Научная статья на тему 'Интерактивные формы обучения аспирантов в контексте межкультурной коммуникации'

Интерактивные формы обучения аспирантов в контексте межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна

В статье рассматриваются проблемы эффективной подготовки в системе послевузовского образования кадров, способных к интеллектуальной научно-педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы обучения аспирантов в контексте межкультурной коммуникации»

Литература

1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогичесюго исследования. М., 2003. С. 9.

2. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002. С. 44-45.

3. Народные мастера. Традиции, школы: сб. ст. / под ред. М. А. Некрасовой. Вып. 1. М., 1985. С. 22.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 388 и др.

5. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. С. 83-95.

7. Шпет Г Г Введение в этническую психологию. М.; Воронеж, 1996. С. 261-372.

8. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этногра-

фического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7-21.

9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2000. С. 137.

10. Бондарь Н. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1997. С. 3-28.

11. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 6. М.; Л., 1948-1950. С. 162.

13. Там же. С. 163.

14. Вакуленко Е. Г. Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства (на примере Краснодарского края): дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2004.

ye. g. vakulenko, v. a. berdyugina. psycho-educational basis of specialists' higher educational training in the sphere of folk art culture

The article reveals the system of psycho-pedagogical principles of transferring of folk art experience and methods of teaching decorative and applied art at the faculty of folk art culture

Key words: perception of folk art, folk pedagogics, ethnopsychology, folk art culture, professional education.

Н. Р. ТУРАВЕЦ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы эффективной подготовки в системе послевузовского образования кадров, способных к интеллектуальной научно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: художественное образование, совершенствование подготовки научно-педагогических кадров, интерактивность.

В многоуровневой системе профессионального музыкального образования, как правило, учитывают три основных звена школа - училище - вуз. Но поскольку существенной составляющей профессиональной подготовки кадров является система послевузовского образования - аспирантура, докторантура, следует включать эти звенья в состав системы непрерывного профессионального музыкального образования: школа -училище - вуз - аспирантура - докторантура. Для непрерывного совершенствования профессионального мастерства необходимы систематическая переподготовка и повышение квалификации.

Анализ современного состояния системы подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, а также выявление основных тенденций и возможных путей дальнейшего развития на сегодняшний день особенно важны и актуальны: цель вузовского и послевузовского университетского образования - подготовка научных и научно-педагогических кадров -обеспечивает преемственность традиций научных

и педагогических школ, способствует сохранению высокого созидательного научного, культурного и духовного потенциала страны.

Мировые тенденции развития образования в сфере культуры и искусств показывают, что современный университет стал не только местом передачи готовых знаний, он формирует интеллектуальный капитал (знания, инновации, компетенции). Возможность обеспечить единство таких факторов, как преемственность в области художественного образования, успешная ориентация человека в современной жизни и его готовность войти в завтрашний день, реализуются благодаря интеграции трех социальных систем: образования, культуры и науки. На вузы культуры и искусств возложена миссия быть механизмом достижения устойчивого развития общества. Система интегрирующих функций университета в мировом образовательном пространстве существенно повышает значимость высшего образования как составной части культуры в условиях развития тенденций его интеллектуализации. Считается,

что вуз должен формировать и сохранять жизнеутверждающие ценности художественного образования и воспитания.

Инновационная деятельность, поставленная наравне с обучением и научными исследованиями, значительно расширяет свое влияние на ход подготовки аспирантов и докторантов, что проявляется не только в сфере образования, но и в сфере культуры, искусства, в практике организации социально-культурного досуга [1]. Формируется особая среда, в которой исследовательский поиск соединяется с инновационной деятельностью.

Как считает ряд ученых [2], к основным функциям университета следует отнести обучающую, исследовательскую, профессиональную, сервисную, культурную и гуманистическую. Ответ на главные вызовы XXI века, на изменяющиеся требования к подготовке научно-педагогических кадров следует дать в сумме императивов: научить знать; научить действовать; научить осознавать себя; научить жить в социуме. Перспективы развития послевузовского образования видятся в том, что фундаментальное образование и научную деятельность дополнят необходимые инновации. «Инновация» как социально значимое понятие в применении к подготовке аспирантов и докторантов обозначает необходимость разобраться с ключевыми определениями «изменение», «обновление», «развитие», «совершенствование», «обогащение» на основе интерактивных методов. Все это составляет творческий процесс, творческую деятельность, поэтому нельзя представить инновации без творческой активности всех участников инновационных преобразований, находящихся в постоянном саморазвитии.

