На первом этапе при организации и проведении аналитической визуализации стоит учитывать, что: ответственность за контроль отключения телефонов и как следствие устранение тех мешающих факторов, которые можно избежать, лежит на тренере, осуществляющем процесс; решение по использованию тренером обращения к студенту на «ты» или «вы» логично исходит из установленного контакта вне реализуемого процесса, либо на первых его стадиях; основная ошибка проведения данного этапа состоит в отсутствии четкой организации студентов в пространстве тренинга и транспарентных рекомендаций на этот счет
На втором этапе применяются дыхательные техники, которые предназначены для подготовки к расслаблению, а также для поддержания релаксационного состояния в течение всего процесса. Необходимо учесть, что: при переходе к данному этапу следует дать инструкцию с рекомендательной позой, необходимой для дальнейшей работы; при необходимости следует отдельно проработать переключение внимания с внешних факторов, а так же собственных мыслей на дыхание и ощущения в теле; основная ошибка организации и проведения данного этапа заключается в отсутствии повторений с установками к концентрации на собственном дыхании и ощущениях тела.
На третьем этапе используется метод визуализации как «инструмент» при построении соответствующих образов и при этом стоит учитывать, что, работая с образами, на чем основаны техники визуализации, необходимо давать время как на представление образов, их проживание, так и на выход из них. Основные ошибки организации и проведения данного этапа: отсутствие подготовки студентов к работе с образами; в визуализации упор сделан на одну конкретную модальность; не завершенность визуализации; использование при построении образов труднопроизносимых и тяжелых для восприятия понятий; используемая музыка не соответствует содержанию реализуемого на данном этапе «текста».
Четвертый этап предполагает медитативные техники, которые подключаются к третьему этапу, «сливаясь» с ним, позволяют более эффективно усваивать такой метод как «установки». Стоит учитывать, что основной ошибкой организации и проведения данного этапа является неверно сформулированные и не соответствующие цели установки, которые занимают важное место при проведении медитативных техник.
Библиографический список
На пятом этапе происходит выведение человека из состояния расслабленности, что необходимо осуществлять постепенно, заменяя его состоянием активности. При организации и проведении данного этапа стоит учитывать, что применять установки необходимо с использованием глаголов совершенного вида. Кроме того, основной ошибкой организации и проведения данного этапа является резкое и слишком быстрое выведение человека из состояния расслабленности.
Шестой этап предполагает обратную связь, что обязательно для исследования и сбора соответствующей информации. Ключевым моментом на данном этапе являются опросы для обсуждения, предлагаемые тренером, которые соответствуют цели: прорабатываемой ситуации (проблеме, задаче). Вместе с тем, необходимо учитывать, что основной ошибкой организации и проведения данного этапа является отсутствие обратной связи вообще или однозначность высказываний тренера и категоричность выводов по результатам проведенного процесса (нарушение принципа интерпретации).
Апробация данного алгоритма проходила на базе Центра социально психологической помощи Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск). При оказании педагогической поддержки студентам в процессе стратегического мышления с использованием описанной выше технологии, наблюдались следующие результаты: расставление приоритетов в рамках прорабатываемой ситуации (проблемы, задачи); осознание прорабатываемой ситуации (проблемы, задачи); прогнозирование результатов (в том числе проверка на «экологич-ность» с оценкой преимуществ и недостатков планируемых шагов); поиск и активизация личностных ресурсов для решения прорабатываемой ситуации (проблемы, задачи).
Таким образом, осуществляя педагогическую поддержку с применением психолого-педагогических кросс-технологий, педагог (психолог) не навязывает студентам свое видение, а позволяет им самоопределиться, создавая условия для саморазвития.
* Настоящая статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Поддержка развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах в области психологических и педагогических наук» Шифр заявки: 20121.4-12-000-3011-002.
1. Филимонов, В.А. Кросс-технологии ситуационного центра // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вуза: материалы межвузовской научно-методич. конф. - Омск, 2011.
2. Нургалеев, В.С. Развитие воображения субъекта в процессе когнитивной деятельности. - Красноярск, 2007.
3. Шевцова, И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. - СПб., 2007.
4. Марина, И.Е. Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения. - Красноярск, 2011. Bibliography
1. Filimonov, V.A. Kross-tekhnologii situacionnogo centra // Aktualjnihe problemih prepodavaniya matematiki v tekhnicheskom vuza: materialih mezhvuzovskoyj nauchno-metodich. konf. - Omsk, 2011.
