Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПОЛИЦЕЙСКОГО РЕЗЕРВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОЛИЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА'

ЗНАЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПОЛИЦЕЙСКОГО РЕЗЕРВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОЛИЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелудько Виталий Олегович

Статья посвящена опыту организации и деятельности школы Полицейского резерва Санкт-Петербургской полиции в дореволюционный период. Рассматривается значение этого опыта для профессиональной подготовки сотрудников полиции Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF THE EXPERIENCE OF ORGANIZING AND OPERATING THE ST. PETERSBURG POLICE RESERVE SCHOOL FOR PROFESSIONAL TRAINING POLICE OFFICERS OF THE FAR EAST

The article is devoted to the experience of organizing and operating the St. Petersburg Police Reserve School in the pre-revolutionary period. The significance of this experience for the professional training of police officers of the Far East is considered.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПОЛИЦЕЙСКОГО РЕЗЕРВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОЛИЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_53 УДК 340

ЗНАЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПОЛИЦЕЙСКОГО РЕЗЕРВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОЛИЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА THE SIGNIFICANCE OF THE EXPERIENCE OF ORGANIZING AND OPERATING THE ST. PETERSBURG POLICE RESERVE SCHOOL FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS OF THE FAR EAST

ШЕЛУДЬКО Виталий Олегович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин

Владивостокского филиала ДВЮИ МВД России.

692500, Россия, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Охотничья, 1а.

E-mail: mr.sheludko@mail.ru;

Sheludko Vitaliy Olegovich,

Candidate of legal sciences, Senior lecturer in general legal disciplines Vladivostok branch FGKOU VPO "Far Eastern Institute of Law Ministry of Internal Affairs of Russia". 692500, Russia, Primorsky Krai, Ussuriysk, Okhotnaya str., 1a. E-mail: mr.sheludko@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена опыту организации и деятельности школы Полицейского резерва Санкт-Петербургской полиции в дореволюционный период. Рассматривается значение этого опыта для профессиональной подготовки сотрудников полиции Дальнего Востока.

Abstract: The article is devoted to the experience of organizing and operating the St. Petersburg Police Reserve School in the pre-revolutionary period. The significance of this experience for the professional training of police officers of the Far East is considered.

Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, профессиональная подготовка, дореволюционная Россия, Санкт-Петербург, Дальний Восток.

Keywords: Internal affairs bodies, police, professional training, pre-revolutionary Russia, St. Petersburg, Far East.

Для цитирования: Шелудько В.О. Значение опыта организации и деятельности школы полицейского резерва Санкт-Петербургской полиции для профессиональной подготовки сотрудников полиции Дальнего Востока // Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_53.

For citation: Sheludko V. O. The significance of the experience of organizing and operating the St. Petersburg Police Reserve School for the professional training of police officers of the Far East // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_53.

Статья поступила в редакцию: 20.07.2022

Массовое появление в России учебных заведений, специально предназначенных для профессиональной подготовки сотрудников полиции, относится к началу XX века. Однако первое такое учреждение в России появилось на свет еще в 1866 г., когда проводимая императором Александром II полицейская реформа 1866-1867 гг. внесла серьезные изменения в структуру полицейского управления Санкт-Петербурга.

Причинами полицейской реформы были кардинальные социально-экономические преобразования 60-х годов XIX века. В частности, крестьянская реформа 1861 г. вызвала большой наплыв в города сельского населения. Взрывной рост населения городов, особенно столичных, закономерно привел и к росту преступности. Кроме того, в это же время значительно повысился и уровень образованности населения, в том числе и преступного элемента. Все это вызвало потребность в повышении уровня подготовки полицейских, особенно нижних чинов, до этого набиравшихся из солдат срочной службы, в основном выходцев из крестьянского сословия.

Судебная реформа 1864 г. привела к тому, что случаи проявления грубости чинов полиции, злоупотребления ими служебным положением становятся достоянием гласности и разбирательства в суде присяжных, и это тоже требовало повышенного внимания к подготовке кадров [3, С. 80; 6].

