Научная статья на тему 'Значение политики в правовой жизни государства'

Значение политики в правовой жизни государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / LEGAL LIFE / ФАКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / THE FACTS OF LEGAL POLICY / ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / THE FORM OF THE LEGAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юмадилов Д.Б.

Статья раскрывает некоторые факты из истории правовой политики, анализирует возможные подходы к исследованию феномена правовой политики, раскрывает формы правовой политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING OF POLITICS IN THE LEGAL LIFE OF THE STATE

The article reveals some facts about the history of legal policy, analyzes the possible approaches to the study of the phenomenon of legal policy, reveals forms of legal policy.

Текст научной работы на тему «Значение политики в правовой жизни государства»

Д.Б. Юмадилов

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИКИ В ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА

Статья раскрывает некоторые факты из истории правовой политики, анализирует возможные подходы к исследованию феномена правовой политики, раскрывает формы правовой политики государства.

Ключевые слова: правовая политика, правовая жизнь, факты правовой политики, формы осуществления правовой политики.

I). И. УипккШоу

MEANING OF POLITICS IN THE LEGAL LIFE OF THE STATE

The article reveals some facts about the history of legal policy, analyzes the possible approaches to the study of the phenomenon of legal policy, reveals forms of legal policy.

Keywords: legal policy, legal life, the facts of legal policy, the form of the legal policy.

Понятие «правовая политика» имеет объективные основания для своего существования, которые позволяют «фундировать» (М. Хайдеггер) его как одно из основных в научном аппарате теории государства и права. По сути, правовая политика - это исходящие от государства и его органов властные управленческие решения определенной направленности. Однако реальный социально-политический статус этого явления не получил еще должного отражения в понятийном ряду теории государства и права.

В научном плане понятие «правовая политика», как и понятие «правовая жизнь» - относительно новые для теории государства и права. Так, еще 10-15 лет назад в монографиях и учебниках по теории государства и права употреблялась другая терминология, по смыслу близкая обсуждаемой, но не совпадающая с ней фонетически.Например, говорилось о правовой надстройке1, правовой

2-3

действительности , правовой системе ,

См., напр.: Баймаханов, М.Т. М. Противоречия в развитии правовой надстройки

социалистического общества и пути их преодоления: Автореф. дисс. ... докг. юрид. наук. Алма-Ата, 1972;Фаткуллин Ф.Н. Проблемы общей теории правовой надстройки. - Казань: Изд-во КГУ, 1980. 2 Варьяс М.Ю. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: теологический аспект // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С.53-67; Раянов Ф.М.

правовом пространстве , выступающих научным обозначением реальных явлений правовой жизни. Категория «правовая жизнь», благодаря прежде всего усилиям представителей саратовской школы права, прочно вошла в понятийный ряд правоведения5. По мнению A.B. Малько, правовая жизнь - это «форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества,

Концепция устойчивого развития и российская

государственно-правовая действительность // Право и политика. М.:, 2004. №12. С.5-10.

3 См.: Мату зов Н.П. Правовая система и личность. -Саратов. Изд-во Саратовского ун-та, 1987. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: 1988; Правовая система социализма: В 2 кн. / Под ред. A.M. Васильева: Кн. 1. Понятие, структура, социальные связи. М., Юридическая литература. 1986. Кн. 2. Функционирование и развитие. М., Юридическая литература. 1987. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. - М.: Зерцало-МИКД, 2008.

4 См.: Козулин А.И. Роль органов юстиции в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации // Государство и право. 2007. №6. С.45-50.

5См.: Малько A.B. Правовая жизнь // Общественные науки и современность. 1999. №6. С.65-75; Он же. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. №5; Правовая жизнь в

современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.П. Матузова и A.B. Малько. Саратов. Изд-во Саратовской госуд. акад. права, 2005 и др. Оговоримся, что мы различаем разные познавательные инструменты - «категорию» - в значении, как ее применял еще Аристотель и «понятие», как форму мышления. Однако для целей нашего исследования мы намеренно их употребляем синонимически. 61

отношение субъектов к праву и степень

б

удовлетворения ее интересов» .

В методологии те познавательные действия, которые связаны с выяснением круга объектов, относящихся к правовой политике, называются онтологической работой. В результате этой работы мы можем получить два вида объектов: относящихся к деятельности по осуществлению правовой политики в иерархической плоскости (одна группа объектов) и те объекты правовой политики, которые выступают средствами (формой) правовой политики и ее содержанием в горизонтальной плоскости (вторая группа объектов).

