УДК 33
Абдурахмонов Ж.Ж. Узбекистан, Наманган
РОЛЬ ЭКСПОРТА ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация: В статье исследуется факторы повышения роли экспорта плодоовощной продукции в обеспечении устойчивости внешней торговли в Узбекистане и возможности их задействования.
Ключевые слова: аграрный сектор, плодоовощная продукция, агромаркетинговые исследования, Global GAP, экспорто-импортные операции.
Abdurahmonov J.J.
Uzbekistan, Namangan
THE ROLE OF FRUIT AND VEGETABLE EXPORTS IN ENSURING THE SUSTAINABILITY OF FOREIGN TRADE
Annotation: The article examines the factors of increasing the role of fruit and vegetable exports in ensuring the stability of foreign trade in Uzbekistan and the possibility of their use.
Keywords: agricultural sector, fruit and vegetable products, agromarketing research, Global GAP, export-import operations.
В Республике Узбекистан ежегодно производится более 19 миллионов тонн плодоовощной продукции, из них около 850 тыс. тонн экспортируются. В настоящее время в республике работают свыше 160 тысяч фермерских хозяйств, которые обеспечивают внутренний и внешний рынки качественными плодами и овощами. Совокупный объём хранилищ по республике составляет 1445 тыс. тонн продукции, в том числе современных холодильных камер на 982 тыс. тонн. Это способствует бесперебойной поставке населению основных видов сельскохозяйственной продукции, расширению ее экспорта. Динамично развивается транспортная инфраструктура, одновременно ведется работа по обеспечению сопряженных сетей логистики, расширяются внешнеторговые связи, обеспечивающие рост экспортного потенциала сектора.
Далнейшее развитие плодоовощного сектора - это не только обеспечение продовольственной безопасности, но и формирование вокруг него новых секторов, в частности агрокластеров, создание новых рабочих мест, обеспечивающих повышение уровня и каченства жизни населения.
Основной проблемой экспорта плодоовощной продукции связано с диверсификацией то есть ограниченностью узким списком стран-импортеров и укоренившейся структурой. Сложившийся ситуация может привести ряду негативных последствий. Во-первых, экономический спад и снижение спроса на плодоовощную продукцию в основных странах -импортерах может создать серьезные проблемы для всей отрасли. Во-вторых, монопсонная власть стран-импортеров приведет к ситуации, когда покупатели-импортеры имеют возможность диктовать цены на узбекскую продукцию. Кроме этого такое положения может быть использовано для политического давления на страну. Отечественные производители имеют возможности и достаточный потенциал для расширения географию экспорта плодоовощной продукции, в частности, через увеличение объемов поставок в ЕС, Восточную Азию (Китай, Япония, Корея) и другие регионы мира. Кроме этого, необходима диверсификация товарной структуры плодоовощной продукции. Анализ данных последних лет показывает, что самым востребованным является экспорт сухофруктов. Несмотря на прекрасные вкусовые качества и натуральные способы сушки, которая позволяет сохранить большинство витаминов и микроэлементов, объемы экспорта сухофруктов остаются незначительными.
Рыночные преобразования в сельском хозяйстве Узбекистана приводят к значительным структурным сдвигам в аграрном секторе экономики. Усиливается продовольственная направленность отрасли, наблюдается быстрый рост производства плодоовощной продукции. Это обусловлено как наличием благоприятных природно-климатичнских условий, трудовых ресусрсов, национально-историческими традициями, так и направлением в сельское хозяйства материально-технических и финансовых ресурсов, переводом аграрного производства на современную техника-технологическую основу, внедрением нуачно-технических и селекционных достижений.
Плодоовощное направление сельского хозяйства Узбекистана имеет большие возможноси для экспорта своей продукции и может занимать достойное место во внешной торговле и внести вклад в обеспечении ее устойчивости. Соответственно, исследование проблем, связанных организацией и расширением экспорта плодоовощной продукции приобретает особую актуальность и значание. При общем подходе государственная поддержка предпринимательства, предоставление широких возможностей и льгот для производителей, последовательная либерализация экспорто-импортных операции и валютных отношений стали важным фактором повышения экспортного потенциала предприятий всех отраслей экономики, в том числе и тех, кто производит плодоовощную продукцию. И в регионах страны проводятся серьезная работа по расширению посевных площадей под овощными культурами и картофелем для обеспечения населения качественной продовольственой продукцией,
увеличения садоводческой продукции, создание интенсивных скороспельных и высокоурожайных садов.
В последние годы в стране выведены более 20 новых высококачественных, высокоурожайных, устойчивых к болезным сортов фруктов и винограда. Новый метод выращивания фруктовых деревьев в специальных горшках позвляют развивать садовадства на мелиративно неблагополучных, засоленных и низкоплодородных землях.
Однако, само по себе увеличения производства сельскохозяйственной продукции не приводить к увеличению экспорта продукции. В современных условиях даже для внутренного рынка продукция должна производится с учетом потребностей и предпочтений потенциальных потребителей. В случаи экспорта необходимо выяснение основных групп потребителей и особеностей потребностей в соответствующих странах. Агромаркетинговые исследования способствуют более успешному решению таких задач и позволяют своевременно реагировать на изменения потребностей и спроса покупателей на всех этапах движения плодоовощной продукции от производства до конечного потребителья.
В Узбекистане в последные годы наблюдается заметное увеличение экспорта плодоовощной продукции (Рисунок 1).