Первоначальная подготовка полицейских служащих проводилась в так называемых резервах при полицейских управлениях крупных городов [6]. Впервые такой резерв был создан при полиции Санкт-Петербурга. Царским указом от 4 мая 1866 г. признано было нужным преобразовать полицейское управление в Санкт-Петербурге на новых основаниях, с целями предоставления ему большей самостоятельности и для упрощения порядка производства дел. В частности, реформой был введен вольный наем на полицейскую службу, что принципиально изменяло порядок комплектования. Недостающее число городовых приказано было пополнять вольноопределяющимися по вольному найму, как из числа нижних чинов армии, ушедших в отставку, так и из лиц всех сословий, способных к полицейской службе. Кандидаты должны были удовлетворять таким требованиям: благообразная внешность, крепкое телосложение, здоровье, хорошее зрение, чистая речь, не менее 171 см ростом, не моложе 25 лет, беспорочное поведение. Вольноопределяющиеся, для подготовления вновь поступающих в городовые, поступали в школу Полицейского резерва [5, С. 177, 192]. Так в 1866 г. был образован Полицейский резерв Санкт-Петербургской столичной полиции, прообраз современных факультетов профессиональной подготовки МВД России.

Приказом обер-полицмейстера Санкт-Петербурга Ф.Ф. Трепова от 20 октября 1866 г. начальником Полицейского резерва и заведующим школою был назначен состоящий при обер-полицмейстере офицер для особых поручений майор Яхонтов. В том же приказе был объявлен список офицерам и классным чинам полиции, предназначаемым в состав Полицейского резерва. По первому штатному расписанию состав По-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. №9(213)

лицейского резерва состоял из начальника в чине штаб-офицера, 16 обер-офицеров или гражданских чиновников (двух старших и 14 младших), одного фельдфебеля и 150 городовых. Но в действительности городовых в нем в то время было, за недостатком подходящих людей, не более 40-50 человек, но и из этого числа большая часть несла службу при участках, и можно сказать, что на случай экстренной надобности полиция «резерва» не имела [5, С. 181, 192].

В марте 1867 г. обер-полицмейстер Ф.Ф. Трепов представил на утверждение составленный им штат преобразованной столичной полиции. К проекту штата были приложены следующие примечания:

«Важность, сложность и многочисленность обязанностей полиции требуют от лиц, поступающих и на низшие полицейские должности, предварительной теоретической и практической подготовки. ... Независимо этой цели Полицейский резерв предназначается для всех, как ежедневных, так и экстренных нарядов на службу, для соблюдения порядка при процессиях, церемониях, зрелищах, гуляниях и при всяком вообще стечении народа, а также для дежурств и командировок, когда встретится надобность усилить или временно заменить отсутствующих чинов наружной полиции. Это последнее назначение Резерва с одной стороны представляет вновь определяющимся в полицию лицам практически ознакомиться с некоторыми обязанностями полицейской службы и выказать на деле свои к ней способности, а с другой - избавляет чинов наружной полиции от дежурств, нарядов и командировок, которые отвлекали бы их от прямых обязанностей и ослабляли местный полицейский надзор. Вместе с тем такое разделение занятий между чинами Резерва и участковой полиции дает возможность значительно уменьшить личный состав последней» [5, С. 192-193].

Личный состав Резерва по проекту штата определен следующий: начальник Резерва, два старших чиновника, 16 младших чиновников, фельдфебель (он же писец), 150 городовых. Из них начальник Резерва, старшие чиновники и фельдфебель образуют постоянный состав Резерва, а остальные классные и нижние чины - временный. Последние комплектуются из лиц, изъявивших желание поступить в полицию, и остаются в Резерве впредь до назначения их на открывающиеся вакансии [5, С. 193-194].

На начальника Резерва возлагались следующие обязанности:

1) Собрание справок о благонадежности лиц, поступающих на службу, проведение испытания их грамотности и развития.

