Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России (социологический...
пример, на физико-математическом факультете можно представить фильм об известном физике С. Хокинге, который в молодом возрасте был парализован, но при этом успешно занимался научной работой.
Кроме того, необходимо ведение консультативной работы с типичными студентами, являющимися однокурсниками людей с ограничениями жизнедеятельности. Цель таких консультаций состоит в том, чтобы ознакомить молодежь без инвалидности со способами взаимодействия, которые предпочитают люди с ограничениями жизнедеятельности в отношении себя. Например, если в учебной группе присутствует человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, являющийся «колясочником», необходимо разъяснить
окружающим, как предложить помощь, чтобы не вызвать обиды с его стороны.
Таким образом, для решения проблем социальной адаптации студентов с ограничениями жизнедеятельности к условиям вуза необходима комплексная деятельность, направленная на создание доступной физической, организационной и социальной адаптивных зон вуза. Указанная задача представляется довольно сложной в связи с тем, что распространенная в молодежной среде модель инвалидности насыщена негативными характеристиками. Инвалидность связывается с беспомощностью, необразованностью, несамостоятельностью. При наличии указанного стереотипа адаптационные мероприятия по отношению к данной категории будут малоэффективными.
Литература
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 192 с.
2. Воеводина Е.В. Теоретические модели социальной адаптации подростков с особыми потребностями применительно к системе вуза // Всероссийские научные Зворыкинские чтения — I: Сборник тезисов докладов. В 5 т. Муром: Изд-полиграфический центр МИ ВлГУ. 2О09. Т. 5. C. 191—192.
3. Калганов С. О. Социальная модель ограничений жизнедеятельности: научно-теоретические подходы и практика их реализации в зарубежных странах // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 3. С. 60-68.
4. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Медико-социальная работа в преодолении ограничений жизнедеятельности индивидуума // Социальные технологии различных сферах жизнедеятельности: теория и практика: Сборник статей. М: Изд-во РГСУ. 2007. С. 41-42.
5. УрманцевЮ.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21-36.
6. Schwierigkeiten der Definition // Behinderung. Wikipedia: die freie Internet-Enzyklopadie. URL: http:// de.wikipedia.org/wiki/Behinderung (датаобращения 15.04.2009).
УДК 316.33
I ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ I В РОССИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). ЧАСТЬ I
Митюрникова Людмила Антоновна, кандидат социологических наук, доцент, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The article deals with sociological research training system of higher education: graduate students and undergraduates in Pushchino State University. The author identifies the peculiarities of the domestic training of highly qualified personnel for education and science. The article identified problems in the national training system of higher education today and the problems hindering the influx of young people in education and science.
В статье рассмотрены социологические исследования системы подготовки кадров высшей квалификации: аспирантов и магистрантов в Пущинском государственном университете, выявлены
89
ИССЛЕДОВАНИЯ
особенности отечественной подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки, выявлены проблемы, существующие в отечественной системе подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе и проблемы, тормозящие приток молодежи в образование и науку.
Key words: youth, graduate students, undergraduates, respondents, peculiarities of training higher qualification personnel, sociological research, analysis, socio-psychological climate, social connections and relationships
Ключевые слова: молодежь, аспиранты, магистранты, респонденты, особенности подготовки кадров высшей квалификации,, социологическое исследование, анализ, социально-психологический климат, социальные связи и взаимоотношения
В 2008 году второе место по абсолютному количеству студентов, характеризующему масштабность системы высшего образования, в группе стран с высоким уровнем охвата взрослого населения законченным высшим образованием принадлежит России (6,9 млн — почти вдвое больше, чем в Японии), третье место — Японии (3 млн), первое место — США (13,2 млн) (табл. 1, рис. 1) [2]. Доля студентов в населении страны Россия (4,8%) занимает третье место, первое — Финляндия (5,6 %), второе — Польша (5,4%), далее следуют Новая Зеландия (4,5%) и США (4,4%) (рис. 2) [3].
Основными направлениями модернизации системы подготовки кадров высшей квалификации сейчас являются:
• повышение качества образования;
• обеспечение доступности образования для всех слоев населения;
• необходимость непрерывного профессионального образования;
• совершенствование системы финансирования;
• ориентация образования на требования бизнеса и рынка труда;
• интеграция образования в научную деятельность, более тесное объединение науки и образования.
В рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 гол)» в период с 9 ноября по 13 ноября 2009 года автором статьи было проведено социологическое исследование с участием магистрантов и аспирантов на базе Пущинского государственного университета (далее — ПущГУ).
Цель исследования — на основе социологического исследования и анализа выявить соци-
Количество студентов высших учебных заведений
Таблица 1
Страна Количество студентов, млн чел. 2008 г. Население страны, млн чел. 2008 г. Доля студентов вузов в населении страны, % 2008 г.
США 13,2 296 4,4
Россия 6,9 143 4,8
Япония 3,0 128 2,3
Польша 2,0 38 5.4
Корея 1,96 48 4,1
Германия 1,9 82 2,3
Великобритания 1,7 60 2,8
Франция 1,6 61 2,6
Испания 1,5 43 3,5
Канада 0,97 32 3,0
Австралия 0,8 20 4,0
Нидерланды 0,5 16 3,1
по 12 странам суммарно 36,1 947 38
90
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1
Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России (социологический...
Рис. 1. Распределение по странам общемировой численности студентов вузов
Рис. 2. Доля студентов высших учебных заведений в численности населения страны (%)
альные связи и взаимоотношения, которые тормозят раскрытие творческого и профессионального потенциала молодежи, эффективное выполнение основной функции системы подготовки кадров высшей квалификации: обеспечение притока молодежи в образование и науку как одного из основных механизмов обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире, а также сформировать перспективные направления подготовки кадров высшей квалификации.
В этой связи были определены основные задачи:
• исследование особенностей отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации;
• выявление существенных проблем, тормозящих приток молодежи в образование и науку;
• исследование социальных связей и взаимоотношений, влияющих на качество и развитие научного потенциала высшей квалификации, системы подготовки кадров высшей квалификации, которая обеспечит приток молодежи в образование и науку;
• исследование социально-психологического климата в коллективе аспирантов и магистрантов с целью дальнейшего его совершенствования и создания благоприятной обстановки;
• выработка практических рекомендаций по усовершенствованию развития научного потенциала высшей школы, системы подготовки кадров высшей квалификации.
Объектом исследования были аспиранты и магистранты ПущГУ, преподаватели высшего образовательного учреждения. Предметом исследования явились особенности отечествен-
91
ИССЛЕДОВАНИЯ
ной системы подготовки кадров высшей квалификации, особенности условий жизни, деятельности и учебы аспирантов и магистрантов, влияющие на приток молодежи в образование и науку; особенности социальных связей и взаимоотношений, влияющих на качество и развитие научного потенциала высшей квалификации, системы подготовки кадров высшей квалификации, особенности социально-психологического климата в коллективе аспирантов и магистрантов с целью дальнейшего его совершенствования для создания благоприятной обстановки с целью притока молодежи в образование и науку. Методами исследования явились экспертный опрос, интервью преподавателей и организаторов по работе с молодежью, анкетирование, методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа.
ПущГУ был создан в 1992 году по инициативе Академии наук и Министерства образования для апробации развития магистратуры в вузе и для отработки процесса ее организации. Город Пущино является научным центром, в котором есть все возможности для наработки опыта организации и деятельности магистратуры.
ПущГУ является некой экспериментальной площадкой для постепенного перехода на двухуровневое образование — бакалавриат и магистратуру, как почти во всем мире. Отметим, что до 2008 года в стране шел эксперимент с постепенным внедрением и развитием магистратуры, и позже почти все вузы начали принимать студентов только в бакалавриат. Необходимо пояснить, что бакалавриат — это базовое образование: математика, информатика, история, иностранный язык и т. д., а магистратура — это вторая ступень в высшем образовании, на которой готовят специалиста высшей вузовской квалификации, то есть творческих людей; заметим, это совершенно другая технология подготовки специалистов.
Всего в городе Пущино девять биологических институтов РАН и радиоастрономическая обсерватория Астрономического центра Физического института имени П.Н. Лебедева. Университет развивался постепенно. На сегодняшний день в университете существует 13 магистерских программ по 6 направлениям — прикладная математика и информатика, физика (астрофизика), биология, почвоведение, экология и природопользование, биомедицин-
ская инженерия. Очень разнообразны и интересны программы магистрантов — биология клетки, молекулярная биология, биотехнология и биохимия.
