история средних веков
и раннего нового времени
УДК 930.85
Иванкина А. В.
иконоборческое движение в нидерландах в xvi в. как этап
культурной метаморфозы европейской цивилизации
Реформация в Европе ознаменовала переход от эпохи Средневековья к эпохе Нового времени, сопровождавшийся изменением символического языка культуры. Иконоборческие восстания второй половины XVI в. в Нидерландах стали кульминацией социальных и религиозных противоречий. В данной статье процесс смены эпох рассматривается через историю объектов, разрушенных в ходе иконоборческих восстаний.
Ключевые слова: иконоборчество, иконоборческие восстания, Нидерланды, Реформация, история культуры, раннее Новое время
Движение Реформации в Европе XVI в. можно рассматривать как часть переходного процесса от эпохи Средневековья к Новому времени. Это было время трансформации, ломки старых культурных кодов, полностью изменившее политическую и религиозную карту Европы. Одной из первых стран, создавших национальное государство и национальную церковь, стали Нидерланды. В 1566 г. по Семнадцати провинциям (так назывались исторические Нидерланды в составе империи Габсбургов) прокатилось первое иконоборческое восстание или, как его называют в Нидерландах, — «Бильден-сторм» (от нидерл. ЬееЫешШгт — иконоборчество) (рис. 1). Это событие продемонстрировало давно назревшие противоречия: именно в то время происходило кардинальное изменение символического языка культуры. Обращаясь к истории иконоборческих восстаний и привлекая в качестве исторических источников пострадавшие в восстаниях объекты, мы по-
пытаемся рассмотреть некоторые аспекты исторических процессов переходного времени.
Иконоборческое движение в Семнадцати провинциях протекало под знаменем кальвинизма. В средневековой католической Европе поклонение святым тесно связывалось с их изображениями, которые повсеместно устанавливались в виде скульптур, зачастую превращавшихся в объекты отдельного культа. До первой половины XVI в. особое положение в религиозной культуре занимал культ почитания мощей1. Количество таких реликвий множилось, им приписывались особые свойства. Эти народные представления зачастую становились предметом спекуляций и способом наживы для католического духовенства.
Многие религиозные движения еще в XIV-XV вв. начали критику чрезмерного почитания изображений, или образов. Например, вальденсы и катары вообще отрицали поклонение образам и даже кресту2. Вызов культу святых бросили Джон Виклиф в Англии, Ян Гус и табориты в Богемии3. Развитие подобных представлений послужило прологом к той кардинальной перемене, которая произошла в отношении к почитанию образов в XVI-XVII вв. в рамках реформационного движения.
Еще Ульрих Цвингли осуждал веру в то, что изображения святых даруют исцеление и отпущение грехов через при-косновение4. Для учения Кальвина вопрос идолопоклонства стал одним из центральных. В представлениях, которые издавна были распространены среди католиков и поддерживались самой церковью, Кальвин видел преграду между верующими и Богом5. Он стремился доказать, что у ранних христиан изображений не было, что к изображениям начинали прибегать в результате проникновения в религию языческих элементов6. По Кальвину, корни идолопоклонства — не в том, что человек верит, будто созданные им изображения есть божества, а в том, что он верит, будто может заставить присутствовать
1 De Boer D. Picking up the Pieces. Catholic Material Culture and Icono-clasm in the Low Countries // BMGN. 2016. № 131 (1). P. 67.
2 Carlos M. N. Eire. War against the Idols. The Reformation of Worship from Erasmus to Calvin. Cambridge, 1986. P. 19.
3 Ibid.
4 Ibid. P. 21.
5 Ibid. P. 196.
6 Ibid. P. 210.
божественную силу в ее материальной репрезентации7. С 1550-х гг. в провинциях медленно, но верно росло кальвинистское движение8. По-видимому, это было связано с широким распространением кальвинизма на северо-западе Европы, в Швейцарии, Франции, Германии и Англии.
