ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 348.71:94(492)
ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В СТАНОВЛЕНИИ СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ НИДЕРЛАНДЫ
© О. А. КАТАНЦЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра уголовного права и уголовного процесса e-mail: [email protected]
Катанцева О. А. - Значение религиозного фактора в становлении Соединенных Провинций Нидерланды // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 110-113. - Статья посвящена влиянию религии на становление в Нидерландах светского государства. На основе исторических событий рассмотрена деятельность религиозно-политических и социальных движений, давших рождение новому государству - Республика Соединенных Провинций Нидерланды.
Ключевые слова: кальвинизм, светское государство, Нидерландская революция, Реформация, духовенство, свобода вероисповедания.
Katantseva O. A. - Role of the Religious Factor in the Formation of the United Provinces of the Netherlands // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 110-113. - This article is dedicated to the influence of religion on the formation of the secular state in the Netherlands. The article deals with the functioning of religious political and social movements. They resulted in the formation of a new state - the Republic of the United Provinces of the Netherlands.
Keywords: Calvinism, secular state, the Netherlands revolution, Reformation, clergy, freedom of conscience.
Несомненно, развитие демократии и создание современного общества в Европе многим обязано распространению религии. Однако достаточно сложно определить, каким образом религия повлияла на современное общество. В эпоху Просвещения утверждения, что христианство влияло на установление демократических традиций, вызывали серьезные возражения, например, у Вольтера и Гольбаха.
XVI столетие ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви, который отразился на ее учении, культе, институтах, роли в жизни общества, характере образованности и нравах духовенства. Реформация обрела в Европе XVI в. характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением. Отразив настроения социально разнородной оппозиции, Реформация способствовала становлению раннебуржуазной общественной мысли и привела к появлению новых форм идеологии в виде религиозных учений протестантизма.
В Нидерландах реформационное движение непосредственно влияло на становление и последующее развитие государства. На основе важнейших исторических фактов проследим, какая ситуация складывалась в Нидерландах в 16-17 веках.
Необходимо отметить, что в Нидерландах изначально сложились предпосылки для становления самостоятельного государства и утверждения в нем основной религии. Если сравнить Нидерланды с другими странами, то можно заметить, что Нидерландской революции удалось внести радикальные перемены в общественные отношения, а также религиозные мировоззрения, чего нельзя сказать, например, о германии [6. 34-54].
Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, все светские учреждения и государство. Католическая церковь не только объявляла о своих претензиях, но и старалась реализовать их, пуская в ход своё политическое влияние, свою военную и финансовую мощь, а также используя периоды слабости центральной власти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.
В XV и XVI вв. притязания церкви встречали всё более решительный отпор со стороны королевской власти в странах, которые вступили на путь государственной централизации. В таких странах католическая церковь вынуждена была идти на уступки и согласиться на сильное ограничение деятельности
папских агентов, сборщиков поборов и продавцов индульгенций. Однако в раздробленной германии, неспособной дать отпор притязаниям папского Рима, папы не соглашались ни на какие уступки. Огромные суммы денег шли из германии в папскую казну через духовных князей и продавцов индульгенций, которые действовали здесь беспрепятственно. Это обстоятельство послужило причиной того, что реформационное движение, почва для которого была подготовлена и в других странах Европы в связи с происходившими там социально-экономическими сдвигами, ранее всего началось и объединило наиболее широкие слои населения именно в Германии [5. 97-101].
Однако, начавшая под воздействием вышеописанных событий Крестьянская война в Германии, только ухудшила положение крестьян. Абсолютно другая ситуация складывалась в соседних Нидерландах.
Необходимо отметить влияние движения анабаптистов на зарождение государства в Нидерландах. Анабаптизм - протестантское течение, отделившееся во времена Реформации от главных течений протестантизма, зародилось на севере Германии, а в дальнейшем получило распространение в Швейцарии, Нидерландах и Германии [8. 45-47]. Анабаптисты -перекрещенцы создавали добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16-17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. В Нидерландах движение зародилось рано ввиду сложных социальных отношений и затем приобрело революционный характер. Особенно широко оно охватило Северные Нидерланды. Анабаптисты сочетали свои религиозные представления с социальными требованиями - общности имущества и всеобщего равенства. Вскоре анабаптизм принял характер мощного народного движения. Возникновение анабаптистского движения в Нидерландах может служить весьма показательным примером того, как семена новых идей взрастают на почве общества, уже готового к переменам.
Идеи анабаптизма не получили столь широкого развития как другие религиозные течения. Правительство и власти северных провинций предприняли все меры, чтобы подавить выступления анабаптистов в Нидерландах. В стране все быстрее распространялся кальвинизм, склонный к компромиссу с католичеством. Следует отметить, что революционный дух анабаптистов не устраивал независимых голландских бюргеров, тогда как кальвинизм привлекал их тем, что настаивал на свободе от тирании. Впоследствии идеи кальвинизма поддержало и дворянство.
