Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА'

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фархутдинова Л.В., Маслова М.А.

Рассматриваются теоретические и практические проблемы социализации обучающихся образовательных учреждений интернатного типа и подходы к их решению с учетом формирования адекватных адаптационных реакций организма; исследуются причины дезадаптационных реакций в виде эмоционального напряжения и тревожности, препятствующих адекватной адаптации как начального этапа социализации; предлагается комплекс мероприятий, способствующих социализации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фархутдинова Л.В., Маслова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION IN THE SOCIALIZATION OF CHILDREN STUDYING IN HEALTH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE BOARDING TYPE

Theoretical and practical problems of socialization of students in boarding school educational institutions and approaches to their solution are considered, taking into account the formation of adequate adaptive reactions of the body; the causes of maladjustment reactions in the form of emotional stress and anxiety, which prevent adequate adaptation as the initial stage of socialization, are investigated; a set of measures is proposed to promote the socialization of students.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА»

УДК 376.23

1 2

Луиза Валеевна Фархутдинова , Мария Александровна Маслова

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

1luizaval@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7924-3694

2lady. maria. maslowa@yandex. ru

Автор, ответственный за переписку: Луиза Валеевна Фархутдинова

luizaval@yandex. ru

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Аннотация. Рассматриваются теоретические и практические проблемы социализации обучающихся образовательных учреждений интернатного типа и подходы к их решению с учетом формирования адекватных адаптационных реакций организма; исследуются причины дезадаптационных реакций в виде эмоционального напряжения и тревожности, препятствующих адекватной адаптации как начального этапа социализации; предлагается комплекс мероприятий, способствующих социализации обучающихся.

Ключевые слова, обучающихся образовательных учреждений интернатного типа, социализация, адаптация, адаптационные реакции организма

1 2

Luiza V. Farkhutdinova , Maria A. Maslova

1 2

, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa,

Russia,

1luizaval@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7924-3694

2

lady.maria.maslowa@yandex.ru

Corresponding author: Luiza V.Farkhutdinova luizaval@yandex.ru

THE SIGNIFICANCE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION IN THE

SOCIALIZATION OF CHILDREN STUDYING IN HEALTH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE BOARDING TYPE

Abstract. Theoretical and practical problems of socialization of students in boarding school educational institutions and approaches to their solution are considered, taking into account the formation of adequate adaptive reactions of the body; the causes of maladjustment reactions in the form of emotional stress and anxiety, which prevent adequate adaptation as the initial stage of socialization, are investigated; a set of measures is proposed to promote the socialization of students.

Keywords: students of educational institutions of boarding type, socialization, adaptation, adaptive reactions of the body

В отечественной педагогике имеется множество исследований, посвященных проблемам как организации учебно-воспитательного и оздоровительного процессов в санаторных школах-интернатах для больных детей, так и проблемам реабилитации и социализации детей в школах-интернатах санаторного типа [5, 12].

Санаторная школа-интернат представляет собой воспитательную организацию, которая осуществляет социальное воспитание детей, нуждающихся в длительном лечении. Санаторная школа-интернат обладает рядом особенностей, которые существенно влияют на

социальное воспитание учащихся: относительной автономностью учреждения (по степени изолированности от общества это учреждение полузакрытого типа); преобладанием детей из семей социального риска; сочетанием постоянного педагогического и временного детского коллективов; относительно «домашним» характером отношений между воспитанниками и педагогами и со всем персоналом; режимом, существенно ограничивающим возможности тесного и постоянного контакта воспитанников с широким социумом; эмоциональной насыщенностью.

Концепция модернизации российского образования определяет в качестве одной из приоритетных задач общеобразовательных школ, в том числе и образовательных учреждений интернатного типа, обеспечение успешной социализации учащихся [9].

С точки зрения психологической науки, социализация - это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками. Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация - это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром [8].

Говоря о социализации ребенка, обучающегося в санаторном образовательном учреждении, на наш взгляд, следует иметь в виду, что, находясь на длительном санаторном лечении, ребенок вынужден в какой-то мере проходить почти все стадии социализации - от первичной, когда ребенку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами (уместнее говорить об адаптации); вторичной, или ресоциализации - когда меняются прежние модели поведения и усваиваются новые, до групповой (в данном случае можно частично говорить и об организационной), так как ребенок оказывается на длительное время внутри новой группы.

Вместе с тем, раскрытие понятия «социализация» применительно к обучающимся в такой школе, невозможно без обсуждения вопросов адаптации. Если рассматривать адаптацию в узком смысле, как привыкание ребенка к новым условиям, то следует отметить, что дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в школе-интернате, обладают гораздо меньшими адаптационными возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Наряду с внешними трудностями, препятствующими социальной адаптации детей в образовательных учреждениях интернатного типа, существуют и внутренние трудности, обусловленные особенностями психического и физического развития таких детей.

На возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся в закрытых учебных заведениях, оказывает воздействие ряд депривационных факторов: факторы эмоциональной (материнской) депривации, длительная разлука ребенка со значимыми взрослыми (прежде всего, с матерью), длительное пребывание ребенка в лечебных стационарах и санаториях, сенсорная депривация - лишение необходимой для жизнедеятельности информации и неудовлетворенность потребности в накоплении знаний, социальная депривация - недостаточность (бедность) контактов, ограничивающая развитие ребенка («синдром Каспара Хойзера»), «ломка» уже сложившихся механизмов социальной адаптации, которые могут привести к возникновению депрессий, тяжелых неврозов, психогенных психозов. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства -наиболее характерные черты последствий психической депривации [6, 10].

То есть, если мы рассматриваем процесс социализации в широком смысле слова, то здесь нельзя обойтись без важного его компонента, который позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром - адекватных адаптационных реакций организма, как психических, так и обуславливающих его физических, особенно если учесть, что речь идет о детях с тяжелым заболеванием, являющимся фоном для развития патологических психологических реакций.

Качество жизни человека, то есть, его сосуществование с окружающей средой, как в физиологическом, так и в психологическом плане, зависит от состояния его организма,

которое определяет адаптационные реакции на воздействие внешней среды. Существенным качеством организма в борьбе за существование является его способность сохранять постоянство среды внутри организма путем поддержания ряда физических, химических и физиологических констант тела. Эта способность обеспечивает организму независимость его жизненных процессов от изменений, происходящих в окружающей среде. Благодаря функционированию множества каналов прямой и обратной связи биологические структуры организма объединены в интегральное целое. Это объединение является динамичным и направлено на достижение приспособительного для организма результата и определяется как функциональное состояние организма [3].

Реакция организма всегда имеет общий характер, а основная роль в регуляции функционального состояния принадлежит главной регулирующей системе - центральной нервной системе. Вместе с тем, как показали исследования Г.Селье, а впоследствии и других ученых, начало стрессовой реакции всегда связано с состоянием эмоционального напряжения [3, 7]. Об эмоциональном напряжении, тревоге, сообщали и авторы, описывающие депривационные синдромы у детей, находящихся на длительном лечении [2]. Лимбическая система, принимая информацию от сенсорного блока мозга, является как бы фильтром, отбирая стимулы, на которые организм должен обеспечить реакцию, и стимулы, которыми можно пренебречь. Именно поэтому приобретает вполне определенный смысл положение о том, что эмоции определяют деятельность, в том числе, деятельность, обеспечивающую адаптацию, а затем и социализацию ребенка [4, 11] В связи с этим развитие и деятельность эмоциональной сферы имеет приоритетное значение в формировании и адаптационных реакций, и навыков социализации. Соглашаясь с трудами ведущих психологов и психотерапевтов, эмоциональное состояние можно считать косвенным индикатором процесса адаптации-дезадаптации. Считают, что возрастание тревоги приводит к выраженным изменениям вегетативно-гуморального регулирования, увеличивая вероятность адаптационных нарушений [4].

По данным специалистов, работающих с детьми, находящимися на длительном санаторном лечении, их физическое и психическое состояние отличается от состояния их сверстников - отмечается нервная возбудимость, быстрая утомляемость, плохой аппетит, что вызывает сдвиг сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении; эти проблемы влияют на успешность обучения и адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. Социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают их на всех возрастных стадиях: у них нет навыков продуктивного общения, адекватных контактов, навыков продуктивной социализации, что может привести к отчуждению или, наоборот, агрессии [1].

По имеющимся данным, картина дезадаптационных нарушений в целом охватывает соматовегетативный уровень и эмоционально-волевую сферу. Реакции психики больного ребенка часто соответствуют реакциям маленького ребенка. При неадекватном обеспечении перехода стрессовых раздражителей на уровень сознания происходит регрессия стресса в виде ресоматизации аффекта. Таким образом, при стрессовых нагрузках нарушается психодинамическое равновесие.

У детей, обучающихся в санаторном образовательном учреждении, уже имеются нарушения в деятельности эмоциональной сферы, обусловленные как самой болезнью, так и длительным пребыванием в отрыве от родителей и обычного окружения. В целом картина дезадаптационных нарушений у детей охватывает соматовегетативный уровень (нарушение аппетита, сна, расстройство функций отдельных органов и систем), эмоционально-волевую сферу (снижение настроения, капризность, страхи и др.), а также вызывает нарушение когнитивных процессов, что не может не сказываться на усвоении детьми учебного материала. Возможны нарушения поведения (агрессивные поступки), состояние тревожности и беспокойства и ряд других патологических проявлений.