2. Nurgaleev, V.S. Razvitie voobrazheniya subjhekta v processe kognitivnoyj deyateljnosti. - Krasnoyarsk, 2007.
3. Shevcova, I.V. Uprazhneniya i rekomendacii dlya treninga lichnostnogo rosta. - SPb., 2007.
4. Marina, I.E. Psikhologicheskoe soprovozhdenie lichnosti, sklonnoyj k suicidaljnihm formam povedeniya. - Krasnoyarsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 11.12.12
УДК 159
Sokolovskaya I.E., Syrova I.S. SIGNIFICANCE OF THE RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN THE VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH OF MODERN RUSSIA. Religious and moral consciousness is the totality of facts psychological life, going on a specific individual psyche. In the process of the formation of religious identity and religious self-knowledge, personal values hierarchy is structured and grounded, which provides a good social adjustment. Key words: religious identity, religious identity, values, young people in modern Russia.
И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]; И.С. Сырова, студент ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ВЫБОРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Религиозно-нравственное сознание представляет совокупность фактов психологической жизни, осуществляющихся в конкретной индивидуальной психике. В процессе религиозной идентификации и становления религиозного самопознания, иерархия ценностей личности становится упорядоченной и обоснованной, что обеспечивает хорошую адаптацию в обществе.
Ключевые слова: религиозная идентификация, религиозное самосознание, ценностные ориентации, молодежь современной России.
Религиозное самосознание - это то, что определяет человека в выборе его собственной, индивидуальной религии. Самосознание, осознание себя в мире и часть мира в себе. Религия, как объединение веры и символизма. Без символизма нет религии, лишь вера и учение. Есть черты в религии, без которых религиозное сознание и самосознание невозможно. Религия, как писал Фейербах, это есть разведение человека с самим собой, отношение к себе как к другому, второму, не-одному, не-един-ственному, но связанному, соединенному и соотносящемуся. [1, с. 517]. Это не только мораль религиозного индивидуума, но и понимание того, что человек вне морали, он не один, что над ним властвует совесть, «со-ведание». Религия, по мнению С.Н. Булгакова, представляет собой настолько универсальный факт человеческой жизни, что отрицать его невозможно [2, с. 14]. Отрицать ее как общечеловеческий фактор тоже невозможно, религии присущи мораль, нормы, свои ценности, и еще Кант писал, что религия вне морального ее трактования станет идолопоклонством [3, с. 268-269]. Таким образом, можно считать, что религия определяет мораль, хотя мораль и может существовать без религии, как и религия без морали. Одно приведет к страху наказания, а второе к тому, что предположил Кант. Цитируя Фихте, можно точно говорить о том, что религия диктует человечеству свои нормы и морали: «Мораль и религия образуют абсолютное единство: обе устремлены к сверхъестественному, первая - через образ действий, вторая - через образ мыслей... Религия без морали является суеверием, достойным сожаления, как ложная надежда, не способная увенчаться успехом. Мнимая мораль без религии, может быть, помогает вести добропорядочный образ жизни, поступать правильно, уклоняться от зла, но только из страха перед наказанием в чувственном мире, а совсем не из любви к добру, и существует самой из себя.» [4, с. 169]. Мораль, основанная на совести, не может, по его убеждению, быть иллюзорной, так как предохраняет нас от неверных поступков. Вместе с тем Фихте считал, что сила религиозного воображения даёт морали высшую способность к творчеству. «Мораль - говорил он - должна расшириться до религии» [5, с. 209].
С моралью без религии можно договориться, а в целостности своей они образуют культуру и ценности человека. Часть нашего народного и религиозного самосознания определяет уровень нашей культуры и духовности, каждого индивидуально и коллективно. Потому что религиозный опыт мы переживаем как имманентно, так и трансцендентно. Религиозное переживание дает человеку возможность удостовериться в реальности мира, который не доступен другой личности, в силу субъективности данного переживания. Нельзя это чувство приводить к смежности сходных областей жизни духа. С.Н. Булгаков говорил о том, что религия должна иметь как бы свою логику, устанавливать свою собственную достоверность, через око умного видения, проникающего в действительности высшей, куда не досягает ни умственное, не физическое око [2, с. 18]. О выходе религиозного переживания из стадии субъективности сказал Н.А. Бердяев: «Религия - объективное, вселенское дело, исход из субъективности, из тоски уединенности, реальная связь с объективным смыслом мира, хотя религиозно-объективное, вселенское, есть вместе с тем и наиболее интимное, наиболее индивидуальное наше состояние» [6, с. 233]. То есть, он подвел к тому, чтобы сказать и о внешнем, объективном переживании религии, увидеть этот факт жизни через призму историчности. Внешнее проявление религиозности, так называемый символизм дает возможность увидеть культуру и самосознание эпох, личностей, весь стержень религиозного самосознания человечества, а также то ощущение способности почувствовать совместное, коллективное самосознание дает феноменология религии: письменность, культ, обычай, то, что наряду с личным опытом вводит в познание в области религии, нежели философствование.
