Научная статья на тему 'Правовое значение «Устава князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных» в утверждении христианских императивов в древнерусском обществе'

Правовое значение «Устава князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных» в утверждении христианских императивов в древнерусском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
984
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСТАВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА / ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ХРИСТИАНСТВО / ЦЕРКОВЬ / ЮРИСДИКЦИЯ / PRINCE VLADIMIR’S CHARTER / OLD RUSSIAN STATE / LAW / CHRISTIANITY / CHURCH / JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Руслан Маратович

Отечественная правовая система в конце Х в. претерпела существенные изменения ввиду официального утверждения на государственном уровне христианского вероисповедания. Светская законодательная власть в лице великого князя Владимира впервые сформировала правовые стандарты обеспечения деятельности и полномочия древнерусской церковной организации. В последующем данный памятник права стал правовым шаблоном для выработки новых норм, регламентирующих взаимоотношения между институтами государственной власти и церковной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal significance of the «Charter of Prince Vladimir Svyatoslavovich on tithes, courts and people of the Church» in the statement of Christian imperatives in ancient Russian society

The domestic legal system at the end of the tenth century has undergone significant changes due to the official approval at the state level of the Christian faith. The secular legislative power in the person of Grand Duke Vladimir for the first time formed legal standards of ensuring activity and powers of the old Russian Church organization. Subsequently, this monument of law became a legal template for the development of new rules governing the relationship between the institutions of state power and the Church organization.

Текст научной работы на тему «Правовое значение «Устава князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных» в утверждении христианских императивов в древнерусском обществе»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10001 © Р.М. Ахмедов, 2020

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ «УСТАВА КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВОВИЧА

О ДЕСЯТИНАХ, СУДАХ И ЛЮДЯХ ЦЕРКОВНЫХ» В УТВЕРЖДЕНИИ ХРИСТИАНСКИХ ИМПЕРАТИВОВ В ДРЕВНЕРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ

Руслан Маратович Ахмедов,

доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент МИРЭА — Российский технологический университет (119454, Москва, проспект Вернадского, д. 78)

E-mail: ahmedov@list.ru

Аннотация. Отечественная правовая система в конце Х в. претерпела существенные изменения ввиду официального утверждения на государственном уровне христианского вероисповедания. Светская законодательная власть в лице великого князя Владимира впервые сформировала правовые стандарты обеспечения деятельности и полномочия древнерусской церковной организации. В последующем данный памятник права стал правовым шаблоном для выработки новых норм, регламентирующих взаимоотношения между институтами государственной власти и церковной организации.

Ключевые слова: Устав князя Владимира, Древнерусское государство, право, христианство, церковь, юрисдикция.

THE LEGAL SIGNIFICANCE OF THE «CHARTER OF PRINCE VLADIMIR SVYATOSLAVOVICH ON TITHES, COURTS AND PEOPLE OF THE CHURCH» IN THE STATEMENT OF CHRISTIAN IMPERATIVES IN ANCIENT RUSSIAN SOCIETY

Ruslan M. Akhmedov,

Associate Professor of the Department of State and Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor MIREA — Russian Technological University (119454, Moscow, prospekt Vernadskogo, d. 78)

Abstract. The domestic legal system at the end of the tenth century has undergone significant changes due to the official approval at the state level of the Christian faith. The secular legislative power in the person of Grand Duke Vladimir for the first time formed legal standards of ensuring activity and powers of the old Russian Church organization. Subsequently, this monument of law became a legal template for the development of new rules governing the relationship between the institutions of state power and the Church organization.

Keywords: Prince Vladimir's Charter, old Russian state, law, Christianity, Church, jurisdiction.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ахмедов Р.М. Правовое значение «Устава князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных» в утверждении христианских императивов в древнерусском обществе. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):10-3.

Из курса истории отечественного государства и права нам достаточно полно изложены исторические свидетельства о том, как великий князь Владимир Красное Солнышко воспринял на личностном уровнем христианскую культурно-идеологическую матрицу, путем проведения различных государственных акций. Однако, усвоение новой идеологии политическим руководством и олигархической знатью Древнерусского государства было недостаточно для распространения догматов и канони-

ческих правил, официально установленного государственного вероисповедания среди населения Руси. Необходимо было сформировать социально-культурные, политико-экономические условия для становления и развития древнерусской церковной организации, формирования социальной группы служителей алтаря, в том числе и путем юридического обоснования необходимости данной структуры в составе формируемого государственного аппарата.