Правовая политика - понятие, отражающее богатое содержание объективного мира права. Нам представляется корректным рассмотрение элементов правовой политики в системном и фунтцюналъно-деятелъностном

единстве. Основанием этому авторскому мнению и соответствующему

методологическому подходу является то обстоятельство, что правовая политика, будучи реальным феноменом, не осуществляется в процессе течения правовой жизни общества изолированно, через какой-то исключительно один (пусть и самый важный) элемент. Напротив, правовая политика - динамичный, живой, функционирующий системный организм, зависящий от множества обстоятельств и факторов. Поэтому она может и должна исследоваться на более широком материале из всех составляющих ее «тело» элементов с учетом динамики последних. В противном случае исследователь рискует получить однобокую картину, не адекватную реальному 81ай18дио.

С нашей точки зрения, правовая политика - не только диалектически развивающееся явление, имеющее естественноисторическую природу

(правовая политика развивается вместе с

6Малько A.B. Правовая жизнь: постановка проблемы, понятие, признаки, виды // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. -Саратов: Изд-во Саратовской госуд. акад. права, 2005. С.43.

развитием государства, права и общества), но и многоэлементное, многоаспектное и разнонаправленное, противоречивое

явление в виде деятельности, имеющей различные формы. В силу этого следует признать, что, во-первых, вопрос о том, какие мы выберем элементы правовой политики не становится простым, а во-вторых, поскольку правовая политика признается нами исторически

развивающимся явлением, нам

необходимо, хотя бы тезисно, позиционировать некие элементы правовой политики в их историческом развитии. В-третьих, правовая политика имеет в своей основе деятельность определенных субъектов (понимаемую нами в широком философско-методологическом контексте), что неизбежно влечет за собой признание правовой политики процессом, в ряде случаев юридическим процессом, в котором задействованы многие субъекты (подробнее об этом в третьем параграфе этой части работы).

На заре цивилизации города-государства Шумера (3 тыс. до н.э.), такие как Лагаш, Урук, Ниппур уже демонстрировали известную

экономическую, культурную и правовую политику. Так, согласно источникам, Шумерские государства разрабатывали науку и культуру; письменность (без которой немыслимо право); математику и летосчисление; развивали мифологию и теологию; совершенствовали свое государственное устройство, проводили политику властвующих классов; создавали письменное право;

способствоваливозникновению городов, храмов, ремесла, централизации торговли;

^ ^ 7

частной и коллективной собственности .

Первое развитое классовое государство - рабовладельческий Древний Рим также демонстрирует ясную правовую политику - начиная от принятия первых законов и заканчивая проскрипциями. Обратим внимание на то, что Рим реализует последовательную цепь

7См.: История Древнего мира. Ранняя Древность / Отв.

ред. И.М. Дьяконов. - М.: Наука, 1989. С.59-63 и др.

62

правовых решений, дающих основания для их обозначения как правовой политики. В результате Рим создал классическое классовое право.

Правовая политика Рима носила как общий, глобально-государственный

характер, так и частно-правовой. Последнее, например, проявлялось в семейно-правовых отношениях. В частности, во времена Римской империи государство с^иге признавало конкубинат - форму гражданского сожительства-брака. В этой связи М.Вебер пишет, что «конкубинат был совершенно признан правом, особенно для солдат, которым запрещались браки, и для сенаторов, у которых брачный рынок был ограничен по сословным причинам8». Начиная с реформ Сервия Туллия (VI в. до н.э.), принявших, по мнению Ф.Энгельса, форму

9

«политической революции» , до первой попытки государства осуществить кодификацию права - Дигест императора Юстиниана (пер. пол.VI в. н.э.)10 - во все эти периоды мы можем утверждать о постоянных и небезуспешных попытках государства и государственной власти осуществлять свою правовую политику.

Средние века обнажают связь государства и права, реализацию самостоятельной правовой политики еще более отчетливо. Так, на примере средневековой Германии можно увидеть попытку проведения собственной правовой политики. В частности, это выражалось в попытке в XIII в. систематизировать обычное право германцев в рамках отдельных государственно-территориальных образований. Систематизация, как правило, производилась с учетом норм, сформулированных в актах имперских

^ебер М. История хозяйства. Биржа и ее значение / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса. М.: «Гиперборея», «Каучуково поле», 2007. С.54.

9

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной

собственности и государства. М.: Изд-во полит.лит-ры.