Человеку свойственная вера во что либо, особенно молодежи, так как часто не находится духовной и моральной опоры в среде, где требования ставятся все более высокие. Очень точно по этому поводу выразился Гегель, о том, как мышление свойственно только человеку, то ему же свойственна и религия [7, с. 305]. Имеет сходство с выражением Гегеля Альбер Камю, который говорил о том, что человек животное, но религиозное. То есть по сути те, кто приобщен к религии и те, кто считает себя отдаленным от возможных рамок мышления, атеисты и агностики, согласуются в том, что религия свойственна человеку. Их разногласия заключены в том, что для одних это раскрытие сво-
его духа и познание Бога имманентно и трансцендентно, то для других, это низшая стадия, которая отвечает за самосохранение и объяснение необъяснимых вещей без использования логики и эмпиризма. Значит можно уверенно говорить, что существует религиозно-нравственное сознание, состояние, которое не связано с психологизмом, ибо религия есть психологизм в том только смысле, что она представляет совокупность фактов психологической жизни, осуществляющихся в конкретной индивидуальной психике [2, с. 30].
Рассматривая морально-нравственные ценности, мы не пытаемся отрицать другие ценности, которые являются жизненным и мировоззренческим ориентиром молодых людей в нынешнее время, а точнее ориентиром российской молодежи. Можно предположить, что морально-нравственные ценности - этот фундамент ценностной пирамиды, который предопределяет дальнейшие ступени ценностей. В среде молодежи наблюдаются различные ценностные потребности и жизненные позиции, наблюдается возрастание интереса к религии, эзотерическим и экзотерическим учениям. По нашему мнению, невозможно отрицать то, что религиозное сознание может стать «лакмусовой бумажкой» для измерения концентрации ценностных ориента-ций молодых людей.
О возрастании религиозного самосознания в современной России говорим не только мы, несколько десятилетий назад это говорил и П. Мокиевский в своей рецензии «К характеристике современных течений» на публикацию А.Н. Бердяева: «Это последнее обстоятельство - интерес, обнаруживаемый к вопросам религии среди прогрессивных элементов общества, есть нечто новое в современном русском обществе. Ставит перед нами два вопроса: во-первых, вопрос о том, почему эти религиозные интересы появились, во-вторых, вопрос о том, что дает духовной жизни нашего общества это новое течение». [8, с. 60], так же и С. Франк писал о характерности для последних десятилетий пробуждения религиозного сознания и религиозных интересов. Что привело к возрождению религиозных учений о душе -ибо религиозное сознание, конечно, прежде всего, ставит вопрос о смысле и назначении человеческой жизни [9, с. 9]. Мы не можем не сказать, что его слова актуальны и сейчас в нынешнее время, когда одним кажется что «Бог умер», а кому-то кажется что идет возрождение религиозности у общества. Франк: «Это религиозное возрождение само по себе можно и нужно только приветствовать. Не говоря уже о том, что оно имеет свою собственную очевидную ценность, оно весьма существенно даже для успеха чисто научного знания, ибо ведет к расширению и углублению человеческого опыта» [9, с. 9]. Франк представляет религиозность и самосознание как синонимы: «Лишь религиозный человек способен иметь подлинное живое самосознание, ощущать в себе «душу живу»; или, быть может, вернее сказать: религиозность и самосознание в этом смысле есть именно одно и то же» [9, с. 9], и тут мы останавливаемся на вопросах П. Мо-киевского, но и вносим свои коррективы, пытаясь понять значение религиозного сознания и его влияние на выбор ценностных ориентаций, в частности на выбор молодежи в современной России. Можно уверенно говорить о существенном влиянии религиозного самосознания на личность, рассматривая в каечтс-ве примеров жития святых, различный историй восточных учителей, и просмотрев более приближенные к реальности ситуации, примеры реабилитированных людей с различными наркотическими и алкогольными зависимостями, людей с делинквен-тным, девиантным и аддиктивным поведением, заключенных в пеницитарных учреждениях. Этот пример дает возможность увидеть, как изменившиеся ценностные ориентации человека меняют его существование в дальнейшем.