Поэтому для того, чтобы реализовать намеченные стратегические государственные мероприятия по введению Древнерусского государства в состав христианских международных держав, интеграции русского купеческого сообщества в торговые корпорации, консолидации внутренних общественно-политических течений под официальной идеологией, гармонизации отечественной правовой системы с нормами ведущих мировых держав, к каковым в тот период времени относилась Византийская империя, великий русский князь взял на себя обязательства по созданию, в-первую очередь материальных и правовых оснований для интеграции нового института в формируемый механизм государственной власти. Однако, для упорядоченного понимания полномочий вновь вводимого института всеми участниками общественно-политической жизни на Руси, порядка финансирования его деятельности, необходимо было выработать единые правовые стандарты, которые устанавливали бы порядок взаимоотношения с представителями церковной организации, алгоритм совместных действий, юридические основания реализации представленных светской властью полномочий. Данным правовым актом, порожденным правами законодательной инициативы светской власти стал «Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных»1 [11, с. 168—172], возникновение которого исследователями относится приблизительно к периоду с 996 по 1015 гг. [5, с. 43].

В то же время, церковная организация, получив допуск на рынок социальных услуг древнерусской общественности, в максимально короткие сроки постаралась адаптироваться в новых общественно-политических условиях. Используя поддержку и авторитет установившейся единой политической власти на всем административно-территориальном пространстве Древней Руси, стала активно включаться в общественные отношения, регламентируя текущую жизнь, быт, нравы в реальном формате времени. Причем, вводя в данные общественные отношения основные императивы христианских морально-нравственных категорий, которые во многом не

1 Устав князя Владимира сохранил свое юридическое наследие в «Уставе Всеволода Мстиславовича» (до 1136 г.), и, даже в XVI в., найдя свое отображение в главе 63 «Стоглава».

соответствовали сложившимся правовым обычаям, исходившим из глубины веков. А, следовательно, лишь норма права, усиливавшая христианские императивы и получившая силу закона, могла быть интегрирована в текущие условия жизнедеятельности, вне зависимости от социальных групп и их правового статуса.

Поэтому многие исследователи предполагают, что написание Устава князя Владимира связано со строительством в Киеве каменной церкви Богородицы (получившей позднее название Десятинной) [8, с. 74]. В принципе, на указанные в качестве причины обстоятельства указывает и сам Устав, где в содержательно-текстологической части, наряду с нормами права, содержатся сведения о крещении Руси; создании в Киеве церкви Богородицы; установления о ее материальном обеспечении в форме десятины от поступлений княжеских, судебных, торговых пошлин, от приплодов скота и сборов урожая; рассмотрены вопросы регламентации внутренней жизни семьи, церковного притча и отдельных социальных групп, в зависимости которых была заинтересована церковная организация [10, с. 137].

Изначально необходимо оговориться, что Устав князя Владимира дошел до наших дней не в оригинале. Согласно данным Я.Н. Щапова, рассматриваемый памятник права содержится более чем в двухстах списках церковно-юридических сборников XIV—XIX вв. [5, с. 12]. Причем каждый из них претерпел существенные переработки, редакции с учетом текущих общественно-политических, культурно-идеологических и социально-экономических потребностей конкретного исторического периода времени. А, следовательно, возможно предположить, что изначально сформированный архетип устава утрачен для научного изучения современниками. Поэтому в различных списках отображаются не схожие по перечню виды рассматриваемых дел либо список лиц, относящихся к исключительной компетенции церковной юрисдикции [7, с. 83—84]. Но, в целом, суть и направление правовой регламентации формируемых общественных отношений равнозначна. Наиболее полно пояснение о причинах возникновения различных списков дал митрополит Макарий, который объяснил это тем, что «снимая в разные времена для руководства

себе копии устава Владимирова, наши духовные могли и без стеснения своей совести, и без опасения со стороны светского начальства делать сокращения в уставе, опуская в нем законы, уже не действовавшие и отмененные правительством, но привносить по произволу новые поставления в устав равноапостольного, предоставлять его именем себе новые права не могло наше духовенство без стеснения своей совести, а также и без опасения со стороны светских властей, которые имели возможность обличить подлог на оснований древних документов» [7, с. 90]. Вероятно также то, что поправки и исключения в нормы Устава вносились и по прямому указанию местного удельного светского руководства, особенно в период феодальной раздробленности, желавшего усилить свои властные полномочия на местах.

