Научная статья на тему 'Значение подготовки кадров высшей квалификации для развития экономики страны'

Значение подготовки кадров высшей квалификации для развития экономики страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
graduate school / Science / scientific workers / подготовка научных кадров / аспирантура / наука / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ / scientific staff training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Ангелина Олеговна

Исследования показывают наличие зависимости между развитием науки и экономики государ- ства. В статье представлен ретроспективный обзор развития подготовки кадров высшей квали- фикации, проведен анализ регионального аспекта развития современной науки. Описаны принци- пы разработки схемы диверсификации финансирования высших учебных заведений и представлен сравнительно-сопоставительный анализ вариантов развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Ангелина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researches show the presence of dependence between the development of science and the states economy. The article presents a retrospective review of training of personnel with the high qualification, the analysis of the regional aspect of development of modern science. The authors described the principles of developing of a scheme of a diversification of financing higher education and presented the comparative analysis of the options of the development of higher education.

Текст научной работы на тему «Значение подготовки кадров высшей квалификации для развития экономики страны»

НАУКА

УДК 378.048.2

ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

I Ковальчук Ангелина Олеговна, начальник центра международных программ, aok@land.ru,

I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Researches show the presence of dependence between the development of science and the state’s economy. The article presents a retrospective review of training of personnel with the high qualification, the analysis of the regional aspect of development of modern science. The authors described the principles of developing of a scheme of a diversification of financing higher education and presented the comparative analysis of the options of the development of higher education.

Исследования показывают наличие зависимости между развитием науки и экономики государства. В статье представлен ретроспективный обзор развития подготовки кадров высшей квалификации, проведен анализ регионального аспекта развития современной науки. Описаны принципы разработки схемы диверсификации финансирования высших учебных заведений и представлен сравнительно-сопоставительный анализ вариантов развития высшей школы.

Keywords: Scientific Staff Training, graduate school, science, scientific workers Ключевые слова: подготовка научных кадров, аспирантура, наука, научные работники

По мнению ряда ученых и практиков, существует корреляция между богатством страны и качеством ее науки. Проверка по основным развитым странам Запада для 1979 года показала, что имеется существенная корреляция между душевым ВВП и числом публикаций на душу населения (г=0.766) [5]. Еще большая корреляция обнаруживается между величиной относительного индекса цитирования и душевым ВВП для 1979 года (г=0.94) [5].

J.D. Frame обнаружил сильную корреляцию между числом патентов на душу населения и душевым ВВП: коэффициент корреляции между процентом ВВП, тратящегося на науку, и душевым ВВП в 1985 году составил 0.739, эта закономерность выполнялась и для 1965 года (г=0.677) [5].

СССР ускоренно наращивал финансирование науки и это, несмотря на все недостатки внедрения научных результатов, давало свой результат. Хотя точные цифры затрат на науку в СССР не публиковались из-за существенной доли ресурсов, идущих на военную науку, тем не менее о финансировании науки можно судить по росту числа научных сотрудников

и аспирантов, который хорошо коррелирует с темпами прироста национального дохода (табл. 1).

Как видно из табл. 1, численность научных работников с 1950 по 1965 увеличилась более чем в 4 раза, а с 1950 до 1975 — более, чем в 7 раз, тем не менее в дальнейшем резервы роста кадров для промышленности были исчерпаны и возникла конкуренция за кадры. За весь период 1955—1986 г. наибольший прирост кандидатов и докторов был в 1966—1970 годах [2]. Та же закономерность резкого увеличения финансирования подготовки научных кадров (в данном случае аспирантов) в 1960—1965 годах видна из табл. 2.

В СССР количество аспирантов и научных сотрудников было прямо пропорционально затратам на науку, потому что финансирование шло через централизованное выделение ставок. До 1956 года в стране около 3 лет существовала докторантура, которая была в целом успешной и до сих пор непонятна причина ее закрытия. Более того, в последние годы существования СССР докторантура была восстановлена и дала успешный опыт.

51

НАУКА

Если бы сложившиеся в 60-е годы роста доли науки в общем числе занятых в экономике сохранились в течение следующих 15 лет, то к 1985 году в ней было бы занято более 8%. В СССР в 1985 году эта доля составила лишь 4% [2]. С 1967 года темпы развития аспирантуры стали отставать от темпов увеличение количества научных работников. Причем аспирантура даже сократилась, особенно очная. Другими словами, качество подготовки научных кадров стало падать, и их прирост замедлился [2].

