Научная статья на тему 'Значение первоначальных канонических актов духовных лиц русской церковной организации в регламентации общественных отношений и развития правовой системы древнерусского государства (X-XI вв. )'

Значение первоначальных канонических актов духовных лиц русской церковной организации в регламентации общественных отношений и развития правовой системы древнерусского государства (X-XI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНОНИЧЕСКИЕ АКТЫ / ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ХРИСТИАНСТВО / ЦЕРКОВЬ / ИМПЕРАТИВ / CANONICAL ACTS IN THE ANCIENT RUSSIAN STATE / LAW / CHRISTIANITY / THE CHURCH / THE IMPERATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Руслан Маратович

Отечественная правовая система в X-XI вв. претерпела существенные изменения ввиду официального утверждения на государственном уровне христианского вероисповедания. Светская законодательная власть, предоставив законодательные иммунитеты русской церковной организации, способствовала развитию законодательной инициативы со стороны духовных лиц. В качестве первоначальных актов правотворческой деятельности русским священством были подготовлены отдельные церковно-юридические акты публичного и частного характера, которые в последующем стали группироваться в церковно-юридические сборники по регламентации общественных отношений, что способствовало развитию правовой системы Древнерусской государственности в текущем реальном правоприменении.The domestic legal system in the X-XI centuries has undergone significant changes due to the official approval at the state level of the Christian faith. The secular legislative power, by granting legislative immunities to the Russian Church organization, also promoted the development of legislative initiative on the part of the clergy. As the initial acts of law-making activity, the Russian clergy prepared separate Church-legal acts of public and private nature, which later became grouped into Church-legal collections on the regulation of public relations. Thus, I contribute to the development of the legal system of the Old Russian state in the current period of law enforcement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение первоначальных канонических актов духовных лиц русской церковной организации в регламентации общественных отношений и развития правовой системы древнерусского государства (X-XI вв. )»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10060

ББК 67 © Р.М. Ахмедов, 2020

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАНОНИЧЕСКИХ АКТОВ ДУХОВНЫХ ЛИЦ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (X-XI ВВ.)

Руслан Маратович Ахмедов, доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент

Российский технологический университет (МИРЭА) (119454 г. Москва, проспект Вернадского, дом 78) E-mail: ahmedov@list.ru

Аннотация. Отечественная правовая система в Х-XI вв. претерпела существенные изменения ввиду официального утверждения на государственном уровне христианского вероисповедания. Светская законодательная власть, предоставив законодательные иммунитеты русской церковной организации, способствовала развитию законодательной инициативы со стороны духовных лиц. В качестве первоначальных актов правотворческой деятельности русским священством были подготовлены отдельные церковно-юридические акты публичного и частного характера, которые в последующем стали группироваться в церковно-юридические сборники по регламентации общественных отношений, что способствовало развитию правовой системы Древнерусской государственности в текущем реальном правоприменении.

Ключевые слова: канонические акты, Древнерусское государство, право, христианство, церковь, императив.

THE SIGNIFICANCE OF THE ORIGINAL CANONICAL ACTS OF THE CLERGY OF THE RUSSIAN CHURCH ORGANIZATION IN THE REGULATION OF PUBLIC RELATIONS AND THE DEVELOPMENT OF THE LEGAL SYSTEM OF THE OLD RUSSIAN STATE (X-XI CENTURIES)

Ruslan M. Akhmedov, Associate Professor of the Department of State and Administrative law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Russian technological University (MIREA) (119454, Moscow, Vernadskogo Avenue, 78) E-mail: ahmedov@list.ru

Abstract. The domestic legal system in the X-XI centuries has undergone significant changes due to the official approval at the state level of the Christian faith. The secular legislative power, by granting legislative immunities to the Russian Church organization, also promoted the development of legislative initiative on the part of the clergy. As the initial acts of law-making activity, the Russian clergy prepared separate Church-legal acts of public and private nature, which later became grouped into Church-legal collections on the regulation of public relations. Thus, I contribute to the development of the legal system of the Old Russian state in the current period of law enforcement.

Keywords: canonical acts in the Ancient Russian state, law, Christianity, the Church, the imperative.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ахмедов Р.М. Значение первоначальных канонических актов духовных лиц русской церковной организации в регламентации общественных отношений и развития правовой системы Древнерусского государства (X-XI вв.). Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):11-4.

