оперативно-разыскных мероприятий нередко весьма эффективно проявляют себя при расследовании убийств, поскольку указывают на обстоятельства, источники сведений о таких обстоятельствах, места нахождения документов, предметов, которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу.

Материалы оперативно-разыскной деятельности сами по себе не становятся доказательствами, поскольку они не соответствуют признакам, указанным в ст. 74 УПК РФ, и не собраны путем следственных или иных процессуальных действий. В соответствии с УПК РФ правом представления доказательств наделен определенный круг лиц и, хотя закон говорит, что они предоставляют доказательства, на самом деле они представляют лишь определенные сведения, вещи, предметы, которые станут доказательствами только после того, как следователь и суд признают их относимость и допустимость к делу. В конечном итоге именно лицо, производящее расследование по делу или рассматривающее дело по существу, решает вопрос об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайств о принятии этих сведений, предметов и документов в качестве доказательств. В таком же процессуальном порядке принимаются материалы, полученные в результате оперативно-разыскной деятельности.

Сведения, полученные в ходе оперативно-разыскной деятельности по уголовным делам об убийствах, совершенных организованными преступными группами, играют роль ориентирующей информации, оказывая существенную, порой, неоценимую помощь в обнаружении и собирании доказательств. Полученные в ходе непроцессуальной деятельности фактические данные могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий при производстве по уголовному делу об убийстве, совершенном организованной преступной группой, и в данном случае непроцессуальная деятельность по отношению к деятельности уголовно-процессуальной носит вспомогательный характер.

Но необходимо отметить, что оперативно-разыскная деятельность по исследуемой категории дел не должна заканчиваться разоблачением лишь некоторых членов организованной преступной группы, даже несколько оставшихся на свободе членов группы в состоянии продолжать ту деятельность, ради которой и создавалась организованная преступная группа.

Практическая ценность и важность результатов оперативно-разыскной деятельности и возможность их использования во многом зависит от качества документирования проведенной оперативно-разыскной работы. Надлежащий уровень документирования данной работы во многом зависит от подготовленности сотрудников оперативного аппарата к изучению и анализу соответствующей преступной деятельности. Недостатки, свойственные документированию результатов оперативно-разыскной деятельности, связаны с невозможностью использовать необходимые технические средства (иногда из-за их отсутствия, неумения их правильно использовать), а порой с низким уровнем знаний уголовно-процессуального законодательства сотрудниками уполномоченными проводить оперативно-разыскную деятельность. Данное обстоятельство часто приводит к тому, что собранные и задокументированные данные не позволяют своевременно начать расследование [5, с. 110-112].

Условием допустимости результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании по уголовным делам является представление их следователю и возможность проверки и оценки для определения допустимости доказательств в уголовном процессе: получение доказательств надлежащим субъектом, из надлежащего источника, законным способом и в установленном надлежащем порядке.

В уголовно-процессуальном доказывании можно использовать:

- материальные (физические) носители информации (фоно-, видеограммы, фото-, киноленты, фотоснимки), на которых запечатлена полученная в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий информация, могущая служить средством обнаружения преступления;

- акты, справки, рапорта, протоколы, отражающие результаты оперативно-разыскного мероприятия, и факт применения технических средств;

- расшифровки (распечатки) оперативно-разыскными подразделениями прослушанных в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий телефонных переговоров и иных сообщений, передаваемых по коммуникационным сетям [6, с. 80].

Использование предметов и документов, полученных до возбуждения уголовного дела оперативноразыскным путем, в том числе фотографий, кинолент, аудио- и видеозаписей, приобретает особую актуальность в условиях борьбы с организованной преступностью. Все они играют важную удостоверительную роль для последующей процессуальной проверки.

Значение оперативно-разыскной деятельности в ходе доказывания по уголовным делам об убийствах, совершенных организованными преступными группами, как нам представляется, заключается, прежде всего, в том, что результатами оперативно-разыскной деятельности является добытая оперативная информация, фигурирующая в дальнейшем в процессе расследования как информация, ориентирующая субъектов доказывания на решение задач раскрытия и расследования рассматриваемой категории преступлений.

Оперативно-разыскная деятельность, как и работа следователя, осуществляющая процессуальные действия по делу, наиболее приближена к фактам совершения преступления, и только благодаря правильному и умелому применению технических средств записи в ходе оперативных мероприятий до суда можно «довести» сговор соучастников, вымогательство, шантаж, а также действия организатора преступления, который нередко остается в тени [7, с. 35].

Ориентация оперативно-разыскной деятельности на обеспечение процесса доказывания доброкачественными сведениями о значимых для раскрытия преступления обстоятельствах обеспечит повышение эффективности расследования преступлений. Дальнейшее совершенствование механизма вовлечения в уголовный процесс доброкачественных результатов оперативно-разыскной деятельности, содержащих информацию о преступлении, позволит увеличить доказательственную базу, являющуюся средством установления истины по каждому уголовному делу, послужит реальному воплощению в жизнь принципа неотвратимости привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений [8, с. 69-75].

Подводя итог, необходимо отметить, что совершенствование расследования по уголовным делам, связанным с организованной преступностью, повышение его эффективности должно, как нам представляется, сочетать использование всего комплекса следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, и результатов оперативно-разыскной деятельности. Вкупе система следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий позволит выявлять структуру преступного формирования, механизм его функционирования и четко обозначить схему совершенного преступления. Следователь при расследовании преступления не будет «привязан» к отдельным преступным эпизодам, а сможет сосредоточить силы и средства на доказывании форм соучастия и распределения ролей между соучастниками, что позволит более результативно применять уголовноправовые нормы, карающие за организованные формы преступной деятельности.

Литература

1. Доля Е.А. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании по уголовным делам // Российская юстиция. 1995. № 5.

2. Зникин В.К. Использование оперативно-разыскной информации в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998.

3. Жук О.Д. Уголовное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ (преступных организаций). М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Аверьянова Т.В. Проблемы законодательного регулирования взаимодействия правоохранительных органов в раскрытии и расследования преступлений // Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Проблемы практической реализации: Материалы Всероссийской науч.-практич. конференции г. Сочи 11-12 октября 2002 г. Краснодар, 2002.

5. Яблоков Н.П. Расследование организованной преступной деятельности. М.: Юристъ, 2002.

6. Зайцева С.А., Зейналова Л.М., Громов Н.А., Гущин А.Н., Царева Н.П. Оперативно-разыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практич. пособие. М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2004.

7. Карнеева Л.М. Уголовно-процессуальный закон и практика доказывания // Соц. законность. 1990. №

1.

8. Сокол В.Ю. Теоретические основы вовлечения результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывание по уголовным делам // По материалам Всероссийской научно-практической конференции 1416 июня 1995 года. Краснодар, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.