С. А. Исаев
Реформация в Европе, 1517-1660 гг.: хронологический обзор
В ранее опубликованной статье 1 я предложил новую классификацию течений Реформации. Различаются они прежде всего тем, какие отношения между реформированной церковью и государством приверженцы этих течений считают правильными. Фактически имели место два варианта: теократия либо эрастианство. Кальвинисты выступали за теократию. К насильственному переустройству общества были готовы милленаристски ориентированные последователи Томаса Мюнце-ра в Германии и анабаптисты Иоанна Лейденского в Мюнстере. Но воплотить теократический идеал в жизнь удалось только кальвинистам, и то не всюду, где победил кальвинизм, а лишь в Женеве и в пуританских колониях в Америке. В прочих кальвинистских странах, как Нидерланды, Шотландия, Пфальц, светская власть сохраняла самостоятельность. Большинство же течений и приверженцев Реформации считали нормальным, чтобы государство контролировало церковь. ^ Такие отношения между церковью и государством получили название "3 «эрастианство», по имени немецко-швейцарского врача и теолога То- Э маса Эрастуса (ЕгавШэ, 1524-1583). Лютер, Цвингли, Томас Кранмер, ^
Л
Олаус Петри фактически придерживались эрастианских взглядов. -У
о
у.
«Эрастианцев» я предлагаю разделить в соответствии с тем, реформиро- ^ вание какой стороны церковной жизни они считали приоритетным: догмати- Э ческой, литургической или канонической. Кальвинизм и в этом отношении £ приходится рассматривать особо. Его основатели — Мартин Буцер и Жан ^ Кальвин — видели смысл церковной реформы в обновленном по сравнению
9 Л
с временами католичества «дисциплинировании» верующих^, для которого сл
и л
к а*
«
важны и догматика, точная и выверенная; и литургия, в которой библейски обосновано каждое движение; и церковное устройство, соответствующее указаниям Нового Завета. Кальвинизм — это комплексная реформа церкви.
Для прочих течений Реформации характерен приоритет реформирования либо догматики, либо литургики, либо каноники. Для лютеранской реформации в Германии характерно обостренное внимание к догматической проблематике. Для цвинглианской реформации в Цюрихе было характерно внимание главным образом к литургии. Для англиканской Реформации безусловным приоритетом были вопросы каноники.
Разумеется, приоритет одного аспекта реформы не означал полного отсутствия интереса к прочим. К тому же догматический аспект является «козырным» по отношению к двум другим. Считать ли причастную литургию жертвой, которую Христос приносит Своей пастве, по аналогии с голгофской жертвой, или не считать? Почитание икон, статуй и других рукотворных изображений — это нормально, или это идолопоклонство? В зависимости от того, как решались эти догматические вопросы, литургия выглядела по-разному.
Тем не менее, там и тогда, где и когда для Реформации был характерен приоритет одного аспекта, можно проследить развитие реформационного процесса—в этом аспекте — через такие этапы, что каждое новое явление уходит дальше от исходной римско-католической нормы, чем предыдущее. А именно:
1. Реформирование догматики: лютеранство — кальвинизм — антитрини-тарные учения Мигеля Сервета — Леллия и Фауста Социнов.
2. Реформирование каноники: монархический епископат с непрерывной апостольской хиротонией — пресвитерианство — конгрегационализм — отсутствие какой бы то ни было организации3.
3. Реформирование литургии: литургия лютеранская — англиканская — кальвинистская — цвинглианская — баптистская — квакерская. В такой последовательности прослеживаются тенденции к сокращению числа таинств и ко всё более «духовному» пониманию сохраняемых таинств.
Проследим теперь, как реформационный процесс в Европе развивался
I в историческом времени и как реформационные течения отделялись от Римско-Католической церкви и друг от друга. Общеизвестные лица и события будут упоминаться без ссылок.
о V
а а* о н о
8 «
«
о
[-ч
а*
1. «Инкубационный» период Реформации, 1517-1520 гг.
\ЕГ Традиционно датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г. В этот £ день в Виттенберге, в курфюршестве Саксония, Мартин Лютер, доктор бого-С словия, окружной викарии ордена августинцев и преподаватель местного уни-
верситета, начал распространять свои «95 тезисов». Однако после этого еще два года Лютер служил в качестве католического священника. Его разногласия с римско-католическим вероучением распространялись на всё более широкий круг вопросов. Лютер стал пользоваться поддержкой мирян, носителей светской власти и даже некоторых деятелей церкви. «95 тезисов» были подобны брошенному камешку, который сдвинул лавину, но не в первые секунды. Даже папская булла Exsurge Domine от 24 июня 1520 г. «против ошибок Мартина Лютера и его последователей» содержала еще только условное отлучение: Лютеру было дано 60 дней на покаяние. Реформатор «сыграл на обострение» сам. 10 декабря 1520 г. в Виттенберге перед городскими воротами Лютер публично—в присутствии профессоров и студентов университета — сжег папскую буллу и сборник канонического права.
2. Развертывание Реформации, 1521-1525 гг.
Если понимать под Реформацией фактический выход церковных структур Римско-Католической церкви из-под канонической власти Папы Римского, то началась она после того, как 3 января 1521 г. Папа Римский Лев X буллой Decet Romanorum Pontificem безоговорочно и окончательно отлучил Лютера от церкви.
Светские власти курфюршества Саксония не выполнили решение Папы. А церковные структуры многих других государств Германии сохранили единство кафедры и алтаря с саксонцами. Тем самым они вышли из подчинения Риму. Мощная волна таких церковных мини-революций прокатилась в 15211522 гг. по всей Центральной и Северной Германии, вплоть до Риги, где 23 октября 1522 г. городской совет своей властью, без католического архиепископа, утвердил лютеранина Андреаса Кнопкена (Knôpken, 1468-1539) архидиаконом церкви Св. Петра.
Власти не предписывали реформаторам прямо, как и что делать. Первый случай, когда дело реформы взяли в свои руки власти, имел место только в апреле 1525 г. в Восточной Пруссии: последний Великий магистр Тевтонского Орде- ^ на — Альбрехт Бранденбург-Ансбахский (1490-1568) — преобразовал орден- ^
^ Сн
ское государство в герцогство Пруссия, принес польскому королю вассальную g присягу и осуществил лютеранские преобразования в церкви. По прошествии ^ времени стало ясно, что реформа церкви в Германии пошла преимущественно -д по лютеровскому (виттенбергскому) образцу. В основе лютеранских преобразо- -й ваний лежало представление об Иисусе Христе как о единственном Искупителе ^ всех грехов всех людей. Римско-католические учения и практики, несовмести- J3 мые с этим догматом, лютеране отбросили, но почти всё остальное сохранили, g Индульгенции были категорически отвергнуты, потому что использование их ^ обосновывалось представлением, будто часть своих фактических грехов чело- g век должен искупить сам, и что можно заместить свои страдания в чистилище ¿о
денежным платежом. Лютеранский догмат о спасении «только верою» означает, что добрые дела не являются частью процесса искупления (но являются естественным плодом той спасающей веры, что фигурирует в этом догмате).
Однако другие реформаторы действовали иначе.
В 1523 г. в Цюрихе, столице одноименного кантона Швейцарии, каноник кафедрального собора Ульрих Цвингли, победив на диспуте 29 января, начал реформу литургии, направленную на «очищение» литургии от всего того, что он считал проявлениями язычества: от статуй святых, икон (и других священных изображений), а позже и от органов. «Дематериализацию» христианского культа Цвингли оправдывал словами Христа: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин. 6: 63). Литургия была превращена в публичное чтение Библии с подробным разбором текстов и комментарием. Из таинств Цвингли сохранил только крещение и причащение как прямо предписанные Библией. Реформу церкви по цвинглианской модели провели швейцарские кантоны Берн (1528), Базель (1529) и Невшатель (1529).
В феврале 1524 г. в Страсбурге группа реформаторов — доминиканский монах Мартин Буцер (Bucer, 1491-1551) и доктор теологии Вольфганг Капи-то — введя причащение мирян не только хлебом, но и вином, и переведя богослужение на немецкий язык, начали создавать систему «дисциплинирования» верующих. Тем самым было положено начало тому течению Реформации, которое впоследствии стало именоваться кальвинизмом.
В Скандинавии с распадом Кальмарской унии и отделением Швеции от Датско-Норвежского королевства начался процесс формирования национальных церквей. Попытка Кристиана II — короля Дании и всей Скандинавии — истребить шведскую политическую элиту в ходе «Стокгольмской кровавой бани» (7-9 ноября 1520 г.) спровоцировала войну шведов против датского господства. Сама по себе она никакого отношения к Реформации не имела: ка-2 толичество тогда господствовало повсюду в Скандинавии, и когда на риксдаге CJ. в Стренгнесе Густав Ваза был избран королем Швеции (1523), за это голосо-J вали и ведущие католические иерархи. Но в 1523-1525 гг. усилиями Олауса и Петри (Petri, 1493-1552), Лаврентия Андреэ и немца Николауса Штеккера
Л
^ лютеранское учение стало стремительно распространяться в Швеции. Кристи-^ ан II, разбитый шведами, был свергнут и изгнан также из Дании. Его преемник
s Фредерик I принял власть под условием, что будет лоялен Риму и подавит ре-
у формационное движение, но фактически ничего не делал для противодействия
s ему, а наиболее выдающихся лютеранских проповедников, как, например, Хан-
Он
£ са Таусена (Tausen, 1494-1561), даже взял под свою защиту, s В Цюрихе 21 января 1525 г. группа верующих, которые отказывались
| крестить своих детей (Конрад Гребель, Георг Блаурок), совершила первое
^ перекрещивание взрослого. Тем самым было положено начало практике при-
\ЕГ нятия крещения только в сознательном возрасте. Первое поколение привер-
S женцев такой практики назывались анабаптисты (букв, «перекрещенцы»), С
так как они были во младенчестве крещены в Римско-Католической церкви; второе и последующие поколения — баптисты (их во младенчестве уже не крестили)4.
