Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА'

ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт / конкуренция / малый бизнес / сельскохозяйственные продукции / агромаркетинг / безопасности пищевых продуктов / export / competition / small business / agricultural products / agromarketing / food safety

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тажибаев Комилжон Курбанович

В настоящее время, в процессе стремительной интеграции и глобализации мировой экономики, одним из важнейших направлений внешнеэкономической политики каждой страны является увеличение экспортного потенциала национальной экономики и ее отраслей и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Этот процесс осуществляется путем модернизации всех отраслей национальной экономики, диверсификации сфер производства, в том числе и в агропромышленном комплексе, о котором и пойдет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, in the process of rapid integration and globalization of the world economy, one of the most important directions of foreign economic policy of each country is to increase the export potential of the national economy and its industries and ensure its competitiveness in the world market. This process is carried out by modernizing all sectors of the national economy, diversifying production areas, including in the agro-industrial complex, which will be discussed in this article.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА»

УДК 338.43

ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА

Тажибаев Комилжон Курбанович, Наманганский государственный университет, г. Наманган, Узбекистан

Аннотация. В настоящее время, в процессе стремительной интеграции и глобализации мировой экономики, одним из важнейших направлений внешнеэкономической политики каждой страны является увеличение экспортного потенциала национальной экономики и ее отраслей и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Этот процесс осуществляется путем модернизации всех отраслей национальной экономики, диверсификации сфер производства, в том числе и в агропромышленном комплексе, о котором и пойдет речь в данной статье.

Abstract. Currently, in the process of rapid integration and globalization of the world economy, one of the most important directions of foreign economic policy of each country is to increase the export potential of the national economy and its industries and ensure its competitiveness in the world market. This process is carried out by modernizing all sectors of the national economy, diversifying production areas, including in the agro-industrial complex, which will be discussed in this article.

Ключевые слова: экспорт, конкуренция, малый бизнес, сельскохозяйственные продукции, агромаркетинг, безопасности пищевых продуктов.

Key words: export, competition, small business, agricultural products, agromarketing, food safety.

Введение. В настоящее время, в процессе стремительной интеграции и глобализации мировой экономики, одним из важнейших направлений внешнеэкономической политики каждой страны является выражение увеличения экспортного потенциала национальной экономики и ее отраслей и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Из мирового опыта известно, что продвижение экспортного потенциала подразумевает интересы не только конкретной страны, но и каждого субъекта внешнеэкономической деятельности.

Актуальность. Социально-экономические реформы, проводимые в нашей стране, воплощаются в процветании страны, условиях жизни нашего народа, целях дальнейшего повышения уровня благосостояния и обеспечения интересов человека. Этот процесс осуществляется путем модернизации всех отраслей национальной экономики, диверсификации сфер производства. Подобные мероприятия проводятся и в агропромышленном комплексе, и ввиду их высокой сложности требуют дополнительного изучения.

Основная часть. По мнению международных экспертов, состав фруктов и овощей, выращиваемых в Узбекистане, значительно выше, чем в других регионах, благодаря богатству натуральных сахаров, органических кислот, важнейших для здоровья микроэлементов и различных биологических веществ, которые невозможно заменить в рационе питания [1].

Когда идёт речь о факторах и секторах, способствующих экономическому росту очень важно напомнить взгляды промышленников, прежде всего из первых школ в формировании экономической мысли. По мнению физиократов, все богатство в экономике страны создается в первую очередь в сельском хозяйстве. Конечно, этот мысли еще не утратила своего значения. Аграрная сеть, которая считается первичной материальной основой промышленного производства, во многих отношениях играет важную роль в возникновении потребности в техническом и технологическом подъеме наряду с обеспечением экономического роста. Благодаря уникальной природе нашей страны, природно-климатическим условиям, достаточным трудовым ресурсам и географическому положению, огромные возможности аграрной сети в выращивании высококачественных фруктов и овощей высоко ценятся. Но существующие возможности, вопрос полноценного использования потенциала по-прежнему остаются одним из вопросов, вызывающих бурные дебаты ученых-экономистов.