1983. С.106. ю

См.: Машкин Н.А. История Древнего Рима. - М.: ОГИЗ: Государственное изд-во политической литературы. 1948. С.577-579; Новицкий И.Б. Основы Римского гражданского права. - М.: Изд-во «Зерцало», 2007. С.28-31 и др.

властей, а также материалов судебной практики.

Самым известным сборником подобного рода является т. н. «Саксонское зерцало» (Sachsenspiegel), составленное судьей (представителем государства!) Эйке фон Репговым, выходцем из рыцарского сословия. Создан документ ок. 1230 г. «Саксонское зерцало»

представляло собой неофициальную запись (в оригинале - на латинском языке) феодальных обычаев и судебных решений, действовавших в северо-восточных областях Германии. Правовая

правоприменительная политика в Германии позволяла «Саксонское зерцало» применять в судах на протяжении 600 лет! В некоторых землях Германии ссылки на него делались вплоть до конца XIX века11.

Последовательную правовую

политику в период капитализма можно увидеть на примере правового регулирования Британским государством брачно-семейных отношений в XVII-XVIII столетиях. Английское семейное право долгое время испытывало влияние феодальных пережитков, сохранялась церковная форма брака. Общим правилом для всех европейских стран и Британии XVII столетия был правовой запрет на расторжение официального брака. Исключения начались в конце XVII столетия в связи с делом лорда Росса, чей развод был санкционирован Парламентом. Следующий аналогичный случай произошел в 1700г. (дело герцога Норфолка)12. Эти примеры были исключениями вплоть до 1857г., «когда в Англии был впервые допущен юридический развод, было вынесено около

ПЭ. Аннерс пишет: «... Таким образом, сформировался

жанр правовой литературы, оказавший большое влияние

на законотворчество и судебную практику». См.: Аннерс

Э. История европейского права (пер. сошведского). М.:

Наука, 1994. С. 191. Добавим, что использование

Судебника - это уже не только и даже не столько

«правовая литература», сколько авторитетный источник

права, средство реализации правовой политики,

применяемое официальными органами государства.

12

См. подробнее: Хазова O.A. Брак и развод в буржуазном семейном праве (сравнительно-правовой анализ). -М.: Наука, 1988. С.111-112. 63

300 частных парламентских актов о расторжении брака»13.

В дальнейшем только с 1836г. развивается форма гражданского брака и форма брака выбирается будущими супругами. В имущественных правах жена была достаточно ограничена. Право управления и распоряжения супружеским имуществом принадлежало мужу, жена не являлась субъектом права.

Для признания типичности правовой политики буржуазных государств в области брачно-семейных отношений обратимся к эмпирическому материалу, предоставляемому Кодексом Наполеона (Французский гражданский кодекс 1804г.).

Для данного закона характерно полновластие мужа и отца, ограниченная правоспособность и недееспособность замужней женщины. Прогрессом по сравнению с опытом Британии являлось то, что допускался светский брак и развод как социальный и юридический институт.

Кодекс Наполеона рассматривал брак как договор, и потому взаимное согласие супругов - первое необходимое условие для заключения брака. Кроме того, необходимо было достичь брачного возраста (для мужчин - 18, для женщин -15 лет), не состоять в другом браке. Для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год), требовалось согласие на брак родителей.

Кодекс допускает развод вследствие следующих причин: а) прелюбодеяние; муж всегда может требовать развода по этой причине, жена - если муж содержал свою сожительницу в общем доме; б) злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; в) присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; г) взаимное и упорное несогласие супругов (ст.229-233 ФГК).

Имущественные отношения

супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. Кодекс устанавливал ряд

13Тамже. С. 112.

имущественных режимов - на выбор будущих супругов. Но по общему правилу, если в брачном договоре специально не предусмотрено иного, имущество жены поступает в управление мужа и тот распоряжается доходами с этого имущества. Одной из важнейших прерогатив мужа в качестве главы семьи является осуществление отцовской власти. Согласно ст.372 ФГК несовершеннолетние дети находятся под властью родителей до совершеннолетия или до освобождения из-под власти. Однако отец один осуществляет эту власть во время брака.

В дальнейшем правовая политика в области семейных отношений

продолжалась оставаться достаточно консервативной. Лишь в конце XIX -начале XX в. в ФГК были внесены изменения, касающиеся порядка заключения брака: уничтожены некоторые формальности, мешающие заключению брака: урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком: мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.

В 1816г. был отменен развод. В 1884г. он восстанавливается, но уже в новом виде. Развод рассматривается как санкция за виновное поведение супруга, поэтому не восстановлен развод по взаимному согласию.

