Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МЫШЛЕНИЯ И РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МЫШЛЕНИЯ И РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МЫШЛЕНИЯ И РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

возможности коммерческих предприятий. И, задумываясь о регистрации юридического лица, возможно, не стоит обходить стороной НКО. Ведь они могут быть весьма полезны и выгодны.

Использованные источники:

1. Бизнес и предпринимательство - формы предпринимательства // Stark Project Group Деловой портал о бизнесе URL: http://starkproject.com/pub-business/entrepreneurship/1972-predprinimatelstvo.html (дата обращения: 14.04.2015).

2. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177647 (дата обращения: 14.04.2015).

3. Гутников О. В. Литовкин В. Н. Юридические лица в российском гражданском праве. - М.: КОНТРАКТ, 2011.

4. Жильцов Е. Н. Савченко П. В. Погосов И. А. Экономика общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2009.

5. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177647 (дата обращения: 14.04.2015).

6. Некоммерческие организации // BLICCOUNT Бухгалтерские услуги URL: http://kolomna-bc.ru/nekommercheskie-organizahcii (дата обращения: 14.04.2015).

7. Организационно-правовые формы предпринимательства // allbestru URL: http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0b65635a3ad68a4c53b88421306c27_0.ht ml (дата обращения: 14.04.2015).

8. Преимущества регистрации некоммерческих организаций // BLICCOUNT Бухгалтерские услуги URL: http://kolomna-bc.ru/preimushestva-nekommercheskih-organizahcii (дата обращения: 14.04.2015).

Михеева Д.Г., к. э.н.

доцент

кафедра Экономики предпринимательства ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет» Россия, г. Санкт-Петербург ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МЫШЛЕНИЯ И РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Известный режиссер, общественный деятель Никита Михалков сказал, что «православие в самом глубинном смысле — основа государственной безопасности» [3]. В этом высказывании речь идет не только о военно-политической безопасности, но и о социально-экономической, то есть об

определенном уровне благополучия российского народа.

По словам русского философа В.Тростникова, «тип верования - это базис, над которым вырастает вся надстройка, т.е. тип общества» [5].

До начала прошлого столетия Россия представляла собой православную державу, которая во всех сферах жизни общества, в том числе и в хозяйственной сфере, основывалась на религиозных ценностях. Приход советской власти в начале двадцатого века сопровождался всеобщей секуляризацией, уничтожением православия как основного элемента духовной жизни общества. Однако это не привело к отмиранию православного мышления и православных принципов, которыми российский человек руководствуется автоматически, на генном уровне. Подтвердим это простым примером. Русские женщины, когда вели пленных немцев, несли им хлеб и воду. Тем самым немцам, их злейшим врагам, которые отняли у них мужей, сыновей. Как это возможно? Обычные, неграмотные русские женщины, скорее всего никогда не читавшие Священное Писание, поступают точно так, как сказано в нём: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою». Вот оно - истинное сострадание и всепрощение.

Таким образом, в основе русского менталитета всегда лежали и лежат принципы православия, соблюдение которых не подвергается сомнению даже в период, когда вера и православие, как явление, отсутствовали в жизни русского, тогда советского, народа.

Что это за принципы? И как они влияют на экономику страны?

Формулу православного русского человека легко вывести, зная 7 смертных грехов, 10 заповедей и 9 заповедей блаженства. Все они, без сомнения, важны, но отметим те, соблюдение (или не соблюдение) которых влияет на индивидуума, как на субъект экономических отношений.

Например, заповедью «не кради» запрещается любое присвоение не принадлежащего имущества, равно, как и заповедью «Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» [1] . Данная мысль подтверждается и тем что «зависть» -один из смертных грехов.

Запрет кражи включает в себя также запрет на задержание зарплаты наемного рабочего, запрет утаивания налогов, обмана в торговле. Запрещается любое желание того, что не заработано тобой, любая зависть, или желание обладать тем, что по каким-то причинам тебе не принадлежит. А, если нам при этом кажется, что мы это заслужили, но почему то Бог «нам этого не даёт», то на это есть заповеди, которые говорят о том, что «на все есть Воля Божия». Например, одна из заповедей блаженства «Блаженны плачущие, ибо они утешаться», или другая «Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах». То есть любое страдание или невзгода православным человеком принимается как

должное, не подвергается сомнению её нужность. Или, как говорят в народе, «Что Бог не делает, всё - к лучшему».