2) Управление сотрудниками Резерва в административном и хозяйственном отношении, ведение послужных их списков, составление требований на жалование и прочее содержание, представление отчетов и переписка по личному составу и довольствию чинов Резерва.

3) Наряд чинов Резерва на службу, согласно приказам по полиции и наблюдение за исправным исполнением ими обязанностей по наряду. Командирование чинов Резерва для временного исправления должностей, вместо полицейских находящихся в отпуске и больных, а также по распоряжению обер-полицмейстера.

4) Развитие кандидатов общим образованием с целью поднять их умственный уровень и укрепить в них сознание долга и правил честности.

5) Преподавание инструкций околоточным надзирателям и городовым с подробным разъяснением применения их к делу в различных случаях полицейской практики, сообщение им общих понятий о назначении полиции, об отношениях ее к судебному ведомству, топографических и статистических сведений о Петербурге.

6) Аттестация чинов Резерва для замещения открывающихся в составе наружной полиции вакансий.

7) В тех видах, дабы усвоенное в Резервной школе направление не осталось без применения к делу, по переходе нижних чинов в состав наружной полиции, на начальника Резерва возложено поверять службу их в участках, вникая в сущность оной и, удостоверяться на месте о тех особых условиях этой службы, которые могут потребовать изменений или дополнений в курсе преподавания.

Так как начальник Резерва не в состоянии был бы один выполнить всех этих обязанностей, то в помощь ему предположено назначить двух старших чиновников Резерва, между которыми и разделяются занятия как по теоретическому обучению нижних чинов, так и по управлению ими, в случае нарядов на службу и по заведыванию внутренним порядком и хозяйством [5, С. 194].

Число прочих классных чинов Резерва определено по соображению нарядов, дежурств и командировок с таким расчетом, чтобы ежедневно, исключая больших экстренных нарядов, оставалось не менее половины нижних чинов для занятий в школе [5, С. 195].

В 1897 г. школа Резерва была расширена открытием дополнительного отделения для обучения классных чинов полиции. Они изучали основные законы в области уголовного права, нормативные акты, регулировавшие полицейскую службу, а также овладевали рядом практических навыков. Классные чины полиции изучали: Устав о предупреждении и пресечении преступлений; Уложение о наказаниях уголовных и исправительных; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями; Уставы казенного управления и уставы благоустройства и благочиния; Обязательные постановления, изданные градоначальниками; Обязательные постановления, изданные городской Думой, земскими собраниями, присутствиями по фабричным делам; Участковое делопроизводство; Различного рода практические приемы по обнаружению преступлений и нарушений по образцам и моделям, демонстрируемым в классах; Антропометрию и дактилоскопию [2, С. 55; 6].

В зависимости от категории обучающихся разными были сроки обучения. Так, кандидаты в городовые проходили курс обучения в течение двух недель, а околоточные надзиратели - более одного месяца, что считалось «как в своем роде специальнополицейский университет» [4, С. 5-6; 6].

На классные должности в полиции могли претендовать российские подданные, не моложе 25 лет, имеющие образование, дающее право на льготу 1-го разряда по воинской повинности, либо окончившие военные или юнкерские училища. На должности письмоводителей (их помощников), паспортистов, смотрителей полицейских домов (их помощников) могли быть назначены околоточные надзиратели или пользующи-

еся, при наличии у них образования, правом на льготу 2-го разряда по воинской повинности. Кандидаты, соответствующие указанным условиям, зачислялись в Полицейский резерв, где они подвергались испытанию, выдержав который могли быть назначены на должности классных чинов Резерва [1, С. 54; 6].

Когда в Санкт-Петербурге для патрулирования города была учреждена конно-полицейская стража, то приказом градоначальника от 18 августа 1899 г. было установлено, что кандидаты в конные городовые должны подготовляться к полицейской службе не как простые городовые, а по программе для околоточных надзирателей, что оправдывалось более сложными условиями их службы, предполагающими их большую самостоятельность в принятии решений [5, С. 245-246]. К тому же программа подготовки конных городовых имела свою специфику. Помимо обязательных для всех полицейских чинов знаний и навыков, от них требовалось безукоризненное знание расположения и названий улиц, площадей и переулков, а также находящихся на них важнейших учреждений и заведений. Детально изучались особенности того района, где отделению кон-но-полицейской стражи предстояло нести службу. Главная цель такой подготовки состояла в том, чтобы полицейская команда, быстро ориентируясь в любой обстановке, могла в кратчайшие сроки прибыть на место происшествия или по вызову [4, С. 246].