ФГК ликвидировал также феодальную систему наследования. В 1917 г. круг законных наследников был ограничен 6-й степенью родства14.

Еще один убедительныйпример правовой политики можно обнаружить в реальных явлениях политики государства в современной России. Поскольку мы исходим из идеи, что правовая политика может «захватывать» сразу несколько элементов, а именно, государство (его органы), законодательные решения (оформляющие политическую волю»), и, наконец, объекты правовой политики

14

См.: Арисов H.H. Французский гражданский кодекс 1804. М., 1972. Французский гражданский кодекс /Ассоциация юридический центр; Пер. с фр. A.A. Жуковской, Г.А. Панковской; Науч. ред. и предисл. Д.Г. Лаврова. СПб. Юридический центр Пресс,2004. Захватаев В. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). - Киев: Изд-во Истина, 2006. 64

(учреждения государства, общественные союзы, индивиды, общество в целом и т.д.), то, применяя этот подход, мы без особого труда можем «выхватить» из политического процесса России соответствующие акты правовой политики.

Например, можно проследить изменение правовой политики государства в отношении лиц, осуществлявших управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Мы можем убедиться в ужесточении правовой политики в отношении указанной категории лиц.

В своем исследовании правовой политики намеренно берем только фактыправовой политики, по которым можно сделать определенные выводы о направленности ее деятельности и содержании, одновременно избегая внести в этот набор фактов какую-то этическую оценку. Сухое изложение фактов правовой политики позволяет обратить внимание на следующее значимое обстоятельство, а именно то, что правовая политика всегда есть цепь последовательных (либо в какой-то части противоречивых) актов политической воли, политико-правовой деятельности, «обернутой» в форму правовых решений. Вопросы сущности принятия решений уже рассматривались в научной литературе15, здесь же отметим следующее. Есть все основания для важного вывода о том, что правовая политика есть деятельность, «растянутая» во времени. В научной литературе, к слову, уже высказано мнение (Ю.А. Тихомиров), согласно которому к праву нужно подходить с учетом циклов временного характера. Для этого предлагается использовать категорию «цикл развития права», под которой понимается «относительно устойчивый временной и содержательный период развития правовой сферы,

характеризующийся постепенными и последовательными действиями субъектов права по достижению стратегических

15

См.: Дегтярев A.A. Механизм принятия политических решений: попытка разработки комплексной модели // Российская политическая наука / Под ред. А.И.Соловьева. В 5 томах. Том 5. 1995-2006. - М.: Роспэн, 2008. С.230-247.

целей»16. В общем, это предложение заслуживает поддержки, тем более что, как видно из приведенных выше примеров, правовая политика тоже может характеризоваться как устойчивая во времени и последовательная по содержанию система решений,

принимаемых форму властных актов.

Итак, в течение всей своей истории государство и его органы, иные институты на всех уровнях принимая решения, тем самым реализуют определенную политику. Разная по субъектному составу, содержанию, направленности,

эффективности, она, тем не менее, должна быть признана правовой политикой, постольку, поскольку любые решения государства облекаются вправовую форму.

Таким образом, правовая политика в реальной правовой жизни имеет следующие основные правовые формы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Правотворческая форма правовой политики выражается в установлении приоритетов правового регулирования, а также в форме последовательного ряда актов-действий, направленных на создание норм права, или изменении уже созданных норм и нормативных актов. Академик В.М. Чхиквадзе считал правотворчество «важной отраслью государственной

17 „

деятельности» . С этой оценкой следует согласиться. Правотворческая деятельность, взятая как тенденция, образует правовую правотворческуюполитику. Это говорит о роли правительства как активного субъекта правовой политики18. Также в этой форме правовая политика может осуществляться не только правительством, но и другими субъектами правотворчества - народом (на референдуме), главой государства (через принятие подзаконных правовых актов)министерствами, местными органами

16Тихомиров Ю.А. Указ. соч.. С.6.

17

Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. М.: Юрид. лит., 1967. С.364.

18Активная правовая политика правительств в осуществлении правотворчества отмечается многими исследователями. Эта тенденция сохраняется во многих странах мира. См. подробнее: Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М.: Наука, 1987. С.50-53; Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Материалы междунар. семинара. - М.: Издание Государственной Думы. 1998. С.13-28. 65

власти и управления (локальное правотворчество)19.

