Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России (социологический аспект). Часть II'

Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России (социологический аспект). Часть II Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
563
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
graduates / Undergraduates / respondents / features of training the highest qualification / Sociological research / analysis / socio-psychological climate / social connections and relationships / Молодежь / аспиранты / магистранты / респонденты / особенности подготовки кадров высшей квалификации / социологическое исследование / анализ / Социально-психологический климат / социальные связи и взаимоотношения / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митюрникова Людмила Антоновна

В статье рассмотрены социологические исследования системы подготовки кадров высшей ква- лификации: аспирантов и магистрантов в Пущинском государственном университете, выявлены особенности отечественной подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки, выявлены проблемы, существующие в отечественной системе подготовки кадров высшей квали- фикации на современном этапе и проблемы, тормозящие приток молодежи в образование и науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with sociological research of training system of higher education: graduate students and undergraduates of Pushchino State University. The author presents the peculiarities of the domestic training the highest qualification for education and science, identifies problems that exist in the national training system of higher education today and the problems hindering the flow of young people in education and science.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России (социологический аспект). Часть II»

НАУКА

В целях государственной поддержки интеграции научной деятельности и образования осуществляются следующие мероприятия:

— не менее 10 % средств, выделяемых из местного бюджета на поддержку малого предпринимательства, направляются на финансирование образовательных или наукоемких проектов, осуществляемых студентами и аспирантами и выпускниками высших учебных заведений или научными работниками;

— при реализации программ подготовки и переподготовки кадров за счет средств местного бюджета должны привлекаться преподаватели и научные работники государственных образовательных и научных учреждений, расположенных на территории Ступинского района, с расходованием на эти цели не менее 30% средств, направляемых на оплату труда преподавателей. Объем ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах социально-экономического развития Ступинского района, в том числе в рамках долевого финансирования государственных программ Российской Федерации, муници-

пальных программ Ступинского района в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, составляет не менее 1% расходной части местного бюджета без учета внебюджетных фондов, консолидированных в местный бюджет. Проекты муниципальных программ Ступинского района должны предусматривать в объемах финансирования расходы на научно-техническое сопровождение в размере не менее 0,1% от объема средств, выделяемых на реализацию соответствующих муниципальных программ Ступинского района.

Таким образом, доказанная учеными высокая значимость подготовки научных кадров для экономики страны на современном этапе развития России актуализирует проблематику выбора соответствующих задачам социальноэкономического развития схем развития высшей школы. Интеграция системы подготовки научных кадров в региональную экономику показывает важность дифференциации механизмов поддержки высшей школы. Литература

1. Кара Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки. Технология научных исследований. М.: Мысль, 1989.

2. Научные кадры СССР: динамика и структура.

М.: Мысль, 1991.

3. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. СПб., 2008.

4. Шафранов-Куцев Г. Ф. Регионализация высшей школы: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ. 1997. № 3.

5. Kealey Т. 1996. The economic laws of fundamental research, New York, 1996, MacMillan Press.

6. http://old.russ.ru/antolog/inoe/belous. htm. (Дата обращения: 13.02.2011).

7. http://www.scaruffi.com/politics/gdpgrow. html. (Дата обращения: 13.02.2011).

УДК 316.33

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В РОССИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). ЧАСТЬ II

Митюрникова Людмила Антоновна, кандидат социологических наук, доцент, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

The article deals with sociological research of training system of higher education: graduate students and undergraduates of Pushchino State University. The author presents the peculiarities of the domestic training the highest qualificationfor education and science, identifies problems that exist in the national training system of higher education today and the problems hindering the flow of young people in education and science. 56

56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России

В статье рассмотрены социологические исследования системы подготовки кадров высшей квалификации: аспирантов и магистрантов в Пущинском государственном университете, выявлены особенности отечественной подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки, выявлены проблемы, существующие в отечественной системе подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе и проблемы, тормозящие приток молодежи в образование и науку.