Все учебные курсы: структура, принципы подготовки и все практические дисциплины разрабатывались учеными Пущинского научного центра. Интересен тот факт, что в ПущГУ практически нет классических учебников. Все теоретические курсы постоянно обновляются, дополняются и пересматриваются, потому что наука не стоит на месте, и преподаватели каждый год знакомят студентов с новыми статьями и публикациями по своей дисциплине. Студенты сразу встраиваются в реальную научную работу в лабораториях для выполнения своих магистерских диссертаций, ездят за границу на различные школы-стажировки, конференции, выполняют работу в рамках международных грантов. Несомненно, это все сказывается на подготовке студентов университета, которые участвуют в разных молодежных научных конкурсах и занимают призовые места. С 1996 года обучающиеся в ПущГУ были удостоены более 70 именных федеральных и региональных стипендий.
ПущГУ имеет свою специфику и особенности: в университет поступают с дипломами бакалавра или специалиста, поскольку Пущ-ГУ — единственный в стране, в котором нет первой ступени высшего образования. Бакалавры могут быть зачислены в магистратуру, а обладатели диплома специалиста могут пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру. Заметим, что большинство из аспирантов ПущГУ продолжают свою тему и защищаются в срок, над одной темой студент может работать 5 лет, что в дальнейшем сказывается на подготовке профессиональных специалистов.
В ПущГУ учатся студенты из разных городов Российской Федерации: Москвы, Перми, Пскова, Тулы, Калининграда, Алма-Алты, Владивостока, Львова и т. д. Численность одновременно обучающихся в университете — 237 человек. По результатам социологического исследования, 87% аспирантов и магистрантов прибыли в ПущГУ из других регионов и только 12,5% — из Московского региона.
Около двухсот курсов разработано в рамках тринадцати магистерских программ по шести направлениям, 95% преподавателей ПущГУ — кандидаты и доктора наук. Из них докторов
92 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1
Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России (социологический...
наук — более 40%. Ежегодно выпускают около 50 человек, а принимают 60—70 человек. Из них 10—15 человек зачисляют в аспирантуру.
Респондентами социологического исследования являлись аспиранты и магистранты очной формы обучения ПущГУ. Распределение по полу в выборочной совокупности выглядит следующим образом: женщин — 65%, мужчин — 35%. Респондентами в основном оказались молодые люди в возрасте 22—23 года (47,5%) и 23—24 года (27,5%) свыше 25 лет (25%). С точки зрения семейного статуса, в основном опрошенные респонденты не замужем и не женаты (92,5%).
По данным социологического исследования, 90% респондентов участвовали в научной деятельности, 5% респондентов затруднились ответить и 5% не принимали участия в научной деятельности. Участвующие в научной деятельности респонденты самое активное участие принимали в проведении исследований в рамках подготовки курсовых и дипломных работ — 82,5%, в исследовательских научных конференциях — 62,5%, в участии в работе студенческого научного общества — 35%. Судя по данным исследования, участие аспирантов и магистрантов в работе научно-исследовательских и конструкторских лабораториях принимали 27,5% респондентов (рис. 1). Достижения в научной работе в основном проявились у респондентов через публикации статей (75% респондентов), грамоты вуза имеют 22,5%, 27,5% респондентов не имеют наград.
Согласно социсследованию, с увеличением курса обучения в ПущГУ проявляется явное снижение активности у аспирантов и ма-
гистрантов в участии в научной деятельности коллектива кафедры, о чем свидетельствуют данные, полученные на вопрос «Как Вы оцениваете свое участие в научной деятельности коллектива кафедры, где учитесь в аспирантуре?»: участвую активно — 1 курс — 67,5%, 2 курс — 30%, 3 курс — 2,5%. Судя по данным исследования, участие в научной деятельности проявляется в виде разработки научной темы, связанной со своей диссертацией, что отметили 72,5% респондентов, и участия в подготовке и проведении конференций — 20% опрошенных, очень низкие показатели участия респондентов в работе научно-производственных лабораторий — 7,5% респондентов, 5% респондентов участвуют в разработке госбюджетной темы.
