Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ'

ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самыгин Сергей Иванович, Бохан Ксения Александровна

Обучение представляет собой длительный процесс, направленный на изучение дисциплин и усвоение знаний, необходимых для будущей трудовой деятельности менеджеров. Процесс обучения является важнейшим этапом в подготовке специалистов, так как во время него обучающиеся получают все необходимые знания. Эффективность практической подготовки полностью зависит от усвоенных теоретических знаний обучающимися, потому процесс обучения является ведущим. Исследование посвящено изучению педагогических технологий, помогающих будущим специалистам эффективно изучить основы управления и профессиональные дисциплины с целью получения специальности менеджер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самыгин Сергей Иванович, Бохан Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE, FEATURES AND APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF MANAGERS

Training is a long process aimed at studying disciplines and assimilating the knowledge necessary for the future work of managers. The learning process is the most important stage in the training of specialists, since during it students receive all the necessary knowledge. The effectiveness of practical training depends entirely on the acquired theoretical knowledge by students, because the learning process is leading. The research is devoted to the study of pedagogical technologies that help future specialists to effectively study the basics of management and professional disciplines to obtain the specialty manager.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ»

УДК 37.015.31

DOI 10.23672/SEM.2023.41.38.003

ЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ

THE IMPORTANCE, FEATURES AND APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF MANAGERS

Бохан Ксения Александровна

магистрант кафедры антикризисного и корпоративного управления, Ростовский государственный экономический университет ks2252939@gmail.com

Ksenia A. Bokhan

Master of the Department of «Anti-Crisis and Corporate Governance», Rostov State University of Economics ks2252939@gmail.com

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры финансового и HR менеджмента, Ростовский государственный экономический университет samygin78_@yandex.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Financial

and HR management,

Rostov State University of Economics

samygin78_@yandex.ru

Аннотация. Обучение представляет собой длительный процесс, направленный на изучение дисциплин и усвоение знаний, необходимых для будущей трудовой деятельности менеджеров. Процесс обучения является важнейшим этапом в подготовке специалистов, так как во время него обучающиеся получают все необходимые знания. Эффективность практической подготовки полностью зависит от усвоенных теоретических знаний обучающимися, потому процесс обучения является ведущим. Исследование посвящено изучению педагогических технологий, помогающих будущим специалистам эффективно изучить основы управления и профессиональные дисциплины с целью получения специальности менеджер.

обучение, педагогические технологии, критическое мышление, диалоговые технологии, деловые игры, теория решения изобретательских задач.

Training is a long process aimed at studying disciplines and assimilating the knowledge necessary for the future work of managers. The learning process is the most important stage in the training of specialists, since during it students receive all the necessary knowledge. The effectiveness of practical training depends entirely on the acquired theoretical knowledge by students, because the learning process is leading. The research is devoted to the study of pedagogical technologies that help future specialists to effectively study the basics of management and professional disciplines to obtain the specialty manager.

Keywords: teaching, pedagogical technologies, critical thinking, dialog technologies, business games, theory of inventive problem solving.

Ключевые слова:

Annotation.

Обучение представляет собой длительный процесс, направленный на изучение дисциплин и усвоение знаний, необходимых для будущей трудовой деятельности менеджеров. Процесс обучения является важнейшим этапом в подготовке специалистов, так как во время него обучающиеся получают все необходимые знания. Эффективность практической подготовки полностью зависит от усвоенных теоретических знаний обучающимися, потому

процесс обучения является ведущим. Усвоение и закрепление знаний у обучающихся является главной целью деятельности педагогов. Известно, что теоретические аспекты дисциплин тяжело усваиваются обучающимися, особенно теми, кто заинтересован только в практической подготовке.

Педагогические технологии представляют собой инструменты, используемые преподавателями с целью эффективного проведения лекционных и практических занятий для привлечения и фокусирования внимания студентов в процессе усвоения ими теоретических аспектов изучаемых дисциплин [1].

Прежде чем рассматривать конкретные педагогические технологии и их эффективность в процессе обучения, необходимо рассмотреть признаки, присущие педагогическим технологиям:

1. Воспроизводимость. Определяет педагогические технологии как повторяющееся явление, которое могут использовать разные педагоги, представляющие собой субъект процесса обучения. Студенты представляют собой объект, на который направлена деятельность педагогов. Таким образом, субъект, оказывающий воздействие на объект, может использовать педагогические технологии неограниченное количество раз.

2. Системность педагогических технологий определяется всеми признаками, присущие понятию системы, а именно: логичность, взаимосвязью и целостностью процессов;

3. Управляемость. Подразумевает под собой возможность планирования педагогических технологий, а также контроль результатов;

4. Возможность внесения корректировок в учебный процесс или заменить педагогические технологии;

5. Научная обоснованность.