В апреле-мае 1525 г. в Германии развернулись наиболее кровавые события Великой крестьянской войны. Радикальную часть восставших крестьян возглавил Томас Мюнцер — священник, ранее единомышленник Лютера, затем начавший проповедовать «рождение не только от воды, но и от Св. Духа», обличать «мертвое христианство» и превозносить «христианство избранных», которые получают видения и откровения от Бога, имеют «живую веру» и знание истинной воли Бога. Эти мистические источники подвигли его к проповеди истребления всех «врагов Евангелия» и искоренения всякой несправедливости: все христиане должны быть равны, а имущество общее5. 15 мая 1525 г. восставшие были разгромлены под Франкенхаузеном, а сам Мюнцер 27 мая казнен. В подавлении восстания участвовали как князья-католики, так и приверженцы Лютера.
Движение, связанное с именем Мюнцера, было первым проявлением радикальной реформации. Это собирательное название закрепилось за теми течениями Реформации, которые, в отличие от поборников реформации классической, верили в близость установления Царства Божьего на земле и считали своим долгом содействовать ему; видели в Евангелии не только благую весть об искуплении Христом всех человеческих грехов, но и новый Закон, обязывающий «подлинных христиан» переустраивать жизнь на коммунистических началах; оспаривали догмат Троицы и почитание Христа как Бога и Человека, ссылаясь либо на «доводы разума», либо на полученное ими новое откровение. Для лютеран такие реформаторы были более чужды и враждебны, чем даже католики6.
3. Институционализация трех исходных течений Реформации: лютеранского, «дисциплинирующего» §
и цвинглианского, 1525-1532 гг. „
Z;
Лютеранскую реформу узаконили у себя вольный город Бремен (1524), ган- 'g зейские города Магдебург (1524), Штральзунд (1525), Целле (1526), в 1529 г. — g Гамбург, в 1530 г. — Любек, в 1531 г. — Росток и Грейфсвальд. В 1532 г. в Риге была сформирована первая лютеранская консистория — коллегиальный орган -g управления территориальной церковью, формируемый светскими властями S из клириков и мирян. ®
27 августа 1526 г. имперский рейхстаг в Шпайре (Speyer) формально даровал каждому из германских государств право определять религиозную принад- § лежность своих граждан. Австрия и государства юга Германии выбрали католичество и изгнали лютеран из своих пределов. В курфюршестве же Саксония, g
'S со
где жил Лютер, в 1526-1527 гг. светская власть взяла на себя управление церковными приходами. Аналогичные меры были в 1526-1527 гг. приняты в герцогстве Люнебург, в 1526-1528 гг. в ландграфстве Гессен, в 1532 г. в Ганновере. Виттенбергский реформатор Иоганн Бугенхаген (Bugenhagen, 14851558) разработал церковные уставы, по которым стали жить лютеранские церкви Северной Германии и Дании.
Тем временем в Цюрихе конфликт цвинглианцев с анабаптистами пришел к трагической развязке. 5 января 1527 г. анабаптист Феликс Манц, приговоренный городским судом к смертной казни, был утоплен в реке Лиммат. По-видимому, это был первый случай казни приверженца одного течения Реформации приверженцами другого течения.
События Реформации разворачивались на фоне турецкой агрессии. 29 августа 1526 г. турки разбили венгров при Мохаче и угрожали Вене. Тяжелые бои на подступах к городу развернулись в сентябре 1529 г., когда турок удалось отбить. Многие католики истолковывали успехи турок как проявление Божьего гнева против еретиков-реформаторов. 19 апреля 1529 г. 2-й рейхстаг в Шпайе-ре принял закон, по которому все новшества в области религии должны были быть отменены, а юрисдикция католических епископов восстановлена. В ответ на этот закон в тот же день был представлен документ под названием Protestatio (.Шпайерская протестация). Его подписали шесть князей: Иоганн Фридрих, курфюрст Саксонский; ландграф Филипп Гессенский; маркграф Георг Бран-денбург-Ансбахский; князь Вольфганг Анхальтский; герцоги Брауншвейг-Лю-небургские Эрнст и Франц; к ним присоединились представители 14 городов, в том числе Страсбурга. «Протестантами» стали называть тех, кто подписал этот документ и/или был солидарен с ним.
В 1529 г. КарлУ потребовал от представителей реформационных течений отчета о вере перед Аугсбургским рейхстагом, с тем чтобы реформаторы или 2 убедили всю Римско-Католическую церковь в правомерности реформы, или CJ. отказались от реформы и вернулись к католичеству.
J Приверженцы реформы приступили к согласованию позиций. 2 октя-« бря 1529 г. состоялось Марбиргское собеседование реформаторов Германии
Л
^ и Швейцарии. Им удалось достичь единства мнений во всем, кроме понимания ^ Причастия. Лютер и Цвингли, встретившись единственный раз в жизни, рез-
s ко разошлись во взглядах по этому вопросу. Лютер категорически настаивал
у на буквальном понимании слов Христа: «Сие есть Тело Мое», «сие есть Кровь
s Моя», т.е. на представлении о реальном и материальном (не зависящем от того,
Он
£ что думает и как верит причастник) присутствии Тела и Крови Христовых
s в причастных элементах. Цвингли столь же категорически отвергал букваль-
| ное понимание слов и реальное присутствие. Он настаивал на фигуральном ^ понимании слов и на чисто символическом толковании причастия, согласно \ЕГ которому Хлеб лишь означает (significat) Тело, а вино лишь означает Кровь
S Христову7. С
Мартин Буцер и Вольфганг Капито предложили свое понимание причастия — компромиссное между точками зрения Лютера и Цвингли... В результате католическому большинству Аугсбургского рейхстага 1530 г. было представлено три документа Реформации.
25 июня 1530 г. на заседании рейхстага в Аугсбурге было публично прочитано Аугсбургское исповедание (Confessio Augustana, отсюда краткое название документа — Августана, по латинскому названию г. Аугсбурга). Это основной вероисповедный документ лютеранства, поныне весьма авторитетный.
3 июля 1530 г. датирован написанный Цвингли от имени кантона Цюрих «Отчет о вере»8, который также был отправлен в Аугсбург, но ни зачитан, ни рассмотрен не был. Он был напечатан в Цюрихе как изложение цвинглиан-ского вероучения.
9 июля 1530 г. должностные лица Аугсбургского рейхстага получили Исповедание четырех городов: Страсбурга, Меммингена, Линдау и Констанца, или Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana, Vierstädte Bekenntnis). Его написали Мартин Буцер и Вольфганг Капито. В причастии, согласно Бу-церу, Тело и Кровь Христовы присутствуют в причастных элементах реально, но не материально, а духовнот.е. присутствуют, если к причастию подходит достойный и искренне верующий человек, но отсутствуют, если к причастию подходит недостойный лицемер. Впоследствии такое понимание причастия стало общепринятым в кальвинизме (также в англиканстве). Тетраполитанское исповедание не было публично прочитано на рейхстаге9.
КарлУ потребовал от лютеран, чтобы они к 15 апреля 1531 г. покаялись и вернулись в лоно церкви. Вместо этого лютеране 27 февраля 1531 г. подписали хартию Шмалькальденской лиги. 6 князей и 10 городов, в том числе Магдебург и Бремен, взяли на себя обязательство совместно защищать евангелическую веру с оружием в руках.
Вооруженные силы католических кантонов напали на Цюрих, и 11 октября 1531 г. цюрихское войско потерпело поражение при Каппеле; Ульрих Цвингли, участвовавший в сражении, погиб. Католики, однако, не смогли взять Цюрих °2 под свой контроль. Церковь Цюриха возглавил Генрих Буллингер (1504-1575). ООн сам и его приверженцы в дальнейшем всё более сближались с «тетраполи- ^ танцами». 'g
В Германии же 3 августа 1532 г. лютеране и католики заключили Нюрнберг- g ский мир. Лютеранам позволялось оставаться в своей вере, но было запрещено распространять ее на новые территории. Опасность большой религиозной вой- -с ны в Германии миновала.
В 1526 г. риксдаг Датско-Норвежского королевства в Оденсе признал люте- ^ ранство и католичество равноправными вероисповеданиями в стране. В 1527 г. J3 в Швеции Вестеросский рискдаг переподчинил церковь страны королю. Новое § руководство осуществило в шведской церкви реформу, соответствующую учению Лютера. я
4. Маневренное противостояние основных течений Реформации и католиков в Германии, 1532-1545 гг.