Keywords: youth, graduates, undergraduates, respondents, features of training the highest qualification, sociological research, analysis, socio-psychological climate, social connections and relationships

Ключевые слова: молодежь, аспиранты, магистранты, респонденты, особенности подготовки кадров высшей квалификации, социологическое исследование, анализ, социально-психологический климат, социальные связи и взаимоотношения

Город Пущино — это научный город, уровень трудоустройства молодежи в городе очень низкий, а в силу финансовых затруднений не вся молодежь имеет возможность трудоустроиться в Москве. Но, согласно исследованию, многие аспиранты, прибывшие из других регионов в ПущГУ, имеют интерес остаться в дальнейшем работать именно в Московском регионе, получив определенный статус — «окончание аспирантуры ПущГУ», об этом могут свидетельствовать ответы на вопрос «Какими критериями Вы руководствуетесь при выборе дальнейшей работы?», ответ «Близость к дому» в основном у респондентов занимает последнее, десятое, место.

Как показывают исследования, после окончания аспирантуры студенты, прибывшие из других регионов, рассчитывают на заработную плату в основном в размере от 20 до 50 тыс. руб. (62,5%), студенты из Московского региона рассчитывают на заработную плату в основном от 50 тыс. руб. и выше (22,5%).

Вызывает повышенный интерес анализ показателей, полученных от респондентов на вопрос «К какому социальному слою по уровню жизни Вы себя относите?», — 40% опрошенных аспирантов относят себя как будущие научные работники к среднему слою (средне обеспеченные) и 40% — к низшему слою по уровню жизни (бедные, проживающие на уровне прожиточного минимума), 20% затруднились ответить на этот вопрос. Ни один из опрошенных аспирантов и магистрантов не отнес себя к высшему уровню обеспеченности, хотя за границей научные работники имеют высший социальный статус уровня жизни.

Как показывают результаты социологического исследования, к концу второго курса (15%) по сравнению с первым (10%) аспиранты ПущГУ увеличивают свой потенциал в ре-

шении теоретических вопросов, а вот накопление эмпирического материала на первом курсе идет активнее (37,5%), чем на втором (20%). Самостоятельные исследования на первом курсе были проведены активнее (15%), чем на втором (7%). При этом помощь научного руководителя в подготовке диссертации, публикациях научных результатов и т. д. очень велика, это отметили 65% респондентов. Есть и такие молодые люди, которые полностью самостоятельны в решении вопросов подготовки диссертации, их немного — всего 2,5%. 12,5% респондентов отметили, что хотелось бы получать больше помощи от руководителей диссертаций, 5% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Результаты исследования позволили выявить, что преподавательской деятельностью в основном занимаются профессора и доценты ПущГУ, поэтому аспирантам не приходится заниматься преподавательской деятельностью, так ответили 95% респондентов, 5% респондентов в ближайшее время планируют вести преподавательскую деятельность.

На вопрос «Считаете ли Вы достаточной помощь отдела аспирантуры, докторантуры, соискательства и диссертационных советов университета?» 62,5% респондентов затруднились ответить, 22,5% ответили «Нет», и только 5% респондентов ответили «Да», 10% респондентов ответили «Не всегда».

По данным исследования, основные трудности, которые возникают у аспирантов и магистрантов во время написания диссертации, это «слабая материальная техническая база университета», так ответили 52,5% респондентов, а также 45% респондентов отметили материальные трудности, которые возникают в процессе жизни и деятельности аспирантов в период обучения в ПущГУ. Аспиранты испы-

57

НАУКА

тывают трудности при работе над диссертацией в связи с недостаточным знанием иностранного языка (35% респондентов). 32,5% респондентов отметили плохие жилищные условия, которые оказывают особое влияние на уровень подготовки и написание диссертаций. 62,5% респондентов исследования отметили неудовлетворительную социальную поддержку, оказываемую аспирантам со стороны университета, 27,5% респондентов затруднились ответить, 10% считают социальную поддержку удовлетворительной.

Как показало исследование, определенные трудности при написании диссертаций вызывает отсутствие необходимых материалов и приборов, это отметили 25% респондентов ПущГУ, нехватка средств на само проведение исследования мешает 20% респондентов.