В 1565 г. дворянская оппозиция Нидерландов оформилась в союз «Соглашения», или «Компромисса». Дворяне противопоставляли абсолютизму свои средневековые вольности, а реформу католической церкви хотели использовать для личного обогащения за счет отобранных у церкви земель и богатств. Вместе с тем они протестовали против испанского гнёта и испанской инквизиции.
Летом 1566 г. лига дворян заключила союз с консисториями - церковно-административными органами, которые в своём заявлении требовали от дворян «не останавливаться на пороге, но двинуться вперёд» и доказывали необходимость этого тем, что натиск народных масс невозможно более сдерживать. Было решено создать объединённый совет [7. 144-149].
Классовые интересы буржуа, возглавлявших консистории, и их более тесная связь с народными массами толкали их на путь революционных действий. Они заявляли, что если правительство откажется удовлетворить их требования, то надо будет «избивать священников, громить церкви и разрушать изображения святых».
Испанские власти в Нидерландах оказывались в положении всё большей и большей изоляции. В стране назревала революционная ситуация [2. 189-190].
летом 1566 г. проповеди и шествия еретиков собирали многие тысячи вооружённых участников. Власти не могли им противодействовать. В августе 1566 г. движение принимает форму открытого вооружённого восстания, направленного против главного оплота испанского господства - католической церкви. Происходили многочисленные разгромы церквей, уничтожение икон и статуй святых (иконоборчество). Центрами движения были промышленные районы Хондсхота, Ипра, Касселя и Армантьера. Общий размах иконоборческого восстания был грандиозен. За несколько дней оно охватило 12 из 17 провинций. В одной лишь Фландрии было разгромлено свыше 400 церквей и монастырей, а всего в Нидерландах -5500. Это свидетельствует о массовом характере восстания. В стороне от него остались отсталые сельскохозяйственные провинции, где иконоборческие выступления имели место лишь в нескольких крупных городах.
Власти оказались бессильными перед этим мощным движением народных масс. Наместница Маргарита Пармская вынуждена была пойти на некоторые уступки. 23 августа 1566 г. она официально заявила о своём согласии на отмену инквизиции, смягчение «плакатов», амнистию членам дворянского союза «Компромисса» и на допущение кальвинистского богослужения в специально для этого отведённых помещениях.
Размах и сила восстания напугали не только правительство. Напуганы были члены союза «Компромисса» и буржуазия. Дворяне безоговорочно приняли условия Маргариты, распустили свой союз и совместно с правительственными войсками приступили к подавлению восстания. Несмотря на обещания Маргариты Пармской, Нидерланды по-прежнему остались во власти деспотизма и инквизиции. В Мадриде было решено, что герцог Альба соберёт сильную армию и, вторгнувшись в Нидерланды, жестоко покарает всех «бунтовщиков» и «еретиков» [3. 40-47].
Во главе оппозиции испанской политике стал Вильгельм Оранский. Флаг восстания был поднят в 1568 году, но армия Вильгельма не могла совладать с обученными солдатами Альбы. Ему пришлось отойти в Германию. Из-за того, что война на суше была безна-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
дежной, голландцы стали «нищими морей». В 1576 году Антверпен был разграблен, и 7 тысяч человек было убито испанскими солдатами, которыми руководили последователи Альбы. Это деяние, известное как «испанская жестокость», возбудило такой националистический дух, что Голландия и Зеландия, которые были явно кальвинистическими, объединились с другими провинциями в Гентский союз в 1576 году, чтобы изгнать испанцев [9. 26-42].
В сложившихся условиях дворяне и католическое духовенство опасались полной своей гибели, поэтому они вынуждены были пойти на некоторые уступки.
6 января 1579 г. в Аррасе представители дворянства провинций Артуа и Геннегау заключили союз, целью которого являлось общее соглашение с Филиппом II как «законным повелителем и государем». Это было открытое предательство национальных интересов страны феодально-католической реакцией.
В ответ на это 23 января 1579 г. была создана Утрехтская уния, ядро которой составляли революционные северные провинции: Голландия, Зеландия, утрехт и Фрисландия. К ним примкнули вскоре города Фландрии и Брабанта во главе с Гентом. Целью утрехтской унии было ведение революционной войны против Испании до победного конца.
Заключение утрехтской унии 1579 г. положило начало политическому существованию нового независимого буржуазного государства - Соединённых провинций Нидерландов, называемых чаще по наиболее крупной и важной провинции Голландией.