В Германии для времени от Нюрнбергского мира до созыва Тридентско-го собора характерны многочисленные переговоры и полемики протестантов с католиками. До вооруженного противоборства дело доходило только в связи с действиями радикалов. Новые крупные успехи Реформации имели место главным образом в Англии и Дании.
В течение 1533 г. Генрих VIII, считавшийся лояльным и убежденным католиком, вывел церковь своей страны из подчинения Риму, а парламент Актом о верховенстве 3 ноября 1534 г. официально передал королю все полномочия по управлению церковью, ранее принадлежавшие папе. В результате такой королевской реформации Церковь Англии превратилась в национальную церковь, «по умолчанию» объединяющую весь крещеный народ королевства. Но епископальный строй и нормы канонического права, связанные с ним, сохранились в полной неприкосновенности. Вероучение и литургическое лицо Церкви Англии определились далеко не сразу. «Десять статей» 1536 г. по содержанию были лютеранскими. В 1536-1538 гг. Генрих VIII пытался наладить сотрудничество с протестантскими князьями Германии, но не преуспел в этом. И в июне 1539 г. по его требованию парламент утвердил в качестве закона «Шесть статей», вероучение которых было очень близко католичеству. Были введены разнообразные ограничения и запреты на чтение Библии; мирян, как до Реформации, начали причащать под одним видом. Однако речи о возвращении Церкви Англии под власть Рима не было.
В 1533 г. из г. Мюнстер (тогда в составе Нидерландов) был изгнан князь-епископ, и город стал центром Реформации и прибежищем анабаптистов. С февраля 1534 по 25 июня 1535 г. существовала Мюнстерская коммуна, ру-2 ководимая анабаптистами во главе с Иоанном Лейденским. В городе была
о
CJ- предпринята попытка ввести общность имуществ и многоженство. Коммуна
J была разгромлена, Мюнстер заняли войска католических Кёльна и Клеве,
и но также лютеранских Саксонии и Гессена. Иоанн Лейденский был подвер-
Ен гнут мучительной казни. В дальнейшем руководство уцелевшими анабап-
X тистами, которые отказались от войны за теократию, взял на себя Менно
'! Симоне (1496-1561).
У В 1534 г. к лютеранской Реформации примкнуло герцогство Вюртемберг.
Герцог Ульрих с помощью Филиппа Гессенского смог отбить все нападения
н австрийских Габсбургов.
5 В октябре 1534 г. реформационное движение впервые открыто проявилось
§ во Франции. После того как власти арестовали нескольких протестантов, утром
^ 18 октября 1534 г. Антуан Маркур (Marcourt, 1490-1561) и другие развесили
^ в Париже и других городах Франции тезисы против мессы (так называемые
н «плакаты» — placards). В них утверждалось: Евхаристия, какой ее совершают С
католики — идолопоклонство; смысл подлинной Евхаристии — воспоминание о страданиях Христа. Один плакат был прикреплен даже к двери королевской спальни10. 7 ноября 1534 г. схваченным по этому делу вынесли первые смертные приговоры. Репрессии против приверженцев Реформации осуществлялись во Франции регулярно, но их число неуклонно росло.
В августе 1535 г. в Женеве, которая тогда была городской республикой, зависимой от герцога Савойского, бродячий проповедник Гийом Фарель (Farel, 1489-1565) инициировал реформу церкви по страсбургскому образцу. С 1536 г. дело реформы в Женеве по настоянию Фареля возглавил Жан Кальвин, иммигрант из Франции. Дисциплина, которой они пытались подчинить женевцев, многим пришлась не по вкусу. В апреле 1538 г. противники Кальвина и Фареля отстранили их от власти и изгнали из Женевы.
30 ноября 1536 г. Кристиан III, король Дании и Норвегии, сместил и арестовал всех католических епископов страны. Они были заменены лютеранскими суперинтендантами, которых, впрочем, вскоре вновь стали именовать епископами. 2 сентября 1537 г. в Дании был введен закон, определивший положение церкви в государстве и закрепивший ее лютеранский характер.
В 1540 г., когда Кальвин, будучи изгнан из Женевы, находился в Страсбурге и служил под началом у М. Буцера, Меланхтон изготовил экземпляр Аугсбург-ского исповедания с измененным текстом статьи 10 — о понимании Причастия (так называемая Августана Вариата — Augustana Variata). Там говорилось, что «с хлебом и вином Тело и Кровь Христовы действительно предлагаются (exhibeantur) тем, кто участвует в Вечере Господней»11 — без уточнения, что происходит, когда предложенное употребляют достойные, а что — когда недостойные. Кальвин подписал его и с тех пор с точки зрения имперского права считался лютеранином. Ортодоксальные же лютеране после 1540 г. подчеркивали свою приверженность «неизмененному» Аугсбургскому исповеданию 1530 г.: там в 10-й статье говорится, что «Тело и Кровь Христовы воистину присутствуют и раздаются тем, кто причащается» — независимо от личных качеств причастников. Этот казус был очень важен в процессе размежевания лютеранства и каль- °2 винизма в церкви. 13 сентября 1541 г. Жан Кальвин вернулся в Женеву и неформально руководил городской республикой до самой своей кончины 27 мая 1564 г. ^
13 я
tH d
5. Активное противоборство католиков и реформаторов ^ по всей Западной Европе. 1545-1555 гг. g
S.
Обострение было связано с началом работы Тридентского собора 13 дека- К бря 1545 г. Католики добивались, чтобы приверженцы реформы церкви отказа- Э лись от нее и согласились подчиниться решениям Собора. g
18 февраля 1546 г. в своем родном г. Айслебене скончался Мартин Лютер. ^ А в сентябре 1546 г. вторжением имперских войск во владения лютеранских -g
государей Германии началась Шмалькальденская война. 24 апреля 1547 г. Карл V разгромил саксонскую армию на Эльбе близ Мюльберга, после чего занял Торгау и Виттенберг. В 1548 г. победители-католики оформили свою власть над лютеранскими землями: 15 мая был издан имперский закон, известный как Аугсбургский интерим, а 22 декабря — закон курфюршества Саксония, известный как Лейпцигский интерим. Интерим — значит предварительный закон: окончательно церковное устройство должен был определить Тридентский собор (который завершился только в 1563 г.). Лютеранам было предписано возвращение к католическому культу, хотя и не во всей полноте.
Но в Англии в январе 1547 г., после кончины Генриха VIII и воцарения Эдуарда VI, прокатолические «Шесть статей» были отменены, а реформа возобновилась, на сей раз следуя главным образом кальвинистскому образцу.
В Швейцарии в 1549 г. Генрих Буллингер от имени церкви Цюриха, а Кальвин от имени Женевы подписали совместный вероисповедный документ — Цюрихское согласие (Confessio Tigurina). Церковь Цюриха полностью приняла кальвинистскую догматику. Приверженцы Цюрихского согласия стали называть себя реформатами. Цвинглианство прекратило существование как самостоятельное течение Реформации. Подавляющее большинство цвинглианцев отказались от «чисто символического» понимания Причастия и согласились на кальвинистское «дисциплинирование». Но если рассматривать принципы реформирования церкви, то преемниками Цвингли следует считать баптистов. Цвинглианство принципиально отличалось от баптизма только приверженностью традиционному крещению во младенчестве; все прочие позиции, связанные с «дематериализацией» культа и перевоспитанием всех через изучение Библии, совпадали.
В ноябре 1553 г. в Англии после кончины Эдуарда VI к власти пришла ко-^ ролева Мария Тюдор. Церковь Англии возвратилась к католичеству. В 1553 g 1555 гг. из Англии бежали около 800 приверженцев Реформации. Убежище они нашли в Эмдене, Страсбурге, Базеле, Цюрихе, Женеве, т.е. реформатских ;§. землях: у лютеран взгляды этих «беглецов от Марии» на причастие не привет-S ствовались. На реформаторов, оставшихся в Англии, обрушились репрессии: gn 16 октября 1555 г. в Оксфорде были сожжены епископы Хью Латимер и Нико-^ лас Ридли, а 21 марта 1556 г. — и главный деятель англиканской Реформации —
sg
| архиепископ Томас Кранмер.
° Г)
gí В католических странах с антитринитариями нередко расправлялись про-Ü сто как с протестантами. Но самая знаменитая расправа над теологом, отри-
5 цавшим Св. Троицу, произошла в Женеве. 27 октября 1553 г. там по приго-
« вору консистории, при полном одобрении со стороны Кальвина, был сожжен
| Мигель Сервет.
Ён С 1552 г. «горячая» фаза противоборства между католиками и протестанта-^Ен ми Германии приняла благоприятный для протестантов оборот. Завершилась
Й она в 1555 г.: 25 сентября был подписан Аугсбургский религиозный мир. В его
основе лежал принцип cujus regio ejus religio — «чья власть, того и вера». В Империи были узаконены два вероисповедания — католичество и лютеранство. Католики не смогли сломить Реформацию, но, казалось, вернули себе контроль над Англией и остановили распространение лютеранства по Германии.