Религиозное самосознание - очень тонкое понятие, особенно в многоконфессиональном государстве. Но все религии схожи практически на 90%, и имеют один стержень - присутствие в религии Бога. Бог - вот основное содержание и основная «категория» религии. Не пытаясь взять в пример так называемый логический фетишизм и религии «прогресса и человечества». Религия возможна в степени религиозной одаренности человека, без такого органа было бы, конечно, невозможно то пышное и многоцветное развитие религии и религий, какое мы наблюдаем в истории человечества, а так же и все ее своеобразие [2, с. 31]. Макс Мюллер замечает, что формулой религии становится: «Недостижимое, непостижимое, непреодолимое, невыразимое, не именуемое» [10]. По своей сути, описательное божество, но какую роль это играет в выборе ценностных ориента-
ций молодежи нашей страны? На протяжении веков у нас было привито религиозное самосознание, которое являлось стержнем в выборе идеалов, последующие годы ценности остались практически идентичными, но изменилось божество, произошло обоготворение государства, режима и идеологии, в дальнейшем произошел советский развал и идеология, на которой выросло не одно поколение, была разрушена. В постсоветский период молодежь осталась в стороне. Культ потребительства, пропаганда западного образа жизни, неотфильтрованный поток информации со стороны СМИ, наводнившие страну экстрасенсы, колдуны, мистики и эзотерики, готовые решить любую проблему и вернуть ту ценность, в которой нуждаются молодые люди. И для молодежи есть опасность принять на веру знания, которые разрушат личность. Но те знания и чувства, которые доступны в духе религии, те чувства, которые он не может постигнуть ни в науке, ни в этике, ни в эстетике, может стать путем к религии. Опасность потерять жизненный ориентир в вопросах, на которые сложно ответить, но в ответах на которые нуждается молодежь: смысл жизни, существования, что такое счастье, как почувствовать себя счастливым, что такое любовь, что такое душевное благополучие. Все эти вопросы и утверждения неоднократно можно встретить на молодежных форумах и на страницах пользователей просторов интернета. Когда возникают такие вопросы, личность более всего подвержена искажению внутреннего стержня, искривлению своих ценностей и идеалов, и наиболее уязвима - молодежь. Стержень, выбранный человеком, но не имеющий духовного подкрепления, может стать результатом сломленного духа... И в этот момент можно теоретически вывести, что существуют преимущества религиозного самосознания, своей идентичности в этой среде. Стоит постараться выяснить, какое значение имеет это религиозное самосознание.
На глобальном уровне религиозное сознание дает основные ответы на вопросы Бытия: 1) абсолютное основание мира; 2) абсолютное существо, которое лежит в основе феноменального мира; 3) абсолютная цель мира, к которой стремится мировой процесс; 4) носитель и источник морально-нравственного миропорядка [11, с. 4-5]. На личном уровне каждый носитель веры решает сам для себя, что она значит для него. Для кого-то религия становится панацеей, для кого-то средством чего-либо, для кого-то опиумом, смыслом и просто ответом на свой перманентный вопрос. В традиционных мировых религиях, существует чувственность и осознание своей чувственности, приятие божества с особым чувством и приписывание чувств феноменальному творцу. Все это познается чувственно и умозрительно, через феномен и ноумен.
Религиозное самосознание дает возможность предугадывать действия верующего человека, он как бы становится предсказуем, так как, проследив за Его учением и заповедями, мы можем понять, по каким принципам Он поступает и чему следует. Выбирая религиозное самосознание, мы как бы предписываем ценностный кодекс человеку, при выборе любой религии, на первом месте и высшем будет стоять Бог, а далее уже по догматическим ориентирам. Но, известно, что человек верующий находится вне-морали, он аморален, так как он выше закона морали. Совесть, понимание того, что кто-то над тобой есть и над тобой есть закон - это то, что является главным критерием, пониманием и того, что закон внутри самого человека и закон людского бюрократического общества вне силы над ним, это понимание полной свободы и выбора. Мораль без смысла теряет свою ценность, а мораль становится тем, что поддерживает его, все морально-нравственный действия приходят к человеку не только от любви к морали или человеку, но и из любви к Богу. «Сердце имеет свои законы, которых не знает ум», сказал Паскаль [12, с. 532]. То есть вера - это путь знания без доказательств, все-логического достижения, все-закона причинности и его убедительности, это призыв «будь безумным, чтобы быть умным» [13]. Чтобы понимать влияние самосознания на ценности, надо попробовать понять, как познает Бога человек верующий. Неоднократно выше мы говорили об этом, но стоит понять, что вера не приходит спонтанно или большими религиозными рывками души, этот путь религиозного самопознания и религиозного подвига, он вне собственной досягаемости для человека, к нему можно стремиться и рваться, но нельзя планомерно, методически приходить. Путь религиозный в этом смысле необходимо является путем чуда и благодати [2, с. 37]. Поэтому нет никакого метода познания Бога, каждый в личном опыте переживает свой переход от неверия к вере, и границы этого времени стираются. Понимание своего и мирового бытия не кончается мыслью о трансцендентном, оно им начинается, путь саморефлексии приобретает свою новизну, так как границы в рели-
гии стерты, она не только отвечает на вопросы, но и еще больше порождает их. Вера приходит к человеку не спонтанно, к ней приходит тот, кто желает ее найти, это подтверждает слова евангелия: «Царство Небесное силою берется» [14]. Человек как бы силится выйти за рамки привычного видения, за рамки себя и своего эгоизма, подняться выше себя. В этот момент можно говорить о порождении самосознания и самопознания, о саморефлексии.