Основной задачей педагога, помимо вышеперечисленного, является развитие критического мышления у обучающихся [2]. Критическое мышление - тип мышления, направленное на вычленение истины из большого потока информации путем выявления фактов, далее используемых в своих целях. Технология развития критического мышления является относительно новой, так как разработали ее в США в 1997 году. Применяется данная технология с целью обучения студентов выбирать информацию, оценивать ее как достоверную или недостоверную оперируя фактами, а также использовать ее на практике.

Развитие критического мышления обусловлено тремя этапами:

- вызовом;

- осмыслением;

- рефлексией.

Стадия «Вызов» определяет необходимость получения новых достоверных знаний, или же дополнения уже имеющихся. Стоит отметить, что в процессе обучения стадия вызов может проявляться в двустороннем порядке в формате дискуссии - чаще всего, от объекта к субъекту или же от субъекта к объекту в особых случаях.

На стадии «Осмысление» происходит процесс накопления и систематизации информации.

Стадия «Рефлексия» подразумевает формирование личного отношения объекта к изучаемому, поиск противоречий и более глубокое осмысление информации. На данном этапе задачей педагога является наставить студента на дальнейшее изучение и расширение своих знаний.

Вышеперечисленные стадии имеют ряд функций, которые необходимо рассмотреть.

На стадии вызова к изучению информации побуждает мотивационный аспект, также превалирует в данном аспекте коммуникационная функция, проявляющаяся в обмене информацией между преподавателем и студентом.

Стадия осмысления сочетает в себе не только информационную функцию, но и характеризуется систематизацией и классификацией, способствующей запоминанию информации.

Стадия рефлексии включает в себя все вышеперечисленные функции, включая оценочную, которая определяется как установлению собственного мнения у обучающегося [3].

Развитие критического мышления в современном мире на данный момент времени является необходимостью. Прогресс развития и расширения информационного потока ставит перед современным человеком задачи тщательного отбора качественной достоверной информации, которой становится все меньше.

Сеть интернет открыла перед человечеством множество возможностей, таких как быстрое потребление информации, ее мгновенный поиск в глобальной сети и конечно общение, посредством использования социальных сетей. Негативным фактором является слишком боль-

шой поток недостоверной информации, которую размещают пользователи, обывателями воспринимающуюся как достоверную. Потому перед педагогом стоит задача развить у студентов критическое мышление, пользуясь которым они смогут отфильтровывать ненужную информацию и не оперировать ей как достоверной.

Применение диалоговых технологий является основой преподавания лекционного материала. В ходе использования данной технологии между педагогом и обучающимися возникает взаимодействие в целях углубленного рассмотрения изучаемой темы.

Удержание и концентрирование внимания обучающихся является главной задачей педагога, что требует от него большого запаса знаний и понимания рассматриваемой темы, при ведении длительного диалога со студентами [5]. Прежде чем вести диалог, необходим подготовительный этап, который подразумевает под собой объяснение обучающимся ход занятия. Во время проведения занятия с применением диалоговых технологий, педагог не ведет диалог с самим собой, он ведет его со студентами, которые должны отвечать на поставленные педагогом вопросы. В связи с этим, у обучающихся может возникнуть социальный барьер, который выражается в неуверенности точности выражения собственных мыслей. Важным аспектом является установление полу доверительных отношений между педагогом и студентами, сохранение педагогом авторитета, установление дисциплины и правил того, что мнение у всех может разниться, а также, поощрение студентов в их инициативе высказывания собственного мнения, а также критическое обоснование всех спорных аспектов [6].

Систематизированный схематичный вариант вышесказанного наглядно можно представить следующим образом:

- установление полу доверительных отношений;

- установление дисциплины и правил дискуссионного общения;

- выявление проблемы и начало дискуссионного общения;

- высказывание мнения обучающимися;

- анализ мнений педагогом;

- выводы по теме исследования.

Использование диалоговых технологий способствует эффективному взаимодействию педагога и обучающихся путем выводов о проблеме, сделанных самими обучающимся, что позволяет успешно усвоить материал.

Одними из самых эффективных технологий являются различного рода игры. Прежде чем перейти к рассмотрению, необходимо понять сущность игры и ее роль в жизни уже взрослого человека.

К теории игр ученые подходили по-разному. Так, в США игра обозначалось как природное инстинктивное начало, которое естественно для человека [7].