Только 50% аспирантов и магистрантов ПущГУ считают свое состояние здоровья «хорошим», 37,5% — «средним» и 12,5% — «слабым». Такие аналитические показатели и данные вызывают особую тревогу за будущее поколение, поскольку одним из основных элементов качества жизни является здоровье будущего поколения, здоровый образ жизни, здоровое питание и т. д.

На вопрос «Каковы Ваши дальнейшие профессиональные планы?» 42,5% респондентов ответили «Найти высокооплачиваемую работу внутри страны», 27,5% респондентов попытаются найти работу по специальности за рубежом, 7,5% респондентов решили после окончания аспирантуры заменить научную работу на другую, 5% респондентов исследования попытаются найти работу даже не по специальности за рубежом и только 5% намерены работать преподавателем в вузе (это еще раз свидетельствует о низком уровне заработной платы преподавателя и его невысоком статусе в данный период времени в нашем государстве).

Среди аспирантов и магистрантов Пущин-ского государственного университета проводилось изучение социально-психологического климата с целью дальнейшего его совершенствования и создания благоприятной обстановки.

Рассмотрим и проанализируем результаты ответов аспирантов и магистрантов на вопрос «В какой степени Вы удовлетворены следующими сторонами жизни и деятельности Вашего коллектива?» (табл. 1). 58

По результатам анализа ответов респондентов можно сделать следующие выводы: 47% респондентов довольны сплоченностью коллектива, 42% — возможностью открыто выступать с критикой, в основном довольны взаимоотношениями в коллективе — 50%, режимом работы — 51%, организацией досуга — 37%, предъявляемыми требованиями — 58%, взаимоотношениями с руководителем диссертации — 55%, учетом мнений и предложений руководителем — 56%, справедливостью применения наказаний (46%) и поощрений (31%), взаимодействием между отделами — 38%, справедливостью проблем коллектива — 51%. В целом аспиранты и магистранты довольны своей работой в коллективе, это отметили 69% респондентов.

Результаты социологического исследования позволили выявить аспирантов и магистрантов, «не очень довольных» и «недовольных» некоторыми сторонами студенческой жизни и деятельности: «не очень довольны» организацией работы — 35%, перспективами своего роста — 30% респондентов; «не довольны» оплатой работы — 48% респондентов.

Результаты исследования оценки особенностей условий, в которых фактически приходится учиться и работать аспирантам и магистрантам, и определения степени дальнейшего улучшения для достижения более высоких результатов (табл. 2), позволили сделать следующие выводы: аспиранты и магистранты нуждаются в некотором улучшении отношения семьи к жизни и деятельности аспирантов и магистрантов, это отметили 30% респондентов. Как показывает исследование, профессиональная подготовленность аспирантов и магистрантов нуждается в некотором улучшении, этот факт отметили 40% респондентов. Уровень профессиональной подготовленности товарищей, судя по данным исследования, тоже нуждается в некотором улучшении, это отметили 72% респондентов, обмен профессиональным опытом требует некоторого улучшения, это отметили 47% респондентов. 60% респондентов отметили необходимость в некотором улучшении содержания занятий по профессиональной подготовке (табл. 2).

По данным социологического исследования коллектива аспирантов и магистрантов ПущГУ, можно сделать следующие выводы: аспирантам и магистрантам присуще чувство взаимной доброжелательности, этот факт от-

58 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России

метили 74% респондентов. Объективное и доброжелательное отношение руководителей диссертаций отметили 66% респондентов. Чаще всего преобладает всегда равномерное распределение объема нагрузок на каждого члена коллектива — 32% респондентов, чаще всего — 30% респондентов отметили этот факт. Результаты исследования показали, что у аспирантов и магистрантов ПущГУ всегда (34%) и чаще всего (40%) присутствует стремление оказать помощь, охотное согласие на подмену товарища. Судя по ответам, всегда (28%) и чаще всего (52%) преобладают своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций среди аспирантов и магистрантов ПущГУ. Показательно, что судя по результатам социологического исследования, конфликтность между членами коллектива аспирантов и магистрантов низкая, это отметили 66% респондентов, 16% отметили средний уровень конфликтности и 12% респондентов от ответа воздержались (табл. 3).