Каждому верующему любой конфессии близка молитва, деятельностное проявление, без которого религия невозможна. Молитва - это момент диалога с Творцом, общение с собой в мире и вне мира. Религиозный человек, имеющий крепость в вере, не будет чувствовать себя одиноким или покинутым, если не брать на тот момент ослабление в вере и приход к безнадежному неверию. Учения о молитве и наставления в христианской литературе неисчерпаемы, однако этот драгоценный материал почти не тронут и не изучен. Факт молитвы - должен быть оценен со всем своим значением, так как это является индикатором религиозного восприятия, она способствует эстетическому суждению, восприятию прекрасного и порождению воли в этике. В этот момент приходит некое откровение, возрастание веры и уверенности в своей вере, в этот момент приходит не вера в Бога, а доверие Богу. «Вера всегда есть следствие откровения, опознанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого в факте видимом; вера - не то что верование или убеждение логическое, основанное на выводах, а гораздо более. Она не есть акт познавательной способности, отрешенной от других, но акт всех сил разума, охваченного и плененного до последней его глубины живою истиной откровенного факта. Вера не только мыслится или чувствуется, но, так сказать, и мыслится и чувствуется вместе; словом, она не одно познание, но познание и жизнь» [15]. Понимание важности и глубины веры человека религиозного дает нам понять, как важно осознать влияние религиозного самосознания на ценностные ориентиры, как важно, чтобы они не заблудились в различных мистических вероучениях или оккультных практиках, так как не знаем, какой культ они в себе несут. Важно понимать, что религия сама по себе несет определенные ценности. На протяжении многих веков православное учение прививало ценности семьи, ценности духовные, ценности милосердия, сопереживания.
С.Н. Булгаков писал о том, что вера получает жизненное значение, поскольку становится предметом деятельной и живой веры, надежды и любви, регулятивом религиозной жизни [2, с. 45]. Вера без дел мертва, как говорил апостол Павел в одном из посланий. Человек верующий становится уверенным в завтрашнем дне, так как эти слова подтверждаются любым учением, что Бог позаботится сам о тебе завтра, что все проходит в этом мире и сменяет друг друга, что это все внешнее, что то, что вне внутренней твоей жизни имеет второстепенное значение, в этот момент можно подумать, что сознание определяет Бытие человека. Поэтому все бытовые стимулы остаются важными, но на втором плане, они больше не тревожат молодого человека своей неопределенностью. Приятие своего выбора и свободы воли приучает человека к ответственности за свои поступки, что в дальнейшем при приобретении семьи и жизни в ней, дает свои положительные результаты, так как дает чувствовать ответственность за себя и за того человека, который рядом. Молодой человек, который идентифицирует себя с христианским догматом, приобретает не только ответственность за что-то, но и полноценное понимание любви и терпения, так как главная задача мужчины в семейной жизни любить жену так, как Христос возлюбил церковь [16], детям предписано почитать своих отца и мать, женам и мужьям быть верными друг другу, не покидая друг друга. Поучение людей к альтруизму и стяжанию даров духовных, а не материальных, ведь не исключено, что часто материальные ценности могут затмевать желание приобрести дар более высоко духовный. Эти все качества можно приписать и нерелигиозному человеку, но отличие в том, что нерелигиозный человек это может делать из личных и внутренних побуждений, но человек с религиозным самосознанием и идентификацией, фактически рефлексирует это состояние и даже находясь в негативном состоянии, будет стремиться выполнить эти предписания, так как в прошлом имеет значение пережитый религиозный опыт. Ценностная ориентация семейного благополучия важна в современном обществе, и религиозное самосознание подкрепляет и вносит смысл в то, что всегда казалось естественным, но могло кончиться при первом разочаровании у молодого поколения.