6. Экспансия кальвинизма, 1555-1618 гг.
После Аугсбургского мира лютеранство лишь закреплялось на ранее «завоеванных» территориях. Наиболее впечатляющие успехи Реформации связаны были с кальвинизмом. Из женевского очага кальвинизм стал стремительно распространяться не только по Швейцарии и Франции (где он пришел на смену католичеству), но и по Германии, где он завоевывал почти исключительно земли, ранее охваченные лютеранской реформацией. Этот последний процесс германский историк Юрген Мольтман в 1958 г. назвал «Второй Реформацией» (die Zweite Reformation). Лютеранские церкви повергались «дальнейшему» реформированию, теперь в соответствии с кальвинистскими стандартами.
В Англии 17 ноября 1558 г. скончалась королева Мария Тюдор. К власти пришла Елизавета I. Реформа Церкви Англии тотчас возобновилась. 29 апреля 1559 г. парламент принял новый, второй Статут о королевском верховенстве/ супрематии.
В 1559 г. во Франции гугеноты впервые провели (в Париже) свой общенациональный Генеральный синод, где представлены были около 2 тыс. кон-грегаций. Участники синода утвердили кальвинистский символ веры и пре-свитериальное устройство церкви, которая, однако, никогда не называлась ни пресвитерианской, ни кальвинистской, но всегда называлась Реформатской.
В 1559 г. Фридрих III Пфальцский начал насаждать в своем государстве кальвинизм и притеснять лютеранство. В 1562 г. был разработан Гейдельберг-ский катехизис — один из наиболее авторитетных вероучительных документов кальвинизма; написал его Захарий Урсинус (Ursinus, 1534-1583). Его 54-я _ статья гласит: «Верую, что...Сын Божий от начала и до конца мира собирает 3 Себе из всего человеческого рода народ, избранный к вечной жизни и едино- ^ мышленный в истинной вере, который Он защищает и хранит, а также в то, 2 что я являюсь... членом этого народа». Это учение получило название теоло- я гия Ковенанта12, т.е. мистического договора между Богом и членами истинной, Д иными словами, кальвинистской церкви. В тяжелых ситуациях реформатские 'д церкви объявляли посты, дни усиленных молитв, и называли всё это «обновле- § нием Ковенанта»13. g
В 1560 г. в Шотландии всего за несколько месяцев победила кальвинист- gß екая реформация в пресвитерианском варианте: шотландцы объединились Л в национальную церковь (Kirk), руководимую «лордами Конгрегации», сино- в
QJ
дами и пресвитериями. В отличие от Англии и Скандинавских стран, Реформа- °г цию в Шотландии никак нельзя назвать «королевской»: шотландские монархи -5
из династии Стюартов тяготели кто к католичеству, кто к англиканству, противодействовали притязаниям таких пресвитерианских проповедников, как знаменитый Джон Нокс (Knox, 1513-1572), и делали всё от них зависящее, чтобы сохранить в церкви Шотландии епископат. Королева-католичка Мария Стюарт вынуждена была в 1567 г. передать власть малолетнему сыну — Якову VI — и покинуть страну. Пресвитерианское устройство Церкви Шотландии было формально узаконено в 1592 г. вопреки желанию этого короля. Последующие события показали, что Реформация в Шотландии была прежде всего конфессиональной кальвинистской, и лишь во вторую очередь национальной или пресвитерианской14.
17 января 1561 г. Екатерина Медичи, регентша Франции, опубликовала Эдикт о терпимости, признававший право гугенотов совершать свои богослужения вне городов, в частных домах и в городах. Считается, что этот Эдикт обозначил тот момент, когда реформатство во Франции пользовалось наибольшим влиянием за всю историю страны. Это очень встревожило католиков. Уже 1 марта того же 1561 г. действия людей герцога Гиза спровоцировали начало Религиозных войн, длившихся три десятилетия.
В 1562-1563 гг. в Польше «неоариане» — т.е. антитринитарии, приверженцы Леллия и Фауста Социнов — организационно отделились от кальвинистов, образовали свои церковные структуры, в 1600 г. основали академию в Ракове, а в 1605 г. опубликовали Раковский катехизис. Их вероучение стало широко распространяться по Польше — в то время самой веротерпимой стране Европы. Лишь к середине XVII в. иезуитам удалось искоренить там социнианство. Но в соседней Трансильвании в 1568 г. образовалась Унитарианская церковь, существующая поныне.
В 1563 г. в Англии пресвитериане, состоявшие в Церкви Англии, предприняли попытку установить над Церковью свой контроль и ликвидировать епи-2 скопат, который они в своей публицистике преподносили как корень всех зол. CJ. В своих лекциях в Кембридже в 1569/70 учебном году Томас Картрайт (1535-J 1603) доказывал, что пресвитериальное устройство — единственно библейское.
и В 1572 г. в Уондсворте (ныне в черте Лондона) была учреждена первая преЛ
Е, свитерия и положено начало Пресвитерианской церкви внутри Церкви Англии. ^ Тем же 1563 г. обычно датируется основной вероучительный документ
s Церкви Англии — «39 статей», содержащий базовую англиканскую догматику
у и сохраняющий авторитет и в наши дни. Поскольку в «39 статьях» зафиксиро-
s вано то самое понимание Причастия, которого придерживались Буцер со сво-
Он
£ ими «тетраполитанцами» и Кальвин, то пресвитериане, состоявшие в Церкви
s Англии, подходили к алтарю наравне с убежденными англиканами. | Новым очагом реформационного движения стали Нидерланды. Еще в 1561 г., ^ когда приверженцы кальвинистской реформации в Нидерландах приняли \ЕГ Бельгийское исповедание, их было очень мало. Однако репрессивные действия
S испанских властей спровоцировали в августе 1566 г. массовые иконоборческие С
бунты. В августе 1567 г. испанская армия под командованием герцога Альбы заняла Брюссель, и герцог начал искоренение кальвинизма. После этого восстание в Нидерландах стало всеобщим и национальным, а кальвинизм — его знаменем. Нидерландские кальвинисты вынуждены были свой первый общенациональный синод в 1571 г. провести за пределами Нидерландов — в Эмдене. Синод одобрил пресвитериальный принцип устройства церкви, но называться церковь стала все-таки Реформатской. В 1572 г. гёзы начали активные боевые действия, направленные на вытеснение испанцев из страны.
Варфоломеевская ночь (на 24 августа 1572 г.), когда католики учинили резню гугенотов в Париже, стала одним из самых мощных контрударов, на какой оказались способными католики, чтобы остановить экспансию кальвинизма.
Но следующий удар по кальвинизму был нанесен лютеранами. В 1574 г. Август, курфюрст Саксонский (1526-1586), изгнал из церкви своего государства кальвинистов и восстановил чистое лютеранство. В 1577 г. была опубликована Формула согласия — самый подробный лютеранский вероисповедный документ. 25 июня 1580 г. полный корпус лютеранских вероисповедных документов был впервые опубликован под наблюдением Августа Саксонского в Дрездене под одной обложкой как Книга согласия.
Борьба католиков с гёзами привела в 1579 г. к разделению Нидерландов по религиозному признаку: Южные Нидерланды (ныне Бельгия) сохранили верность католичеству, Северные Нидерланды стали реформатскими. В 1581 г. семь «Соединенных Провинций» — Голландия, Зеландия, Утрехт, Гельдерн, Фрисландия, Оверэйссел, Гронинген — провозгласили независимость от Испании.
В 1581 г. священник Церкви Англии Роберт Броун (Browne, Robert, ок. 1550-1633) превратил свой приход в Норидже в независимую конгрегацию, не признававшую канонической власти ни епископата, ни пресвитерий. Таким образом, в английских дискуссиях о должном церковном устройстве появилась третья сторона: конгрегационализм. Конгрегационалисты считали, что церковь должна быть сообществом не зависящих друг от друга приходов (конгрегаций), в котором каждая конгрегация поддерживает отношения с близкими по веро- °ï учению, без какой-либо властной вертикали. Сам Броун вскоре отказался от та- О-ких взглядов, но приверженцев у них было немало. В 1583 г. были повешены ^ два проповедника конгрегационализма (Кепинг и Трокер), в 1593 г. — еще двое 'g (Гринвуд и Барроу). Пресвитериане, весьма влиятельные в парламенте, всту- g паться за них не стали. ^
то
Но и католики Англии предпринимали всё новые попытки реванша. После -с раскрытия очередного заговора 8 февраля 1587 г. была казнена Мария Стюарт. % В июле-августе 1588 г. попытка испанского нападения на Англию обернулась грандиозной катастрофой — гибелью «Непобедимой Армады», которая повергла J3 в траур весь католический мир. §
В Швеции в 1593 г. церковная конвокация в Упсале, чтобы отвергнуть притязания католика Сигизмунда Вазы на шведский престол, официально я
объявила лютеранское Аугсбургское исповедание нормой веры национальной Церкви Швеции, обязательной для короля. Тем самым был положен конец колебаниям между лютеранством и реформированным «тридентским» католичеством, характерным для правления Юхана III, 1573-1592 гг. Однако Формулу согласия 1577 г. шведские лютеране тогда не признали: лишь в 1663 г. ее приняли для обучения клира, но не мирян. Богословские тонкости, обсуждавшиеся в Германии, шведам были непонятны, но власти опасались, что они могут смутить народ. Датчане оказались еще осторожнее: король Фредерик II 24 июля 1580 г. издал прокламацию, которая не только запретила ввоз Формулы согласия в Данию, но и грозила смертной казнью всякому, кто ее прочтет15. Церковь Дании не приняла Формулу согласия до сих пор.