Существенный вред развитию науки в последние годы существования СССР нанесли неверные приоритеты в области вознаграждения за труд. Если до 1967 года средняя зарплата в сфере науки была на первом месте среди отраслей промышленности, после 1967 года она стала постепенно уменьшаться относительно уровня зарплаты в других отраслях. В 1989 году уровень средней зарплаты в науке уже был на 3—4 месте. Напротив, в 1950—1960 годах

сельское хозяйство было на последнем месте по уровню средней зарплаты. В 1988 году оно уже было на 5 месте, став сразу за научными работниками [2]. Из-за прекращения роста числа научных кадров остановился и должностной рост молодых научных сотрудников в 1988 году. Это вызвало потерю мотивации к научной деятельности. В конце советской эры произошло ослабление у значительной части научных работников мотивов к поддержанию высокого методического уровня своей работы [1].

Если в 1971 году размер аспирантской стипендии составлял 67—79% от средней зарплаты по стране, то к 1985 году он уменьшился до 45— 53%. Лишь в 1987 году размеры аспирантской стипендии были увеличены на 30—50%. Снижение престижа труда в науке в 70—80-х годах оказало влияние на приток кадров [2]. Конкурс в аспирантуру практически отсутствовал. Лишь в 1987 году удалось решить вопрос повышения аспирантской стипендии.

Таблица 1

Среднегодовые темпы прироста численности научных работников и прироста национального дохода [2, 6, 7]

Годы Темпы прироста численности научных работников(%) Темпы прироста национального дохода (%)

1950—1960 8,1 10,3* н/о**

1960—1970 10,1 7,1* 7,3**

1970—1980 4,1 4,2* 4,84**

1980—1990 1,4 2 1* 2 1**

Число аспирантов [2, 3]

Таблица 2

Год Число аспирантов в СССР (тыс. чел.)

1950 21,9

1955 29,4

1960 36,8

1965 90,3

1970 99,4

1975 95,7

1980 96,8

1985 97,4

1986 96,1

1987 95,6

1988 97,6

1989 95,3

2008 88,4

52

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№2

Значение подготовки кадров высшей квалификации для развития экономики страны

К концу советской власти СССР все больше отставал от США в области науки. Так, доля занятых в науке в США в 1986 году составила 1,14%, а в СССР — только 0,55%, то есть в 2 раза меньше [2]. Почему же тогда СССР в течение последних 10 лет (1978—1987 годы) давал стабильный рост ВВП? Дело в том, что включился в действие еще один фактор — хорошо поставленное образование. Доказано, что долгосрочный экономический рост почти полностью является производным увеличения производительности труда. Этот рост на 30% обусловлен увеличением инвестирования капитала, на 30% улучшением образования, то есть ростом человеческого капитала и на 30% прогрессом в технологии [5].

В современном развитии науки, в процессе реализации программ и проектов развития системы подготовки кадров высшей квалификации в современных российских условиях особое место занимает идея регионализации. Повышение экономической и политической самостоятельности регионов требует адекватного развития науки и образования. Создание и развитие «региональной» науки и образования неэффективно, как показала практика, поэтому на первый план выходят задачи поддержания уже существующих в регионах структур. Наиболее действенным предстает вариант создания учреждений образования и науки по принципу «двойного соучредительства», когда наряду с федеральными органами власти в качестве учредителей выступают региональные органы власти. Выполнение региональных научно-технических программ способствует укреплению экспериментальной базы вузов, развитию их научного и производственного потенциала, содействует сохранению и укреплению научных коллективов, росту квалификации и, наконец, образования и культуры. Первоочередная задача любого вуза — это подготовка специалистов, прежде всего, для своего региона. Если он справляется с этой задачей, следом идет подготовка кадров для других регионов, иностранных студентов и аспирантов.

По мнению Г.Ф. Шафранова-Куцева, ректора Тюменского государственного университета, становление и развитие цивилизованного федерализма является фундаментальной основой государственной региональной политики для всех органов власти и регулирования их отношений во всех сферах общественной жизни. Поэтому региональная политика в об-

ласти образования — это хотя и специфическая, но лишь составная часть общей государственной региональной политики Российской Федерации. Сущность новой государственной региональной политики в области профессионального образования заключается в постепенном переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования и, соответственно, от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управлению учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования [4]. Учеными Тюменского госуниверситета за последние несколько лет на основе выполненных исследований были подготовлены научные отчеты по региональным моделям образования в условиях перехода к рыночной экономике, проблемам подготовки предпринимателей для наукоемких сфер экономики, вопросам организационно-правовых отношений вузов с региональными органами государственной власти и местного самоуправления и некоторые другие.

Для обобщения опыта формирования региональной политики, разработки концептуальных вопросов современного федерализма, изучения вопросов комплексного развития субъектов федерации при Мордовском госуниверситете в 1991 году был создан научноисследовательский институт регионологии, а с 1992 года издается новый научный журнал «Регионология». Тенденция регионализации в деятельности вузов просматривается в их более целенаправленной работе на конкретный регион: научные исследования, разработка и реализация наукоемких и информационных технологий через технопарки, подготовка и повышение квалификации кадров и т. п.