Так называемый религиозный мир в Антверпене, казалось, обязан был положить конец религиозной вражде, признав за католиками ту же свободу отправления культа, что и за кальвинистами. Но последние заявили, что их привилегии нарушены. В итоге семь евангелических провинций в 1579 году создали утрехтский альянс, положивший начало протестантской республике. Католики же при поддержке Габсбургов создали Арраский альянс. Но статус-кво сохранялся недолго. Шаткое положение католиков в Голландии, обусловленное их симпатиями в отношении церковной Испании, а также отсутствие официальной церкви в государстве привели к тому, что, начиная с 1579 года, в Голландии начинает действовать серия ордонансов против католиков.
После заключения утрехтской унии кальвинистская церковь стала основной в Соединенных провинциях, а с 1586 года - официальной. При этом подавляющее большинство населения нового государства составляли католики. В 1587 году лишь одна десятая его часть была привержена кальвинистской вере. Но никто не был обязан обращаться в кальвинизм. Свобода вероисповедания была гарантирована представителям любой конфессии.
В первой половине XVII в. произошёл ряд самостоятельных выступлений объединённых в гильдии мелких ремесленников и наёмных рабочих, которые требовали улучшения условий труда. Отвергая пре-
тензии кальвинистских консисторий на участие в решении государственных дел, правящая олигархия противопоставляла воинствующему непримиримому кальвинизму, идеологом которого был Гомар, политику веротерпимости, которая отстаивалась Армини-ем. Борьба «гомаристов» и «арминиан», отражавшая борьбу национальной промышленной и мелкой буржуазии против правящей купеческой олигархии, которая в разгар войны торговала с Испанией, протекала в очень острых формах. Гомаристы сумели привлечь на свою сторону симпатии городских масс, страдавших от корыстной политики и произвола купеческой олигархии.
Мориц Оранский и его сторонники воспользовались этой борьбой в своих интересах. Для того, чтобы укрепить своё положение в борьбе с «провинциалиста-ми», штатгальтер прибегал вначале к демагогической политике «защиты» гомаристов. Когда та часть правящей торговой буржуазии, которая была непримиримо настроена против Морица Оранского, подняла открытое восстание, Мориц Оранский легко подавил его, так как штатгальтера поддержали в этом как народные массы и гомаристы, так и умеренные круги господствующей торговой буржуазии.
Нидерланды своей политикой веротерпимости привлекали многочисленных религиозных диссидентов со всей Европы, что давало стране немалые экономические преимущества [1. 8-9]. Это также способствовало установлению независимого и единого государства.
Вестфальские договоры октября 1648 года предоставили международные гарантии независимости Соединенных провинций. Нидерландская революция проходила в условиях несформировавшегося капитализма, когда объективные и субъективные факторы не достигли должной степени зрелости, а феодальные формы производственных отношений еще не изжили себя. Необходимо также отметить, что идеологической доктриной революции был кальвинизм.
Итогом описанных событий стали качественные изменения, произошедшие в стране - утверждение в северных провинциях кальвинизма, завершение борьбы созданием государственного строя в форме федеративной республики, все это имело свои причины.
Прежде всего, нидерландское общество было беспрецедентно открытым для социальных инноваций и демонстрировало, несмотря на явное доминирование кальвинистов, высокий уровень религиозной терпимости. В то же время это общество никак нельзя было назвать излишне демократическим: власть в Соединённых провинциях принадлежала довольно ограниченному слою членов городских советов (регентов), выбиравшихся пожизненно этими же самыми советами. Это было общество с низкой вертикальной мобильностью, где правящая элита пополнялась за счёт кооптации новых членов. Именно поэтому Нидерландам удалось сделать невозможное - едва став самостоятельным государством, побороть католицизм и установить свою религию, конечно во многом
этому способствовало слабое дворянство и сильные города, чего не знала ни одна из европейских стран того времени. Таким образом, в первый раз в Европе на государственном уровне были закреплены доминирующие права протестантов. В условиях властвования в Европе католицизма это стало ярким примером проявления свободы вероисповедания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI-XVIII веках. М.: Издательсво иностранной литературы, 1949. 397 с.
2. История Европы. Т. 3: От Средневековья к Новому времени. М.: Наука, 1993. 656 с.
3. Пиренн А. Нидерландская революция. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. 574 с.
4. Саломатин А. Ю. История государства и права зарубежных стран. Учебно-методический комплекс. М.: НОРМА, 2009. 495 с.
5. Смирин М. М. Народная реформация Томаса Мюнце-ра и Великая крестьянская война. М-Л.: Издательство Академии Наук СССР., 1947. 533 с.
6. Франческо Марджотта Брольо, Чезаре Мирабелли, Франческо Онида. Религии и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. 437 с.
7. Шатохина-Мордвинцева Г. А. История Нидерландов: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007. 511 с.
8. Эрл Кернс. Дорогами христианства. М.: «Протестант», 1992. 125 с.
9. Чистозвонов А. Н. Нидерландская буржуазная революция XVI в. М.: Издательство АН СССР, 1958. С. 190.