Во Франции прекращения Религиозных войн удалось добиться только через сложный компромисс. 22 марта 1594 г. король Генрих IV Наваррский — гугенот, в 1593 г. формально вернувшийся в католичество,— занял своими войсками Париж. 13 апреля 1598 г. он опубликовал Нантский эдикт. Католичество осталось государственной религией Франции, но гугеноты имели право проводить свои богослужения, собираться на синоды и конференции в перечисленных городах и местностях. В эдикте были секретные статьи, по которым гугеноты имели свои вооруженные формирования и контролировали крепости Монпелье, Монтобан, Ла-Рошель и др. Кардинал Ришельё назвал такую форму автономии «гугенотским государством в государстве».
После кончины Елизаветы I (1603) королем Англии стал Яков I Стюарт, который остался также королем пресвитерианской Шотландии (как Яков VI). Однако ожившие в связи с этим надежды английских пресвитериан не сбылись. В январе 1604 г. Яков на конференции в Хэмптон-Корте категорически отверг требования пресвитериан об упразднении епископата в Церкви Англии.
2 В 1606 г. в Германии католик герцог Максимилиан Баварский занял импер-
О
CJ. ский город Донаувёрт и учинил расправу над лютеранским населением. Для
J организации отпора подобным акциям 4 мая 1608 г. в Империи образовалась
и Протестантская уния во главе с курфюрстом Фридрихом IV Пфальцским,
Е, кальвинистом. Ей в противовес 10 июля 1609 г. в Империи образовалась Като-
^ лическая лига во главе с герцогом Максимилианом Баварским.
'! В это время в среде кальвинистов, главным образом в Нидерландах,
у обострился спор о Предопределении. Все были согласны, что Бог Своим решением еще до сотворения мира предопределил будущих праведников
£ ко спасению, а будущих грешников к погибели, т.е. к аду (двойное Предопре-
s деление — praedestinatio). Но было ли это решение Бога произвольным и ни-
| чем не обусловленным, т.е. справедливым только лишь в силу того обстоя-
^ тельства, что это было решение Бога? Или же оно было обусловлено Божьим
\ЕГ провидением (или пред-знанием — prae-scientia)? То есть Бог, заранее зная
S про каждого человека, как он проживет жизнь — веруя и будучи праведни-
QJ
С
ком, или же не веруя и грешником — выносил Свой приговор на основании этого знания. Существование Божьего провидения признавали обе стороны; спорили только о том, руководствовался ли Бог этим знанием, или же выносил Свое решение о Предопределении безо всякой оглядки на него. Является ли двойное Предопределение безусловным или же обусловленным? — был вопрос.
Учение о Предопределении в Библии, несомненно, есть (Римл. 8: 30). Сам Кальвин твердо верил в безусловное Предопределение 16. Однако этот догмат вызывал опасение у многих. Почему — прекрасно объясняет лютеранский документ: «О таком избрании нас к вечной жизни не следует судить нам... Ибо это либо приводит нас к жизни дикой, распутной, эпикурейской, либо в отчаяние повергает и возбуждает вредные мысли в человеческих сердцах, так что задумываются люди сами о себе и... никак не могут удержаться от мыслей такого рода: если Бог избрал меня ко спасению, то что бы я ни делал — не могу быть осужден; или напротив: Если я не избран к жизни вечной, то какое бы добро ни совершил я — всё равно это не поможет, и тщетно всё» (Формула Согласия (1577). Epitome. Статья XI. Afñrmativa 8)17. В Гейдельбергском катехизисе о Предопределении не говорится.
Но в Нидерландах — «мозговым центре» кальвинизма — этот вопрос занимал умы. Два профессора Лейденского университета возглавили противостоящие партии: Якоб Арминий (Arminius, 1560-1609) защищал обусловленное Предопределение, Франциск Гомар (Gomarus, 1563-1641) — безусловное. В 1610 г. сторонники Арминия опубликовали свое исповедание веры — Ремонстрацию18. Две богословские позиции стали знаменами политических партий, борьба которых поставила Нидерланды на грань гражданской войны, поскольку руководили ими высшие должностные лица республики. Арминиан возглавлял великий пенсионарий Иохан ван Олденбарневелт (1547-1619), гомари-стов — статхаудер Мориц Оранский (1567-1625). Мориц победил: 29 августа 1618 г. Олденбарневелт и его соратники, включая знаменитого правоведа Гуго Гроция, были арестованы. Для рассмотрения собственно богословской сто- °2 роны конфликта победители созвали в Дордрехте (Дорте) Синод, куда пригласили со всей Европы реформатов, пресвитериан, но также представителей ^ Церкви Англии: в них видели тоже кальвинистов, хотя и живущих под властью 'g епископов (применительно к пониманию причастия так оно и было). Дортский g Синод открылся в ноябре 1618 г. и завершился 6 мая 1619 г. Он утвердил Дорт-ские каноны, содержащие догмат двойного безусловного Предопределения, в ка- -с честве нормы веры кальвинистских церквей, и осудил арминианство. Репрес- % сии против ремонстрантов/щтшшж продолжались до 1631 г. В наше время ^ в Нидерландах существует небольшая Ремонстрантская церковь. Арминиане, J3 в отличие от «ортодоксальных» кальвинистов, «дисциплинирование» отверга- § ют в принципе. ¿¡
я
'Й
7. Тридцатилетняя война и Английская революция, 1618-1660 гг.
Развязка арминианского конфликта произошла вскоре после того, как 5 марта 1618 г. Чешское восстание положило начало Тридцатилетней войне. В первые годы католики шли от успеха к успеху. Они разгромили чехов у Белой Горы (8 ноября 1620 г.) В Чехии была проведена католическая контрреформация, а вожди восстания 1618 г. сложили головы на плахе. В 1621-1623 гг. Габсбурги заняли Пфальц. Франция сначала была нейтральна: в 1620-1629 гг. гугенотская проблема обострилась, кардинал Ришельё вел дело к ликвидации гугенотского «государства в государстве», и после падения Ла-Рошели (1628) этот результат зафиксировал мир в Але (1629). Но на существование Реформатской церкви во Франции Ришельё не посягал, а Габсбургам и Испании противостоял жестко. В июле 1631 г. шведский король Густав II Адольф вторгся в Северную Германию во главе войска, одержал в Саксонии победы над имперцами / католиками при Брейтенфельде (17 сентября 1631) и Лютцене (16 ноября 1632), но в последней битве погиб, а под руководством его преемников шведы воевали неудачно. В мае 1635 г. Франция вступила в войну на стороне Швеции, Нидерландов и протестантов Германии. Перевес стал медленно склоняться в пользу этой коалиции. Ее победы 1642-1645 гг. приблизили Габсбургов к разгрому.
Англия19 тоже оставалась нейтральной. Пресвитерианская оппозиция откровенно сочувствовала протестантам Европы. Конгрегационалисты же, не надеясь добиться изменения устройства Церкви Англии, начали переселяться в Америку. Одни верили, что реформирование Церкви Англии в будущем возможно, другие считали, что она — «церковь антихристова», т.е. испорчена безнадежно. Второй, сектантской позиции придерживалась «конгрегация Скру-би», члены которой сначала эмигрировали в Нидерланды, в 1620 г. пересекли 2 Атлантический океан на корабле «Мэйфлауэр» и 11 декабря на северной оконечности полуострова Кейп-Код основали колонию Новый Плимут. Они оста-^ лись в национальной памяти американцев как «отцы-пилигримы». Колония и выжила, но «пилигримы» не смогли наладить у себя сколько-нибудь регулярЕн ных богослужений, потому что всех кандидатов в служители уличали в связях ^ с Церковью Англии (неизбежных в период обучения в английских универ-« ситетах и колледжах) и бесцеремонно изгоняли, а свою систему образования У им создать не удалось. Таких непримиримых конгрегационалистов стали на-^ зывать сепаратистами — в чисто религиозном смысле, имея в виду, что они н отделились от Церкви Англии. Колония Новый Плимут практически не росла. ® Умеренные же конгрегационалисты в 1628 г. основали г. Сейлем, а несколько | позже и Бостон, положив начало колонии Массачусетс. Управлялась эта коло-^ ния на основании хартии: губернатора и законодательное собрание избирали ^ жители, но право голоса имели только члены Конгрегационалистской церкви.
