Научная статья на тему 'Совершенствование взаимодействия субъектов следственныхи оперативных органов в сфере получения информации, передаваемой по техническим каналам связи'

Совершенствование взаимодействия субъектов следственныхи оперативных органов в сфере получения информации, передаваемой по техническим каналам связи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ТЕХНИЧЕСКИЙ КАНАЛ СВЯЗИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / INFORMATION / EVIDENCE / TECHNICAL CHANNEL OF COMMUNICATION / INTERACTION / CONSEQUENTLY / THE OPERATIONAL-SEARCH MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярцева Анна Владимировна

Представленная статья отражает вопрос совершенствования взаимодействия субъектов следственных и оперативных органов в сфере получения информации, передаваемой по техническим каналам связи. Актуальность данного вопроса связана с тем, что процедура получения информации, передаваемой по техническим каналам связи, не в полном объеме регламентирована в УПК РФ. В связи с этим отсутствует единообразие в толковании и применении уголовно-процессуального закона, что лишает практических работников отлаженного алгоритма действий и способствует росту большого количества спорных вопросов, не согласованных между субъектами правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of interaction of investigative and operative agencies subjects in the area of information transmitted through technical communication channels

The article addresses the issue of improving interaction between the subjects of investigative and operational bodies in receipt of information transmitted through technical communication channels. The urgency of this issue stems from the fact that the procedure for obtaining the information transmitted by technical communication channels are not fully regulated in the Code. In this regard, there is no uniformity in the interpretation and application of criminal procedural law and equips practitioners oiled algorithm of actions, but rather promotes the formation of large concentrations of controversial issues not agreed upon between the subjects of law.

Текст научной работы на тему «Совершенствование взаимодействия субъектов следственныхи оперативных органов в сфере получения информации, передаваемой по техническим каналам связи»

Успешное расследование большинства преступлений во многом зависит от эффективности взаимодействия следователя и органов дознания. Такое взаимодействие осуществляется в определенных формах, под которыми в научной литературе понимаются основанные на уголовно-процессуальном законе конкретные способы сотрудничества этих органов, средства связи между ними, обеспечивающие их совместную согласованную работу при расследовании преступлений [1, с. 6; 2, с. 37; 3, с. 5].

В настоящее время можно констатировать наличие стабильного интереса к проблематике взаимодействия следственных и оперативных субъектов правоохранения. В той или иной степени вопросы взаимодействия широко обсуждаются как в литературе комплексного характера, так и в периодических изданиях [4; 5; 6; 7]. Однако, несмотря на большое количество публикаций, отдельные вопросы, касающиеся взаимодействия, до сих пор недостаточно изучены. Думается, что к числу проблем, требующих разрешения, следует отнести проблему совершенствования взаимодействия субъектов следственных и оперативных органов в сфере получения информации, передаваемой по техническим каналам связи.

В организации взаимодействия следователя с органом дознания возникают организационные трудности, поэтому требуется согласование целей конкретного акта расследования с целями и задачами органа дознания, устранения возникающих противоречий, предупреждения возможных конфликтов [8, с. 12].

Деловое взаимодействие следователей и оперативных работников, обладающих специфическими средствами и методами, предполагает быстрое и всестороннее раскрытие и расследование преступления и изобличение виновных. Нельзя не согласиться с мнением В.Е. Коноваловой, отмечающей, что «следователь должен знать все, что относится к расследуемому им делу и может иметь значение для исследования его обстоятельств. Для него нет и не может быть тайны в относящейся к делу оперативно-разыскной информации (но не источников ее получения) равным образом, как и для лица, производящего дознание, не должно быть тайны в расследовании дела, по которому он осуществляет оперативно-разыскную деятельность» [9, с. 86].

В рассматриваемом аспекте следует отметить и то обстоятельство, что из-за недостаточно эффективного взаимного обмена информацией и совершенствования нормативно-правовых актов образуется так называемая «мертвая» информация, т.е. полезная информация, которая получена, проанализирована, определенным образом зафиксирована, формализована и не использована для решения задач получения доказательств по делу.

Совершенствование механизма использования криминалистически значимой информации, передаваемой по техническим каналам связи, в настоящее время уже начато, о чем свидетельствует появление в Уголовно-процессуальном кодексе ст. 186.1 «Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами». Однако вопрос использования данной категории информации в процессе взаимодействия следственных и оперативных субъектов остается крайне сложным и нерешенным. Представляется, что в первую очередь необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

1) механизм представления следователю объектов, ранее полученных в ходе схожих по смыслу и содержанию оперативно-разыскных мероприятий (например, прослушивание телефонных переговоров);

2) использование информации, снятой с технических каналов связи, сопутствующей данным о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (например, местоположение абонента в конкретное время совершения преступления в зоне действия базовой станции оператора связи);

3) интерпретация ранее полученной в ходе оперативно-разыскной деятельности информации, снятой с технических каналов связи, в качестве доказательств.

