Научная статья на тему 'Значение определения стадии жизненного цикла предприятия для формирования ключевых показателей его деятельности'

Значение определения стадии жизненного цикла предприятия для формирования ключевых показателей его деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ENTERPRISE / STRATEGIC MANAGEMENT / THE LIFE CYCLE OF THE ENTERPRISE / KEY INDICATORS OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рачек Мария Владиславовна

Проблемой практики управления компаниями сегодня является определение критериев формирования системы показателей деятельности. Система ключевых показателей, учитывающая характеристики стадии жизненного цикла предприятия, позволяет контролировать как внутренние процессы, корректировать стратегию и прогнозировать направления его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination the stage of enterprise life cycle for formation of key indicators of its activity

Today the problem of company management is to define criteria for forming a system of performance indicators. The system of key performance indicators taking into account the characteristics of the life cycle of the enterprise allows you to control the internal processes, to adjust the strategy and to predict the direction of its activities.

Текст научной работы на тему «Значение определения стадии жизненного цикла предприятия для формирования ключевых показателей его деятельности»

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

УДК 65.015.1

М. В. РАЧЕК

Омский государственный институт сервиса

ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемой практики управления компаниями сегодня является определение критериев формирования системы показателей деятельности. Система ключевых показателей, учитывающая характеристики стадии жизненного цикла предприятия, позволяет контролировать как внутренние процессы, корректировать стратегию и прогнозировать направления его деятельности.

Ключевые слова: предприятие, стратегическое управление, жизненный цикл предприятия, ключевые показатели деятельности.

К настоящему времени менеджмент предприятий осознал необходимость разработки и внедрения системы показателей, которая служила бы инструментом формирования перспектив развития и контроля текущего состояния. Данная потребность обусловлена быстро меняющейся средой бизнеса, которая оказывает сильное влияние на предприятие — сложную систему, эволюционирующую одновременно на нескольких внешних и внутренних уровнях.

Критериями формирования такой системы показателей могут выступать различные параметры; так, направления деятельности, стратегию предприятия и оценку ее результатов можно рассматривать сквозь призму интересов собственников, инвесторов, особенностей сферы бизнеса, отрасли, с позиций рынка (внешний — внутренний), с точки зрения уровня риска и его допустимости. Определение критериев отбора основных показателей деятельности можно осуществлять, рассматривая взаимосвязь стратегий и внутренней структуры организации, оборота и капитализации компании, экономического потенциала предприятия и возможностей его использования, состояния инновационных процессов.

Модель жизненных циклов предприятия — один из инструментов менеджмента, отражающий процесс развития как возникновение новых возможностей обеспечения конкурентных преимуществ. Применяя понятие жизненного цикла, можно увидеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации: этапы предсказуемых изменений с определенными характеристиками состояний. Отличие модели жизненного цикла организаций от циклов биологических систем в том, что организации не проявляют той заданной последовательности изменений во времени, как это происходит в биологических системах, что указывает на сложность и критичность переходов между этапами развития предприятий.

В экономической теории известно не менее десяти моделей жизненного цикла предприятия: модели Б.Ливехуда, Г. Липпитта и У. Шмидта, Л. Грейнера, И.Адизеса и других. При всем разнообразии подходов и мнений, исследователи согласны в том, что от зарождения до разрушения предприятие проходит стадию становления, роста, стабильного функционирования, кризиса и полного разрушения. В том случае, если системе на стадии еще стабильного развития

удается найти источник изменений и найти решение для повторения цикла, то она может существовать бесконечно долго. Можно согласиться с мнением В.Б. Акулова [1] , О.В. Головкиной [2] и ряда других исследователей, что в более общем виде жизненный цикл предприятия/организации можно рассматривать состоящим из четырех этапов: зарождение; стадия роста деловой активности и финансово-экономической стабильности; стадия зрелости; стадия спада.

Модель жизненного цикла является одним из основных критериев для определения анализа состояния предприятия и рынка, к которому оно принадлежит, что находит отражение в разработках Бостонской консультативной группы, Дженерал Электрик, консультативной группы Артур Д.Литтл, Ч. Хофера и Д. Шендела, А. Томсона и А.Стрикланда, где одна шкала в матрицах состоит из отрезков, соответствующих стадиям жизненного цикла.

При этом в изучении жизненных циклов требуется учитывать специфику развития каждой отдельной фирмы, рассматривая ее изменения во времени, а не сравнивать между собой отдельные компании. Исследователи Г.Б.Клейнер [3], О.С. Сухарев [4] отмечают, что существующие теории управления в значительной степени не учитывают эволюционное содержание социально-экономических изменений бизнес-систем.

Жизненный цикл организации изучается с позиций общего и стратегического менеджмента [5], анализируется через призму финансового [6], ресурсного, маркетингового, инновационного подходов. Исследование жизненного цикла предприятия позволяет анализировать текущее/прошлое состояние организации для прогнозирования тенденций, направлений, возможных кризисов будущего развития, предвидеть и предотвращать распад, ликвидацию.

Предприятие — это сложная система, а процессы развития систем цикличны и не все управляемы. Развитие любой системы сводится к разрешению проблем, возникающих под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Нарастание сложности организации и производства, изменения составляющих внутренней среды организации в процессе развития требует соответствующего управления, нацеленного на перспективу. И на каждом этапе будут появляться новые проблемы и противоречия, на

основе ранжирования которых можно выделить главные цели развития (разрешения проблем) предприятия. Именно изменение цели является необходимым условием для перехода предприятия на новую стадию жизненного цикла.