За последние три года особое внимание было уделено процессу активного реформирования аграрного сектора в стране. Был принят ряд указов и решений в целях совершенствования системы управления и менеджмента в сельском хозяйстве (см, например, [2]; [3]), внедрения эффективных мер финансовой поддержки со стороны государства, восстановления кооперационных отношений, последовательного внедрения современных ресурсосберегающих технологий, увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Несмотря на принимаемые меры, которые полностью оправданы с теоретической точки зрения (см., например, [4, с. 122]), использование имеющихся мощностей не соответствует уровню спроса. Доля Узбекистана в объеме продаж плодоовощной продукции на мировом аграрном рынке составила около 205 миллиардов долларов США, но это даже не 1% [5]. Динамика экспорта плодоовощной продукции в динамике последних лет представлены на рис. 1.

В настоящее время предпринимается ряд мер по увеличению объемов сельскохозяйственного производства в нашей стране в несколько раз, но увеличение объемов производства напрямую не приводит к увеличению объемов экспорта. Основная причина этого заключается в том, что при экспорте сельскохозяйственной продукции, особенно фруктов и овощей, прежде всего, необходимо понимать, какой именно продукт необходим и каковы характеристики его потребности для потенциального потребителя. Кроме того, следует изучить такие вопросы, как кто является реальной группой потребителей и в каких странах они проживают. Полное использование возможностей агромаркетинга в этом процессе создает напряжение. На основе организации

экспорта фруктов и овощей с помощью агромаркетинга можно будет предвидеть изменения в потребностях и спросе потребителей в процессе достижения потребителя с первого этапа выращивания фруктов и овощей [6, с. 270].

Еще одной из проблем, связанных с экспортом фруктов и овощей, является несоответствие выращиваемой продукции существующим стандартам в развитых странах. В результате стремительного развития плодоовощного рынка спрос на продукты, которые одновременно не попадают в категорию «премиум», в США, Европейском Союзе и многих других развитых странах практически отсутствует. Кроме того, каждая страна имеет свои собственные требования в отношении различных свойств фруктов, в частности, с точки зрения их цвета, калибра, органолептических свойств, минимального количества и состава химических удобрений и т.д. [8, с. 159].

Рис. 1 Динамика экспорта плодоовощной продукции (тыс. тонн)

Источник: основано на [7].

Прежде всего, при осуществлении экспорта плодоовощной продукции каждый хозяйствующий субъект должен начинать бизнес с маркетинговой стратегии, стратегических управленческих решений, правильного понимания рынка. В противном случае спрос на его продукцию может оказаться недостаточным или вообще отсутствовать. К сожалению, подобные ситуации очень распространены в Узбекистане. Выращивание достаточно качественной плодоовощной продукции является наиболее предварительным этапом мероприятий, проводимых для завоевания рынка [9, с. 335]. При выращивании плодоовощной продукции очень важно учитывать такие факторы, как качество их доставки потребителям (которые не потеряли своих натуральных свойств или сохранили их по максимуму), сохранность в течение определенного времени и упаковка. В большинстве случаев затраты и инвестиции в процесс после сбора

урожая превышают средства, которые были потрачены на выращивание продукта, и часто таким затратам не уделяется достаточного внимания.

Одна из самых основных проблем в аграрной сети выражается в сложности прогнозирования количества урожая, который может быть выращен заранее. Неблагоприятный приход погоды может привести к увеличению внутреннего спроса на продукт и снижению его экспортной ориентации, а также негативно повлиять на отношения, установленные с сформированными внешними каналами сбыта. Стабильных темпов роста объемов производства плодоовощной продукции в нашей стране за анализируемые годы не наблюдается (рисунок 2).

^ ■ Фрукты ■Картщика ■ Овощы ■ Виноград ■ Бахчевые щшхуды

ЦЭ <Л 7456

гп оо ^ 1Л о СП ^ ш 1Л 1 - 5 5, т ° Ч 1 ьл ^Н (Г,

РП ГМ г| 111 1 о СО ||| II СП о N II т Л ГМ <4 1 111 1 О 01 рг=) Я ^ 12 а " з я 1■■ III.■

2 0 18 Г ОД 2 019 Г ОД 2020 ГОД 2021 ГОД(ЯНВАРЬ

СЕНТЯБРЬ)

Рис. 2 Объем выращивания плодоовощной продукции (тыс. тонн)

Источник: основано на [7].