Решение вышеуказанных вопросов, по нашему мнению, даст возможность, во-первых, решить теоретическую задачу по организации системы форм взаимодействия, во-вторых, практическим работникам избежать путаницы в определении содержания данной формы взаимодействия, в-третьих, уменьшить объем проводимых мероприятий, за счет исключения повторяющихся действий оперативных и следственных работников.

В ходе проведенного исследования были проанализированы нормативно-правовые акты различных уровней, регламентирующие вопросы взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, с целью установления критериев, позволяющих выделить определенную форму взаимосогласованной деятельности. Результаты проведенного анализа дают возможность сделать вывод об отсутствии правовых положений, указывающих на совершенствование форм взаимодействия в сфере коммуникативной информации [10; 11; 12].

Противоречащие друг другу правовые нормы порождают противоречивую правоприменительную практику и возможность произвольного их применения, ослабляют гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод [13].

В криминалистике под взаимодействием субъектов доказывания понимается одна из форм организации расследования преступлений, заключающаяся в сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованном по целям, месту и времени [14, с. 31].

Взаимодействие осуществляется путем совместной разработки документов, определяющих приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий. Оно основывается на:

а) информации различных аппаратов и служб по поводу складывающейся оперативной обстановки, ее изменениях, о проводимых мероприятиях;

б) совместной разработке мероприятий, направленных на успешное решение конкретных задач, а также их совместное осуществление [15, с. 11].

Данная точка зрения отражает доминирующий подход ученых и практиков разных научных школ применительно к процессу сотрудничества работников правоохранительных органов в интересах раскрытия и расследования преступлений. В абсолютном большинстве взаимодействие рассматривается с позиции осознанной волевой деятельности, направленной на получение положительного результата [16; 17].

Каждый участник взаимодействия должен соотносить результаты своей деятельности с конечной целью - созданием полноценной доказательственной базы, т.к. и оперативный, и следственный пути собирания информации предполагают использование всех форм фиксации доказательственной информации, а также их различных комбинаций, в том числе вербальную (словесную), графическую, предметную, наглядно-образную [8, с. 125].

В большинстве случаев помощь органов дознания, оказанная следователю при расследовании преступлений, оказывается действительно эффективной и результативной, а их совместная деятельность по расследованию преступлений - плодотворной и действенной.

Практика показывает, что при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных организованными группами, особенно важным является взаимодействие на первоначальных этапах расследования: при задержании, производстве обысков, допросов, очных ставок и опознаниях, когда сотрудники оперативного аппарата оказывают следователю помощь в:

- установлении всех участников группы и эпизодов преступной деятельности;

- проверке причастности разрабатываемых лиц к совершению нераскрытых, а также латентных преступлений;

- определении роли каждого члена преступной группы, особенно организатора, лидера, подстрекателя;

- оперативной проверке доказательств, имеющихся в распоряжении следователя, главным образом тех, которые представлены подозреваемыми в свое оправдание, а также свидетелями и потерпевшими, чья добросовестность вызывает сомнение;

- выявлении и нейтрализации намерений разрабатываемых лиц оказать противодействие следствию;

- выявлении потерпевших и свидетелей, не установленных следствием;

- определении тактики проведения следственных и дальнейших оперативно-разыскных мероприятий и т.д.

Способы фиксации информации для достижения указанных выше целей достаточно разнообразны. Так, С.А. Шейфер выделяет следующие группы: 1) знаковую (вербальную) форму фиксации; 2) предметную форму; 3) наглядно-образную форму [9, с. 111-112; 20, с. 33-34]. Р.С. Белкин наряду с названными формами выделяет графическую [8, с. 125]. На наш взгляд, с учетом развития

информационных технологий следует выделить электронную (цифровую) форму фиксации информации, которая объединяет вышеназванные формы и может содержать в себе различные их комбинации.

Электронная (цифровая) фиксация информации направлена в первую очередь на закрепление получаемой информации в ходе контроля и записи переговоров и снятия информации с технических каналов связи всех участников уголовного дела в установленном законом порядке.

История совершенствования взаимодействия субъектов следственных и оперативных органов в сфере получения информации, передаваемой по техническим каналам связи, следует узреть в попытке законодателя ввести оперативно-разыскные мероприятия, основанные на технической информации, в уголовный процесс в качестве следственных действий и, соответственно, обеспечить использование полученных сведений в ходе доказывания. Так, ст. 186, 186.1 УПК РФ устанавливают такие следственные действия, как контроль и запись переговоров и получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. И хотя законодатель не назвал данные следственные действия аналогично с оперативно-разыскными мероприятиями, как прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, однако они совпадают по своей сути, содержанию и процедуре осуществления.