При этом исследователи отмечают характерными для каждой стадии свои, особо значимые, проблемы и задачи. Для стадии зарождения это — сложность налаживания производства и сбыта продукции, высокий финансовый риск, сильное влияние внешних по отношению к предприятию факторов; для стадии роста на первый план выходит поиск путей снижения себестоимости продукции и повышения финансовой устойчивости; на стадии зрелости преобладают проблемы состояния основных средств, омертвления оборотного капитала, увеличения себестоимости продукции; стадия спада характеризуется обострением конкурентной борьбы, старением ресурсов предприятия, снижением финансовой устойчивости.

Следует отметить также, что многие тенденции в современной российской промышленности определяются именно возрастной структурой предприятия. Это приводит к возникновению объективных долговременных тенденций, определяемых стадиями развития отдельных предприятий: отсюда и совпадение стадий ЖЦ отдельных предприятий.

Эффективное стратегическое управление как качественно определенное направление развития предприятия должно строиться на управлении этапами ЖЦ предприятия, создании благоприятных условий его дальнейшего развития; тактические шаги управления при этом определяются, исходя из поставленных стратегических целей. Каждый этап жизненного цикла предприятия можно оценить с помощью различных параметров: производственного, финансового, инвестиционного и других аспектов деятельности организации. В основе финансовоэкономической оценки деятельности предприятия: выявление, анализ и прогнозирование влияния факторов на изменение результативных показателей — но на разных стадиях жизненного цикла предприятия степень одни и те же факторы имеют разную силу влияния, поэтому следует классифицировать факторы в зависимости от стадий. Так, на стадии возникновения, требующего больших финансовых затрат и активного маркетинга, показатели платежеспособности, рентабельности продаж заведомо будут нестабильными, поэтому необходимо отслеживать в первую очередь показатели эффективности основной деятельности предприятия: объемы продаж, цену и себестоимость единицы продукции.

Определение этапа развития организации при ее диагностике важно не только для решения текущих задач, но и для выбора базовой стратегии, которая отражает способы достижения поставленных целей и задач и вносит существенные коррективы в систему ключевых показателей.

Таким образом, стратегические направления деятельности предприятия также зависят от финансового состояния и тенденции эволюции предприятия.

Выявление узловых для предприятия проблемных ситуаций опирается на анализ эффективности стратегии-степени достижения управленческих целей. Здесь и определяется важность применения системы ключевых показателей деятельности. Проблема разнообразия и большого количества процессов на пред-

приятии решается за счет их объединения в достаточно общие и отличные друг от друга группы — направления отслеживания, которые, как установлено, могут совпадать либо сочетаться в разрабатываемых на предприятии стратегиях решения управленческих задач.

Так, основным и постоянным источником увеличения собственных средств является прибыль, отражающая эффективность всей производственносбытовой деятельности предприятия. Однако, например, в конце стадии зрелости, когда наблюдаются первые признаки абсолютного снижения показателя прибыли, становятся актуальными задачи обновления ассортиментного ряда продукции и разработки новых продуктов (работ, услуг). Стратегическими задачами становятся-поиск новых идей, их разработка, продвижение на рынок и т.д., а оценка эффективности вновь тяготеет к использованию показателей рыночной устойчивости предприятия. Показатель прибыли дополняется показателями, характеризующими позиции данной организации в конкурентной среде. Создание системы ключевых показателей предполагает также наличие на предприятии уже сформулированной стратегии и их постоянный мониторинг.

Таким образом, система ключевых показателей деятельности предприятия должна строиться, исходя из тех особенностей, присущих той стадии жизненного цикла, на которой в данный момент находится предприятие.

Управление предприятием с точки зрения жизненных циклов позволяет собственникам и менеджменту структурировать проблемы и корректировать цели развития, выбирать соответствующие инструменты их реализации.

Библиографический список

1. Акулов, В. Б. Теория организации / В. Б. Акулов. — Петрозаводск : ПетрГУ, 2002. — 142 с.

2. Головкина, О. В. Механизм оценки финансово-экономической стабильности функционирования предприятия / О. В. Головкина. — Волгоград : ВолГУ, 2003. — 47 с.

3. Клейнер, Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия / Г. Б. Клейнер // Вопросы экономики. — 2002. —№ 10. — С. 47 — 69.

4. Сухарев, О. С. Эволюционная макроэкономика в шумпе-терианском прочтении / О. С. Сухарев // Вопросы экономики. — 2003. — № 11. — С. 41—52.

5. Широкова, Г, В. Жизненный цикл организации / Г, В. Широкова. — Спб. : Высшая школа менеджмента, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008 — 480 с.

6. Ивашковская, И. В. Жизненный цикл организации и агрегированный показатель роста / И. В. Ивашковская, Д. О. Янгель // Корпоративные финансы. —2007. — № 4. — С. 97—110.

РАЧЕК Мария Владиславовна, ассистент кафедры «Экономика и организация производства» Омского государственного института сервиса, аспирантка кафедры «Экономика предприятия и производственного менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.12.2010 г.

© М. В. Рачек

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.