Заслуживает особого внимания ответ на вопрос «Нравится ли вам заниматься научной деятельностью?»: 37,5% респондентов ответили — «Да, очень», 60% — «В целом нравится» и только 5% респондентов ответили «Не очень нравится». Эти показатели свидетельствуют о том, что аспиранты и магистранты проявляют большой интерес к науке, теоретическим и практическим познаниям, а также говорят о высоком уровне преподавательской деятельности ПущГУ.
Приведенные результаты исследования могут быть также результатом того, что целью обучения в аспирантуре у аспирантов и магистрантов, как свидетельствует социологическое исследование, был профессиональный интерес (так ответили 75% респондентов), а также достижение более высокого профессионального статуса (65% респондентов). Заслуживает особого внимания ответ, что цель
93
ИССЛЕДОВАНИЯ
обучения в аспирантуре — это достижение более высокого социального статуса, так ответили более 40% опрошенных учащихся. Многие аспиранты видят свою цель в карьерном росте чисто научной деятельности — 30% респондентов, 15% опрошенных респондентов видят свою цель карьерного роста в преподавательской деятельности.
Показательно, что, судя по результатам исследования, после окончания аспирантуры 70% респондентов намерены заниматься научной деятельностью, «Не знаю» — ответили 25%, «Нет» — 5% респондентов. Как показал анализ ответов респондентов, основная причина не заниматься научной деятельностью — это низкая оплата труда научных работников, были и такие ответы: научные разработки не внедряются в производство, и работа не приносит удовлетворения; ненормированный рабочий день; научный труд не престижен.
Многих респондентов не интересует будущая трудовая деятельность, расположенная недалеко от дома, где он родился, жил и вырос, по десятибалльной шкале значимости на вопрос «Какими критериями Вы руководствуетесь при выборе работы?» — ответ «Близость к дому» в основном у респондентов занимает 10 место. Таким образом, можно предположить, что многие аспиранты, прибывшие из других регионов в ПущГУ, хотят в дальнейшем работать в Московском регионе.
Заслуживают интереса ответы на вопрос «Укажите Ваши мотивы поступления в аспирантуру». Из тринадцати предложенных ответов задействованы только восемь, большинство респондентов выбрали ответ «Есть желание и интерес профессионально заниматься научной деятельностью» (32,6%), «Хотелось бы участвовать в решении каких-либо научных, технических, социальных и культурных проблем, значимых не только для меня, но и для всего общества (23,3%), «Хотелось бы реализовать свои возможности и способности, свой внутренний потенциал» (16,3%). Как «стартовую площадку для решения других проблем (профессиональных, карьерных, личных)» аспирантуру рассматривают 29,4%. Ответ «Считаю, что научная работа может стать основой моего благополучия» никто не отметил, он всеми был пропущен. «Наука — это мое призвание» отметили только 7% респондентов, 5% респондентов ответили, что «Есть необходимость получить отсрочку от службы в армии».
Анализируя мотивацию выбора профессии, удалось установить, что выбор профессии аспирантами и магистрантами сделан в основном на основании самостоятельно принятого решения, это отметили 82,5% респондентов, информация о научной деятельности прессы, радио, телевидения повлияла на выбор профессии только на 22,5% респондентов, информация, полученная ранее в школе — на 20% респондентов, уровень влияния родителей на выбор профессии оказался очень низким, только 5% респондентов отметили этот факт.
Анализ показателей исследования свидетельствует о важности и значении профессиональной ориентации молодежи: на вопрос «Нужна ли Вам профессиональная ориентация в школе и университете» респонденты ответили «Да» — 67,5%; 17,5% ответили «Нет» и 17,5% — «Затрудняюсь ответить». Профессиональная ориентация в школе у аспирантов и магистрантов проводилась только у 57,5% респондентов, 40% респондентов отметили, что профессиональной ориентации в школе не было, 2,5% затруднились ответить на этот вопрос. Поэтому неудивительно, что у молодых людей нет достаточных познаний о профессиональной мобильности и профессиональной культуре.