Исследовательская работа, написание диссертации для выпускников творческих вузов, не владеющих еще в достаточной степени специальными знаниями в области музыкальной педагогики, представляется проблемой, которую необходимо решать совместными усилиями ученых-исследо-вателей, педагогов-практиков, музыковедов. Обучение в аспирантуре по педагогическим наукам профессиональных музыкантов (исполнителей на музыкальных инструментах, певцов, дирижеров и др.) в первую очередь предполагает глубокие знания в области исполнительского искусства и в области методики. Практика показывает: молодые ученые не владеют навыками работы с научными источниками, у них не сформированы умения излагать мысли научным языком и ориентироваться в терминологии.

Особую актуальность представляет подготовка аспирантов к написанию диссертационных работ по тематике «Межкультурная коммуникация средствами различных видов искусств», предполагающей особое внимание к проблемам взаимодействия культур в современном мире, к по-лихудожественному образованию и воспитанию (междисциплинарный метод исследования).

Взаимосвязь высокого качества работы учите-лей-практиков и эффективности функционирования аспирантуры как системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации

очевидна по следующим причинам. В аспирантуру поступают дипломированные специалисты, их уровень подготовки, мотивация и готовность к дальнейшей профессиональной деятельности предопределены уровнем обучения в вузе. Это с одной стороны, с другой - подобной мотивации, как правило, недостаточно: потенциальный аспирант должен накопить педагогический опыт, иметь экспериментальную площадку для реализации практически значимых аспектов своего научного исследования.

Как известно, эффективность подготовки аспиранта во многом определяет профессиональный уровень научного руководителя. Не менее значимым критерием качества научной продукции (уровня проводимых исследований, степени эффективности подготовки специалистов, проходящих аспирантуру с целью повышения квалификации и для дальнейшей успешной работы в области науки и практики музыкального обучения, воспитания) служат содержание и объем научных публикаций по теме диссертации. Говорить об апробации научной работы аспирантов можно только при наличии у них публикаций в журналах, вошедших в перечень ВАК, в ведущих научных изданиях. Отсутствие или малое количество таких публикаций свидетельствует о чрезвычайно низком уровне производимой аспирантурой научной продукции, о слабой апробации результатов диссертационной работы, препятствует возможности в должной мере ознакомить коллег и широкую общественность с научными достижениями аспиранта.

Без систематической публикации результатов в рецензируемой ВАК и центральной научной печати снижается «коэффициент полезного действия» научных исследований, что косвенно влияет на эффективность результатов обучения в аспирантуре и докторантуре специалистов высшей квалификации. Падение уровня названных показателей качества научных работ приводит к снижению уровня образовательной деятельности - в свою очередь, менее продуктивно реализует научно-образовательный потенциал профессорско-преподавательского состава вуза.

В центр проводимых в последние годы диссертационных исследований часто ставятся проблемы, так или иначе связанные с изучением взаимодействия (диалога) культур. Межкультур-ная коммуникация - понятие, в настоящее время точного определения не имеющее, но чрезвычайно актуальное: мы имеем в виду общение между людьми различных культур и верований при значительном несовпадении системы ценностей, правил этикета, традиций и пр. В некоторых случаях межкультурную коммуникацию трактуют как «адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам» [3]. Иногда под этим термином подразумевают адекватную передачу смыслов от представителя одной культуры к представителям другой (сообщение, содержащее «инокультурный код» информации должно быть правильно «раскодировано», понято пред-

ставителем другой культуры). Исследование данного круга проблем учеными и практиками, собственный опыт обучения аспирантов позволили нам сформулировать содержание этого понятия и вида деятельности следующим образом: межкультурная коммуникация представляет собой управление, заключающееся в умении взаимодействовать на уровне различных культур с различными социальными группами. Активное обращение к данному аспекту в работах аспирантов педагогических специальностей сегодня продиктовано интернационализацией политики и экономики, специфическим проявлением этих тенденций в деловых связях представителей разных культур.