Впрочем, не одно теологическое учение Кальвина, называвшее почитание священных предметов и образов богохульством, послужило причиной погромов, прокатившихся по стране. Католическая церковь была тесно связана с имперским режимом. О том, что власть государства должна воплощать божественную волю, говорил еще Августин Аврелий (Aug. De Civ. Dei. V.22-24). Согласно распространенному в Средние века учению, основанному на библейском пророчестве (Дан. 7:4-24), Священная Римская империя являлась четвертым великим царством. Для всего Средневековья было характерно представление о единстве государственного и церковного мира9. Римская католическая церковь обладала властью и институтами, подобными власти королей. Церковный клир подчинялся только юрисдикции церковного суда, а священники и епископы были не просто проповедниками и исполнителями треб, они были еще и политиками, администраторами и землевладельцами10. Император и папа во многих вопросах представляли единую политическую силу. Еще в 1530-е гг., во время распространения лютеранства, правительство Карла V в Семнадцати провинциях издало ряд антиеретических законов11. Ересь была приравнена к государственной измене, запрещалось иметь еретические книги, давать приют протестантам, мирянам запрещалось обсуждать Евангелие12. Масштабным репрессиям подверглись также последователи анабаптизма13.
7 Carlos M N. Eire. Op. cit. P. 217.
8 Pollmann J. Catholic Identity and the Revolt of the Netherlands 15201635. Oxford, 2011. P. 17.
9 Кондратенко С. Е. Католицизм и государство: истоки двухполюсной модели общества // Вестник СПбГу. Сер. 6. Вып. 1. С. 126.
10 Pollmann J. Op. cit. 33.
11 Marshall P. Reformation. The Very Short Introduction. Oxford, 2009. P. 29.
12 Pollmann J. Op. cit. P. 45.
13 Carlos M. N. Eire. Op. cit. P. 14.
В 1560-е гг. преемник Карла V испанский король Филипп II, начавший проводить в провинциях политику централизации, сразу вызвал недоверие местной знати14. Существовавший обычай самоуправления провинций был узаконен еще во времена правления герцогов Бургундии путем издания в 1477 г. Великой привилегии, предоставившей Генеральным Штатам Семнадцати Провинций право собираться по их собственному решению и ограничившей власть правителей устанавливать налоги и собирать деньги на оплату армии15. При Филиппе II главой Государственного Совета был назначен испанец Антуан Гранвелла, назначение иностранца на эту должность противоречило местным законам. Нарушение договора спровоцировало волнения. Страну наводнили испанские солдаты. Вокруг трех членов Совета сформировалась оппозиция. Принц Вильгельм Оранский, граф Горн и адмирал Эгмонт предъявили Маргарите Пармской, являвшейся наместником Филиппа II, требования по восстановлению исконных вольностей. Среди прочего они требовали отмены противоерети-ческих законов. Требования эти не были удовлетворены. Положение усугубилось после того, как в 1565-1566 гг. вследствие неурожая в стране начался голод, и испанское правительство наживалось на спекуляции зерном.
10 августа 1566 г. в деревне Стеенворде на западе Фландрии кальвинистский проповедник Себастьян Матте проводил проповедь на открытом воздухе. Такие проповеди получили широкое распространение. Они собирали огромные толпы народа, внимавшие проповеднику. Подобную картину мы видим на полотне Питера Брейгеля старшего «Проповедь Иоанна Крестителя», написанной в 1566 г. (рис. 2). Весной того же года Совет дворян Семнадцати Провинций подал прошение Маргарите Пармской, включавшее требование умерить строгость инквизиции и гонений на протестантов. Регент Габсбургов пошла навстречу местной знати, антиеретические законы были приостановлены, и религиозные отступники, прежде бежавшие из страны, начали возвращаться16. Кальвинизм в этих обстоятельствах приобретал все большую по-
14 Carlos M. N. Eire. Op. cit. P. 14.
15 Shuter J., Shuter P. Digging Deeper 1: from Prehistory to Medieval Times. Harlow, 2007. P. 159.
16 Pollmann J. Op. cit. P. 19.
пулярность17. На картине Брейгеля можно видеть, что среди слушателей есть представители разных социальных слоев. В тот день, 10 августа, проповедь закончилась тем, что часть слушателей ворвалась в близлежащий монастырь св. Лоурен-са с целью уничтожить изображения святых и другие религиозные объекты18. Это стало началом иконоборческого восстания. В последующие дни небольшие группы иконоборцев, возглавляемых кальвинистскими проповедниками19, разгромили множество церквей, аббатств и монастырей. По свидетельствам очевидцев, большинство церквей в Генте было разграблено, закидано обломками скульптур, кусками картин, алтарей, стекла и книг20. 20 августа волна восстания достигла Антверпена, а в сентябре и октябре эхом отозвалась на севере страны21.