Он
н Служители церкви не имели права занимать должности в системе управления С
колонии, но их неформальное влияние было во всех конфликтных ситуациях решающим. Так на почве Америки возникла пуританская теократия. Колония Массачусетс быстро росла, у нее появились дочерние колонии — Коннектикут (1637) и Нью-Хэйвен (1638). Но служитель Роджер Уильяме (1603-1683) увлекся баптистскими идеями, был изгнан и в 1636 г. основал поселение Провиденс, положившее начало колонии Род-Айленд. В то время как из Массачусетса, Коннектикута, Нью-Хэйвена и Нового Плимута власти эффективно «выдавливали» всех не конгрегационалистов, крохотный, но веротерпимый Род-Айленд стал прибежищем для баптистов, радикальных сектантов, католиков и иудеев.
В 1633 г. Церковь Англии возглавил архиепископ Уильям Лод — армини-анин по убеждениям. Лод вдохновил Карла I на преследование пресвитериан и попытался навязать шотландцам англиканский молитвенник и литургию. В ответ 23 июля 1637 г. приходские активистки Церкви Шотландии в Эдинбурге инициировали восстание, которое сначала привело к войне Шотландии против Англии, а затем к Английской революции.
С момента созыва Долгого парламента 3 ноября 1640 г. пресвитериане располагали в нем твердым большинством. Противостояние короля и парламента привело к гражданской войне. Началась она 22 августа 1642 г., войска парламента сначала терпели поражения. В феврале 1643 г. по инициативе Оливера Кромвеля была создана «Восточная ассоциация» графств Англии, которые сами собирали деньги на войну и набирали волонтеров. Именно там 80 годами ранее проповедовал Р. Броун, теперь же были распространены секты, не признававшие ни епископального, ни пресвитерианского порядка. Этих сектантов, как «людей духа», Кромвель вербовал в свою армию.
В январе-феврале 1645 г. парламент принял решение об образовании армии «нового образца» (New Model) на основе формирований Восточной ассоциации. Она была весьма дорогостоящая, но прекрасно обученная и с железной дисциплиной: за сон на посту, воровство и более серьезный криминал — расстрел, за сквернословие или божбу — штрафы. Эта армия одержала решающую победу над королем при Несби 14 июня 1645 г. Первая гражданская война за- °2
о
кончилась 24 июня 1646 г., когда войска Кромвеля заняли Оксфорд. G-
ГО
Пресвитериане получили шанс реформировать Церковь Англии, оставив ^ ее государственной. 12 июня 1643 г. парламент постановил созвать Вестмин- 'g стерскую ассамблею — выборный коллегиальный орган управления Церковью g Англии. 23 декабря 1644 г. она от имени церкви объявила пресвитерианство ^ обязательной религией. -с
Но Долгий парламент решил выяснить, за кем останется право решающего % голоса в случае разногласий между Вестминстерской ассамблеей и ним. Острая ® полемика по этому вопросу тянулась более года. 14 марта 1646 г. Долгий пар- J ламент утвердил ордонанс «Об отстранении скандальных лиц от Таинства § Вечери Господней», где говорилось: «Упразднив прелатскую иерархию архиепископов, епископов и зависимых от них лиц и вместо этого заложив основу я
пресвитериального управления для каждой конгрегации, с подчинением ее классам, провинциальным ассамблеям и Национальной Ассамблее, а их всех — парламенту...»20 Долгий парламент смог настоять на первенстве светской власти, т.е. эрастианском варианте, и отвергнуть теократические претензии пресвитерианского духовенства.
4 декабря 1646 г. Вестминстерская ассамблея завершила работу над Вестминстерским исповеданием. Его в апреле 1647 г. обе палаты парламента утвердили в качестве нормы веры для всех англичан.
Но армия, самые боеспособные части которой состояли из конгрегациона-листов (теперь они именовались индепенденты — «независимые»), не пожелала мириться с религиозным диктатом пресвитериан, даже и в эрастианском варианте. В мае-октябре 1648 г. в Англии произошла вторая гражданская война, в которой О. Кромвель одержал победу над пресвитерианами. 6 декабря 1648 г. армия, занявшая Лондон, по его распоряжению устроила «Прайдову чистку» парламента. Пресвитерианский диктат над Церковью Англии был прекращен, а Церковь Англии единственный раз в истории предоставлена сама себе: состоявшие в ней англикане, пресвитериане и конгрегационалисты боролись между собой, а режим Кромвеля не вмешивался в этот процесс.
Эти события почти совпали по времени с окончанием Тридцатилетней войны: 24 октября 1648 г. были подписаны два договора, известные как Вестфальский мир. Договоры оформили победу Франции и Швеции над Габсбургами, независимость Швейцарии и Нидерландов от Империи и легализовали кальвинизм как третье допустимое в Империи исповедание.
В колониях Новой Англии следили за происходящим в старой Англии внимательно. Колонисты поддерживали парламент против короля. Но в Америке пресвитериан тогда не было вовсе, а конгрегационалисты пресвитерианскую дисциплину отвергали категорически, но опасались, что английские власти 2 попытаются навязать ее жителям колоний. В августе 1648 г. представители CJ. конгрегаций Новой Англии собрались в Кембридже, колония Массачусетс, J на синод, который разработал и одобрил Кембриджскую платформу. Синод и одобрил вероучение Вестминстерской ассамблеи и отверг веротерпимость,
Л
Е, но столь же категорично он отверг пресвитерианское устройство. Церковь ^ должна быть «общением церквей одна с другой» («the communion of churches
s| one with another»); церкви (т.е. конгрегации — отдельные приходы) дают со-
у борам и синодам власть советовать и увещевать, но не принуждать (giving to councils and synods strong advisory and admonitory powers but not legal coer-
£ cive authority)21. Но вскоре в Америке были получены известия, что конгрега-
s ционализму ничто не угрожает, так как в Англии пресвитериане отстранены
| от власти.
^ Кромвель и его сподвижники сами были радикальными сектантами или \ЕГ симпатизировали радикальным сектантам. Но так как ни одна секта по отдель-
S ности не имела шансов навязать свое вероучение во всех деталях ни другим
QJ
С
сектам, ни тем более Церкви Англии, соблюдение веротерпимости оказалось единственным возможным вариантом поведения, которому они и следовали.
Впрочем, Кромвель дал религиозным радикалам шанс преодолеть взаимные разногласия и даже обустроить Англию. Он созвал так называемый Бербонский парламент, состоявший из радикальных сектантов, включая милленаристов (4 июля — 12 декабря 1653 г.) После того как «святые» жестоко перессорились между собой, а предложенные ими законы привели в смятение жителей Англии, Кромвель распустил их.
В последние годы жизни, управляя страной в качестве лорда-протектора, Кромвель со всё большей симпатией относился к новой секте — квакерам. Джордж Фокс (Fox, 1624-1651) начал проповедь «чисто духовного» понимания христианства и соединения с Богом через «внутренний свет» (Inner Light) в 1647 г. Уже в 1652 г. квакерские общества возникли повсюду в Англии и Шотландии. Пацифизм квакеров, их нежелание участвовать в политике, при подчеркнутой лояльности существующей власти, особенно импонировали англичанам, которые жили попеременно под властью католиков, англикан, пресвитериан и конгрегационалистов / индепендентов и уже не верили, что переход власти в стране к новой партии может обернуться благом. Аналогичная популярность квакерства в Европе была подготовлена трагическим опытом Тридцатилетней войны.
Квакеры, с одной стороны, довели до логического конца ту «дематериализацию» литургии, которую начал Цвингли и продолжили баптисты: они вообще упразднили таинства, даже крещение. Квакерское сообщество устроено так, как предлагали конгрегационалисты, что предельно далеко от традиционного для христиан монархического епископата. С другой стороны, квакеры уверены, что через «Внутренний Свет» получают от Бога откровение такого же качества, как и записанное в Библии. Представления о полной испорченности человеческой природы, характерные для Блаженного Августина, Лютера и Кальвина, квакеры отвергают даже более категорически, чем православные и католики. Квакерство ярко показывает рубеж Реформации: в нем налицо и доведение не- °2
О
которых тенденций Реформации до предела, и полный отказ от других. О-
В наше время квакеров немного и они не особенно заметны. Но во второй ^
половине XVII в. квакерские проповеди были слышны повсюду в Европе 'g
и на Британских островах. Никакая другая секта не подвергалась таким мае- g штабным преследованиям. Тюремному заключению, калечащим наказаниям
и крупным штрафам подверглись 13258, погибли в тюрьме 360, были высланы -с
219 квакеров22. %
Оливер Кромвель скончался 3 сентября 1658 г. Созданный им режим Про- ®
тектората не выглядел устойчивым. В предчувствии грозных перемен его еди- J3
новерцы — конгрегационалисты / индепенденты, представители более ста не- §
зависимых церквей — собрались на Ассамблею, которая открылась 12 октября ¿¡
1658 г. в Лондоне, в Савойском дворце. я
Их основное богословие не отличалось от пресвитерианского, поэтому, составляя Савойскую декларацию, они приняли Вестминстерское исповедание за основу, удалив из него только «дисциплинарные» главы. В 30 кратких тезисах они описали модель конгрегационального устройства как единственно библейскую. Если члены разных церквей, не подчиненных единой дисциплине, после взаимного знакомства добровольно соглашаются «ходить вместе», т.е. иметь единство кафедры и алтаря, то это следует рассматривать как знак от Бога, что все они на правильном пути (тезис 8).