По распоряжению Н.В. Клейгельса, градоначальника Санкт-Петербурга в 1895-1904 гг., были изданы книги и брошюры, игравшие роль учебно-методических материалов в процессе профессиональной подготовки полицейских, такие как: «Основы полицейской службы», «Резерв С.-Петербургской столичной полиции», «Специальная школа С.-Петербургской полиции», «Музей столичной полиции», «Приемы самообороны», «Пособие для подготовления на должности классные и околоточных надзирателей», «Инструкция околоточным надзирателям», «Руководство для изучения обязанностей городового», «Инструкция чинам С.-Петербургской конно-полицейской стражи», «Алфавитный сборник распоряжений по С.-Петербургскому градоначальству и полиции, извлеченных из приказов за 1891-1901 гг.», «Инструкция по обращению с электрическими установками и приборами для чинов С.-Петербургской полиции», «Новые мероприятия в области борьбы с нищенством», «Сборник обязательных постановлений для г. С.-Петербурга и пригородных участков», «Расписание местностей г. С.-Петербурга по полицейским и судебно-мировым участкам» и др. [5, С. 325-326].

Школа Полицейского резерва Санкт-Петербургской полиции в дальнейшем послужила образцом для аналогичных заведений по всей России. На Дальнем Востоке по ее подобию были созданы полицейские школы во Владивостоке и Харбине, и даже предлагался проект школы в Хабаровске, предназначенной для подготовки полицейских всех областей Приамурского генерал-губернаторства [7, С. 99-102].

Таким образом, важность изучения опыта организации и функционирования школы Полицейского резерва Санкт-Петербургской полиции заключается в том, что, учитывая большое количество имеющейся информации о данном учебном заведении, исследователи истории российской полиции имеют возможность лучше понять, как были устроены подобные учреждения в других регионах России. Кроме того, этот опыт может быть полезен и для улучшения системы профессиональной подготовки в органах внутренних дел современной России.

Библиогра фия:

1. Лысенко В.В., Сальников В.П., Сизиков М.И., Филиппова С.В. Нравственно-правовые проблемы деятельности полиции дореволюционной России. -

СПб., 1996.

2. Мулукаев Р.С. Полиция России (XIX - нач. ХХ вв.). - Нижний Новгород, 1993.

3. Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995.

4. Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. - СПб., 1901.

5. Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство (1703-1903 г.): краткий исторический очерк. - СПб., 1903.

6. Хакимов С.Х. Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2011.

7. Шелудько В.О. Организационно-правовые основы деятельности общей полиции Дальнего Востока России (вторая половина X^ - начало ХХ в.): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

References:

1. Lysenko V.V., Salnikov V.P., Sizikov M.I., Filippova S.V. Moral and legal problems of police activity in pre-revolutionary Russia. - St. Petersburg, 1996.

2. Mulukaev R.S. The Police of Russia (XIX - beginning. XX centuries). - Nizhny Novgorod, 1993.

3. Police and militia of Russia: pages of history. - M., 1995.

4. Reserve of the St. Petersburg Metropolitan Police. - St. Petersburg, 1901.

5. St. Petersburg Metropolitan Police and City administration (1703-1903): a brief historical sketch. - St. Petersburg, 1903.

6. Khakimov S.H. Initial steps to train police officers in pre-revolutionary Russia // Gaps in Russian legislation. Law Journal. - 2011.

7. Sheludko V.O. Organizational and legal bases of the activities of the general police of the Russian Far East (the second half of the XIX - the beginning of the XX century.): Dis. ... cand. jurid. Sciences. - M., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.