Отечественные ученые определяли игру как первый этап социализации ребенка. Объектом игры при вхождении в чужую роль и моделированию теоретической ситуации, чаще всего является: устранение конфликтных ситуаций, установление мотивационного фактора, общая оценочная характеристика поступков. Применение игровых технологий обуславливается положительным влиянием на мотивацию обучающихся к эффективному взаимодействию друг с другом, активному обсуждению и усвоению смысла проведенной игры [8].

Стоит отметить, что игровые технологии применяются не только в обучении студентов, но и в крупных организациях для работников с моделированием приближенных к реальности ситуаций и отслеживанием времени на решение поставленных задач руководством. К игровым технологиям относятся и широко известные кейс-задания, которые также представляют собой игру-прототип реальности и вопросами, которые необходимо решить.

Деловые игры также относятся к технологиям, которые применяются не только в учебных заведениях, но и в организациях любого масштаба. Появлению деловых игр способствовала военная сфера, где каждому из действующих лиц назначалась своя роль и задачи, которые необходимо решить ради общего успеха и выполнения задания.

Эффективность использования деловых игр в процессе обучения заключается в следующем:

- в получении обучающимися опыта, путем вхождения в роль и решения реальных задач организаций;

- социальное взаимодействие учит обучающихся эффективно работать в команде;

- в развитии практического и теоретического мышления;

- в исследовании, стимулирующих труд, факторов в моделируемой организации;

- в проявлении творческой инициативы обучающимися, в развитии креативного мышления.

Эффективность проведения деловых игр установлена исследованием В.И. Рыбальского и Н.В. Миронесецкого, которое показало, что во время деловой игры обучающимися усваивается 90 % информации; также, использование деловых игр сокращает процесс изучения дисциплины на 30-50 % [9].

В 1946 году советский инженер, писатель и ученый Генрих Альтшуллер предложил свою методику или, в контексте исследования - педагогическую технологию, суть которой заключается в поиске самого эффективного решения поставленной задачи путем выбора из множества вариантов [4]. При поиске решения каждый из нас пользуется различными факторами или ресурсами, Альтшуллер выделил следующие: время, пространство, человеческий ресурс, материальные ценности, физические силы. Данной технологии современные ученые дали аббревиатуру ТРИЗ, что в расшифровке понимается как теория решения изобретательских задач.

Итак, ТРИЗ - это процесс поиска оптимального решения задач, усовершенствование существующих методов решения путем применения креативного подхода.

Цель данной педагогической технологии - развитие креативности или гибкости мышления, способности решать сложные задачи наиболее эффективными способами. Под изобретательской задачей понимается сложная ситуация, которую необходимо разрешить новым или творческим подходом, который позволит за короткое время и без большого количества затрачиваемых ресурсов систематизировать вышеупомянутую задачу.

По Альтшуллеру, идеальным вариантом решения или идеальным конечным результатом понимается решение без затрачивания каких-либо ресурсов; примером может быть система, которая сама выполняет какую-либо задачу или же системы нет в принципе, зато есть функции, которые сами выполняют задачи системы; или же функции вообще не нужны к выполнению какого-либо действия.

Таким образом, технология ТРИЗ позволяет человеку решить любую задачу, руководствуясь своим творческим началом максимально эффективно без затраты большого количества ресурсов.

Идеального конечного результата в решении повседневных задач, по Альтшуллеру, не существует. Ресурсы предстоит затрачивать, в современных условиях идеальным конечным результатом будет считаться решение с минимальным количеством затрачиваемых ресурсов.

Итак, Альтшуллер предложил следующие приемы решения задач:

- принцип дробления. Подразумевает под собой деление объекта на составные части с целью исследования каждой части по отдельности;

- принцип объединения. Исследование частей системы в совокупности;

- принцип посредника. Подразумевает использование постороннего объекта, который переносит или передает действие эффективнее, чем это делает совокупная система. Если же возникает противоречие в функционировании системы с посторонним объектом, необходимо его удалить;

- принцип проскока. Процесс системы или процессы, которые неэффективны или обладают неудовлетворительными качествами необходимо каким-либо образом ускорить;

- принцип дешевизны. Предлагается заменить дорогие объекты необходимыми дешевыми, поступившись некоторыми качествами, чаще всего -долговечностью или временем существования.

Под системой, в контексте исследования, понимается любая возможная ситуация, под принципами - приемы решения задач.

Овладев ТРИЗ технологией, любой человек сможет эффективно решать повседневные задачи, что является необходимым на сегодняшний день. Данная методика и ее приемы являются достаточно сложными к восприятию, потому развивать ее рекомендуется человеку с большими знаниями и опытом. Введение методики в учебный процесс рекомендуется для обучающихся старших курсов.