Как известно, вопрос об образах в христианской религии дискутировался с VIII в. — времен иконоборчества в Византии. То противостояние сторонников и противников использования антропоморфных изображений в богослужебной практике положило начало теологическим дискуссиям. После окончания периода иконоборчества в Византии в середине IX в. эти дискуссии проходили в рамках интеллектуальной схоластической традиции. В период церковной Реформации в Европе этот вопрос получил распространение в самых широких кругах. Иконоборческое восстание в Семнадцати провинциях — яркое тому доказательство. Иконоборческое движение сопровождало Реформацию практически во всех странах Северной Европы. В Скандинавии волна иконоборчества прокатилась в 1530-е гг., в Англии — в 1540-1550-е гг., в Шотландии и Франции — с 1559 г. Надо сказать, что зачастую католические святые изображались в королевских одеждах и с другими атрибутами королевской власти, что, вероятно, вызывало у погромщиков еще большую ненависть. Уничтожение символов, связанных с властью императора и папы, шло повсемест-
17 Van Bruaene A-L., Jonckheere K., Suykerbuyk R. Beeldenstorm: Icono-clasm in the Sixteen-Century Low Countries. Introduction // BMGN. 2016. № 131 (1). P. 7.
18 Van Bruaene A-L., Jonckheere K., Suykerbuyk R. Op. cit. P. 5.
19 Ibid.
20 Pollmann J. Op. cit. P. 16.
21 Van Bruaene A-L., Jonckheere K., Suykerbuyk R. Op. cit. P. 5.
но. В Нидерландах очищение храмов не ограничилось восстанием 1566 г. В 1576 г. между более консервативными южными провинциями, где большинство населения оставалось католиками, и протестантскими северными провинциями, было заключено «Гентское умиротворение», среди прочего объявившее веротерпимость. Позднее оно было расторгнуто, и в 1579 г. между северными провинциями Голландией, Зеландией, Утрехтом, Гронингеном и Гельдерном, а также южными городами Антверпеном, Брюгге, Гентом и Брюсселем была заключена Утрехтская уния22. Так была основана Республика Соединенных провинций. Территория современной Бельгии и Люксембурга стала именоваться Южными провинциями, там сохранились власть Испании и католичество. Кальвинистские городские власти на севере несколько раз предписывали очистить храмы, побелив их и переоборудовав для протестантских служб23. Кроме того, многие монастыри и храмы использовались под склады, для военных нужд или попросту приходили в запустение.
Объектами преследования иконоборцев были религиозные артефакты, храмы и находящиеся в них предметы, поскольку все это являлось символическим выражением католичества и империи. Первыми атакам подверглись здания церквей. Помимо того, что все в здании храма создано для совершения богослужения, само оно и все его части имеют сакральное символическое значение, а сам храм в католичестве почитается как место пребывания Бога. Более 5500 храмов пострадали в ходе погромов лета — осени 1566 г.24 С точки зрения католиков иконоборческие погромы, безусловно, были кощунством. Однако для протестантов было характерно совершенно иное, гораздо более светское отношение к этим событиям. Храмы для них — это места встречи членов общины, проведения проповедей. Потому стены католических соборов, украшенные росписями, белились, все лишние украшения и изображения убирались. Центральное место отныне занимал не алтарь, а кафедра проповедника. Католические кафедры
22 Катанцева О. А. Значение религиозного фактора в становлении Соединенных Провинций Нидерланды // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 110.