Эта ситуация особенно очевидна в производстве растительных продуктов. Конечно, при увеличении объемов производства стоит наладить выращивание новых сортов фруктов и овощей. Этот процесс должен сопровождаться существующими климатическими условиями. В нашей стране есть возможности выращивать продукты с уникальными характеристиками. По мнению экспертов, причина наличия высокого уровня конкуренции при экспорте ряда сортов яблок, которые у нас есть, как известно, непростая. Поэтому ранние сорта яблок имеют достаточно возможностей, чтобы найти свое место на мировом рынке. С другой стороны, Узбекистан географически расположен на большом расстоянии от всех зарубежных рынков (для выставок фруктов и овощей). Это приводит к тому, что затраты на доставку товара потребителям, то есть затраты на логистику, всегда высоки. Поэтому со стратегической точки зрения нецелесообразно постоянно выставлять продукцию по низкой цене. Также необходимо использовать аспекты абсолютного преобладания страны, например, достаточность и дешевизну рабочей силы. Несмотря на то, что использование ручного труда в процессе

сбора урожая является трудоемким и экономически выгодным, такая деятельность высоко ценится на мировом рынке. Это увеличивает возможности Узбекистана по экспорту этих видов продукции. В то же время важно не забывать о качестве, безопасности продукта и его обслуживании в процессе, организации его рекламы. Это также связано с наличием необходимой инфраструктуры и знаний [10, с. 241].

В большинстве случаев одна из традиционных ошибок, которых можно избежать при экспорте фруктов и овощей в нашей стране, при составлении бизнес-плана основное внимание уделяется затратам, которые идут на производство (выращивание) продукта. Но затраты, понесенные на хранение продукта и доставку его для потребления, также составляют значительную долю. Также в бизнес-плане не учитываются маркетинговые расходы. Есть надежда, что продукция будет продаваться самостоятельно. Конечно, маркетинговые исследования требуют определенных затрат. Например, реклама, участие в выставках, общение с деловыми партнерами, переговоры и т.д. Но в конечном счете понесенные затраты оправдают себя [11, с. 125]. И поддержка государственных органов в этом отношении является важнейшим фактором развития сферы.

Особое внимание также следует уделить вопросу хранения сельскохозяйственной продукции. Согласно мировому опыту, хранение сельскохозяйственной продукции принадлежит производителям или их кооперативам специальных предприятий. Этот вид бизнеса остается под полным контролем производителей. Если количество специальных складов такого типа достаточно, то возможности получения дополнительного дохода, который не предусмотрен хранением товара, практически не существует. В этих условиях цена на продукт будет оставаться стабильной в течение всего сезона и, несомненно, послужит безопасности пищевых продуктов.

Таблица 1

География экспорта плодоовощной продукции

Страны 2019 2020 2021 (январь-октябрь)

Экспорт, тыс. Доля в объеме Экспорт тыс. Доля в объеме Экспорт тыс. Доля в объеме

тонн экспорт процентах тонн экспорт процентах тонн экспорт процентах

Казахстан 472 52,2 584,7 47,5 473,1 40,8

Россия 165,2 18,3 283,2 19,4 214,9 18,5

Киргизия 52,9 5,9 88,2 7,2 109,4 9,4

Афганистан 52,7 5,8 73,4 6,0 32,8 2,8

Турция 27,7 3,1 23,0 1,9 58,5 5,0

Китай 21,9 2,4 66,9 5,4 36,4 3,1

Пакистан 6,2 0,7 29,8 2,4 34,2 3,0

Украина 7,3 0,8 14,8 1,2 52,7 4,5

Источник: основано на [7].

