Предлагаемый подход использования дистанционных технологий в учебном процессе способствует
повышению качества подготовки студентов вообще и заочной формы обучения в частности.
Библиографический список
1. Дистанционное обучение как механизм оптимизации траектории непрерывного образования через внедрение инновационных образовательных технологий / И.М. Головных, Р.М. Лобацкая, Д.А. Ульянов [и др.]. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007.
2. Матвеев Д.В., Тозик В.Т. Дистанционное обучение начертательной геометрии // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. Вып. 2 (38).
УДК 316.344
РОЛЬ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ КАДРОВ Н.К. Филиппова
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Выявлена роль послевузовского образования в подготовке научных кадров. Проанализирована система работы высшей школы, направленной на рост заинтересованности аспирантов заниматься научной деятельностью. Процесс повышения роли послевузовского образования рассматривается системно: пожелания молодых ученых по совершенствованию подготовки научных кадров учитываются наряду с интересами государства, желающего сохранить место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: профессиональное становление; аспирантура; научная деятельность; молодой ученый; послевузовское образование; научные кадры; молодежь.
THE ROLE OF POSTGRADUATE EDUCATION IN THE PREPARATION OF ACADEMIC STAFF N.K. Filippova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The role of postgraduate education in the training of academic staff is revealed. The article analyzes the higher school system of work aimed at increasing the interest of postgraduate students to be engaged in scientific activities. The process of enhancing the role of postgraduate education is treated systemically: the wishes of young scientists to improve the training of academic staff are considered along with the interests of the state that is eager to preserve Russia's place among the leading countries of the world, its international prestige as a country with a high level of culture, science and education. 5 sources.
Key words: professional formation; postgraduate studies; scientific activity; young scientist; postgraduate education; academic staff; youth.
С позиции социологической теории образование как социальный институт представляет систему, охватывающую «совокупность статусов и ролей, норм и ценностей, социальных организаций, отвечающую за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта, часть процесса социализации личности в ходе ее становления и адаптации к определенным общественным отношениям» [5, с. 302].
Система образования в России становится более открытой, характеризуется высокой степенью интенсивности обмена с внешней средой, которая в данном случае является социально-экономическим, политическим, научным пространством как России, так и мирового сообщества.
Особое место в системе непрерывного образования выпускников высшей школы занимает послеву-
зовское образование, развитию которого в последнее время в России стало уделяться повышенное внимание. Сегодня можно говорить о том, что в стране сложилась новая образовательная идеология, в рамках которой послевузовскому образованию придаётся стратегическая значимость, а само оно постепенно превращается в особый социальный институт, играющий важную роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляются Законом Российской Федерации "Об образовании",
1Филиппова Надежда Константиновна, аспирант, тел.: (39539) 31455, е-mail: [email protected], [email protected] Filippova Nadezhda, Postgraduate, tel.: (39539) 31455, e-mail: [email protected], [email protected]
Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другими правовыми нормативными актами. Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Роль послевузовского образования в подготовке научных кадров на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Необходимо повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённой, талантливой молодёжи [3, с. 105].
Запросы экономики и социальной сферы, техники, технологий, науки, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективы их развития выступают в качестве основного фактора обновления профессионального образования. Необходимым этапом усовершенствования послевузовского образования является создание системы постоянного мониторинга текущих и последующих потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учётом международных тенденций [2, с. 230].
Автором было проведено исследование на тему: «Выявление роли послевузовского образования в подготовке научных кадров на примере аспирантуры ИрГТУ», основной целью которого являлось изучение системы послевузовского образования, привлекающего молодёжь к научной деятельности.
Укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений занимает важное место в числе стратегических направлений развития профессионального образования. Обеспечить повышение качества учебного процесса, поддержку вузовской науки необходимо путём включения образовательных учреждений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащения вузов современным оборудованием, приборами, материалами. Так, 68 % опрошенных аспирантов, высказывая пожелания по вопросу усовершенствования системы образования, в первую очередь выделяют обеспечение литературой, компьютерной, технической, лабораторной базами.
Сегодня в российской высшей школе особое внимание уделяется развитию научных исследований и разработок, которые оказывают немалое влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны. В целях стимулирования научно-исследовательской деятельности молодых учёных высшей школы расширяются масштабы её
финансовой государственной поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурсной основе [1, с. 65]. Однако опрос, проведённый в рамках названного исследования, показал, что только 6% аспирантов из числа опрошенных использовали гранты в качестве источника финансирования поездок на различные семинары, конференции и т.п. На вопрос: «Сколько раз за время обучения в аспирантуре Вы были в командировках?» - 67% юношей и 58% девушек ответили: «Ни разу». Хотя бы одна поездка была профинансирована 26% девушек и 13% юношей за счёт средств кафедр университета. 8% молодых людей и только 2% девушек выезжали в командировки более пяти раз, что указывает на большее число юношей, работающих в других организациях и выезжающих в командировки за счёт средств предприятий или собственных средств.