Научное руководство исследованиями по проблемам межкультурной коммуникации (с учетом региональной специфики) предполагает поиск путей интенсификации образовательного процесса на основе внедрения интерактивных технологий обучения, создания психологически комфортной среды, обеспечивающей вариативность образовательных форм и методов.

В данной статье считаем нужным особо выделить в качестве потенциальных интерактивных методов организации научной деятельности аспирантов (как правило, представителей различных вузов республик Северного Кавказа), следующие направления, которые необходимо учитывать научному руководителю аспирантов: информационное, мотивационное, содержательное, операциональное.

Информационная составляющая связана с накоплением информации об избранной теме с учетом профессиональной деятельности и саморазвития личности аспиранта. Принципиально важно и усиление мотивации познавательного процесса, повышение интереса к научной деятельности. Известно, что мотивационная сфера представляет собой совокупность стойких мотивов - определенную их систему. Отечественные ученые установили зависимость эффективности деятельности от силы мотивации, прямую связь между мотивацией и ее результатом («чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности»). Содержательная составляющая научной деятельности четко очерчивает предметную специфику, в которой проектируется развитие личности аспиранта - и, как результат, освоение избранной темы. Операциональное направление включает в себя инструментальное преобразование средств взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью формирования у них профессиональной рефлексии, а также пошаговую обработку результатов деятельности, полученных путем экспериментального исследования.

Введение в практику обучения аспирантов интерактивных форм обучения предусматривает глубокое «погружение» исследователя в избранную проблематику. Именно поэтому на занятиях с аспирантами необходима атмосфера сотрудни-

чества. Значимыми моментами выступают соотнесение исследовательской задачи аспиранта с содержанием подготавливаемых им научных работ, хрестоматийных материалов, научных статей, монографий (важна не только специальная, но и, прежде всего, гуманитарная содержательность, обеспечивающая возможность осмысления различных методологических подходов, педагогических концепций). Тем самым создаются условия, необходимые для разработки дискурса на основе актуализации своего (субъективного) опыта, ретроспективной рефлексии - все это способствует индивидуализации, выбору личностной позиции, самопознанию соискателя. Презентация в ходе работы с аспирантами различных точек зрения рождает потребность в более глубоком проникновении в суть обсуждаемых проблем, стимулирует активное включение в диалоговое взаимодействие, прокладывает путь возможностям саморазвития, самосовершенствования.

Интерактивные методы обучения преобразуют процесс общения с преподавателем и коллегами, нередко подталкивают аспиранта к «озарениям», «прозрениям» - наиболее мощному проявлению творческого потенциала. Обучаемые совершенствуются в умении слушать, слышать и понимать отличную от собственной точку зрения, вести научную дискуссию, «познавать себя в другом». В интеллектуальной сфере это означает объективное осознание мотивов собственной научной деятельности, понимание своей роли в создании и реализации различных проблемных ситуаций (это благотворно воздействует и на ход научного исследования, и на структурирование личностных качеств). Гибкость, диверсификационность интерактивных методов обеспечивает вариативные возможности развития каждого аспиранта на соответствующей ступени системы непрерывного профессионального образования.

Литература

1. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Alma Mater. № 6. 2000. С. 23-25; Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы. М., 2003; Инновационные процессы в высшей школе. Краснодар, 1999; Интеграция науки и образования в социально-культурной сфере. М., 2007; Коган Е. Я. Размышления о стратегии развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2007. № 7. С. 10-13; Месяц Г. А., Похолков Ю. П., Агранович Б. Л. Академический инновационный университет // Высшее образование сегодня. 2003. № 7. С. 12-21; Модели инновационных вузов: сб. ст. М., 2005.

2. Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы. 1991. № 9. С. 85-90.

3. Верещагин Е. М. Язык и культура. М., 1990. С. 26.

n. r. turavets. interactive methods of teaching post-graduate students in the context of intercultural communication

The article deals with the problems of effective personnel training in the system of post-graduate education. The personnel should be capable of intellectual scientific and pedagogical activity.