В последние годы по самым различным причинам резко сократилась учебная миграция молодежи, практически сошла на нет практика направления молодых специалистов из столичных вузов в регионы. Поэтому деятельность большинства высших учебных заведений, кроме небольшого числа творческих и обслуживающих потребности военно-промышленного комплекса, получила определенные территориальные рамки, как правило, в границах административно-территориальных образований — республик, краев, областей.

Получила распространение практика заключения целевых договоров между вузами

53

НАУКА

и органами государственной власти субъектов федерации на подготовку специалистов за счет местных бюджетов, помимо федеральных контрольных цифр. Более того, в ряде субъектов Российской Федерации вузы полностью переводятся на финансирование из местных бюджетов. Степень децентрализации управления высшим профессиональным образованием определяется, в основном, соотношением источников финансирования. Чем в большей мере финансовая подпитка вузов осуществляется за счет бюджетов субъектов Федерации, тем в большей степени местные органы власти реализуют региональный подход в управлении процессами функционирования высшей школы региона. Но процесс перераспределения полномочий по управлению высшей профессиональной школой федеральными и региональными органами управления складывается непросто, и ситуация здесь определяется не только финансовой стороной дела. Можно полагать, что вузовскую элиту вполне устроила бы ситуация, когда получение инвестиций из местных бюджетов сопровождалось бы управлением из федерального центра.

При выработке схемы диверсификации финансирования высших учебных заведений можно было бы руководствоваться следующими принципами. Финансирование фундаментальных научных исследований, части прикладных разработок в рамках федеральных научных программ на конкурсной основе, научно-методическое обеспечение (разработка новых учебников, новых информационных технологий, федеральных государственных стандартов высшего образования), подготовка аспирантов и докторантов, а возможно и гарантированный законодательством минимум зарплаты относить на расходы федерального правительства. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов федерации, а в некоторых случаях и муниципальных образований, могли бы финансировать содержание и развитие материальной базы вузов и всей инфраструктуры вузов, возможно, интегрируя ее в рамках одной организационной структуры по примеру центров академической науки. На них же стоит возложить обеспечение необходимой степени социальной защищенности сотрудников и студентов высших учебных заведений с учетом региональных особенностей качества жизни и уровня доходов населения. Разумеется, при таком варианте финансиро-

вания высшего профессионального образования потребуется вводить местные налоги на содержание общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, возможно, применяемые во многих странах личные образовательные кредиты. Не исключается вариант субвенций из федерального бюджета на содержание вузов для дотационных регионов. Передача значительной части финансирования высшей школы субъектам федерации, по нашим расчетам, до половины годового бюджета, будет стимулировать интеграцию небольших вузов, отраслевых научно-исследовательских структур в крупные научно-учебные центры, переход к многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Только за счет такой интеграции можно будет иметь значительный эффект от более рационального использования центров информационных технологий, библиотечных фондов, приборного парка, транспорта, учебных зданий и всей накопленной социальной инфраструктуры учебных заведений. Переход к децентрализованной системе финансирования профессионального образования позволит быстрее интегрировать в систему высшего образования часть техникумов и профессионально-технических училищ, создавая на их базе колледжи как первые ступени высшего профессионального образования. При таком варианте можно будет энергичней создавать филиалы вузов в разных городах региона, приближать профессиональное образование к месту жительства потенциальных абитуриентов, интенсивней развивать дистантные формы профессионального образования, используя региональные информационные ресурсы.

В последние годы университетизация многих российских вузов заняла ведущее место в региональной структурной перестройке высшего профессионального образования. И, прежде всего, потому, что она по своему характеру предполагает межотраслевую интеграцию различных направлений подготовки специалистов, научной и гуманитарной деятельности. Если институты как ведущая организационная форма высшего профессионального образования были в основном ориентированы на обеспечение специалистами и научными исследованиями в основном отраслей экономики и культуры, то университеты изначально ориентированы на обслуживание всего социума: страны, народа, региона.

54 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Значение подготовки кадров высшей квалификации для развития экономики страны

Об эффективности такого варианта развития высшей школы свидетельствует отечественный опыт университетов в национально-государственных образованиях России, формирование в некоторых республиках региональных университетов как центров науки, культуры, образования. Такой сценарий университетского развития успешно реализуется в Петрозаводском, Мордовском, Чувашском, Тюменском и некоторых других университетах. В центрах большинства крупных регионов сформировались, как правило, не только типичные для России классические университеты, но и экономические, юридические вузы и даже институты иностранных языков и физической культуры. Такой набор вузов характерен для Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска и других региональных центров Урала и Сибири.