23 Van Bruaene A-L., Jonckheere K., Suykerbuyk R. Op. cit. P. 9.
24 Carlos M. N. Eire. Op. cit. P. 280.
находятся в боковом нефе или, иногда, сбоку от алтарной преграды (рис. 5). В современных Нидерландах сохранилось всего около пятнадцати дореформационных кафедр, да и те подверглись изменениям. Так, в соборе св. Бовена в Хаарлеме установлена кафедра, сделанная из песчаника, а в соборе св. Петра в Лейдене — деревянная резная кафедра. В обоих случаях оригинальная резьба, изображающая святых, была заменена на текстовые панели с высказываниями, посвященными проповеди и ее слушанию25. В новых храмах, построенных специально для протестантской службы, все пространство с самого начало организовывалось вокруг кафедры. Таков, например, Марекерк в Лейдене (рис. 6). В протестантизме на первое место ставилась интерпретация священных текстов, проповедь, то, как в данный момент люди могли осмыслить слово Божие и применить это понимание к своей повседневной практике. В бывших католических соборах алтарная часть лишалась сакральной функции. Алтарное пространство использовали, например, в качестве школы, как это было в деревне Баарланд в провинции Зеландия, или в качестве комнаты для собраний членов общины, как в Нордвейке в Южной Голландии или в Утрехте. Здесь также могли проводиться трапезы, служащие символической заменой причастия.
Что же касается религиозных предметов, в католических храмах атаке подверглись в первую очередь характерные именно для католического богослужения дарохранительницы, церковная утварь и облачение. В католическом богослужении центральное место всегда занимало таинство евхаристии и вера в действительное присутствие Бога в освященной гостии26. Святые дары — это, соответственно, главный сакральный предмет в храме. Тело Господне хранилось в специальном сооружении, представлявшем собой нечто вроде миниатюрного храма или башни высотой в несколько метров27 (рис. 7). С точки зрения учения Кальвина, причастие — это чисто символическое действо28. Кальвин считал святотатством
25 Harasimowicz J. Protestant Church Architecture in Early Modern Europe. Berlin, 2015. P. 83.
26 Хейзинга Й. Осень Средневековья. СПб., 2013. С. 385.
27 Van Bruaene A-L. Embodied Piety. Sacrament Houses and Iconoclasm in the Sixteen-Century Low Countries // BMGN. 2016. № 131(1). P. 36-58.
28 Carlos M. N. Eire. Op. cit. P. 213.
саму веру в возможность соединить невидимое с видимым, дух с материей. Причастие у кальвинистов призвано лишь напоминать о жертве Христа. Монументальные дарохранительницы были повсеместно разрушены иконоборцами. На территории исторических Нидерландов сохранилось всего несколько старинных дарохранительниц29. Прежде они были очень распространены, на что указывают многие археологические и документальные источники. Два хрониста из Гента, очевидцы восстания 1566 г., Корнелис ван Кампен и Маркус ван Варневайк, описали уничтожение дарохранительниц в каждой приходской церкви города, в монастырской церкви и в аббатстве св. Петра, всего около 25 объектов30. Упоминают они о подобных происшествиях в Антверпене и Ауденарде. Отметим, что Тридентский Собор своими постановлениями сделал дарохранительницы необязательными31. Собор стал основой процесса Контрреформации, то есть реакции на движение Реформации в виде реформирования католицизма.
В ходе иконоборческих погромов пострадала также церковная живопись. В каждой большой церкви существовали фрески на стенах и колоннах, которые были забелены иконоборцами32. В наши дни в результате реставраций во многих храмах Бельгии и Нидерландов эти росписи раскрыты. Например, распятие со св. Маргаритой в соборе Утрехта — тончайшая живопись XV в., или росписи XIV в. на колоннах в Лейдене в соборе св. Петра.
