Научная статья на тему 'Значение неполной семьи для формирования аутоагрессивной траектории'

Значение неполной семьи для формирования аутоагрессивной траектории Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИЯ / СУИЦИДОЛОГИЯ / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меденцева Т. А., Вытчикова М. И., Иванова А. А.

В данной работе представлены изученные клинические и психологические характеристики девушек, воспитанных в неполных семьях. В исследовании было доказано, что их аутоагрессивный профиль имеет значимые отличия от респонденток контрольной группы, которые воспитывались в полных семьях. Можно утверждать, что изучаемая группа является носителем более существенного аутоагрессивного потенциала. Это имеет важное значение как для теории суицидологии, так и для проведения дифференцированной превентологической работы, вероятностной оценки возможности суицидального поведения в среде подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Меденцева Т. А., Вытчикова М. И., Иванова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение неполной семьи для формирования аутоагрессивной траектории»

УДК 616.89.008.44

ЗНАЧЕНИЕ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АУТОАГРЕССИВНОЙ

ТРАЕКТОРИИ

Меденцева Т.А.,

клинический ординатор кафедры психиатрии ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Вытчикова М.И., студентка 5 курса, лечебного факультета ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Иванова А.А.,

студентка 5 курса, стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

В данной работе представлены изученные клинические и психологические характеристики девушек, воспитанных в неполных семьях. В исследовании было доказано, что их аутоагрессивный профиль имеет значимые отличия от респонденток контрольной группы, которые воспитывались в полных семьях. Можно утверждать, что изучаемая группа является носителем более существенного аутоагрессивного потенциала. Это имеет важное значение как для теории суицидологии, так и для проведения дифференцированной превентологической работы, вероятностной оценки возможности суицидального поведения в среде подростков.

Ключевые слова: аутоагрессия, суицидология, неполные семьи

Введение

Семья играет весьма важную роль в жизни каждого человека. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к разнообразным нарушениям в психическом и личностном развитии человека [5, 6]. Количество неполных семей, воспитывающих хотя бы одного ребенка, в России за последние годы возросло почти до 40%. И, к сожалению, продолжает увеличиваться. В плане суицидологической практики данный факт является весьма настораживающим, так как количество детей, подростков и лиц юношеского возраста, покончивших с собой и воспитанных одним родителем, составляет порядка 60 и более процентов [2, 5]. Не лишним будет напомнить и о значительном росте самоубийств лиц данной возрастной группы в нашей стране за последнее время [3, 5], что, все вместе, делает вопрос изучения преддиспонирующих суицидальному поведению факторов крайне актуальным, имеющим серьезное медико-профилактическое значение. Имеются обширные данные, доказывающие, что лица, воспитанные в неполных семьях, вступают в неблагоприятные в плане аутоагрессии браки [8-11]. Поэтому, мы

полностью согласны с мнением, что семейный фактор может относиться к значимым антисуицидальным, если мы говорим о здоровой и гармоничной семейной атмосфере [6]. К сожалению, в противном случае, семейный институт может полноценно не выполнять своих функций и даже выступать в роли главного просуи-цидального катализатора [4, 6, 8].

Нас заинтересовал следующий вопрос: как влияет на суицидологические и личностно-пси-хологические характеристики факт воспитания ребенка в неполной семье. Особенно, учитывая тот факт, что отсутствие одного из родителей большинством людей, априори, считается «ненормативным».

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач были обследованы 40 девушек (студенток ВУЗа), воспитанных одним родителем (матерью). Возраст обследуемых составил 21,2±1,45 года. В качестве контрольной группы использованы студентки, воспитанные, соответственно, в полных семьях - в количестве 153 человек. Возраст респонденток составил 20,8±1,12 года. Обе группы были сопоставимы по основным социально-демографическим показателям.

В качестве диагностического инструмента использовался опросник, направленный на выявление суицидальных и несуицидальных феноменов аутоагрессии в прошлом и настоящем, а также «Шкала родительских предписаний» [12], широко используемая в рамках трансакци-онного анализа.

Статистический анализ произведен посредством параметрических и непараметрических методов математической статистики на базе компьютерной программы Microsoft Excel

Из данных, представленных в таблице, следует, что между изученными группами имеется значительное количество отличий. Любопытно, что классические суицидальные паттерны, а именно — суицидальные мысли, чаще обнаруживались у студенток, выросших в семьях с обоими родителями. Однако, несуицидальный спектр аутоагрессивных паттернов в значительно большей степени как качественно, так

2007 (с использованием критерия Стьюдента и хи-квадрат).