В процессе социологического исследования было проведено несколько интервью с аспирантами и магистрантами. На вопрос «Какие, по Вашему мнению, необходимы меры по улучшению социально-психологического климата в Вашем коллективе для дальнейшего его совершенствования и создания благоприятной обстановки», были получены следующие ответы:

• повышение социальной защищенности научных работников;

• обеспечение преемственности научной деятельности и восстановление фактически полностью разрушенного механизма воспроизводства научных кадров;

• улучшение материальной технической базы;

• увеличение оплаты труда;

• методы работы с личностью, основанные на комплексном подходе и включающие в себя информационную составляющую, самостоятельное и осознанное согласование профес-

Таблица 1

Степень удовлетворенности жизнью и деятельностью коллектива аспирантов и магистрантов Пущинского государственного университета

Доволен В основном доволен Не очень доволен Не доволен Не могу ответить

1. Взаимоотношениями в коллективе 42% 50% 8% - — - —

2. Результатами своей работы 18% 42 % 38% 2% —

3. Отношениями членов коллектива к выполнению своих обязанностей 30% 50% 12 % %1 2%

4. Организацией работы 26% 32 % 35% 7% —

5. Режимом работы 27% 51% 15 % 7% —

6. Сплоченностью коллектива 47% 41% 6% 4% 2%

7. Организацией досуга 23% 37% 17 % 20% 3%

8. Предъявляемой к Вам требовательностью 34% 58% 8% - — - —

9. Перспективами своего роста 14 % 26% 30% 14 % 16 %

10. Взаимоотношениями с непосредственным руководством 35% 55 % 4% 4% 2%

11. Возможностью открыто выступать с критикой 42% 26% 14% 12% 6%

12. Учетом мнений и предложений руководителя 30% 56% 15% 2% 2%

13. Справедливостью применения наказаний 32% 46% 4% 2% 16 %

1 4. Справедливостью при поощрениях 25% 31% 10 % 12 % 22 %

15. Взаимодействиями между отделами 18% 38% 26% 9% 9%

16. Оплатой Вашей работы 7% 8% 25% 48% 12 %

^.Справедливостью решения проблем коллектива 19% 51% 13 % 7% 10 %

59

НАУКА

сионально-психологических возможностей аспиранта с содержанием и требованиями профессионального труда научных деятелей;

• нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации (повышение уровня мотивации), а также стимулирование деятельности аспирантов и молодых ученых;

• высокий уровень интеллекта, высокий уровень общей культуры и высокий уровень профессиональной культуры каждой личности, а также профессиональной мобильности. Только это может изменить сегодняшний день и привести к повышению качества жизни и гармонизации общества, государства. В дальнейшем все это должно стать частью общенациональной культуры нашего государства.

• создание Центров сообщества молодых ученых (в дальнейшем Центр) при высших учебных заведениях, или лабораторий молодых ученых. Центры сообщества молодых ученых могут быть созданы как при высших учебных заведениях, так и на уровне регионов, с учетом региональной специфики, требований и проблем. В дальнейшем они могут выступать основным связующим звеном для создания современного единого центра новейших технологий России. Центр сообщества молодых ученых можно рассмотреть как третий этап комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, как одного из ряда направлений социального института общества.

Это полностью согласуется с высказыванием Дмитрия Медведева в Послании к Феде-

Таблица 2

Оценка особенностей условий жизни и учебы аспирантов и магистрантов

Нуждается в значительном улучшении Нуждается в некотором улучшении Не нуждается, с этим все в порядке Думаю, что это не влияет

1. Положительное отношение Вашей семьи к Вашей работе 26% 30% 20% 24 %

2. Ваша профессиональная подготовленность сегодня 8% 40% 50% 2%

3. Уровень профессиональной подготовленности товарищей 6% 72 % 16% 6%

4. Обмен профессиональным опытом 31% 47% 16% 6%

5. Содержание занятий по профессиональной подготовке 24 % 60% 14 % 2%

6. Работа с сотрудниками 14 % 46% 36% 4%

Таблица 3

Степень проявления некоторых элементов поведения членов коллектива

Всегда Чаше всего Никогда Иногда Не знаю

1. Чувства взаимной доброжелательности 20% 74% — 6% —

2. Объективное и доброжелательное отношение руководителей (отдела) 32% 66% — 2% —