На уровне целостного организма у большинства детей выявляется нарушение функционального состояния центральной нервной системы, выражающееся в дезорганизации основных ритмов электроэнцефалограммы, выявляются нарушения вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности; на системном уровне у большинства (88%) выявляются нарушения микроциркуляции различной степени выраженности Имеет место разнонаправленное нарушение кислород-зависимого метаболизма клеток крови (ускорение или замедление), их недостаточный функциональный резерв [13].

Обобщая полученные данные, следует отметить, что коррекция функционального состояния (его оптимизация с целью не только оздоровления, но и с целью создания «базы» для устойчивого психического функционирования и адекватного развития эмоционально-волевой сферы, без чего невозможно говорить о процессах социализации у детей), требует применения не только медицинских, но и педагогических и психологических мероприятий.

Е.Н. Синявиной разработаны теоретически обоснованный подход и практические мероприятия психолого-педагогического сопровождения детей, обучающихся в школе-интернате санаторного типа, одной из задач которого является адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения [2]. Исходя из того, что основой адаптации как начального звена социализации является адаптация физиологическая, мы считаем целесообразным включение в комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию функционального состояния организма и его эмоциональной сферы, адаптогенное воздействие и влияние на эмоциональную сферу как медикаментозными средствами, так и психокоррекционными (психотерапевтическими) средствами, где целесообразно больше внимания уделять исследованию эмоциональной сферы ребенка, анализу его автоматических мыслей, базисных посылок и др., в соответствии с чем могут быть разработаны психотерапевтические подходы.

Большие возможности для решения задач адаптационного воздействия, формирования адекватных эмоциональных реакций и, в конечном счете, социализации, дает использование внеурочной деятельности.

Социальный мир ребенка «встроен» в окружающий предметный мир, представленный в детском сознании как образ мира, смысловое поле. Предметный мир, формируемый на урочных занятиях, необходим, но, в какой-то степени, формален. Он не дает достаточного простора для создания своей «картины мира», где можно было бы индивидуализировать (и обсудить, апробировать) свое понимание отношений, понимание природы, цвета, и т.д., и соотнести это с восприятием и чувствами «других», сформировав отношение к ним и способы поведения при одинаковых или различных оценках. Это относится как к экскурсиям (в том числе и виртуальным), просмотрам и обсуждению кинофильмов, психотерапевтическим упражнениям с множественным выбором при решении задач и многим другим упражнениям, имеющимся в арсенале психологов. Наиболее адекватным, на наш взгляд, является рисование с обсуждением сюжета, самостоятельно придуманные свободные театральные постановки на заданную тему, самостоятельные съемки коротких сюжетов с демонстрацией и обсуждением, созданием портфолио. Ценность творчества определяется тем, что центральным в воссоздании картины мира ребенка является визуальная модель мира, представляющая собой систему графических и цветовых значений, семантика которых в значительной степени архетипична. Визуальная модель мира может быть зафиксирована в творчестве: рисунке, пластике, аппликации. «Перцептивное высказывание» о мире в детском творчестве, где слитно значение и личностный смысл, отражает в значительной степени саму картину мира. Построение детской картины мира —

это не столько отражение, сколько созидание ребенком пространства отношений в идеальном плане; оно предполагает активное вовлечение ребенка в воссоздание связей с окружающей действительностью как построению целостных и гармоничных (гуманных) отношений. В качестве немедикаментозной адаптогенной терапии и коррекции эмоционального состояния очень хорошо в работе с детьми зарекомендовали себя светотерапия, фототерапия, музыкотерапия, причем более выраженный эффект мы наблюдали, если подборки музыки, фотографий осуществлялись сами воспитанниками.

Развитие положительных личностных характеристик (эмоциональной и мотивационной сфер, самооценки, воспитанности, адаптированности), способствующих социализации воспитанника школы-интерната санаторного типа как среди своего коллектива, так и в мире в целом, возможно в личностно-ориентированной образовательно-воспитательной среде при условии содержательного психологического сопровождения процесса воспитания и обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Москва: ПЕР СЭ. 2008. 431

с.

2. Гапонова С.А., Синявина Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития детей, нуждающихся в длительном лечении // Нижегородское образование. 2011. №2. С.135 - 142.

3. Гаркави Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д : Изд-во Ростовского ун-та. 1990. 222 с.

4. Дизрегуляционная патология /под ред Г.Н. Крыжановского. Москва : Медицина. 2002. 629 с.