Все заповеди формируют целостную, сильную личность, целью которой является благотворный труд, а не обогащение любым путём.

Человек, воспитанный с такими мыслями, трудясь, не будет ни завидовать, ни обманывать, ни подсиживать коллегу. А ведь, сколько энергии, моральных и физических сил уходит порой у современного работника на эти не нужные вещи. Не говоря уже о том, что всё это приводит к нездоровой атмосфере в коллективе, что сказывается на работоспособности каждого сотрудника, и на работе всего предприятия, а в конечном итоге - на уровне социально-экономического развития целого государства.

Спокойный, смиренный, счастливый и любящий ближнего человек, знающий, что Господь его не оставит - вот он - образ русского православного человека. Именно он, не боится ни пятидесятиградусного мороза, ни голода. Такие люди привели страну к Великой победе в 1945 году, и в 1812 году, такие выжили в Блокадном Ленинграде.

Влияние этих принципов, прежде всего, проявляется в особенностях жизнедеятельности, учебы, работы отдельного и каждого индивидуума, будь то наёмный работник, или предприниматель, государственный чиновник. Абсолютно не важно, какую роль он выполняет перед обществом, и какую лепту вносит в социально-экономическое развитие страны. Важно, что руководствуясь вышеизложенными принципами, каждый гражданин будет делать, всё, что в его силах, на благо своей семьи, своей страны, не ставя цель «наживы», не обманывая и не обкрадывая ни государство, ни партнёра по бизнесу.

Говоря о роли русского менталитета и православного мышления в экономике нельзя не отметить огромную работоспособность и талант русских людей, который, к сожалению, зачастую «зарывается в землю», по причине забвения православных ценностей. А ведь это выражение - «зарыть талант в землю» происходит от евангельской «Притчи о талантах»[2].

Богословское толкование этой притчи обозначает следующие причины сокрытия таланта: во-первых, в зависти к тем, кто получил от Бога больше: два таланта и пять талантов; во-вторых в неверии Богу и тому, что никакой Его дар бесследно не теряется, а приносит большие плоды. Поэтому православный человек всегда найдёт применение тех способностей, которыми его наделил Господь. А это очень важно для развития предпринимательства, ведь неотъемлемой составляющей успеха любого дела является так называемый «предпринимательский талант». Никто не имеет право «зарывать» его в землю, особенно в современных условиях, когда курс импортозамещения и развития предпринимательства является основным для вывода российской экономики из кризиса.

О роли православия в экономике и о значимости духовного подхода в социально-экономической политики России пишут труды многие ученые и

экономисты. Так Иван Ильин, русских философ, сказал, что «здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства»[2].

Отто фон Бисмарк сказал, «русских невозможно победить,...но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя»[4]. Отказ от православия - и есть эти ложные ценности, жажда наживы, и бессмысленное и беспощадное зарабатывание денег, которое может принести в итоге к материальному обогащению лишь некоторых, способных пренебречь морально-этическими принципами, а общественные и государственные интересы при этом не могут быть соблюдены.

Использованные источники:

1. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2010 г. - 1371 с.

2. Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи. Под редакцией О.А. Платонова. - М.: Алгоритм, 2007. - 464 с.

3. Никита Михалков встретился со студентами Московской Духовной Академии [Электронный ресурс] //Православие.га. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/16733.htm (дата обращения: 15.05.2015).

4. Отто фон Бисмарк [Электронный ресурс] // Citaty.info URL: http://citaty.info/man/otto-fon-bismark (дата обращения: 15.05.2015).

5. Тростников В. Православная цивилизация : ист. корни и отлич. черты М.: Сибирский цирюльник, 2004 - 269 с.

Михирев А.В. cтудент 3 курса строительный факультет Шигабетдинова Г.М., к.п.н. научный руководитель, доцент кафедра «Политологии, социологии и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет

РФ, г. Ульяновск ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА НА ПРОЦЕСС

ОБУЧЕНИЯ

Большинство исследователей темперамента обращают внимание на то, что тип темперамента влияет не столько на степень результативности деятельности личности, сколько на ее выбор способов исполнения деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться одинаково успешных результатов.

Объектом моего исследования стали учащиеся университета и школы. Предметом является влияние темперамента на процесс обучения. Проблема нашего исследования заключается в определении влияния темперамента на процесс обучения.

Цель исследования: проанализировать темпераменты учеников и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.