Выборочные дескриптивные статистики в работе представлены в виде М ± т (средней ± стандартное квадратичное отклонение).

Результаты и их обсуждение

Рассмотрим представленность и тропизм аутоагрессивных паттернов, их предикторов, а также родительских посланий в исследуемых группах, что отражено в таблице 1.

и количественно характеризовал девушек из неполных семей. В отношение предикторов ау-тоагрессивного поведения мы также не видим «однозначной» картины, позволившей бы вынести лаконичный вердикт о неблагополучности той или иной группы. Однако все становится более понятным, если обратить внимание на «нагруженность» родительскими посланиями или проклятиями [13].

Таблица 1

Достоверные отличия в группах по изучаемым признакам (p<0,05)

Респонденты, вос- Респонденты, воспи-

Признак питанные в полных танные в неполных

семьях семьях

Классические суицидальные паттерны

Суицидальные мысли в анамнезе 30,72% 20,0%

Несуицидальные аутоагрессивные паттерны

Наличие опасных для жизни увлечений 7,84% 25,0%

Физическое или сексуальное насилие в анамнезе 0 10,0%

Склонность к неоправданному риску 14,38% 37,5%

Наличие обморожений 1,97% 7,5%

Наличие ожогов 11,11% 17,5%

Предикторы аутоагрессивного поведения

Частые переживания чувства стыда 29,41% 17,5%

Периоды безысходности 26,14% 35,0%

Чувство безысходности в последние два года 33,33% 42,5%

Трагические смерти в семье 24,84% 32,5%

Комплекс неполноценности 42,48% 32,5%

Наличие смысла жизни 62,75% 32,5%

Потеря смысла жизни в последние два года 13,07% 5,0%

Частые угрызения совести 32,68% 25,0%

Специфика родительских посланий

Родительское послание «Не существуй» 14,08±3,31 18,6±5,5

Родительское послание «Не будь ребёнком» 18,55±1,8 22,03±3,26

Дадим комплексную оценку обнаруженных нами данных. Итак, суицидальные идеации преобладают у девушек, воспитанных полными семьями, что на первый взгляд может показаться странным и противоречит общепринятому «народному» мнению или мифу, что полная семья — безусловное благо. Обратим внимание и на то, что по количеству суицидальных попыток в анамнезе группы не имеют отличий (в обоих случаях их количество не превышало 3%, что укладывается в популяционные «границы» данной гендерно-возрастной группы).

Кроме того, учитывая возрастные особенности суицидального поведения, а именно традиционно высокие уровни идеаторной аутоагрес-сивной активности девочек-подростков и девушек, мы обнаружили, что суицидальные мысли в группе девушек из полных семей, наиболее часто возникали на фоне «несерьезных» причин реактивно-личностного характера, чаще всего без обдумывания конкретных способов реализации суицидальной попытки. Девушки в этой группе были более склонны к шантажному поведению и «девичьим» эмоциональным колебаниям — капризам — «когда хотелось привлечь к себе внимание», даже посредством па-расуицида. В свою очередь, в группе девушек, воспитанных в семьях с одним родителем, суицидальные мысли наиболее часто возникали на фоне чувства безнадежности, нередко сопровождались обдумыванием реализации суицида и его последствий, с ощущением утраты смысла существования.

Учитывая то, что количество подростков, совершивших завершенный суицид и выросших в неполных семьях, весьма значительно [6, 7], можно предположить, что существует некий перекос в «реализуемости» суицидальных мыслей в попытку в исследуемой группе, к сожалению, зачастую в фатальную. Безусловно, может иметь место и смещение в пропорции отношения попыток к завершенным суицидам в сторону последних.

С другой стороны, обращает на себя внимание явное преобладание несуицидальных ауто-агрессивных паттернов в экспериментальной группе, что почти всегда демонстрирует нам интенсивность «непрямого», менее одиозного, и, в ряде случаев, социально приемлемого пути реализации антивитальных импульсов. Респон-дентки данной группы в основном характери-

зуются рискованно-виктимными паттернами поведения: склонностью к опасным хобби, неоправданному риску, большому количеству ожогов и обморожений. Отдельно отметим высокую частоту физического и сексуального насилия, которые у обследуемых из полных семей отсутствуют вообще.

Что касается предикторов аутоагрессивно-го поведения, то они распределились весьма любопытно, но в целом, предсказуемо. Наиболее «легкие» из них, преимущественно ген-дерно-реактивно-эмоционального характера, чаще обнаруживаются у девушек из полных семей (частые угрызения совести и переживания стыда). Но, если абстрагироваться от того факта, что получены они в результате сбора ау-тоагрессивного анамнеза, и рассмотреть их совокупность с переживанием «комплекса неполноценности», то скорее всего увидим типичный эмоциональный срез девушек данной возрастной группы. Более того, мы не обнаружили выраженной корреляционной связи между этими факторами и присутствием у респонденток суицидальных мыслей.