Как видно из данных таблицы, основная часть экспорта плодоовощной продукции идет в страны Казахстана и России. За последние три года более половины экспорта фруктов и овощей нашей страны пришлось на долю этих двух стран. В этих странах, которые традиционно считаются основными потребителями плодоовощного экспорта нашей страны, наши отечественные производители имеют определенные преимущества перед другими конкурентами.

Выводы. В настоящее время плодоовощная продукция, выращиваемая в Республике, пользуется высоким спросом в основном в Казахстане, России и других странах СНГ. Но следует помнить, что конкуренция на рынках фруктов и овощей этих стран становится все более серьезной. По мнению экспертов, их основными потребителями являются пожилые люди. Основной причиной этого является небрежность в упаковке продаваемых продуктов.

По нашему мнению, для дальнейшего развития экспорта плодоовощной продукции необходимо провести следующие мероприятия:

- либерализация торговых процедур;

- либерализация валютной политики;

- отмена ограничений на экспорт;

- ограничение и предотвращение монополий в экспорте;

- устранить коррупционные элементы при пересечении границы;

- снижение отмены требований к предварительной оплате товара и т.д.

Для того, чтобы более эффективно использовать вышеуказанные

возможности и повысить конкурентоспособность нашей сельскохозяйственной продукции, желательно продолжить работу по следующим направлениям:

- повысить знания, уровень и навыки специалистов фермерских хозяйств, специализирующихся на выращивании фруктов, виноградарстве;

- запуск новых перерабатывающих предприятий на основе современных технологий, совместимых с мировыми стандартами, техническое перевооружение и модернизация существующих;

- развивать сектор глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, стимулировать привлечение инвестиций;

- устранение организационных проблем, возникающих в работе хозяйствующих субъектов, экспортирующих свежие фрукты и овощи, и готовую продукцию, и разработка системы преференций;

- расширение деятельности производственных комплексов, холдингов и научно-производственных объединений, занимающихся выращиванием и одновременной переработкой плодоовощной продукции;

- развивать маркетинговые службы, изучающие внутренний и внешний рынки;

- расширение сети и мощности холодильных камер и специальных помещений, специализирующихся на хранении фруктов и овощей.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.lex.uz/

2. О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан: Указ Президента Республики Узбекистан, 7 февраля 2017 года. -Народное слово, 8 февраля 2017 года.

3. Об утверждении стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. - Народное слово, 23 октября 2019 года.

4. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Нагапетьянца. - М.: Вузовский учебник, 2007. -272 с.

5. Доля Узбекистана на мировом плодоовощном рынке не достигает 1% // Новости Узбекистана. Экономика и бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/44312-dolya-uzbekistana-na-mirovom-plodoovoschnom-rynke-ne-dostigaet-1.html

6. Sirojiddinov K. Developing the food orientation of agricultural production and the need to develop agromarketing / K. Sirojiddinov // Theoretical & Applied Science. - 2019. - No. 11(79). - P. 268-272. - DOI 10.15863/TAS.2019.11.79.57. -EDN ZCVRZE.

7. Институт макроэкономических и региональных исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://imrs.uz/

8. Кенжаев И.Э. Созданные условия для иностранных инвесторов в Узбекистане / И.Э. Кенжаев // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства: Матеариалы II Международной научно-практической конференции, Макеевка, 11 апреля 2019 года. Том IV. - Макеевка: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2019. - С. 157159. - EDN RUUQHS.

9. Кенжаев И. Кичик бизнес гахорижий инвестицияларнижалбкилишнинг норматив-хукукийа сослари / И. Кенжаев // Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - № 4/S. - С. 329-344.

10. Тажибаев К. Мева ва сабзавотчиликда агрокластерларни ташкил этиш самарадорлиги / К. Тажибаев // Scientific Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2020. - Т. 2. - № 3. - С. 238-242.

11. Сирожиддинов К.И. Использования возможностей маркетинга и коопераций в сельском хозяйстве / К.И. Сирожиддинов, К.К,. Тажибаев // Scientific Bulletin of Namangan State University. - 2020. - Т. 2. - № 11. - С. 121132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.