Принятие в качестве государственного вероисповедания на Руси христианского исповедания способствовало переосмыслению основных условий общественно-политической жизнедеятельно-

сти Древнерусской государственности. Христианские императивы, возведенные в норму права светскими правовыми актами в Х — начале XI вв., способствовали усвоению языческим правосозна-

нием древнерусского социума основных категорий христианской идеологемы, основанных на морально-нравственных принципах. Русь, благодаря установившемуся государственному вероисповеданию, смогла утвердиться в списке мировых держав. При этом повсеместно расширяя свое экономическое влияние и интересы. Соответственно, текущие условия жизнедеятельности средневекового древнерусского социума, находились постоянно в динамике, что требовало от властей своевременных мер реагирования по их законодательной регламентации, устранении правовых пробелов.

Однако, в силу определенных обстоятельств, существовавших в средневековом государстве, а, именно, отсутствие образованного штата специалистов, способных юридически переосмысливать складывающиеся общественные отношения на предмет их правовой регламентации, способствовало тому, что часть компетенции в законотворческой деятельности была передана церковной организации, которая изначально была включена в состав государственного механизма. Более того, способствовало расширению юрисдикционной компетенции духовных лиц и необходимость переосмысления и адаптации путем гармонизации к местным условиям реципированных церковно-светских законоположений византийской империи. Так как основные столпы христианской идеологемы были восприняты от Константинопольского патриархата, соответственно и ее правовые формы выражения и закрепления в общественной среде также необходимо было частично интегрировать в древнерусскую социальную среду и систему управления институтами Древнерусской государственности.

В то же время, первые иерархи Русской церкви, являясь греками по национальности, не особо и стремились к введению имперских церковно-светских законоположений на Руси. Лишь отчасти способствуя усвоению основных литургических текстов по выполнению ритуально-обрядовых действий по исполнению церковных действий. В качестве существенных проблем в переосмыслении канонико-светских юридических понятий, категорий и включения их в местную среду иерархами, исследователи называют языковой барьер, отсутствие знания традиций и обычаев принимающей стороны. На способствовали активной гармонизации новелл византийского церковно-светского законодательства и национальные центробежные политические устремления великих русских князей, которые стремились сохранить национально-политический суверенитет, в том числе и в вопросах организационно-функционального построения церковной организации. Поэтому лишь с течением

времени, по мере увеличения штата духовных лиц из числа местного русского населения, мы можем отметить постепенное увеличение канонической правотворческой деятельности духовных лиц в регламентации общественных отношений и разъяснении основных императивов христианской иде-ологемы с учетом местных условий.

В качестве первоначальной законотворческой деятельности священства Русской церкви периода X-XI вв. возможно отметить канонические сборники, содержащие в структурно-содержательном составе различные поучения, проповеди, рассказы о чудесах, содержащих элементы нравственно-морального содержания правового порядка, а также положения специальных церковных уставов княжеской власти. В которых культивировалась в том числе и национальная идея «о политической и церковной независимости Русской церкви во взаимодействии с политическим владельцем Киева» [10, с. 132]. Данные памятники древности, как правило, были адресованы частным лицам либо давали поучительные разъяснения в прикладном разрешений отдельных бытовых вопросов для публичного применения. Тем самым дополняя юридическую сущность формируемого государственного правопорядка, но с позиций христианских императивов. Что характерно, изначально духовенство в данном вопросе избрало «мягкий» путь законотворческой инициативы в виде проработок мер дисциплинарного воздействия на нарушителей канонических установлений и тайных приверженцев отеческого культа.

В качестве существенного богословского памятника древности публично-правового характера, имеющего характер церковного законодательства, можно привести «Правило церковное вкратце», составленное митрополитом Иоанном II (1089 г.) в виде ответов на канонические вопросы [8, с. 571576]. В своей структурно-содержательной части «Правило» разделено на главы, в которых содержится текст, принявший юридическое выражение в форме соответствующих правил, в зависимости от категорий вопросов, которые исследователи сгруппировали в четыре основные категории из частных Правил: Правила касательно дел веры, священнодействий и церковной святыни, равно как преступлений против них; Правила касательно иерархии и вообще духовенства, белого и монашествующего, их прав, обязанностей и образа жизни; Правила касательно дел брачных, семейных, домашних; Правила касательно отношения православных к латинянам, евреям и язычникам [8, с. 252-256].