3. Кулуарное обсуждение принимаемых решений 2 % 27% 8% 45% 18 %

4. Равномерность распределения объема работы на каждого члена коллектива 32% 30% 2% 26% 10 %

5. Стремление оказать помощь охотное согласие на подмену товарища 34% 40% 4% 16 % 6%

6. Своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций 28% 52 % 6% — 18 %

7. Конфликтность между членами коллектива Высокая Выше средней 6% Средняя 16 % Низкая 66% Не знаю 12 %

60 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России

ральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года: «В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных людей создавать новое. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать все, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок. Я надеюсь, что благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности» [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной целью деятельности этих Центров может быть: развитие карьеры молодых ученых, научного молодого потенциала России, развитие высокого уровня творческого потенциала каждой личности, основных профессионально-важных качеств молодых ученых, высокого уровня профессиональной культуры и профессиональной мобильности, где каждая личность будет способна не только к познанию теоретического материала, но и способна творчески мыслить, думать, будет художником своего дела, с глубоким желанием познания как фундаментальной науки, так и прикладной.

Основной задачей Центров или лабораторий при высших учебных заведениях должно быть формирование рабочей команды, рабочих микрогрупп молодых ученых институтов разных направлений для решения поставленных предприятиями и организациями научных задач, разработок и их конечное внедрение в производство на данных предприятиях. Прослеживается сближение предприятий и прикладной науки, создание научных лабораторий на предприятиях не только малого и среднего бизнеса, но и в филиалах крупных предприятий. Организация Центров и развитие малых и средних предприятий, а также филиалов крупных предприятий должно происходить там, где есть наставники научной деятельности и трудовые ресурсы молодых ученых. Именно предприятия должны «идти» к науке. Чтобы не потерять мо-

лодых специалистов, необходимо разрешить в первую очередь вопрос с общежитиями для молодых ученых, которые в дальнейшем будут работать в данном регионе и на данном предприятии. Центр при высших учебных заведениях в дальнейшем может явиться одним из источников потенциальных возможностей для использования имеющихся трудовых ресурсов, мест приложения труда и интеллекта будущих молодых ученых. Здесь также просматривается и значительное оживление научных городов.

Перечислим основные функции Центра сообщества молодых ученых при высших учебных заведениях:

1) интегративная, которая включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием деятельности Центра сообщества молодых ученых, направленной на достижение одной цели: выполнение научного заказа для предприятия и непосредственное его внедрение в производство. Интеграция в Центре сообщества молодых ученых сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов;

2) функция социализации молодежи, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение норм профессиональной культуры и освоение социальных ролей);

3) коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи Центра имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему иституционализированных ролей;

4) функции определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений, которые вырабатывают систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение молодых ученых на рынке труда;

5) регулятивная функция, которая состоит в том, что Центр обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества, человек всегда сталкивается с институтом, регла-

61

НАУКА

ментирующим его поведение в этой области и сфере отношений;

6) транслирующая функция проявляется в процессе социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения ценностей, норм и образцов поведения.

Одними из основных функций Центра сообщества молодых ученых также являются регулирующая и социальная функции, важнейшим результатом реализации которых является плавный переход аспирантов и магистрантов из научной деятельности в сферу производства, а также слияние прикладной науки и производства. Социальная функция проявляется в сглаживании неравенства социальных и других групп, в социальном страховании молодежи по безработице.

Возможно, что создание таких Центров будет держаться сначала только на очень сильных людях, но через несколько лет именно из таких Центров будут выходить хорошие кадры для фундаментальной и прикладной науки, хорошие специалисты своего дела, которые в дальнейшем могут сами руководить подобными Центрами. Центры сообщества молодых ученых должны создаваться по разным направлениям, учитывая все требования различных направлений Российской экономики.