При этом дискуссионность вопроса не закончилась, на практике возникает ситуация, когда следователь, не зная, как обеспечить тайну проведения следственных действий, контроль и запись переговоров и получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, в порядке ст. 38 УПК РФ дает поручение оперативному подразделению на проведение соответствующего оперативно-разыскного мероприятия, а затем решает вопрос о приобщении результатов к уголовному делу путем рассекречивания полученных данных, что само по себе создает дополнительные трудности для формирования доказательственной базы по уголовному делу.

Кроме того, возникла такая ситуация, когда в уголовный процесс результаты прослушивания телефонных переговоров и снятия информации с технических каналов связи вводятся путем осуществления оперативных комбинаций, завершающихся проведением аналогичных следственных действий. На стадии оперативного сопровождения предварительного следствия появляются возможности (с помощью потока информации, получаемой посредством проводимых оперативно-технических мероприятий) выбирать момент проведения следственного действия по инициативе оперативных сотрудников и использовать его результаты в качестве доказательства. Это, по нашему мнению, осуществляется в связи с тем, что в настоящее время использование указанных сведений в доказывании сильно усложнено, а данная процедура, в общем, не нарушает предписаний законодательства. Однако считаем, что данные действия противоречат основам российской правовой системы.

В целях получения криминалистически значимой и доказательственной информации из электронных баз данных операторов связи следственные подразделения используют различные процессуальные механизмы, которые для этого не предназначены [21, с. 53-54].

Мы солидарны с учеными и практиками в том, что процедура получения информации об абонентах (пользователях) связи у операторов связи должна быть регламентирована в УПК РФ [22, с. 48; 23, с. 51], в более широком виде. Во-первых, это необходимо сделать для единообразного толкования и применения уголовно-процессуального закона на всей территории Российской Федерации. Во-вторых, для обеспечения быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений, предметом которых стали мобильные средства связи [24, с. 78].

Вместе с тем «оптимальное законодательство должно предусматривать такую процедуру реализации информации, полученной с технических каналов связи, которая сводила бы к минимуму отмеченное негативное влияние» [25, с. 56], а также вооружала практических работников отлаженным алгоритмом действий, а не набором спорных вопросов. Содержания основополагающих в этом вопросе нормативных актов (ст. 89 УПК РФ и ст. 11 Закона об ОРД) явно недостаточно [26, с. 38-39].

Литература

1. Тертышник В.М., Слинько С.В. Взаимодействие следователя с иными подразделениями органов внутренних дел при расследовании преступлений. Харьков: Ун-т внутренних дел, 1995.

2. Быков В.М., Ломовский В.Д. Приостановление производства по уголовному делу. М.: Юрид. лит., 1978.

3. Кругликов А.П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Кругликова. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1985.

4. Осипов А.Ф. Вопросы соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности. Взаимодействие следователя с органами дознания: Учеб. пособие. М., 1976.

5. Чувилев А.А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией: Учеб. пособие. М., 1981.

6. Кудинов А.С. Особенности организации взаимодействия сил и средств органов внутренних дел при раскрытии преступлений по горячим следам: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

7. Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. 2003. № 9.

8. О роли начальника следственного подразделения в организации взаимодействия следователя с органом дознания // Российский следователь. 2010. № 14.

9. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 51 (ч. 1). Ст. 4921.

11. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

12. Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений // Приказ МВД России. 1996. № 334.

13. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15. 107. 234. и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 2004. № 4.

14. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.

15. Еропкин М.И. Научные основы управления органами охраны общественного порядка // Труды высшей школы МООП СССР. 1968. Вып. 20.

16. Герасимов И.Ф. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания при расследовании особо опасных преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1966.

17. Лекарь А.Г. Роль предварительного следствия в борьбе с преступностью. M., 1959.

18. Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 2: Частные криминалистические теории. М., 1997.

19. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М.: Юрид. лит., 1981.

20. Шейфер С.А. Собирание доказательств в советском уголовном процессе: методологические и правовые аспекты. Саратов, 1986.

21. Быков В.М., Сазонова Т.П. Истребование сведений о телефонных контактах как процессуальное действие по собиранию доказательств // Российская юстиция. 2008 № 9.

22. Курченко В.Н. Судебный контроль за производством отдельных следственных действий // Уголовный процесс. 2007. № 3.

23. Черепанов Д.Ю. Регламентация получения сведений о соединениях абонентов при производстве предварительного следствия нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2007. № 1.

24. Васюков В.Ф. Если похищен мобильный телефон // Закон и право. 2009. № 3.

25. Зайковский В.Н. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в ходе доказывания по уголовному делу: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996.

26. Статкус В. Необходима процедура использования результатов оперативно-разыскной деятельности // Российская юстиция. 2003. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.