800
2017 год 2018 год 2019 год (январ-октябр)
Рисунок 1. Динамика экспорта фруктов и овощей (тыс.тонн)
По данным рисунка 1 видно, что в 2017 году Узбекистан экспортировал 284,5 тыс. тонн фруктов, 364,1 тыс. тонн овощей 213,5 тыс. тонн винограда, 13,5 тыс тонн арахиса и 28,1 тыс тонн дын и арбузов (Всего 1004,1 тыс. тонн). В 208 году эти цифры составили соответственно 307,6 тыс. тонн, 670,1 тыс. тонн, 206,8 тыс. тонн, 29,3 тыс. тонн и 165,5 тыс. тонн (Всего 1230,3 тыс. тон.) за девять месяцев 2019 года общий объем экспорта плодоовощной продукции составил 1135,4 тыс. тонн, т.е. тенденция ускоренному росту экспорта продукции сохранилась.
В Узбекистане имеются достаточно большие возможности резкого увелечения экспорта плодоовощной продукции прежде всего своеобразия и питательно витаминной ценности выращиваемой здесь продукции. Одной из серьезных проблем экспорта является несоответствие предлагаемой продукции стандартам развитых стран. Ускоренное развитие рынка плодоовощной продукции привело к тому, что в США, Европейском союзе и во многих развитых странах пости отсуствует спрос на продукцию, не входящую в категори. "Премиум". Кроме того в каждой стране особые требования к цвету, калибру, органолептическим свойствам, минимальному количеству и составе содержащихся химических удобрений. В 2020 году в Узбекистане началась широкая работа по внедрению 250 фермерских хозяйствах европейского стандарта Global GAP, что должно открыт доступ для их продукции на рынки европейских стран.
Рисунок 2. Объемы производства фруктов и овощей (тыс. тонн)
Конечно, каждый экспортер должен начать свою внешнеторговую деятельность с разработки маркетинговой стратегии, что предполагает изучение и понимание особенностей внешних рынков. Принятие основанных и эффективных маркетинговых решений базируется именно на этом. Как, известно, Президент Республики Узбекистан обязал все дипломатические представительства страны за рубежом оказать содействие отечественным экспортерам в изучении связей с иностранными партнерами. В начале 2020 года правительством было принято решения компенсировать часть расходов экспортеров на перевозку товаров железнодорожным транспортом. С мая 2020 года этот порядок распространен на перевозку экспортных грузов автомобильным и воздушным транспортом, что значительно облегчает экспорт плодоовощной продукции.
В настоящее время на мировом рынке продовольствие наблюдается повышения спроса не только на свежую плодоовощную продукцию, но и в глубоко переработанном виде. Практически во всех странах мира происходит рост доли фруктов, овощей и бахчевых в рационе населения, что обуславливает постоянный рост спроса на них. В таких условиях сельскохозяйственные производители Узбекистана должны полной мере использовать возможности увеличения экспорта.
Коронавирусная пандемия заставляет принимать более действенные и широкомасштабные меры для поддержания производства и экспорта плодоовощной продукции. В Узбекистане в 2020 году намечено удвоить объемы производства плодоовощной продукции, 55 районов специализированы на производства такой продукции, создаются 86 кластеров и 125 кооперативов данного направления. В 2020 году 10,3 млн. тонн продукции направляется на потребление населения, а 2,3 млн. тонн будет экспортировано, что означает практически удвоение объемом экспорта, Правительство намерено в 2020 году направить на развитие в регионах плодоовощной отрасли 377,6 млн. долларов США валютных средств. Расширяется финансирование отрасли по всем каналам. Например, в Папском районе на ремонт водонасосных станций выделяется 25 млрд. сумов, а в Чустском районе будут пробурены 800 колодцев для орошения.
К сожалению, одним из факторов, сдерживающих экспорт плодоовощной продукции остается монополизация экспорта фруктов и овощей. Лицензию на эту деятельность имеют ограниченное число предпринимательских субъектов. Это позволяет им прикладывать возникающие экономические риски целиком на плечи производителей, что существенно снижает их финансовые и инвестиционные возможности. По нашему мнению, полноценное функционирование плодоовощных кластеров должно позволить преодолеть эту негативную тенденцию.
Использованные источники:
1. "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан". Указ Президента Республики Узбекистан, 7 февраля 2017 года. - Народное слово, 8 февраля 2017 года.
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны». - http://www.lex.uz/
3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. Учебное пособие — М.: Вузовский учебник, 2007. — 272 с.
4. Сирожиддинов И. К., Ботирова Р. А. Возможности развития экспорта фруктов и овощей в регионе. - Актуальные вызовы современной науки. Сборник научных трудов. Выпуск 11 (31). Часть I// Переяслав-Хмельницкий, 2018. С. 82 - 85.
5. Сирожиддинов И. К., Ботирова Р. А. Возможности развития экспорта фруктов и овощей в Наманганской области. - Молодой ученый, № 50, 2018. С. 174 - 176.
6. Кудратов Г.Х., Акрамов Э. Реформирование сельского хозяйства Республики Узбекистан: Задачи принципы и основы направления реформ. // Сельское хозяйство Узбекистана. -Т.: 2010.- № 6. - С. 2-4.
7. Чориев К.А., Проблемы аграрно-ресурсного потенциала в условиях перехода к рынку. - Т.:, ФАН, 2012 - 184 с.
8. Источник данных - www.nbu-export.uz