Более того, большинство из девушек, воспитанных в полных семьях, имели чёткое понимание смысла собственной жизни, что в значительной степени отличает их от девушек первой группы.

Те же предикторы аутоагрессивного поведения, которые характеризуют девушек из неполных семей, являются одними из самых прогностически неблагоприятных в суицидологической практике.

При оценке шкалы предписаний обнаружены весьма специфические профили родительских посланий. Группы достоверно отличались в отношении посланий «Не существуй» и «Не будь ребёнком».

Первое послание наиболее токсично в суицидологическом плане, поскольку прямо определяет аутоагрессивный потенциал личности [1, 13]. Оно в значительно большей степени характеризует именно девушек из неполных семей. Не беремся на данном этапе исследования судить о точных механизмах его трансляции и акцепции, однако количественные характеристики, описывающие данный психический конструкт, говорят о наличии в их прошлом некого неблагоприятного фона, не способствующего формированию здоровой, не склонной

к радикальному эскапизму, личности. Наиболее часто основной причиной этого исследователи называют атмосферу физической и/ или психологической брошенности ребенка, формирующей осознаваемое или нет, чувство собственной ненужности и нелюбви [13].

Высокая активность послания «Не будь ребёнком» объясняется частым ранним психологическим «взрослением» детей в неполных семьях, возлагаемой на них ответственностью за отсутствующего родителя. С чем, в контексте суицидологии, наиболее вероятно связана редкость шантажно-капризных парасуицидаль-ных паттернов в группе и частота завершенных суицидов. Девиз группы можно передать словами: «Все по-взрослому, в том числе и возможная суицидальная траектория...» или «Большие девочки не плачут. большие девочки делают».

Выводы

1. Девушки, воспитанные одним родителем, являются группой с более высоким аутоагрес-сивным потенциалом. Это касается как несуицидальных аутоагрессивных паттернов, что продемонстрировано нашим исследованием, так и суицидальных, что подтверждается многочисленными литературными данными [3-5]. Группа также характеризуется целым рядом важнейших предикторов аутодеструкции. Все эти факты в совокупности существенно расширяют наше теоретическое представление о роли родительско-семейного фактора в формировании возможной «суицидальной карьеры» потомства.

2. Обнаруженные клинико-суицидологи-ческие особенности значимо коррелируют с высоким уровнем родительского послания «Не живи», которое в исследуемой группе значительно превышает аналогичные показатели контрольной группы и среднепопуляционные показатели.

3. Факт воспитания в неполной семье в ряде ситуаций может рассматриваться как прогностически просуицидальный. В условиях кризисной и посткризисной терапии парасуици-дального поведения семейный анамнез и его особенности могут являться ключевым аспектом реконструктивной провитальной терапии.

4. Значительное количество суицидальных идеаций в относительно благополучной группе девушек из полных семей является весьма на-

стораживающим фактором, требующим дальнейшего изучения. За кажущейся «легкостью» и шантажностью суицидальных тенденций, тем не менее, скрывается явная возможность необратимого решения конфликтной ситуации. Этот факт подтверждает мнение, что далеко не каждая полная семья является комфортной средой для здорового и гармоничного развития личности ребенка [7, 8], и простая констатация полноты родительской семьи не служит условием, гарантирующим отсутствие суицидального риска. Нам думается, что изучение вариантов «больной» просуицидальной родительской семьи является крайне актуальным и перспективным.

Литература

1. Агибалова, Т.В. Психотерапия в наркологии // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2007. - № 2. - С. 97-103.

2. Васяткина, Н.Н., Меринов, А.В. Клиническая практика детско-подростковых суицидов в Рязанской области // Тюменский медицинский журнал. - 2014. - Т. 16. - № 3. - С. 4-5.

3. Зотов, П.Б., Родяшин, Е.В. Суицидальные действия в г. Тюмени и юге Тюменской области (Западная Сибирь): динамика за 2007-2012 гг. // Суицидология. - 2013. - Т. 4. - № 1. - С. 54-61.

4. Лукашук, А.В., Меринов, А.В. Самоповреждения у подростков: подходы к терапии // Наука молодых (Ег^кю _|иуешиш). - 2016. - № 2. - С. 67-71.