Keywords: art education, perfection of the scientific and pedagogical personnel training, interactivity.

А. Н. ДУЛАТОВА К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОКУМЕНТОВЕДА

В статье представлена авторская модель компетентности документоведа в контексте новой парадигмы высшего образования.

Ключевые слова: высшая школа, компетентностная парадигма, компетенция, стандарт высшего образования, специалист документоведения.

В современных исследованиях документной профессиологии особое значение начинает приобретать проблема компетентности - интегрированной характеристики качества подготовки специалиста высшей квалификации. Это обусловлено приоритетом компетентностного подхода к образованию в рамках Болонского процесса. Компетентностный подход из области научного осмысления перешел в сферу практической реализации. В российских государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по конкретным направлениям указаны ведущие компетенции, их компоненты и требования к их формированию.

Новый подход оценивается теорией и практикой высшей школы неоднозначно, что можно связать с рядом факторов. Во-первых, не было обсуждения широкой педагогической общественностью его цели, задач, особенностей освоения. Во-вторых, не рассмотрен механизм внедрения компетентностного подхода в отечественное образование. В-третьих, значительны расхождения в интерпретации данного подхода теорией и образовательной политикой. Расхождения проявляются в терминологии - определениях понятий «компетенция», «компетентность»; в группировке компетенций, их систематизации и классификации; в содержании отдельной компетенции, ее дескрипторной характеристике и др.

Одновременно следует констатировать, что нет единства во взглядах отечественных и зарубежных ученых на компетентностный подход как образовательную парадигму новой эпохи. Все десять лет участия России в Болонском процессе сохраняется разница во взглядах российской философии образования и зарубежной теории педагогики на миссию высшей школы. Определяющей стратегией отечественной высшей школы традиционно является направленность на гуманизацию, на неразрывность обучения и воспитания, тогда как Болонский процесс, судя по публикациям [1], слабо учитывает значение воспитательной составляющей в формировании компетентной личности. Теория и практика Болонских реформ ориентированы на подготовку высококлассного специалиста, самостоятельно принимающего решения, -профессионала, владеющего новейшими информационными технологиями. Но программных установок на воспитание в материалах участников европейского образовательного пространства нет, персонифицирующие признаки личности присутствуют лишь в разработке отдельных вопросов. Так, среди ключевых компетенций называ-

ются (но не раскрываются) личностные компетенции (самопознание, самоопределение, моральный уровень, ответственность перед собой) и социальные компетенции (способность нести ответственность, способность к коммуникации, способность к кооперации, самостоятельность, руководящие способности, способность устранять конфликты, способность действовать в соответствии с ситуацией) [2]. В концепции образования в течение всей жизни (ОПЖ) упомянуты «социально-культурные запросы и развитие личности в расширении доступа к высшему образованию как поддержка для обучающихся, способных извлечь выгоду из образования для себя и принести пользу обществу» [3]. Иными словами, подход к развитию индивидуальности в Болонском процессе базируется на прагматизме, на аксиологических принципах, отличных от идей российской философии воспитания средствами духовных ценностей.

В отечественных ГОСТах высшего профессионального образования общекультурная компетентность как социализация и инкультурация в процессе профессионализации личности поставлена на первое место. На таком же высоком уровне она рассматривается педагогической наукой. Коллектив разработчиков компетентностного подхода под руководством И. А. Зимней (Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов) группирует компетентности по социальному принципу:

- относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения;

- относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;

- относящиеся к деятельности человека [4].

Данная группировка с достаточной полнотой

раскрывает направленность на результат сфор-мированности компетенций (общекультурной, профессиональной, информационной, коммуникативной и др.) в гуманитарном образовании, к которому относится подготовка документоведа высшей квалификации.

Деятельность документоведа осуществляется в двух главных для него системах социальных коммуникаций: человек - знак и человек - человек, что значительно расширяет проблемное поле исследований его компетентности, но одновременно делает роль вуза амбивалентной: в условиях коммерциализации образования допускается смещение акцента с общегуманитарной подготовки на удовлетворение прагматичных требований рынка интеллектуального труда.

В настоящее время нет обобщающих исследований компетентности документоведа высшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.