Необходимость решения большинства экономических и социальных вопросов на региональном и муниципальном уровне предполагает более эффективное использование демографического и интеллектуального потенциала территорий, разработку специальных целевых проектов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, включающих в себя изучение возможностей и предпосылок развития высшей профессиональной школы региона в условиях экономического и политического реформирования российского общества. При этом важно учитывать опыт и перспективы деятельности высшей школы как одного из факторов социально-политической стабильности, территориальной целостности и устойчивого экономического развития региона.

Опыт подобного сотрудничества был предпринят еще в 2000 году. Такое решение было принято на заседании Совета администрации Краснодарского края, где рассматривался вопрос совершенствования работы с кадрами в АПК края в новых экономических условиях. Соответствующим постановлением главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации края было поручено создать информационные банки резерва кадров, разработать и утвердить программу научных исследований по кадровым и социальным проблемам АПК края. Кроме того, на Совете даны поручения производить персональное распределение выпускников прошедших обучение за счет средств федерального бюджета.

Примером внедрения интеграции научной деятельности и образования является Ступинский район Московской области. Интеграция научной деятельности и образования осуществляется:

— путем участия студентов, преподавателей и сотрудников учебных заведений в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

— через систему подготовки и переподготовки научных кадров в высших учебных заведениях и научных организациях;

— путем создания сети учебно-научных и учебно-производственных комплексов на базе высших учебных заведений, научных организаций и организаций научнопроизводственного комплекса;

— через создание инфраструктуры инновационной деятельности (технопарков, биз-нес-инновационных центров) при высших учебных заведениях и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

— путем использования и передачи научных знаний в образовательном процессе, издания учебных пособий на основе новых методик обучения;

— путем привлечения студентов и преподавателей к участию в научных конкурсах, конференциях, выставках.

Поддержка интеграции научной деятельности и образования в Ступинском районе обеспечивается путем:

— участия Комитета по управлению имуществом администрации Ступинского района в качестве учредителя (соучредителя) научных организаций и образовательных учреждений, учебно-научных центров и других организаций;

— финансирования научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, выполняемых образовательными учреждениями в интересах Ступинского района, содействия проведению конкурсов, выставок, конференций с участием студентов и преподавателей;

— финансирования молодежных научных или образовательных программ;

— учреждения стипендий для студентов, имеющих успехи в учебе и научной деятельности, высших учебных заведений, расположенных на территории Ступинского района.

55

НАУКА

В целях государственной поддержки интеграции научной деятельности и образования осуществляются следующие мероприятия:

— не менее 10 % средств, выделяемых из местного бюджета на поддержку малого предпринимательства, направляются на финансирование образовательных или наукоемких проектов, осуществляемых студентами и аспирантами и выпускниками высших учебных заведений или научными работниками;

— при реализации программ подготовки и переподготовки кадров за счет средств местного бюджета должны привлекаться преподаватели и научные работники государственных образовательных и научных учреждений, расположенных на территории Ступинского района, с расходованием на эти цели не менее 30% средств, направляемых на оплату труда преподавателей. Объем ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах социально-экономического развития Ступинского района, в том числе в рамках долевого финансирования государственных программ Российской Федерации, муници-

пальных программ Ступинского района в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, составляет не менее 1% расходной части местного бюджета без учета внебюджетных фондов, консолидированных в местный бюджет. Проекты муниципальных программ Ступинского района должны предусматривать в объемах финансирования расходы на научно-техническое сопровождение в размере не менее 0,1% от объема средств, выделяемых на реализацию соответствующих муниципальных программ Ступинского района.

Таким образом, доказанная учеными высокая значимость подготовки научных кадров для экономики страны на современном этапе развития России актуализирует проблематику выбора соответствующих задачам социальноэкономического развития схем развития высшей школы. Интеграция системы подготовки научных кадров в региональную экономику показывает важность дифференциации механизмов поддержки высшей школы. Литература

1. Кара Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки. Технология научных исследований. М.: Мысль, 1989.

2. Научные кадры СССР: динамика и структура.

М.: Мысль, 1991.

3. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. СПб., 2008.

4. Шафранов-Куцев Г. Ф. Регионализация высшей школы: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ. 1997. № 3.

5. Kealey Т. 1996. The economic laws of fundamental research, New York, 1996, MacMillan Press.

6. http://old.russ.ru/antolog/inoe/belous. htm. (Дата обращения: 13.02.2011).

7. http://www.scaruffi.com/politics/gdpgrow. html. (Дата обращения: 13.02.2011).

УДК 316.33

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В РОССИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). ЧАСТЬ II

Митюрникова Людмила Антоновна, кандидат социологических наук, доцент, miturnikova@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

The article deals with sociological research of training system of higher education: graduate students and undergraduates of Pushchino State University. The author presents the peculiarities of the domestic training the highest qualificationfor education and science, identifies problems that exist in the national training system of higher education today and the problems hindering the flow of young people in education and science.

56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.