Долголетие и крепость семьи, ценности семьи, сейчас они имеют значение, но лишь то, что молодые люди живут вместе до тех пор, пока их объединяет всеобщее чувство комфортнос-
ти, потребление и отдача внимания, но как только это заканчивается и молодежь вступает в кризисный период предбрачных или брачных отношений, то семьи имеют выраженную тенденцию к распаду, не имея стержня и основания оставаться далее друг с другом. В подобных ситуациях молодежь верующая пытается держаться из последних сил, понимая, что изначально брак имеет трудные последствия и требует терпения. Не только догматы, но и учения, и опыт церкви показывает изначально, что то, что привыкли видеть молодые люди на страницах романов и в романтическо-трагическом кинематографе, является подменой, что приятие и поднятие семейных ценностей на высокую ступень - это труд многих лет, который не исчерпывается внешними стимулами, а ресурсом является собственный дух и поддержка высшего, духовного предназначения.
Это может подтвердить и Мартин Бубер, внеся свое понимание о институтах современности: «Институты - это то, что «вовне»: там человек преследует всевозможные цели, работает, совершает сделки, оказывает влияние, становится предпринимателем и конкурирует с другими, организует, хозяйствует, служит, проповедует. Это до некоторой степени упорядоченная и, более или менее, согласованная структура, где дела идут своим ходом благодаря разносторонним усилиям человеческих мускулов и мозга. Чувства - это то, что «внутри»: здесь человек живет и отдыхает от своей деятельности в институтах. Институты - сложный форум, чувства же - своеобразный будуар, где никогда нет недостатка в развлечениях. Но, молодежь часто желает скрасить свои внешние институты, образовать из них общественную жизнь, а из чувств, сделать жизнь личную. И в этот момент, молодежь начинает подменять ценности, играть с личной жизнью своей и тех, кто находится рядом, пытаются обновить институт семьи чувственно и общественно, где брак перестает быть так называемым фактом любви, где истинная общественная и истинная личная жизнь - это два образа связи. Для их становления и существования необходимы чувства, изменяющие содержание, и необходимы институты, постоянная форма» [17, с. 55]. О половой морали говорил Н.А. Бердяев, что очень трудно рационально морализировать тайну пола, что всякая любовь есть уже сфера религиозной мистики. Мы упираемся в этой сфере в тайну и таинство. Проповедь естественной морали или моральной естественности посягает на религиозное таинство брачной любви [6, с. 243244]. Там же он писал о заблуждении индивидуализации любви, так называемого Эроса, тонкий продукт мировой культуры. Религиозное самосознание человека дает твердый стержень и обоснованность решений, так как все рассматривается через призму догматического учения.
Терминальные и инструментальные ценности, варьируют уже от интересов личности, но по местным исследованиям можно просмотреть, что ценности инструментальные и терминальные имеют второстепенное значение, но не для каждого верующего, так как у некоторых преобладает символизм над философией религии, но тип личности рефлексивный, философствующий принимает образ веры ближе к духовному стяжанию.
О смысло-жизненных ориентациях, Н.А. Бердяев в письме о теократии, пишет: «.религия - начало, преображающее жизнь, философию, общественность, искусство, преодолевающая всякую отвлеченность и ограниченность частей, она богатое бытие. Для человека религиозного все в жизни приобретает смысл, а не лишается смысла. В религиозных переживаниях все постигается в высшем своем предназначении, за эмпирическим человеком прозревается его вечный образ, абсолютное по своему значению лицо. Религия повышает ценность жизни, а не понижает, открывает глаза на все подлинные богатства мира, а не отвращает от них» [6, с. 261-262]. М.М. Тареев пишет, что идея
Библиографический список
нравственного развития немыслима без идеи верховной цели [18, с. 235]. Возвращение к моральным ценностям, наводит мысли о том, что это предопределяет дальнейшие действия человека. Религиозное осознание предотвращает многие соблазны в различных институтах жизни человека, работая на предприятиях, он скорее не обманет, нежели обманет. Имея семью, он скорее останется там, не смотря ни на что, так как стремится к глубинному пониманию первопричин, не только бытия, но и своих мотивов, мыслей и действий.