На вопрос «Что Вы знаете о своей будущей профессии?» аспиранты и магистранты ответили: предмет труда — 72, 5%, содержание труда — 57,5%, условия труда — 47,5%, профессионально важные качества будущей профессии — 47,5%. Аспиранты и магистранты не обладают достаточными знаниями о профессиональной культуре (37,5%) и о профессиональной мобильности (20%). Технологические новшества сегодняшнего дня, оказывая влияние на социальную структуру общества, в свою очередь требуют от будущих специалистов, кроме высшего или среднего специального образования, следующих качеств:
• учета и знания своих психофизиологических способностей;
• знания требований предприятий и организаций;
• высокого уровня профессиональной культуры и профессиональной мобильности.
Профессиональная культура включает в себя не только отличное знание своего дела, высокий уровень интеллекта, профессионально важных качеств, профессиональных знаний, навыков, но и самостоятельность профессиональной деятельности, умение использо-
94 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1
Проблемы и перспективы подготовки молодых ученых в России (социологический...
вать эти знания и навыки в процессе взаимодействия социальных групп, а также умения устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения, умения облегчать взаимодействия, умения менять ролевые позиции и отношения, определенную независимость от посторонних вмешательств.
Профессиональная мобильность, в свою очередь, обусловлена потребностями сегодняшнего времени. Она формирует целенаправленную активность молодежи на достижение высоких профессиональных и жизненных целей и представляет ей немало возможностей варьировать свои действия для достижения необходимого статусного положения в обществе. Профессиональная мобильность — это своеобразный творческий процесс развития молодого человека, она дает импульс развития личности и нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Основная цель профессиональной мобильности — показать каналы и механизмы, используя которые молодежь может перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали, вверх-вниз по профессиональной иерархии. Основной задачей профессиональной мобильности является помощь в активизации внутренних ресурсов, возможностей личности, создание условий для самореализации человека в профессиональной сфере, формирование у него способности принятия решения дополнительного выбора или перемене профессии, переобучения или повышения квалификации.
При эффективном выполнении данной функции определяется место молодежи в социально-экономической системе, повышается результативность социализации и социальной адаптации молодежи к новым условиям и ин-териоризации: включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, которые становятся его внутренним «Я».
Профессиональная культура и профессиональная мобильность в значительной степени будут определять не только социальную адаптацию молодежи и интериоризацию, но и социальную структуру новой общественной системы, степень цивилизованности труда и степень цивилизованности России в целом.
Содержательные ответы были получены на вопрос: «Какие основные профессионально важные качества Вам будут необходимы для достижения поставленных целей в научной
деятельности?». По мнению респондентов, основными профессиональными качествами, необходимыми для достижения поставленной цели в научной деятельности, являются целеустремленность, высокий уровень работоспособности, гибкость и пытливость ума, умение анализировать полученный результат, эрудиция, организованность, аккуратность, внимание, высокий уровень ответственности, интерес к работе, умение работать в коллективе. Респонденты-преподаватели были полностью согласны с вышеперечисленными профессионально важными качествами, но добавили очень еще одно важное качество, которое является основным и первостепенным — высокий уровень творческого потенциала. Это действительно очень важное качество для научного работника как профессионала высокого уровня.
Необходимо обратить внимание на еще один важный момент в социологическом исследовании: судя по данным исследования, более 65% аспирантов и магистрантов согласны работать над научной темой диссертации, предложенной предприятием или организацией на основе ранее согласованных учебных программ с Министерством образования РФ, и с учетом перспектив развития отрасли и самого предприятии, 25% респондентов ответили «Затрудняюсь ответить» и 9,5% ответили «Нет». Немаловажным и интересным фактом явились ответы респондентов-аспирантов на вопрос «Как Вы рассматриваете сближение науки и сферы бизнеса?»: «Положительно» — ответили 70% респондентов, «Затрудняюсь ответить» — 20% и «Отрицательно» — 10%.
Результаты исследования позволили предположить, что аспиранты и магистранты в сближении науки и производства, развитии прикладной науки видят реализацию своей научной творческой деятельности: внедрение в производство научных открытий, а также повышение уровня заработной платы научных работников.