Однако известны и факты спасения вещей. Католики выносили из храмов мощи, особо почитаемые статуи. Знаменитый Гентский алтарь братьев ван Эйков в ожидании погромов был перенесен из собора в одну из городских башен, а позже помещен в ратуше. Триптих «Страшный Суд» Люки ван Лейдена из лейденского собора св. Петра был выкуплен городскими властями у иконоборцев буквально во время погрома. Картину также поместили в городскую ратушу на всеобщее обозрение33. Таким образом, эти вещи были спасены скорее
29 Van Bruaene A-L. Op. cit. P. 39.
30 Ibid. P. 39.
31 Ibid. P. 40.
32 Bangs J. D. Church Art and Architecture in the Low Countries before 1566. Kirksville, 1997. P. 114.
33 De Boer D. Op. cit. P. 73.
из-за их высокой художественной ценности и презентовались уже как произведения искусства, а не как религиозные предметы. Спасали веши не только из-за их религиозного или художественного значения, но также из-за их высокой стоимости, и в этом уже проявляется новое отношение к произведению искусства как к ценности материальной. Так, заалтарный образ из церкви св. Лоуренса в Алкмаре был сохранен местной властью именно по этой причине. В 1581 г. его продали перекупщикам34. Следует, однако, отметить, что для католических Нидерландов никогда не было характерно такое почитание икон, какое существовало в восточном православии. Живописные изображения не считались сакральными объектами, не воспринимались как проводники присутствия Бога или святых, их не освящали и им не поклонялись. Эту роль выполняли скульптуры. Живопись лишь напоминала о библейских событиях и украшала храм35.
Скульптурные изображения святых повсеместно разрушались. Иконоборцы атаковали в первую очередь лица изображений (рис. 3, 4). По-видимому, лица, а особенно глаза, воспринимались как сосредоточие жизни святого. Можно предположить, что иконоборцы во многом продолжали рассуждать в категориях уходящего времени. Например, в Антверпене во время погромов, была нетронута Антверпенская Мадонна — деревянная статуя Девы Марии, которая особо почиталась как небесная покровительница города.
В собрании музея Боннефантен в Маастрихте находится коллекция средневековой скульптуры. Частично она состоит из фрагментов деревянных заалтарных композиций из Антверпена и Брюсселя, которые демонстрируют судьбу таких скульптурных композиций из многих храмов (рис. 8). Когда скульптуры были убраны со своих первоначальных мест в храмах, иконоборцами ли или в результате изменения вкусов, обычно они разбивались на куски, каждый из которых продавался как самостоятельное произведение искусства. Перед нами пример изменения отношения к искусству с религиозного на светское.
В крупных торговых городах — Антверпене, Генте, Амстердаме — католики, подводя печальные итоги погромов,
34 Bangs J. D. Op. cit. P. 115.
35 De Boer D. Op. cit. P. 72.
считали убытки в денежном эквиваленте. Монахи аббатства св. Петра в Генте подсчитали, что их потери стоят 11 тыс. фламандских фунтов36. Причем учитывали они и стоимость разбитого мрамора, и выпитого вина, и ценных произведений. В этом также проявляется новое секуляризованное отношение к искусству. Возникнув в эпоху Возрождения вместе с гуманизмом, оно расцвело в XVII в.
После погромов 1566 г. Маргарита Пармская повелела всем городам избавиться от всего, что было испорчено, и восстановить храмы в прежнем вице37. Но храмы в последующие годы восстанавливались уже соответственно современным вкусам, в стиле барокко. После разделения страны на две части на севере большинство бывших католических храмов и соборов стали протестантскими. Их переделывали под нужды реформатского богослужения, очень отличающегося от католического. Во многих деталях храмового убранства и целых частях храмов больше не было нужды. В центре протестантского богослужения находится Слово, то есть проповедь. В то же время, как мы уже знаем, кальвинистское богословие резко отрицательно относилось к изображению святых и к любому культу, сосредоточенному на материальном предмете. Распространена точка зрения, что обновленные кальвинистские храмы внутри были полностью чистыми и белыми38. Однако, при ближайшем рассмотрении это оказывается далеко не так. Убранство протестантских храмов отличалось простотой, но являло собой новую материальную культуру39.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что «Биль-денсторм» 1566 г., иконоборческие акции 1570-х и 1580-х гг. и реакция католиков — не только совершенно изменили облик церквей на территории исторических Нидерландов. Обращаясь к истории объектов, пострадавших в ходе восстаний, мы получаем представление о сложности переходных процессов и видим картину становления мышления нового типа. С одной стороны, это было время сильнейших социальных и культурных сдвигов: родилось совершенно новое отношение к слову,
36 De Boer D. Op. cit. P. 75.
37 Ibid. P. 68.
38 Harasimowicz J. Op. cit. P. 5.
39 Ibid.; Mochizuki M. M. The Netherlandish Image after Iconoclasm, 1566-1672: Material Religion in the Dutch Golden Age. Aldershot, 2008.