Применительно к Англии опасения «савойцев» сбылись в полной мере. Реставрация Стюартов (1660) восстановила в Англии англиканство со всеми строгостями епископального строя. Даже пресвитериан из Церкви Англии бесцеремонно изгнали (1662). Но пресвитериане могли перебраться в соседнюю Шотландию, тогда как убежище для принципиальных приверженцев конгрегационального строя было только в Америке: в пуританских колониях Новой Англии.
А**
Реформация начиналась как попытка поборников реформы Римско-Католической церкви реформировать эту церковь как целое. Раскол церкви был для них неожиданным и неприятным результатом. Реформаторы долго надеялись, что раскол этот — временное явление. Ведь в прошлой истории церкви бывало, и не раз, что по церкви при одобрении властей распространялась ересь, например арианство или монофелитство; против нее выступали такие пламенные борцы, как Афанасий Александрийский или Максим Исповедник; сначала их поддерживало лишь меньшинство, и церковь раскалывалась; но затем их правоту понимали и все прочие, и происходило воссоединение.23 ^ Однако на сей раз история не повторилась. Возникшие в ходе Реформации 5 национальные церкви отвергали воссоединение в принципе. Догматические ^ разногласия между лютеранами, кальвинистами и социнианами были очевидно непреодолимыми. Пресвитерианское разрушение традиционного канониче-| ского строя было неприемлемо для англикан, цвинглианская примитивизация ^ литургии — для англикан и лютеран. Протестанты не смогли предложить церк-^ ви единый вариант реформирования.
| Тридцатилетняя война была последней попыткой католиков вооруженным ^ путем подавить Реформацию в Европе. Однако в ходе противоборства произо-Ен шла перегруппировка сил: против габсбургско-католической коалиции выступи-Й ла католическая, но враждебная Габсбургам Франция. Попытка воссоздать еди-
з
« ную католическую Западную Европу провалилась. За протестантскими церквями
Ц и странами по Вестфальскому миру было признано право на существование. ^ Англия, Ирландия, Шотландия и колонии Англии в Америке в ХУ1-ХУП вв. ^Ен представляли собой частично обособленное от Европы, но единое управляемое
Й из Лондона геополитическое пространство, в пределах которого реформаторы
церкви пытались осуществить унификацию. Ближе всего к успеху были англи-кане. Однако религиозно-политические потрясения Английской революции 1640-1660 гг. помешали им. После реставрации Стюартов в 1660 г. в землях, находившихся под их властью, произошло религиозно-территориальное размежевание: англиканство закрепилось в Англии и Виргинии, католичество — в Ирландии и Мэриленде, пресвитерианство — в Шотландии, конгрегационализм — в Новой Англии. Реформация и в этой части западно-христианского мира, вслед за континентальной Европой, создала территориально-религиозное разнообразие. Дальнейшая борьба протестантов с католиками имела уже локальный, а не глобальный характер. В этом смысле можно говорить об окончании эпохи Реформации примерно в 1660 г.1
Исаев С. А. Реформация в Европе: разновидности реформационных движений // ПИЖ. 2018. №2 (18). С. 97-122.
Die kirchliche Disziplinierung. Подробное разъяснение смысла этого термина см.: Тащн-ко Т. Н. Страсбургский реформатор Мартин Буцер // Европейская Реформация и ее возможные аналоги в России. СПб., 2017. С. 226-230.
Примером могут считаться весьма заметные в Англии 1650-х гг. рэнтеры (Ranters, букв, «болтуны», «пустомели»). Они собирались обычно в пивных (alehouses), но их застольные беседы носили богословский характер: обсуждали признаки близкого наступления тысячелетнего Царства Божия на земле. См.: DavisJ. С. Fear, Myth and History: the Ranters and the Historians. Cambridge, 2010.
Баптизм в наше время распространен во всем мире и имеет миллионы приверженцев. Но эта мощная «река» началась не с какого-то одного «ручейка», а вобрала в себя верующих очень многих небольших групп, происхождение которых было различным. Назову только самые известные: умеренные голландские анабаптисты, уцелевшие после разгрома Мюнстерской коммуны (1535); община англичанина Джона Смита (Smyth, 1570— 1612) в Амстердаме (1606); община Генри Джекоба (Jacob, 1563-1624) в Англии (1616); группа Роджера Уильямса в Провиденсе, колония Род-Айленд (1639); штундисты из немецких колоний в Поволжье и на юге России (середина XIX в.) В общей истории Реформации формирование большинства таких отдельных баптистских групп не было значимым событием, поэтому дальнейший процесс формирования баптизма я в деталях не прослеживаю.
Смирнов Д. В. Мюнцер, Томас // Православная Энциклопедия. Т. XLVIII. М., 2017. ^ С. 179-191. 3
Радикалы действовали и в самом Виттенберге. В отсутствие Лютера туда 27 декабря 1521г. явились «пророки Царствия Небесного» из Цвиккау — Никлас Шторх, Томас ^ Дрексель и Марк Штюбнер — и со ссылками на получаемые ими прямо от Бога откровения принялись проповедовать опрощение жизни. Их проповедь увлекла непосредствен- S ного начальника М. Лютера по Виттенбергскому университету — Андреаса Карлштадта о (Carlstadt, 1477-1541), декана теологического факультета. В начале 1522 г. они начали «очищать» церкви от икон. Лютер, вернувшись в Виттенберг в марте 1522 г., смог быстро -У положить конец этим эксцессам. 3
Фаусель Г. Мартин Лютер: Жизнь и дело. Т. 2. 1522-1546. Биографический очерк и ис- рн точники к биографии Лютера. Харьков, 1996. С. 170-177. ьо
Цвингли У. Богословские труды. М., 2005. С. 447-460.
Таценко Т. Н. Страсбургский реформатор Мартин Буцер // Европейская Реформация £ и ее возможные аналоги в России. СПб., 2017. С. 218-221. -ц
BenoitJ.-D. Jean Calvin: la vie, l'homme, la pensee. Cahors, 1948. P. 46-48. Confessio Augustana variata. Art. X // Corpus Reformatorum. Brunsvigae, 1858. Vol. XXVI. .3 P. 357. ¿о
2
3
4
5
6
12 Как «теология Ковенанта» соотносится с представлениями более традиционных христиан? Все христиане признают, что во взаимодействии Бога с людьми имеют место договорные отношения: слово «Завет» означает именно договор. Ветхий Завет — это понимаемый в самом широком смысле договор между Богом и потомками Адама, а Новый Завет — договор между Богом и потомками «нового Адама» — Христа, т.е. христианами. «Знаками» этих договоров являются, соответственно, обрезание и крещение. Все согласны, что «в рамках» общего ветхозаветного договора были также и частные заветы: Бога с Ноем (Быт. 9: 8-17), с Авраамом (Быт. 15: 18), с Финеесом (Числ. 25: 12-13). Но в существование частных заветов в рамках общего новозаветного договора верят только кальвинисты. В англоязычной литературе «теология Ковенанта» нередко обозначается выражением Federal Theology (от лат. foedus — союз, договор).
13 Ahlstrom S. Е. A Religious History of the American People. New Haven — London, 1972. P. 130-132.
14 Dawson J. E. A. Scotland Re-Formed, 1488-1587. Edinburgh, 2007. P. 232-233.
15 Petersen F. B. Dr. Johannes Macchabeus — John MacAlpin. Scotland's contribution to the Reformation in Denmark. Edinburgh, 1937. P. 305.
16 Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 2. Кн. III. [Гл. XXI-XXIV], М., 1998. С. 375-439.
17 В лютеранстве Предопределение признаётся только одинарное (праведников к раю, но не грешников к аду), однако безусловное — не обусловленное Божьим пред-знанием.
18 Bangs С. Arminius. A Study in the Dutch Reformation. Nashville - New York, 1972. P. 294-316.
19 Подробные характеристики течений Реформации в Англии см.: Исаев С. А. Реформаци-онные движения в Англии // Европейская Реформация и ее возможные аналоги в России. СПб., 2017. С. 287-363.
20 An Ordinance of the Lords and Commons Assembled in Parliament, for keeping of Scandalous persons from the Sacrament of the Lords-Supper, the Enabling of Congregations for the choice of Elders, and Supplying of Defects in former Ordinances and Directions of Parliament Concerning Church-Government. Die Sabbathi, 14. Martii, 1645. London, 1646. В оригинале ордонанс датирован 1645 г., так как тогда в Англии был принят календарь, где год был не январский, а «благовещенский»: начинался 25 марта, а заканчивался 24 марта следующего январского года.
21 Creeds of the Churches. A Reader in Christian Doctrine from the Bible to the Present. 3rd ed / Ed. byj. H. Leith. Louisville, 1982. P. 385-399.
^ 22 Такие подсчеты содержатся в: SchaffPh. Creeds of Christendom, with a History and Critical 2 notes. Vol. I. New York, 1876. P. 682.
<n 23 «Вся история христианского Востока в период первых Вселенских Соборов представляло ла собой непрерывные расколы и последующие воссоединения христиан между собой».