2. Правоприменительная форма правовой политики. Она является не менее важной формой, чем правотворческая. Глубинной и определяющей основой правоприменения является управленческая природа деятельности органов государства. В теории государства и права рассматривают применение права как самостоятельную категорию

юриспруденции, не увязывая ее, при этом, с содержательными аспектами

правоприменения. Это, вообщем, верный подход, который принес определенные

позитивные теоретико-правовые научные

20

результаты .

К настоящему времени в общей теории государства и права сформирована частная теория правоприменения21. Адепты этой теории много внимания уделили управленческим,

социологическим, психологическим

аспектам правоприменения, но, на наш взгляд, очень мало внимания в их исследованиях уделялось рассмотрению применения права с точки зрения правовой политики государства. Если

рассматривать этот вопрос в более широком контексте, становится очевидным, что, когда органы государства применяют право по различным вопросам деятельности, они не могут не выстраивать определенную политику в той или иной сфере, или, по меньшей мере, делать

19

См.: Антонова Л.И. Локальное правовое

регулирование. Л. Изд-во Лениградского ун-та, 1985.

20См.: Лебедев П.Н. Применение права в управленческом

процессе: Теоретико-познавательный аспект

//Правоведение. 1986. №2. С.30-37; Синюков В.Н.,

Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы

правореализации. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995.

Веркиенко, Л.В. Применение права органами

исполнительной власти Российской Федерации: Автореф.

дисс. ... соиск. уч. ст. канд. юрид. наук.

М.2002.Яковлев В.Ф. Системное применение права //

Законодательство. 2007. №5.

21

Шершеневич, Г.Ф. Применение права // Юридический консультант. 2004. №9. С.15-34; Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972; Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск: СЮИ, 1973; Бро Ю.И. Проблемы применения советского права. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1980; Григорьев Ф.А. Акты применения права. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995;

определенные шаги по разрешению проблем в этом направлении.

Правоприменительная правовая политика, (как и правотворческая правовая политика) предполагает принятие последовательной логической цепи юридических решений органов государства, связанной с решением той или иной проблемы.

3 .Правоохранительная форма

правовой политики предполагает специально-целевую деятельность

государства (а точнее его правоохранительных органов, органов социального контроля), выражающуюся в охране общественных отношений, урегулированных правом, в защите индивида и гражданского общества, в целом, от правонарушений, а также в привлечении виновных субъектов к ответственности. Реализуя эти цели, органы, для которых эта деятельность является основной, а именно - судебные и арбитражные органы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны и т.д. осуществляют правовую политику - как в рамках собственного ведомства, так и вовне - в отношении индивидов. В последнем случае правовая политика может выражаться в последовательной системе выносимых юридических решений.

4. Контрольно-надзорная форма правовой политики выражается

всовершении юридических действий по наблюдению и проверке соответствия исполнения и соблюдения

подконтрольными субъектами правовых предписаний и пресечения правонарушений определенными организационно-правовыми средствами.

Правовым результатом контрольно-надзорной правовой политики является контрольно-правовой акт (решение, постановление, представление,

предостережение, частное определение, сообщение и др.), который

содержитпредписания констатирующего порядка, т.е. установленные вследствие проверки положительные моменты, а наряду с ними правоохранительные предписания по устранению

обнаруженных правонарушений.

5. Учредительная форма правовой политики. Учредительная деятельность-это правовая форма деятельности государства, которая выражается в реализации на основе норм материального права полномочий по формированию (преобразованию) или ликвидации органов государства, их структурных

подразделений, должностных лиц.

Одно из важных направлений правовой учредительной деятельности -кадровое обеспечение всех звеньев государственной власти и управления. Определяющей стадией учредительной деятельности является избирательный процесс, состоящий в реализации избирательных прав граждан по формированию представительных органов государства и высших должностных лиц.

Необходимо обратить внимание на то, что правовая деятельность, протекающая в изложенных формах, имеет стадиисвоего осуществления.

Может ли правовая политика осуществляться в неправовых формах? Традиционно, к неправовым формам деятельности государства относят, прежде всего, чисто организационную

деятельность, не требующую строгого юридического оформления, не связанную с совершением юридически значимых действий, которые влекут за собой правовые последствия. Однако, это не означает, что организационная деятельность никак не может регулироваться правом. Она подзаконна и осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Осуществление организационных действий - это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки. Не случайно, в литературе отмечается, что публичные решения, лежащие в основе политики, могут быть политико-управлеческими и рутинно-

22

техническими , в силу чего первые принимают правовую форму, вторые - нет.