Таким образом, эффективность обучения менеджеров прямым образом зависит от педагогического мастерства преподавателя и его методик обучения и ведения образовательного процесса. Перечисленные технологии помогут улучшить качество образовательного процесса в профессиональной подготовке менеджеров любой сферы деятельности.

Литература:

1. Иманова А.В. Понятие педагогической технологии, обзор педагогических технологий / А.В. Иманова // Вестник научных конференций. 2020. № 11-3(63). С. 41-43.

2. Касаткина Н.Э. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования / Н.Э. Касаткина, Ю.А. Лях // Вестник КемГУ. 2011. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-pedagogicheskoy-tehnologii-i-pedagogicheskogo-proektirovaniya (дата обращения 06.06.2023).

3. Корнетов Г.Б. Феномен педагогической технологии / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. 2016. № 4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pedagogicheskoy-tehnologii-1 (дата обращения 06.06.2023).

4. Лепешкина А.Б. Понятие, сущность, структура, классификация и роль педагогической технологии в образовательном процессе / А.Б. Лепешкина // Символ науки. 2017. № 2. URL : https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-suschnost-struktura-klassifikatsiya-i-rol-pedagogichesko y-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения 06.06.2023).

5. Мелешко О.П. Понятие и формы педагогической технологии / О.П. Мелешко, Ю.Г. Кипсели-ди // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 1. URL : https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatie-i-formy-pedagogicheskoy-tehnologii (дата обращения 06.06.2023).

6. Самыгин С.И. Психология управления / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. Ростов-н/Д. : Издательство Феникс, 2016. 188 с.

7. Тагирова Р.А. Саид-М. Инновационные технологии в системе педагогического образования / Р.А. Тагирова, Р. Саид-М. Ахигова // Достижения науки и образования. 2023. № 1(88). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-sisteme-pedagogicheskogo-obrazo-vaniya (дата обращения 05.06.2023).

8. Управление персоналом : учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Б.Ю. Сербиновский, М.И. Бухалков, В.Н. Крутько [и др.]; Под редакцией Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М. : Издательство Приор, 1999. 432 с.

9. Сущность и структура педагогических технологий / М.Х. Хайбулаев [и др.] // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2022. № 1-2. URL : https://cyberleninka.ru/article/nZsusch nost-i-struktura-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения 06.06.2023).

Literature:

1. Imanova A.V. The concept of pedagogical technology, review of pedagogical technologies / A.V. Imanova // Bulletin of scientific conferences. 2020. № 11-3(63). P. 41-43.

2. Kasatkina N.E. The essence of pedagogical technology and pedagogical design / N.E. Kasatkina, Yu.A. Lyakh // Bulletin of KemSU. 2011. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-pedagogicheskoy-tehnologii-i-pedagogicheskogo-proektirovaniya (date of the application 06.06. 2023).

3. Kornetov G.B. Phenomenon of pedagogical technology / G.B. Kornetov // School technologies. 2016. № 4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pedagogicheskoy-tehnologii-1 (date of the application 06.06.2023).

4. Lepeshkina A.B. Concept, essence, structure, classification and role of pedagogical technology in the educational process / A.B. Lepeshkina // Symbol of science. 2017. № 2. URL : https://cyber leninka.ru/article/n/ponyatie-suschnost-struktura-klassifikatsiya-i-rol-pedagogicheskoy-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse (date of reference: 06.06.2023).

5. Meleshko O.P. The concept and forms of pedagogical technology / O.P. Meleshko, Yu.G. Kipselidi // Gaps in Russian legislation. 2017. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-formy-pedagogicheskoy-tehnologii (date of the application 06.06.2023).

6. Samygin S.I. Psychology of management / S.I. Samygin, A.M. Rudenko. Rostov-on/D. : Phoenix Publishing House, 2016. 188 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tagirova R.A. Innovative technologies in the system of pedagogical education / R.A. Tagirova, R. Said-M. Akhigova // Achievements of science and education. 2023. № 1(88). URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-sisteme-pedagogicheskogo-obrazovaniya (date of the application 06/05/2023).

8. Personnel management : textbook for students of economic specialties of higher educational institutions / B.Y. Serbinovsky, M.I. Bukhalkov, V.N. Krutko [et al.]; Edited by B.Y. Serbinovsky and S.I. Samygin. M. : Prior Publishing House, 1999. 432 p.

9. Khaibulaev MKh. The essence and structure of pedagogical technologies / MKh. Khaibulaev [et al.] // Izvestiya DGPU. Psychological and pedagogical sciences. 2022. № 1-2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-pedagogicheskih-tehnologiy (date of the application 06.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.