После проведения психологических опросов у верующей молодежи, мы наблюдаем тенденцию возрастания духовных потребностей, морально-этических. Поставив как ценностную ориентацию «дар - любить», огромное количество верующей молодежи выберут этот дар. Но не в примитивном смысле значения, которое сейчас использует общество, а в том, которое имеет место в писании и авторитетно-догматическом богословии, дар в высшей любви - «агапе», всепрощающей, милосердной и долготерпеливой, где обычное товарищество и «филиос» переходит эту границу и принимает образ жертвенности и самоотдачи, но стоит поставить в утверждение не только дар - любить, а любовь к противоположному полу, внимание противоположного пола. И интерес к этому утверждению пропадает, молодые люди даже не пытаются его выбрать. Те, кто уже успел завести семью, на последующие места ставят важность семьи или равноценно этой важности стоит - саморазвитие. Духовное, молитвенное, личностный рост. Так, имеет место и самоактуализация молодежи, которая просматривается через призму веры.
Самодисциплина верующего воцерковленного человека ведет к актуализации и мотивации своих потребностей, поскольку религия требует от верующих послушания, выполнение обрядовой стороны, которая со стороны обычной нравственности абсолютно не нужна. Любые ценностные ориентации молодых людей в рамках религиозного сознания приобретают идею сверхсовершенства, стремление довести до идеализации и превосходства обычные ценности, - задача, которая выше обычных этических запросов общества.
Религиозное самосознание ставит планку ценностным ори-ентациям человека, в особенности молодежи нашей страны. В настоящее время можно заметить разрушение духовных идеалов, связанных с естественными потребностями общества в крепких семьях, воспроизводстве населения, наблюдается обесценивание многих идеалов, которые держались тысячелетиями. Религиозное сознание позволяет молодым людям задуматься о своих личных ценностях, о ценностях своего прошлого, на котором выросло великое поколение людей, готовых ставить идеалы человечеству, и о своем будущем. Понимание исторических и социокультурных смысловых нагрузок религии усиливает стержень своих ценностных ориентаций и, несмотря на ослабление или усиление веры или религиозности, сохраняют свою значимость.
В процессе религиозной идентификации и становления религиозного самопознания, иерархия ценностей личности становится упорядоченной, обоснованной и приобретает свою закономерность, к вопросам этим они более не возвращаются, так как появляется четкая граница между понятиями добра и зла, о том, что позволено делать, и что не позволено. Четкое распределение того, что полезно ему и что менее полезно, понимание и распределение таких простых вещей ведет человека к уверенности в том, что он делает, у него нет тревоги по поводу того, правильно ли он это делает, потому что в сознании сформирована точная и предсказуемая ступень ценностных ориентаций, где верующий способен отвечать «да» и «нет», осознавая последствия.
1. Фейербах, Л. Избранные философские произведения. - М., 1955. - Т. 2.
2. Булгаков, С.Н. Свет невечерний. - СПб., 2008.
3. Философия Канта и современность. - М., 1974.
4. Fichte, J.G. Appellation an das Publikum. Werke. V.209, ausgew: W.III.
5. Fichte, J.G. Samtliche We^. V. 209.
6. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М., 1999.
7. Гегель, Г.В. Философия религии. - М., 1975. - Т. 1.
8. Мокиевский, П. Русское богатство // Богословский вестник. - 1908. - № 2.
9. Франк, С.Л. Реальность и человек. - М., 1997.
10. Мюллер, М. Естественная религия. Лекция II. - Лейпциг, 1890.
11. Hartmann, E. Die Religion des Geistes. 3-te Aufl.
12. Pascal, B. Oeuvres completes. Paris, 1963.
13. I Кор.3, 18.
14. Мф. 11, 12.
15. Хомяков, А.С. Сочинения. - М., 1907. - Т. 2.
16. Еф. 5:25.
17. Бубер, М. Два образа веры. - М., 1999.
18. Тареев, М.А. Религия и общественность // Богословский вестник. - 1909. - Т. 2. Bibliography