Митрофанов А. Ю. Очерки из истории канонического права XI—XII вв.: Ансельм Лукк-§ ский, Феодор Вальсамон, Нерсес Лампронский. СПб., 2018. С. 93. к
а* «
s «
о
<L»
g References
04 AHLSTROM S. E. A Religious History of the American People. New Haven — London, 1972. о BANGS C. Arminius. A Study in the Dutch Reformation. Nashville — New York, 1972.
BENOIT J.-D. Jean Calvin: la vie, I'homme, la pensee. [John Calvin. His Life, Person, and Thought.
5 In FrenchJ Cahors, 1948. ^ J '
у CALVIN J. Nastavlenie v hristianskoy vere. [Calvin J. Institutes of the Christian Religion. In Russ.] T. 2.
^ Kn. III. Moscow, 1998.
^ DAVIS J. C. Fear, Myth and History: Fhe Ranters and the Historians. Cambridge, 2010. $> DAWSON J. E. A. Scotland Re-Formed, 1488-1587. Edinburgh, 2007.
<L»
С
FAUSEL' G. Martin Lyuter: Zhizn' i delo. Т. 2. 1522-1546. Biograficheskiy ocherk i istochniki k biografii Lyutera. [Martin Luther: his Life and Work. Vol. 2. 1522-1546. Biographical Essay, and Sources of Biography. In Russ.]. Khar'kov, 1996.
ISAEV S. A. Reformatsionnye dvizheniyav Anglii. [The Branches of Protestantism in England, 1533-1660. In Russ.] // Evropeyskaya Reformatsiya i ее vozmozhnye analogi v Rossii. St Petersburg, 2017. S. 287-363.
ISAEV S. A. Reformatsiya v Evrope: raznovidnosti reformatsionnykh dvizheniy. [The Reformation Movements: How ought they to be classified? In Russ.] // Peterburgskij istoricheskij zhurnal. 2018. N2 (18). S. 97-122.
MITROFANOV A. Yu. Оcherki iz istorii kanonicheskogo prava XI-XII vv.: Ansel'm Lukkskiy, Feodor Val'samon, Nerses Lampronskiy. [Essays on the History of the Canonical Law in Europe, 11th and 12th centuries: Anselm of Lucca, Theodor Valsamon, and Nerses of Lampron. In Russ.]. St Petersburg, 2018.
An Ordinance of the Lords and Commons Assembled in Parliament, for keeping of Scandalous persons from the Sacrament of the Lords-Supper, the Enabling of Congregations for the choice of Elders, and Supplying of Defects in former Ordinances and Directions of Parliament Concerning Church-Government. Die Sabbathi, 14. Martii, 1645. London, 1646.
PETERSEN F. B. Dr. Johannes Macchabeus —John MacAlpin. Scotland's contribution to the Reformation in Denmark. Edinburgh, 1937.
A Platform of Church Discipline Gathered Out of the Word of God and Agreed upon by the Elders and Messengers of the Churches Assembled in the Synod at Cambridge in New England. To be Presented to the Churches and General Court for their Consideration and Acceptance in the Lord // Creeds of the Churches. A Reader in Christian Doctrine from the Bible to the Present. 3rd ed. / Ed. by J. H. Leith. Louisville, 1982. P. 385-399.
SCHAFF Ph. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. Vol. I. New York, 1876.
SMIRNOV D.V.Myuntser, Tomas. [Miintzer, Thomas. In Russ.] // Pravoslavnaya Entsiklopediya. T. XLVIII. Moscow, 2017. P. 164-201.
TATSENKO T. N. Strasburgskiy reformator Martin Butser. [Martin Bucer, Reformer in Strassbourg. In Russ.] // Evropeyskaya Reformatsiya i ее vozmozhnye analogi v Rossii. St Petersburg, 2017. P. 197-244.
TSVINGLI U. Bogoslovskie trudy. [The Theological Works. In Russ.]. Moscow, 2005.
Список литературы
Исаев С. А. Реформационные движения в Англии // Европейская Реформация и ее возможные аналоги в России. СПб., 2017. С. 287-363.
Исаев С. А. Реформация в Европе: разновидности реформационных движений // Петербургский исторический журнал. 2018. № 2 (18). С. 97-122.
Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 2. Кн. III. [Главы XXI-XXIV], М., 1998.
Митрофанов А. Ю. Очерки из истории канонического права XI—XII вв.: Ансельм Луккский, Феодор Вальсамон, Нерсес Лампронский. СПб., 2018.
Смирнов Д. В. Мюнцер, Томас // Православная Энциклопедия. Т. XLVIII. М., 2017. С. 164-201.
Таценко Т. Н. Страсбургский реформатор Мартин Буцер // Европейская Реформация и ее возможные аналоги в России. СПб., 2017. С. 197-244.
Фаусель Г. Мартин Лютер: Жизнь и дело. Т. 2. 1522-1546. Биографический очерк и источники к биографии Лютера. Харьков, 1996.
Цвингли У. Богословские труды. М., 2005.
Ahlstrom S. Е. A Religious History of the American People. New Haven — London, 1972.
Bangs C. Arminius. A Study in the Dutch Reformation. Nashville — New York, 1972. J5
BenoitJ.-D. Jean Calvin: la vie, l'homme, lapensee. Cahors, 1948.
Confessio Augustana variata. Art. X// Corpus Reformatorum. Brunsvigae, 1858. Vol. XXVI.
Davis J. C. Fear, Myth and History: The Ranters and the Historians. Cambridge, 2010.
Dawson J. E. A. Scotland Re-Formed, 1488-1587. Edinburgh, 2007.
An Ordinance of the Lords and Commons Assembled in Parliament, for keeping of Scandalous persons ao from the Sacrament of the Lords-Supper, the Enabling of Congregations for the choice of Elders, and Supplying d of Defects informer Ordinances and Directions of Parliament Concerning Church-Government. Die Sabbathi, » 14. Martii, 1645. London, 1646. H
Petersen F. B. Dr. Johannes Macchabeus — John MacAlpin. Scotland's contribution to the Reformation in Denmark. Edinburgh, 1937. я
°c3
CO
3
A Platform of Church Discipline Gathered Out of the Word of God and Agreed upon by the Elders and Messengers of the Churches Assembled in the Synod at Cambridge in New England. To be Presented to the Churches and Generall Court for their Consideration and Acceptance in the Lord // Creeds of the Churches. A Reader in Christian Doctrine from the Bible to the Present. 3rd ed / Ed. by J. H. Leith. Louisville, 1982. P. 385-399.
SchaffPh. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. Vol. I. New York, 1876.
С. А. Исаев. Реформация в Европе, 1517-1660 гг.: хронологический обзор
Автор предлагает осуществить первоначальное деление течений Реформации по признаку их отношений к государству: на теократические и эрастианские. Эрастианские же течения предлагается разделить в зависимости от того, какой аспект реформирования был для них приоритетным: догматический, канонический или литургический. Кальвинизм рассматривается как проект комплексной реформы церкви через «дисциплинирование» верующих, для которого три названных аспекта были важны в равной мере. В истории Реформации выделяются следующие периоды: 1) 1517-1520 гг. — «инкубационный» период; 2) 1521-1525 гг. — развертывание Реформации; 3) 1525-1532 гг. — институционализация лютеранского, «дисциплинирующего» и цвинглианского течений Реформации; 4) 1532-1545 гг. — маневренное противостояние реформаторов и католиков в Германии; 5) 1545-1555 гг. — активное противоборство реформаторов и католиков во всей Европе; 6) 1555-1618 гг. — экспансия кальвинизма; 7) 1618-1660 гг. — Тридцатилетняя война и Английская революция.
Ключевые слова: Английская революция, арминианство, конгрегационализм, лютеранство, пресвитерианство, Реформация, эрастианство.
S. A. Isaev. Reformation in Europe, 1517-1660: an Overview Chronologically Arranged
Author proposes to classify the Reformation movements originally according to their attitude for state: into theocratic, and Erastian. The Erastian movements can be classified according to the aspect of reforming being in priority for them: dogmatic, canonical, or liturgical. Calvinism is considered as a project of the comprehensive church reform via «disciplining» believers, in which three listed aspects were equally important. In the history of Reformation, the author proposes to distinguish periods as follows: 1. The «incubation» of Reformation, 1517-1520. 2. The «unwrapping» of Reformation, 1521-1525. 3.The institutionalization of the Lutheran, «Disciplining» (= Bucerian), and Zwinglian movements in Reformation, 1525-1532. 4. The maneuvering struggle between Reformers and Catholics in Germany, 1532-1545. 5. The active struggle between ^ Reformers and Catholics all over Europe, 1545-1555. 6. The expansion of Calvinism, 1555-1618. 7. Thirty
Years' War, and the Revolution in England, 1618-1660. ^ Key words: Armonianism; Congregationalism; Erastianism; Lutheranism; Presbyterianism; Reformation; ^ the Revolution in England 1640-1660.
и Исаев, Сергей Александрович — к.и.н., старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский инсти-Я тут истории РАН.
Isaev, Sergey Alexandrovich — Ph. D., senior researcher of the St Petersburg Institute of history, Russian ^ Academy of Sciences.
E-mail: [email protected]
о
<L»
ST1
s a* о н о
S «
S «
о
[-4
a*
\o a*