Необходимо отметить, что в данном каноническом акте духовного лица, содержатся стандарты реализации отдельных видов правоотношений по

перечню представленных «Правил». Закрепляются нравственно-моральные критерии и качества для лиц, стремящихся к христианской добродетели в различных условиях текущей жизнедеятельности. Определены меры правового реагирования каноническо-просветительского характера к нарушителям. Тем самым, по сути, делается правовая «прививка» житейских ценностей на уровне правосознание и правопонимания христианских императивов у населения.

Отдельный научно-исследовательский интерес представляет общерусский трактат «Слово о Законе и Благодати», подготовленный в первой половине XI в. Киевским митрополитом Иларионом [5, с. 29-41]. К сожалению, архетипа данного канонического памятника, вероятно нет. Так как «Слово» дошло до нашего времени в более чем пятидесяти списках, что указывает на ее возможное частичное расширение, редактирование структурно-содержательной части [7, с. 31].

«Слово» состоит из двух частей: собственно из рассуждения о Законе и Благодати и Похвалы князю Владимиру, крестившему Русь. В первой части Иларион в своих рассуждениях благодарит Бога за дарование русскому народу истинной веры и утверждает идею равноправия всех народов, независимо от времени приобщения к христианству. По сути, развивает положения конфессиональной терпимости, несмотря на складывающееся в рассматриваемое историческое время в мировом христианском конфессиональном пространстве культурно-идеологическое противостояние двух частей Вселенской Церкви.

Вторая часть трактата посвящена похвале великому князю Владимиру и характеристике состояния Древнерусского государства, судьба которого, как пишет митрополит Иларион, «отныне определялась Божественной волей. Глава государства — князь — призван стать наследником Небесного царства, а также привести ко спасению и своих подданных. Поэтому высшая цель государства как всенародного единения — сохранение веры и нравственности в подданных» [9, с. 20-23].

В своём произведении митрополит Иларион затронул большой круг политических и юридических вопросов: соотношение закона, истины1 и благода-

1 Термин «истина», определяется как «богословское содержание и выражается традиционной формулой: «истина есть Христос», а, следовательно, благодати заслуживает человек, воспринявший нравственные заповеди Иисуса Христа и выполняющий их в своём поведении. Истина, согласно его учению, постигается не вопреки закону, а благодаря ему. В законе человечество «теснится», а в истине «свободно ходит». // Золотухина Н. М. Илларион, митрополит Киевский // Антология мировой правовой. В пяти томах. Том IV. — М.: Мысль, 1999. С. 33.

ти; роль закона — правды в реализации верховной власти; правовой статус верховной власти, её цели и задачи; принципы внешней политики [6, с. 327328]. Происхождение светской верховной власти в рассматриваемом памятнике характеризуется как Божественное, основные качества которого: отеческое попечение о благе подданных; благотворительность; справедливость; мудрость; скромность; защита веры и церкви; мужество и благочестие[6, с. 328]. В качестве существенного объединительного фактора в единый народ русский, митрополит отмечает религиозные христианские начала, наглядным отображением которых является национальная православная церковь, выраженная в категорий «соборности». Благодаря чему корни русской дер-жавности, государственной мощи это дарованные Богом средства к удержанию народной жизни к рамках евангельской непорочности2.

Все последующие канонические памятники Х-Х1 вв., дошедшие до нашего времени, принадлежат к разряду произведений частных лиц, выраженных в виде «учительного слова». Большая часть данных произведений подготовлено после конфессиональных событий 1054 г., основная суть которых это пояснение и разъяснение основных ценностей христианского образа жизни, практики ритуально-обрядовых действий дабы не нарушить основы канонического права. Таково, например, знаменитое Послание Феодосия Печерского к великому князю Изяславу «О вере варяжской или латинской» [8, с. 551-552], Послание митрополита Никифора против латинян, одно из которых адресовано великому князю Владимиру Мономаху, другое — к неизвестному князю, третье — к князю муромскому Ярославу Святославовичу [8, с. 560-568].