религии, искусству; возникла характерная для Нового времени вера в значимость человеческой личности и человеческие возможности, а значит, и новое отношение к миру; вещи начали восприниматься с точки зрения их пользы для человека; изменился весь облик материальной культуры, старые символы заменились новыми. С другой стороны, прежние представления не ушли сразу и еще продолжали жить в сознании людей. И все же в целом «Бильденсторм» стал точкой невозврата и полностью перевернул всю политическую, религиозную и культурную жизнь Семнадцати провинций, разрушив или, во всяком случае, переписав культурные коды прошлого. Иконоборческие погромы послужили королю Филиппу II поводом к тому, чтобы ввести в провинции войска под началом герцога Альбы, Фернандо Альвареса де Толедо. Это положило начало Восьмидесятилетней войне, завершившейся превращением Нидерландов в независимое государство.
Литература
Катанцева О. А. Значение религиозного фактора в становлении Соединенных Провинций Нидерланды // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 110-113. Кондратенко С. Е. Католицизм и государство: истоки двухполюсной модели общества // Вестник СПбГу. СПб., 2010. Сер. 6. Вып. 1. С. 121-127. Хейзинга Й. Осень Средневековья. СПб., 2013. Bangs J. D. Church Art and Architecture in the Low Countries
before 1566. Kirksville, 1997. Carlos M. N. Eire. War against the Idols. The Reformation of
Worship from Erasmus to Calvin. Cambridge, 1986. De Boer D. Picking up the Pieces. Catholic Material Culture and Iconoclasm in the Low Countries // BMGN. 2016. № 131 (1). P. 59-80.
Harasimowicz J. Protestant Church Architecture in Early Modern
Europe. Berlin, 2015. Marshall P. Reformation. The Very Short Introduction. Oxford, 2009.
Mochizuki M. M. The Netherlandish Image after Iconoclasm, 15661672: Material Religion in the Dutch Golden Age. Aldershot, 2008.
Pollmann J. Catholic Identity and the Revolt of the Netherlands
1520-1635. Oxford, 2011. Shuter J., Shuter P. Digging Deeper 1: from Prehistory to Medieval
Times. Harlow, 2007. Van Bruaene A.-L., Jonckheere K., Suykerbuyk R. Beeldenstorm: Iconoclasm in the Sixteen-Century Low Countries. Introduction // BMGN. 2016. № 131 (1). P. 3-14. Van Bruaene A.-L. Embodied Piety. Sacrament Houses and Iconoclasm in the Sixteen-Century Low Countries // BMGN. 2016. № 131 (1). P. 36-58.
Иванкина Анастасия Васильевна, магистрант исторического факультета (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: [email protected].
The Iconoclastic Movement in the Netherlands in the 16th Century as a Stage of the Cultural Metamorphose
The Protestant Reformation in Europe of the 16th century was the part of the transition process from the Middle Ages to the modern era. The period of change was marked by global transformation and breaking of the old cultural patterns. Collision of the old and new worldviews, Protestantism and Catholicism, the imperial and the national government institutions, turned into a real confrontation, religious and political wars, completely redrawing the map of Europe. The Netherlands were among the first countries which created the national state and the national church. Cultural, social and religious contradictions evolved in the Seventeen Provinces (the historical Netherlands' name as a part of the Habsburg Monarchy) during the first half of the 16th century. In 1566, the first iconoclastic fury (in Dutch — Beeldenstorm) swept through the Provinces. The iconoclastic movement waged under the banner of Calvinism. Calvin considered the veneration of sacred objects and images to be blasphemy. However, the bashings that swept the country were caused not only by Calvinism. Philip II of Spain began to pursue a policy of centralization in the Provinces and soon earned the distrust of the local nobility. The custom of self-government in the provinces was legitimatized as early as in the rule of the Dukes of Burgundy through the Great Privilege of 1477. Violation of this treaty provoked unrest. The country was flooded with Spanish soldiers. In addition, the Catholic Church was closely associated with the imperial regime. Commitment to Protestantism was treated as a high treason, the law forbade possessing heretical books, harboring Protestants, the laypeople were forbidden to discuss the Gospel.