1. Feyjerbakh, L. Izbrannihe filosofskie proizvedeniya. - M., 1955. - T. 2.
2. Bulgakov, S.N. Svet nevecherniyj. - SPb., 2008.
3. Filosofiya Kanta i sovremennostj. - M., 1974.
4. Fichte, J.G. Appellation an das Publikum. Werke. V.209, ausgew: W.III.
5. Fichte, J.G. Samtliche Werke. V. 209.
6. Berdyaev, N.A. Novoe religioznoe soznanie i obthestvennostj. - M., 1999.
7. Gegelj, G.V. Filosofiya religii. - M., 1975. - T. 1.
8. Mokievskiyj, P. Russkoe bogatstvo // Bogoslovskiyj vestnik. - 1908. - № 2.
9. Frank, S.L. Realjnostj i chelovek. - M., 1997.
10. Myuller, M. Estestvennaya religiya. Lekciya II. - Leyjpcig, 1890.
11. Hartmann, E. Die Religion des Geistes. 3-te Aufl.
12. Pascal, B. Oeuvres completes. Paris, 1963.
13. I Kor.3, 18.
14. Mf. 11, 12.
15. Khomyakov, A.S. Sochineniya. - M., 1907. - T. 2.
16. Ef. 5:25.
17. Buber, M. Dva obraza verih. - M., 1999.
18. Tareev, M.A. Religiya i obthestvennostj // Bogoslovskiyj vestnik. - 1909. - T. 2.
Статья поступила в редакцию 11.12.12
УДК 681.3.004.8
Filimonov V.A., Tolstukha S.A. DEVELOPMENT OF FUTURE RESEARCHER'S STRATEGIC THINKING BY COMPLEX OF THE REFLEXIVE ANALYSIS. The potential of the V.A. Lefebvre's theory of reflexive games for development of strategic thinking in the course of training of experts is noted. The software have been created as a Web application. Results of collective examination of the developed software are described. The directions of further researches are specified.
Key words: strategic thinking, theory of reflective games, Web application, training, examination, perspectives.
В.А. Филимонов, д-р тех. наук, проф., с.н.с. Омского филиала Института Математики им. С.Л. Соболева СО РАН, г. Омск, E-mail: [email protected]; С.А. Толстуха, асп. каф. ПрИМ, Омского гос. института сервиса, г. Омск, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКС РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Отмечен потенциал теории рефлексивных игр В.А. Лефевра для развития стратегического мышления в процессе обучения специалистов. Приведены характеристики комплекса рефлексивного анализа, разработанного как веб-приложение. Описаны результаты коллективной экспертизы разработанного программного обеспечения. Намечены направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: стратегическое мышление, теория рефлексивных игр, веб-приложение, обучение, экспертиза, перспективы.
Стратегическое мышление во многом определяется способностью к рефлексии, возможностью строить модели рассуждений противников и союзников, а также оперировать с этими моделями [1]. Для этого уникальные возможности предоставляет формальный рефлексивный анализ, в особенности разработанная недавно теория рефлексивных игр [2]. Естественным способом реализации является создание программ расчёта поведения с использованием этой теории. Такого рода работа сделана, в частности, С.С. Тарасенко [3], однако разработанная программа является собственностью зарубежной корпорации, и недоступна для использования в высших учебных заведениях России. Нами создан программный комплекс рефлексивного программа, который может быть использована для развития стратегического мышления будущих специалистов [4; 5]. Ниже описаны характеристики и возможности этого комплекса.
Общую схему подхода можно представить следующим образом. Единицей рассмотрения является субъект, модель сознания которого может быть представлена рекурсивной системой. Операндами (переменными величинами, входами и выходами) модели являются характеристики, которые могут быть интерпретированы как влияние, давление, принуждение, намерение, и т.п. Значениями операндов модели являются булевские величины «0» и «1», которые могут быть интерпретированы, в частности, как «зло» и «добро» соответственно. Операторами модели являются операции «сложение/вычитание», «умножение», «отрицание». Используется также символ равенства. Задаётся система правил результатов выполнения операций и определения их последовательности. Техническим приёмом при описании моделей являет-
ся параллельное использование эквивалентных представлений: линейная запись с использованием скобок и запись в виде степенных многочленов, табличное и графическое представление структуры взаимодействия субъектов.
Концептуальную схему теории рефлексивных игр можно представить следующим образом.
1. Единицей рассмотрения здесь является группа субъектов, структура которой задаётся графом, где узлами являются субъекты, а рёбрами - отношения между субъектами.
2. Отношения между субъектами могут быть представлены в терминах состояний отношений из заданного дискретного множества таких состояний. В рассматриваемой модели таких состояний два: «союз» и «конфликт».
3. Квалификация отношений производится с точки зрения внешнего наблюдателя. Субъекты могут иметь собственную интерпретацию этих отношений.
4. Каждый субъект потенциально может:
• сделать выбор альтернативы - подмножества действий из приписанного группе универсального множества действий;
• принять решение «не выбирать сейчас» (выбор пустой альтернативы);
• оказаться в ситуации невозможности выбора, в том числе пустой альтернативы, что интерпретируется как состояние фрустрации (полезные здесь синонимы термина «фрустрация» - «безвыходность», «безысходность»).
5. Состоянию фрустрации конкретного субъекта соответствует отсутствие решения у модели ментального выбора этого субъекта.