5. Жилина Л.Я. К вопросу о предупреждении и преодолении дезадаптации подростков в школе-интернате санаторного типа посредством личностно ориентированной педагогической технологии // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. №2. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/k-voprosu-o-preduprezhdenii-i-preodolenii-dezadaptatsii-podrostkov-v-shkole-internate-sanatomogo-tipa-posredstvom-lichnostno (дата обращения: 07.02.2023).

6. Лангеймер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум. 1984. С.19.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва: Прогресс.1979. 146 с.

8. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. Москва: изд. центр «Академия». 2002.

9. Сурнина Т.В. Традиции и инновации в системе оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей, ответственный редактор И.В. Фролов. — 2015. С. 376-382.

10. Уманская Е. Развитие личности в условиях депривации. Москва: Прометей. 2013. 160 с.

11. Фархутдинова Л.В. Психофизиологические и нейропсихологические параметры, определяющие понятие «стрессоустойчивость» // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. Т.4, №1. С.136-145.

12. Хрипункова О.В. Историко-философские аспекты интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 179-184.

13. Farkhutdinova L.V. Physiological And Psychological Aspects Of Stress Resistance Of Students Crossref DOI link: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.100/ Published Online:

2020-11-15. Update policy: https://doi.org/10.15405/europeanpublisher_crossmark_policy (дата обращения: 07.02.2023).

REFERENCES

1. Abramenkova V.V. Sotsial'naya psikhologiya detstva. Moskva: PER SE. 2008. 431

s.

2. Gaponova S.A., Sinyavina Ye.N. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye lichnostnogo razvitiya detey, nuzhdayushchikhsya v dlitel'nom lechenii // Nizhegorodskoye obrazovaniye. 2011. №2. S.135 - 142.

3. Garkavi L.KH. Adaptatsionnyye reaktsii i rezistentnost' organizma. Rostov n/D : Izd-vo Rostovskogo un-ta. 1990. 222 s.

4. Dizregulyatsionnaya patologiya /pod red G.N. Kryzhanovskogo. Moskva : Meditsina. 2002. 629 s.

5. Zhilina L.YA. K voprosu o preduprezhdenii i preodolenii dezadaptatsii podrostkov v shkole-internate sanatornogo tipa posredstvom lichnostno oriyentirovannoy pedagogicheskoy tekhnologii // Vestnik Taganrogskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-preduprezhdenii-i-preodolenii-dezadaptatsii-podrostkov-v-shkole-internate-sanatornogo-tipa-posredstvom-lichnostno (data obrashcheniya: 07.02.2023).

6. Langeymer Y., Mateychek Z. Psikhicheskaya deprivatsiya v detskom vozraste. Praga: Avitsenum. 1984. S.19.

7. Sel'ye G. Stress bez distressa. Moskva: Progress.1979. 146 s.

8. Slovar' po sotsial'noy pedagogike / Avt.-sost. L.V. Mardakhayev. Moskva: izd. tsentr «Akademiya». 2002.

9. Surnina T.V. Traditsii i innovatsii v sisteme ozdorovitel'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy sanatornogo tipa dlya detey, nuzhdayushchikhsya v dlitel'nom lechenii // Pedagogicheskiye chteniya v NNGU: sbornik nauchnykh statey, otvetstvennyy redaktor I.V. Frolov. — 2015. S. 376-382.

10. Umanskaya Ye. Razvitiye lichnosti v usloviyakh deprivatsii. Moskva: Prometey. 2013. 160 s.

11. Farkhutdinova L.V. Psikhofiziologicheskiye i neyropsikhologicheskiye parametry, opredelyayushchiye ponyatiye «stressoustoychivost'» // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully. 2022. T.4, №1. S.136-145.

12. Khripunkova O.V. Istoriko-filosofskiye aspekty integratsii vospitatel'no-obrazovatel'noy i lechebno-ozdorovitel'noy raboty v usloviyakh detskogo sanatoriya // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. №2(77). S. 179-184.

13. Farkhutdinova L.V. Physiological And Psychological Aspects Of Stress Resistance Of Students Crossref DOI link: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.100/ Published Online: 2020-11-15. Update policy: https://doi.org/10.15405/europeanpublisher_crossmark_policy (data obrashcheniya: 07.02.2023).

Информация об авторах

Л.В. Фархутдинова — доктор медицинских наук, профессор;

М.А. Маслова — магистрант направления Специальное (дефектологическое) образование.

Information about the authors

L. V. Farkhutdinova - doctor of medical sciences, professor;

M.A. Maslova - master's student in the direction of Special (defectological) education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.