Анализируя представленные богословские труды духовного лица, необходимо отметить, что они позволяет понять глубину усвоения христианской идеологемы населением, которое по сути, как выясняется, еще было поверхностным в описываемом периоде времени. Поэтому не случайно в содержательной части приведенных исторических свидетельств, отражаются охранительные тенденции христианских императивов, тем самым, постепенно придавая им юридических характер для усвоения древнерусским правосознанием на уровне хозяйственного и семейно-бытового прикладного правоприменения.

Подводя итоги по вышеизложенному, необходимо отметить, что в целом, первоначальные

2 См.: Предисловие. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) // Митрополит Иларион «Слово о Законе и Благодати». — М.: Институт русской цивилизации «Родная страна». 2016. С. 6-8.

канонические акты русских духовных лиц в сущ-ностно-содержательной части были направлены на формирование юридического образа в реализации христианского императива; адаптации христианской идеологемы к местным условиям, постепенной ее интеграции в правосознание и правопонима-ние в свете православных традиции на обыденном уровне населению Руси. Тем самым, способствуя привитию первоначальных юридических начал в древнерусской юриспруденции традиций, основанных на православной мотивации, в проявлений законодательных инициатив. При этом развивая отечественную правовую систему [11, с. 47].

Литература

1. Антология мировой правовой. В пяти томах. Том IV. М.: Мысль, 1999.

2. Ахмедов Р.М. Роль и значение Десятинной церкви в устройстве Древнерусского государства // История государства и права. № 10. 2019. С. 25-38.

3. Ахмедов Р.М. Особенности формирования сакральных основ государственной власти в Древнем мире // Международный журнал «Конституционного и государственного права». № 4. 2018. С. 92-98.

4. Ахмедов Р.М. Право убежища (jus asyli) и печалование патриархов как акты милосердия Древней Церкви // История государства и права. № 3. 2019. С. 32-38.

5. Иларион, митр. Киевский Слово о Законе и Благодати. М.: Столица, Скрипторий, 1994.

6. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX-начало XII в.). / Г.Г. Литаврин. СПб.: Алетейя, 2017.

7. Митрополит Иларион «Слово о Законе и Благодати». М.: Институт русской цивилизации «Родная страна», 2016.

8. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) История Русской церкви. Книга вторая. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988 — 1240 гг.). М.: Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь, 1995.

9. Павлова С.В., Бодунова О.Г. Древнерусский образ идеального правителя (Х — начало XIII в.) // История государства и права, № 23, 2009.

10. Приселков М.Д. Очерки по церковно-поли-тической истории Киевской Руси X-XII вв. М.: Юрайт, 2018.

11. Томсинов В.А. История русской юриспруденции. X-XVII века: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИКД «Зерцало — М», 2018.

References

1. Anthology of the world legal system. In five volumes. Volume IV. M.: Mysl', 1999.

2. Akhmedov R.M. Role and significance of the Tithe Church in the structure of the old Russian state // History of state and law. № 10. 2019. Pp. 25-38.

3. Akhmedov R.M. Features of the formation of the sacred foundations of state power in the Ancient world // International journal of constitutional and state law. № 4. 2018. Pp. 92-98.

4. Akhmedov R.M. The right of asylum (jus asyli) and the saddening of patriarchs as acts of mercy of the Ancient Church // History of state and law. № 3. 2019. Pp. 32-38.

5. Hilarion, Metropolitan. Kiev Word about Law and Grace. M.: Stolitsa, Scriptorium, 1994.

6. Litavrin G.G. Byzantium, Bulgaria, Ancient Russia (IX-beginning of XII century) / G.G. Litavrin. SPb.: Aleteia, 2017.

7. Metropolitan Hilarion "The Word about Law and Grace". M.: Institute of Russian civilization "Native country", 2016.

8. Metropolitan Makariy of Moscow and Kolomna (Bulgakov) History of the Russian Church. The second book. History of the Russian Church during the period of its complete dependence on the Patriarch of Constantinople (988-1240). M.: Spaso-Preobrazhensky Valaam Monastery, 1995.

9. Pavlova S.V., Bodunova O.G. Old Russian image of an ideal ruler (X-beginning of the XIII century) // History of state and law, no. 23, 2009.

10. Priselkov M.D. Essays on the Church-political history of Kievan Rus in the X-XII centuries. M.: Yurayt, 2018.

11. Tomsinov V.A. History of Russian jurisprudence. X-XVII centuries: a textbook. 2nd ed. pererab. and add. M.: ICD "Zertsalo-M", 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.