По своей правовой природе «Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных», несмотря на то, что идеологическим поставщиком православного христианства для Руси стала Византия, не имеет прямых аналогов в византийском законодательстве, являясь оригинальным произведением древнерусской юридической мысли. В то же время, как отмечают исследователи, содержательная часть памятника права имеет разделы, являющиеся характерными для византийской цер-ковно-правовой традиции выраженных греческих Номоканонов и элементов германского иммунитет-ного права (воспрещение княжеским властям доступа в частное имение, судебные и податные привилегий) [9, с. 85—102].

Однако, юридическое значение и влияние Устава князя Владимира на развиваемую древнерусскую правовую систему в регламентации государственно-конфессиональных отношений, никак не умалилось. Как отмечает В. Цыпин, значение документа «огромно — по существу дела, так как вплоть до эпохи Петра I судебная власть Церкви по тяжебным и уголовным делам сохранялось в тех пределах, которые очерчены были Уставом святого Крестителя Руси» [12, с. 231]. Поэтому устав получил свое правовое распространение по всей территорий Древней Руси с единственной оговоркой. В него были привнесены национально-территориальные особенности отдельных удельных земель, особенно в период феодальной раздробленности.

Таким образом, Устав Владимира представляет собой, как пишет митрополит Макарий, «с одной стороны, извлечение из греческого Номоканона и входивших в состав его законов Моисеевых, а с другой — опыт русского самостоятельного законодательства, согласного с духом Номоканона» [7, с. 94]. Данный юридически оформленный документ явился первым правовым опытом, удостоверяющим первоначально формируемые законоположения преимуществ Русской митрополии, которые были выражены в отношении к институтам государственной власти, общества; в наделении церковной организации, ее духовных лиц полномочиями и компетенциями, в том числе и в сфере юрисдик-ционной деятельности; закреплении и предоставлении правовой защиты отдельному перечню лиц, подлежащих церковному судопроизводству, а также установления перечня видов преступлений, подпадавших практически в неизменном списке вплоть до XV в., то есть до времени образования Русского централизованного государства. Указанная живучесть юридического духа Устава князя Владимира, способствовала формированию и развитию право-понимания и правовой культуры среди населения, являвшихся характерными для православного государства и основанными на христианских императива, тем самым, вверяя «высшее наблюдение по делам веры и нравственности народа — духовенству, чтобы утвердить в земле своей христианский закон» [8, с. 74].

Литература

1. Ахмедов Р.М. Особенности формирования сакральных основ государственной власти в Древнем мире // Международный журнал «Конституционного и государственного права», № 4, 2018.

2. Ахмедов Р.М. Право убежища (¡ш asyli) и печалование патриархов как акты милосердия Древней Церкви // История государства и права, № 3, 2019.

3. Ахмедов Р.М. Значение конфессионального фактора при формировании религиозно-политических центров в Древнем мире // В сборнике: Идеи конституционализма в юридической науке: история и современность сборник материалов третьей международной научной конференции, по-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

священной памяти профессора В.М. Курицына. 2019.

4. Ахмедов Р.М. Роль и значение Десятинной церкви в устройстве Древнерусского государства // История государства и права. № 10. 2019.

5. Древнерусские княжеские уставы XI— XV веков / Подготовил Я.Н. Щапов. М., 1976.

6. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988—1240 гг.). М.: Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь, 1995.

7. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) История Русской церкви. Книга вторая. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988—1240 гг.). М.:

Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь, 1995.

8. Михайловский М.И. Венец и похвала св. Владимиру, великому князю Киевскому, просветителю и преобразователю Древней Руси. Чернигов, Типография Губернского Правления, 1888.

9. Павлов-Сильванский Н.П. Феодальные отношения в удельной Руси. Иммунитеты в удельной Руси. Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2015.

10. Российское законодательство Х—ХХ веков. В девяти томах. Т. I. Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984.

11. Стоглав, Собор бывший в Москве при Великом государе царе и Великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). Издание третье, исправленное. СПб., 2011.

12. Цыпин В. Каноническое право. М., 2009.

В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории

Второе издание

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. 2-е изд. Монография. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.

Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества

и личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.