Изложенные выше реальные факты правовой политики и теоретические обобщения, которые вытекают из этих фактов, приводят к мысли о том, что, во-первьгх, правовая политика - это реальный феномен, который выражается в целой совокупности государственно-властных решений, обнимаемых общим

теоретическим понятием «правовая политика», во-вторых, в силу того, что правовая политика является специфическим правовым и политическим одновременно явлением, этот феномен «являет себя» в следующих пятиформах: 1) правотворческая форма; 2) правоприменительная форма; 3) правоохранительная форма; 4) контрольно-надзорная форма; 5) учредительная форма правовой политики.

Наконец, в-третьих, проникая в своем познании в сущность правовой политики, мы не должны забывать, что правовая политика (и в этом ее коренное отличие от экономической, национальной, культурной политики) заключается в том, что такая правовая политика может протекать исключительно в тех формах, о которых мы сказали выше. Если деятельность государства или его органов протекает иначе, чем в вышеобозначенных формах, то это позволяют усомниться в характеристике такой деятельности в качестве правовой политики.

См.: Дегтярев А.А. Указ.соч. С.237.

ТТЛ

ш

Пристатейный библиографический список:

1. Аннерс Э. История европейского права (пер. со шведского). - М.: Наука, 1994.

2. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. - Л: Изд-во Лениградского унта, 1985.

3. Арисов H.H. Французский гражданский кодекс 1804. -М., 1972.

4. Баймаханов, М.Т.-М. Противоречия в развитии правовой надстройки социалистического общества и пути их преодоления: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - Алма-Ата, 1972;Фаткуллин Ф.Н. Проблемы общей теории правовой надстройки. - Казань: Изд-во КГУ, 1980.

5. Бро Ю.И. Проблемы применения советского права. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1980.

6. Варьяс М.Ю. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: теологический аспект // Общественные науки и современность. 1993. №5.

7. Веркиенко Л.В. Применение права органами исполнительной власти Российской Федерации: Автореф. дисс. ... соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М.2002.

8. Вебер М. История хозяйства. Биржа и ее значение / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса. М.: «Гиперборея», «Каучуково поле», 2007.

9. Григорьев Ф.А. Акты применения права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995.

10. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск: СЮИ, 1973.

11. Дегтярев A.A. Механизм принятия политических решений: попытка разработки комплексной модели // Российская политическая наука / Под ред. А.И. Соловьева. В 5 томах. Том 5. 1995-2006. М.: Роспэн, 2008.

12. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

13. Захватаев В. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). Киев: Изд-во Истина, 2006.

14. История Древнего мира. Ранняя Древность / Отв. ред. И.М. Дьяконов. М.: Наука, 1989.

15. Козулин АИ. Роль органов юстиции в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации // Государство и право. 2007. №6.

16. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.

17. Лебедев П.Н. Применение права в управленческом процессе: Теоретико-

познавательный аспект //Правоведение. 1986. №2.

18. Матузов НИ. Правовая системаи личность. Изд-во Саратовского ун-та. 1987.

19. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М.: Зерцало-М ИКД, 2008.

20. Малько A.B. Правовая жизнь // Общественные науки и современность. 1999. №6. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. №5.

21. Малько A.B. Правовая жизнь: постановка проблемы, понятие, признаки, виды // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. Саратов. Изд-во Саратовской госуд. акад. права, 2005.

22. МашкинН.А. История Древнего Рима. -М.: ОГИЗ: Государственное изд-во политической литературы. 1948.

23. Новицкий И.Б. Основы Римского гражданского права. М.: Изд-во «Зерцало». 2007.

24. Правовая система социализма: В 2 кн. / Под ред. A.M. Васильева: Кн.1. Понятие, структура, социальные связи. М., Юридическая литература. 1986. Кн.2. Функционирование и развитие. - М., Юридическая литература. 1987.

25. Раянов Ф.М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность// Право и политика. - М.: 2004. №12.

26. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995.

27. Французский гражданский кодекс / Ассоциация юридический центр; Пер. с фр. A.A. Жуковской, Г.А. Пашковской; Науч. ред. и предисл. Д.Г. Лаврова. СПб.:Юридический центр Пресс, 2004.

28. Хазова O.A. Брак и развод в буржуазном семейном праве (сравнительно-правовой анализ). М.: Наука, 1988.

29. Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. М.: Юрид. лит, 1967.

30. Шершеневич, Г. Ф. Применение права // Юридический консультант. 2004. №9.

31. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Изд-во полит.лит-ры. 1983.

32. Яковлев В.Ф. Системное применение права// Законодательство. 2007. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.