Представляют собой интерес ответы респондентов исследования, полученные на вопрос «Какими критериями Вы руководствовались при выборе работы?».
Первостепенное значение у 40% респондентов при выборе профессии является профессиональный интерес, у 17,5% респондентов особое значение при выборе работы явилась возможность наиболее полно раскрыть свои способности, у 7,5% респондентов большое значение
95
ИССЛЕДОВАНИЯ
при выборе работы сыграли деньги. Интересен тот факт, что и при выборе профессии аспирантами ПущГУ вторым критерием значимости оказались те же критерии: «Возможность наиболее полно раскрыть свои способности, возможности и склонности» — 30%, «Профессиональный интерес» — 25% респондентов, 15% респондентов предпочли работать в комфортных условиях. Круг общения также немаловажен для аспирантов и магистрантов (25%).
Критерий «Близость к дому» для аспирантов и магистрантов (15%) оказался малозначительным, он занимает десятое и девятое места по степени значимости. 45% респондентов такой критерий, как «Возможность иметь реальную власть» отнесли на десятое место. Большое внимание было уделено респондентами (12%) критерию «Стабильность», которому было отдано по степени значимости второе, третье, четвертое, пятое и шестое места.
Судя по данным исследования, заинтересованность обучения у аспирантов может падать за счет того, что им приходится, кроме учебы в аспирантуре, еще и работать. Как показывают исследования, 35% респондентов работают постоянно, 30% — периодически (временная занятость), «Работаю, но редко» — 12,5% и «Не работаю», только учусь — 22,5%. Заметим, что 45% аспирантов работают не по спе-^иальности и только 12,5% по специальности, а 42,5% респондентов отметили «другое».
Из ответов на вопрос: «По какой причине Вам приходится работать помимо аспирантуры?» видно, что аспиранты работают в силу того, что они вынуждены работать для обеспечения себе условия проживания (42,5%), 37,5%
респондентов работают, потому что не хотелось бы обременять родных своими материальными проблемами, 35% из опрошенных респондентов ответили, что хотелось быть самостоятельными в материальном плане, 17,5% респондентов ответили, что расширяют возможности понимания профессии и научной работы. Только 17,5% респондентов не работают в силу обеспечения их родителями, 2,5% опрошенных не находят работы, которая обеспечила прожиточный минимум, а у 2,5% респондентов уже существуют проблемы со здоровьем.
Согласно социологическому исследованию, просматриваются некоторые изменения материального положения аспирантов и магистрантов ПущГУ за последний год: 37,5% респондентов отметили небольшое улучшение материального положения, 22,5% опрошенных аспирантов отметили, что материальное положение их не изменилось и 17,5% отметили, что материальное положение ухудшилось.
Показательно, что на вопрос: «Какой уровень дохода Вы имеете на сегодняшний день?» от респондентов были получены следующие результаты: менее 5 тыс. руб. получают 90% респондентов (и это притом, что некоторым аспирантам и магистрантам из-за нехватки мест в общежитии ПущГУ приходится 1,5 тыс. руб. платить за место в городском общежитии), и только у 10% аспирантов и магистрантов уровень дохода составляет от 10 до 20 тысяч рублей. Личный доход у аспирантов и магистрантов формируется в основном за счет помощи родственников (65%) и за счет стипендии и пособий (62,5%), личный доход в виде зарплаты по основному месту работы составляет 60%.
Литература
1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года Президента РФ Дмитрия Медведева.
2. World Higher Education Database (WHED) — Всемирная база данных по высшему образованию: http://www. unesco.org/iau/onlinedatabases/ (дата обращения: 10.10.2010)
3. Доклад о развитии человека 2007/08. С. 355—356. Сайт ООН: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2007— 2008/chapters/russian/ (дата обращения: 10.10.2010)
4. Вапнярская О.И. Потребительские предпочтения в мониторинге системы дополнительного профессионального образования // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. № 3. С. 74—80.
5. Всемирный доклад по образованию — 2008. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, 2008.
6. Российский статистический ежегодик. 2008: Стат. сборник. М.: Росстат, 2008.
7. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. М.: Изд-во ВЦУЖ, 2007.
8. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.
9. Пряжников Н. С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. М.: Академия, 2006.
96 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / № 1