В создании Центров просматривается заинтересованность и тесная взаимосвязь государства, бизнеса (предпринимателей, российских и зарубежных инвесторов, в силу того, что наука имеет мировое значение) и общественных организаций, должна быть создана экспертная комиссия в данной области. Взаимоотношения, возникающие в процессе взаимодействия Центра сообщества молодых ученых с государством, социальными институтами государства, предприятиями, общественными организациями и самой личностью молодого ученого могут оказать большое влияние на качество жизни и гармонизацию общества. Здесь просматривается оптимальное сочетание интересов личности, социальных институтов с интересами государства, руководителями предприятий, организаций и инвесторов.

В заключение еще раз хочется обратиться к словам президента России Дмитрия Медведева: «Третий системный шаг, который мы должны совершить: мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государствен- 62

ном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития. Инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни» [1].

Центры сообщества молодых ученых при высших учебных заведениях или на уровне регионов в дальнейшем могут быть связующим звеном для создания современного мощного центра исследований и разработок, единого технологического центра России (единого центра новейших технологий России).

Научные руководители университетов вкладывают в аспирантов не только теоретические и практические познания, но и душу, без этого нельзя воспитать настоящую творческую личность, будущего молодого ученого. Только российские истинно творческие научные деятели способны находиться на низком уровне жизненного существования и творить, думать, работать, продвигать науку вперед и воспитывать новое поколение для будущей науки. Российские ученые остались верны науке и своему долгу, на том и стоит Россия: Россия была, есть и будет самой богатой человеческим потенциалом страной мира. В России будет фундаментальная наука, она выживет вопреки всему, потому что в стране есть умные и увлеченные люди, которым интересно, как устроен окружающий мир.

Молодой ученый, аспирант третьего курса Пущинского государственного университета на вопрос «Что не хватает русскому молодому ученому?» ответил: «Ума, трудолюбия и работоспособности по сравнению с западно-европейскими молодыми учеными у русского человека очень и очень много! Не хватает только умения делать все вовремя!».

На смену агрессивным поколениям индустриальной цивилизации придут молодые поколения информационной цивилизации, обладающие универсальной информацией, высоким уровнем знаний социальной науки, они сделают ее гармоничной.

«Вместо прошлой России построим настоящую Россию — современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда. Перемены необходимы, и только от нас самих зависит, какой будет Россия для наших

62 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Теоретические и методические основы определения эффективности...

детей и внуков, какое место займет в будущем мире. Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех на-

родов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности» [1].

Литература

1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года Президента РФ Дмитрия Медведева

2. World Higher Education Database (WHED) — Всемирная база данных по высшему образованию: http://www. unesco.org/iau/onlinedatabases/ (Дата обращения: 14.03.2011).

3. Доклад о развитии человека 2007/08. С. 355—356. Сайт ООН: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2007— 2008/chapters/russian/ (Дата обращения: 14.03.2011).

4. Всемирный доклад по образованию 2008 Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2008.

5. Российский статистический ежегодик. 2008: Стат. сборник. М.: Росстат, 2008.

6. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. М.: Изд-во ВЦУЖ, 2007.

7. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.

8. Пряжников Н. С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. М.: Академия, 2006.

УДК 378.4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАУЧНОИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Платонова Наталья Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, проректор по научноисследовательской работе, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса и туризма», г. Москва

The article deals with the formation of regional innovation infrastructure, determines the properties that an innovative infrastructure should have to facilitate the implementation of innovation across regions and countries in general, proposed a modular approach to selecting the optimal regional innovation infrastructure.

В статье рассматриваются вопросы формирования инновационной инфраструктуры регионов, определены свойства, которыми должна обладать инновационная инфраструктура, чтобы способствовать реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом, предложен блочномодульный подход при выборе оптимальной инновационной инфраструктуры региона.

Keywords: innovation infrastructure, educational scientific innovation systems, regional development

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, учебные научно-инновационные комплексы, региональное развитие

В настоящее время, когда в России формируется экономика, основанная на генерации, распространении и использовании знаний, динамика экономического роста, уровень

конкурентоспособности территорий в национальном и мировом масштабе, степень национальной стабильности и безопасности стали определять достижения в области науки

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.