Востребованность специалистов тех или иных специальностей на рынке труда различна и темпы её изменения настолько высоки, что опережают методики обучения. Следовательно, необходимы единые для всех специальностей умения, главным из которых является умение непрерывно учиться, т.е. находить нужную информацию и эффективно её использовать. Однако перенасыщенность информативного поля, изменения в формах трансляции знаний затрудняют молодым специалистам самостоятельный поиск. В условиях поликонцептуальности научного знания и большого количества информации роль научного руководителя в системе послевузовского образования недооценить нельзя. Но подготовка научных кадров не может ограничиться лишь обучением интеллектуальным технологиям. При совместной работе позиции руководителя и аспиранта принципиально расходятся. Это обстоятельство делает научного руководителя соавтором и оппонентом выполняемой аспирантом научной работы; руководитель предпринимает параллельное исследование по заданной проблеме.
85% опрошенных утверждают, что успешная защита кандидатской работы зависит от участия научного руководителя в написании диссертации. На вопрос, что должно включаться в кафедральную систему подготовки, 50 из 113 аспирантов ответили - система контроля руководителя за выполнением плана подготовки аспирантов, 39 аспирантов - проведение методологических коллоквиумов и семинаров, 38 аспирантов -чтение лекций по наиболее сложным проблемам. Следовательно, в университете должна быть разработана соответствующая система подготовки научных и научно-педагогических кадров, предусматривающая административно-организационные меры по повышению ответственности научных руководителей за результаты работы аспирантов.
Что касается системы материального поощрения в случае успешной работы над диссертацией, всего 12% от общего числа респондентов знакомы с ней, 21% - что-то слышали, 64% респондентов не предполагают, что такая система существует, 3% утверждают, что таковая система отсутствует. Данные результаты указывают на плохую информированность аспирантов по вопросам материального поощрения.
Становление послевузовского образования в России в качестве социального института имеет особое значение потому, что в настоящее время он, по существу, предотвращает выпадение выпускника высшей школы из научной и научно-педагогической деятельности, поддерживая его профессиональный статус и конкурентоспособность на рынке интеллектуального труда.
Как считают эксперты, стимулировать выбор научной карьеры выпускниками вузов могли бы следующие меры:
■ повышение уровня оплаты в науке (77%);
■ повышение престижа науки в российском обществе (14%);
■ создание возможности для творческого роста (14%);
■ развитие интереса к науке в процессе обучения (4%);
■ улучшение материально-технической базы науки (19%);
■ расширение специальных фондов поддержки молодых исследователей (8%).
Основными целями института послевузовского профессионального образования являются: увеличение совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества; развитие творческих способностей населения; создание условий для удовлетворения потребностей общества в повышении интеллектуального уровня работников всех категорий. Применительно к высшей школе развитие послевузовского профессионального образования в целом должно создать условия для личностного роста специалистов с высшим образованием, постоянного накопления в обществе интеллектуального капитала, повышения конкурентоспособности специалистов на рынке интеллектуального труда, усилению их мобильности и адаптивности на различных этапах трудовой самореализации.
В отношении создания общеуниверситетской школы аспирантов на первом месте по популярности стоит вариант ответа - возможность печатать статьи бесплатно (51 респондент из 113), на втором - расширение связей аспирантов ИрГТУ с аспирантами других вузов (41 респондент), на третьем - проведение ежегодной общеуниверситетской школы молодого учёного с привлечением ведущих специалистов, на четвертом - создание единого аспирантского научного сборника (28 респондентов), на пятом - система контроля за выполнением плана подготовки аспирантов и межотраслевое чтение лекций (по 22 респондента). Публикации являются показателем научно-профессионального уровня аспирантов, поэтому вопрос о бесплатном печатании статей весьма актуален в научной среде. Не менее важным аспектом является расширение связей с аспирантами других вузов, возможность обмена опытом, сравнения уровня подготовки, стимул стремиться быть лучшим.
Постиндустриальная стадия цивилизационного развития общества вызывает необходимость не просто повышения уровня образования, но формирования иного типа интеллекта, мышления, отношения к
быстро меняющимся производственно-техническим, социальным, информационным реалиям. Такую концепцию можно определить как технократическую: она предлагает изменить смысл и характер образования, сфокусировав его содержание и методы на формировании у обучаемых рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально-прагматично [4, с. 61].
Современный этап научно-технического прогресса с функционально-производственной точки зрения можно охарактеризовать следующим образом: наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства; происходит качественное преобразование всех элементов производительных сил -производителя, орудия, предмета труда; осуществляется интенсификация производства в плане использования новых, более эффективных видов сырья и его обработки, снижение трудоёмкости за счёт автоматизации и компьютеризации, повышение роли информации.
Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодёжной политики занятости.
С социальной точки зрения современный научно-технический прогресс рождает потребность в высоком общеобразовательном уровне, в высоком уровне специального образования, в необходимости координации усилий на международном уровне [1, с. 62].
Характерная черта современного общественного развития - всё более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники, производства, всё более глубокое превращение науки в непосредственную производственную силу общества. При этом, во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущим фактором результативности и материального производства; во-вторых, наука всё в большей степени ориентируется не только на технику, но, прежде всего, на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, творческих способностей.
Молодой учёный сегодня, во-первых, должен обладать умением создавать необходимые организационные и интеллектуальные условия освоения предметных, методологических и историко-научных знаний теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, аккумулирующие важные достижения в той или иной области. Во-вторых, молодой специалист должен формировать навыки самостоятельного творческого и критического мышления, умения ориентироваться в сложных социокультурных ситуациях и принимать практические решения в плане выбора целей и средств социального поведения и своей профессиональной деятельности. Другими словами, способствовать становлению сознания, адекватного современным динамично меняющимся реалиям. В-третьих, молодой учёный должен обладать навыками самостоя-
тельного креативного мышления, умением разрабатывать определённые его алгоритмы.
Таким образом, роль послевузовского образования в подготовке научных кадров заключается в со-
хранении места России в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Библиографический список
1. Введенский В.Н. Непрерывное профессиональное образование // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 208-217.
2. Волков Ю.Г. Послевузовское дополнительное профессиональное образование и высшая школа в России // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. С. 227-241.
3. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самообразования молодежи // Социоло-
гические исследования (СоцИс). 2006. № 4. С. 99-105.
4. Миндибекова Л.А. Об исследовании системы образования в социологии // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 5. С. 216-227.
5. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: избранное (1965-2002) / предисл. акад. РАН Л.Н. Митрохина. М.: Гардарики, 2002. 541 с.
УДК 811.111.
АНГЛОАМЕРИКАНИЗМЫ И "МОДНЫЕ СЛОВА" В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ А.Ю. Чумакова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Раскрывается роль англоамериканизмов в современном немецком языке, которые глубоко проникли сегодня в сферу рекламы, моды, спорта и также средства массовой информации. Новая лексика, новые значения концентрируются вокруг тех фактов, вещей и идей, которые по тем или иным причинам становятся центрами общественного внимания. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: англоамериканизмы; языковой престиж; профессиональный лексикон; жаргонизмы; коммуникативные ситуации.
ANGLICISMS-AMERICANISMS AND "BUZZWORDS" IN THE GERMAN LANGUAGE A.Yu. Chumakova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The paper reveals the role of anglicisms-americanisms in the modern German language, which today have deeply penetrated in the sphere of advertising, fashion, sports and mass media. New vocabulary and new meanings are concentrated around those facts, things and ideas that for some reasons have become the centers of public attention. 10 sources.
Key words: anglicisms-americanisms; language prestige; professional lexicon; slang words; communicative situations.
В процессе увеличения количества слов современного немецкого языка немалую роль играют англоамериканизмы. Если в 18 в. было зарегистрировано больше 10 английских заимствований, а к началу 20 в. - более 300, то сегодня лексикографы просто не могут уследить за ростом использования английских слов в немецком языке.
Интенсивное заимствование английских слов американского происхождения отмечается во всех европейских языках, и не случайно французы иронически спрашивают: Parles-vous franglais? - Вы говорите по-французски? Да и в русском языке мы то и дело замечаем употребление неизвестных ранее англоамериканизмов, таких как брифинг (das Briefing) -краткая информативная пресс конференция.
Отнесение всех интенсивно используемых англо-американизмов к неологизмам новейшего времени в
принципе проблематично, так как одни из них уже были записаны в словаре иностранных слов ещё до 1945 г., а другие эпизодически появлялись ранее. Так, довольно популярное сегодня слово die Party (kleine gesellige Veranstaltung) входит в состав многочисленных более новых наименований: Silvester-Party, Geburtstags-Party, Bade-Party, Party-Musik, Party-Teilnehmer, Party-Gänger, оно было известно из литературы, описывающей жизнь англоязычного общества. Так, в воспоминаниях писателя Клауса Манна о его посещении Америки в 20-е гг. можно встретить слово party (приём гостей, вечер):
Nach dem Theater gab es Geselligkeit im Hause des Autors, ich erinnerte mich sehr genau daran, vielleicht weil es eine der ersten großen „parties" war... [1].
По тому, как слово parties (мн. ч. от party) взято в кавычки и пишется со строчной буквы, совершенно
1 Чумакова Антонина Юрьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: 89641133036.
Chumakova Antonina, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for the Humanities, tel.: 89641133036.