The Iconoclastic Uprising of 1566 have completely changed the entire political, social and cultural life of the Seventeen Provinces, erased
or reshaped the culture code of the past. The iconoclastic pogroms provided a pretext for King Philip II to bring into the provinces troops at the command of Fernando Alvarez de Toledo, the Duke of Alba. This was the beginning of the Eighty Years' War. The history of objects suffered the iconoclastic riots reveals many dimensions of the social and cultural processes of the era, providing specific insight into the emergence of new patterns of thinking. Influenced by the humanism, people have changed their thinking: the modern era has come with the belief in the significance of the human personality and human capacity, and hence with the new attitude to the world. The things now were considered from the point of view of their benefits to humans.
Key words: iconoclasm, iconoclastic riots, the Netherlands, Reformation, history of culture, early modern period
Anastasia Ivankina, master student of Historical Faculty (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].
References
Katantseva O. A. Znachenie religioznogo faktora v stanovlenii Soedinennykh Provintsii Niderlandy // Izvestiia PGPU im. V. G. Belinskogo. 2012. № 28. S. 110-113.
Kondratenko S. E. Katolitsizm i gosudarstvo: istoki dvukhpoliusnoi modeli
obshchestva // Vestnik SPbGU. SPb, 2010. Ser. 6. Vyp. 1. S. 121-127. Kheizinga I. Osen Srednevekovia. SPb., 2013.
Bangs J. D. Church Art and Architecture in the Low Countries before 1566. Kirksville, 1997.
Carlos M. N. Eire. War Against the Idols. The Reformation of Worship
from Erasmus to Calvin. Cambridge, 1986. De Boer D. Picking up the Pieces. Catholic Material Culture and Iconoclasm
in the Low Countries // BMGN. 2016. № 131 (1). P. 59-80. Harasimowicz J. Protestant Church Architecture in Early Modern Europe. Berlin, 2015.
Marshall P. Reformation. The Very Short Introduction. Oxford, 2009. Mochizuki M. M. The Netherlandish Image after Iconoclasm, 1566-1672:
Material Religion in the Dutch Golden Age. Aldershot, 2008. Pollmann J. Catholic Identity and the Revolt of the Netherlands 1520-1635. Oxford, 2011.
Shuter J., Shuter P. Digging Deeper 1: from Prehistory to Medieval Times. Harlow, 2007.
Van Bruaene A.-L., Jonckheere K., Suykerbuyk R. Beeldenstorm: Iconoclasm in the Sixteen-Century Low Countries. Introduction // BMGN. 2016. № 131 (1). P. 3-14.
Van Bruaene A.-L. Embodied Piety. Sacrament Houses and Iconoclasm in the Sixteen-Century Low Countries // BMGN. 2016. № 131 (1). P. 36-58.
Иллюстрации
Рис. 1. Франц Хогельберг Кальвинистское иконоборческое восстание, 20 августа 1566 г. (Гамбургский художественный музей)
Рис. 2. Питер Брейгель «Проповедь Иоанна Крестителя» 1566 г.
Рис. 3. Заалтарный образ св. Анны из собора св. Мартина в Утрехте, поврежденный иконоборцами в 1580 г.
Рис. 4. Фрагмент раки епископа Гая ван Авеснеса (1317 г.) из собора св. Мартина в Утрехте, поврежденной иконоборцами в 1580 г.
Рис. 5. Кафедра проповедника в церкви Марекерк (Лейден)
Рис. 6. Вид с кафедры проповедника в церкви Марекерк (Лейден)
Рис. 7. Дарохранительница в церкви св. Леонарда (Зутлеуве) (Корнелис Флорис де Френт, 1550-1552 гг.)
Рис. 8. Фрагмент деревянного алтаря XVI в. (музей Боннефантен, Маастрихт)