5. Лукашук, А.В., Меринов, А.В. Актуальность исследования клинико-психологической характеристики родителей подростков, совершивших суицидальную попытку // Тюменский медицинский журнал. - 2014. - Т. 16. - № 3. - С. 20-21.

6. Меринов, А.В., Шустов, Д.И. Аутоагрессия в семьях больных алкоголизмом // Наркология. -2010. - № 5. - С. 59-63.

7. Меринов, А.В. Аутоагрессивные аспекты супружества в семьях больных хроническим алкоголизмом. Автореф. дис... канд. мед. наук. - М., 2001. - 21 с.

8. Меринов, А.В. Аутоагрессивные аспекты супружества в семьях больных хроническим алкоголизмом. дис... канд. мед. наук. - М., 2001. - 160 с.

9. Меринов, А.В. Суицидологическая, наркологическая и экспериментально-психологическая характеристика супругов в семьях мужчин, страдающих алкоголизмом, в зависимости от варианта брачной динамики // Суицидология. - 2013. -Т. 4. - № 2 (11). - С. 25-35.

10.Меринов, А.В., Шустов, Д.И. Супружеские аспекты аутоагрессивного поведения в семьях больных

хроническим алкоголизмом // Российский психиатрический журнал. — 2002. — № 3. — С. 58-61.

11.Меринов, А.В., Шитов, Е.А., Лукашук, А.В., Сом-кина, О.Ю., Байкова, М.А., Филиппова, М.Д., Меринов, Н.Л., Юрченко, А.И. Супруги мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, имеющие в анамнезе суицидальную попытку: их расширенная клинико-суицидологическая и психо-

логическая характеристики // Суицидология. — 2015. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 49-54. 12.Drego, P. The cultural parent / P. Drego // Transactional Analysis Journal. - 1983. - Vol. 13. - P. 224-227. 13.Steward, I., Joines, V A New Introduction to Transactional Analysis. - Lifespace Publishing Nottingham and Chapel Hill, 1987. - 332 p. © Меденцева Т.А., Вытчикова М.И., Иванова А.А.,

2018

УДК 616.831-053.32

ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ ДИСФУНКЦИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ, РОДИВШИХСЯ РАНЬШЕ

СРОКА

Михайлёва Е.А.,

аспирант кафедры детских болезней медицинского института БУ ВО «Сургутский государственный университет», заведующий отделением специализированной помощи БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника № 2»

Тараник М.Б.,

главный врач БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника № 2»

Выхаживание детей, родившихся преждевременно, является не только актуальной государственной задачей, но и влияет на качество жизни нации и в ближайшем, и в отдаленном будущем. Незрелость структур головного мозга у детей, родившихся преждевременно, приводит к нарушениям органов восприятия. Однако, углубленное изучение патогенетических механизмов этих процессов, расширение объема клинико-организационной деятельности медицинского учреждения способствует не только сохранению жизни маленьким пациентам, но и снижает социально значимые демографические показатели.

Ключевые слова: недоношенность, офтальмологический скрининг, аудиологический скрининг, ретинопатия, нарушение фиксации взгляда, отоакустическая эмиссия

Преждевременные роды связаны с различным профилем экспрессии генов, который меняется в зависимости от гестационного возраста новорожденного [1; 2; 3]. Зачастую преждевременные роды сопровождаются гипоксически-и-шемической энцефалопатией, первичным су-барахноидальным кровоизлиянием, перивен-трикулярной лейкомаляцией, а также и внутри-желудочковым кровоизлиянием, что влечет за собой серьезные последствия перинатальной асфиксии. Внутриутробная гипоксия вызывает обратимые или необратимые изменения в коре головного мозга, стволе мозга, затрагивая и периферические отделы анализаторных систем [4]. За рубежом существует организация, занимающаяся состоянием здоровья детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела (ELGAN, Extremely Low Gestational Age Newborn), в России существуют государственные программы по оказанию медицинской

помощи детям, родившимся раньше срока, и предусматривающие работу амбулаторно-по-ликлинических учреждений здравоохранения, ориентированную на профилактические мероприятия и сохранение репродуктивного здоровья населения. Анализ отечественных литературных данных по затронутой тематике, а также публикаций авторов из ближайшего зарубежья, выявил, что, не смотря на территориальные, социальные, политические, экологические, финансово-экономические различия в условиях развития регионов, существует необходимость создания офтальмологических кабинетов в перинатальных центрах и крупных родильных домах. Необходимо не только однократное проведение обследования недоношенных детей, но и диспансерное наблюдение пациентов, оказавшихся в декретированных группах, и проведение им хирургического лечения, в том числе и высокотехнологического [5-7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.