категории нельзя, так как, во-первых, без обеспечения базовых элементов экономической безопасности нельзя обеспечить конкурентоспособность вуза, а во-вторых, рост конкурентоспособности не только позволяет обеспечивать экономическую безопасность вуза, но и приводит к появлению новых угроз, противодействие которым возможно только при использовании специальных инструментов системы экономической безопасности. Однако несмотря на это в современной экономике обеспечить экономическую безопасность вуза без обеспечения его конкурентоспособности невозможно.
Стратегия экономической безопасности и экономическая политика, направленная на обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения, — категории и инструменты управления хозяйственной деятельности вуза — должны находиться во взаимосвязи и взаимодействии. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики вуза, отражая ее целевые ориентиры, желаемое качество экономической системы. С другой — оценки на основе количественных показателей, характеризующих желаемое состояние экономики, определяют ограничения по использованию тех методов экономической политики, при которых прогнозируемые хозяйственные результаты способны ухудшить, понизить необходимый уровень экономической безопасности. Такие подходы способствуют снятию или ослаблению угроз экономической системе вуза, обеспечивая прогресс и динамизм как способ существования и совершенствования образовательного учреждения в целом.
1 См.: Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и совре-
менные проблемы ее правового обеспечения // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1.
2 См.: Исмагилов Р.Ф. и др. Экономическая безопасность России: Концепция — правовые основы — политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. — СПб., 2001.
3 См.: Зотова О., Ленева В., Синюкова Н. Стратегия безопасности в чрезвычайных ситуациях // Вопросы экономики. 2006. № 1.
4 См.: Кондрат И.Н. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. — СПб., 2005.
5 См.: Строев В.В. Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании: Автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05 — СПб., 2008.
6 См.: Загородняя А.А. Совершенствование управления конкурентоспособностью и эффективность деятельности ВУЗа // Проблемы современной экономики. 2005. № 3 (23).
7 Внешняя среда организации // Инновационный менеджмент. — Материалы сайта: http://www.bmanage.cond-info. сот/4.Ыт
8 См.: Алимова Н.К Экономическая безопасность образовательного учреждения в условиях становления инновационной экономики: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2009.
9 См.: Чаусова Ю.С. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 05.13.10. — Ростов н/Д, 2008.
10 См.: ВечкановГ.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.
11 См.: Кельчевская Н.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза // Университетское управление. 2002. № 4 (23).
ЗНАЧЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
М.В. САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук
Научный руководитель доктор экономических наук, профессор
Н.Д. ЭРИАШВИЛИ
Аннотация. В статье рассматривается значение нефтегазового комплекса для экономики России. Автор анализирует состояние отрасли на современном этапе, а также изучает перспективы развития в соответствии с энергетической стратегией развития до 2020 г.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, перспективы развития нефтегазовой отрасли, энергетическая стратегия развития до 2020 г.
MEANING OF OIL AND GAS INDUSTRY FOR RUSSIAN ECONOMY
M.V. SAUDAKHANOV,
candidate of law
The summary. In this article we explore the meaning of oil and gas industry for Russian economy. The author makes the analysis of oil and gas industry in the present situation and explores development prospects according to the energy development strategy to the year of 2020.
Key words: oil and gas industry, development prospects of oil and gas industry, energy development strategy to the year of 2020.
Нефтегазовый комплекс в составе топливно-энергетического является структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности страны, оказывающим существенное влияние на формирование ее бюджета и экспортных возможностей.
Россия по праву считается одной из ведущих энергетических держав мира. Это связано не только с богатейшими запасами природных ресурсов, но и с уникальным производственным, научно-техническим, кадровым потенциалом энергетического комплекса, создававшимся не одно десятилетие, не одним поколением. Эффективное использование энергетического потенциала России, его развитие — залог экономического роста страны и повышения благосостояния ее народа.
В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.
Вместе с тем в отраслях ТЭК сохраняются механизмы и условия хозяйствования, неадекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК, в том числе:
Ф высокая (более 50%) степень износа основных фондов;
ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2 до 6 раз;
практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе; $ сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится
на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
$ деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса;
$ несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по технологиям, повышающим качество продукции, низки. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют современные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов и особенно в газовой отрасли;
отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;
$ сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду. Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду останется высоким;
высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского
экспорта, вместе с тем недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает отсталую структуру всей экономики России;
отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.
Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI в., являются: ® динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
® масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
® состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство;
® устойчивое развитие минерально-сырьевой базы;
формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
создание экономических стимулов для уменьшения воздействия энергетики на окружающую природную среду;
# масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.
Нефтегазовый комплекс в составе ТЭК является важнейшей структурной составляющей экономики России. Рост потребления энергоресурсов во всем мире дает России большие экономические перспективы. В 2003 г. в России была принята энергетическая стратегия развития на период до 2020 г. Главной задачей принятой стратегии является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, рост его конкурентоспособности на мировом рынке. Главным средством решения поставленных задач служит формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством.
Литература
1. Горюнов П.В., Коршак А.А., Шаммазов А.М., Шапиро В.Д. Нефтегазовое строительство. — М., 2005.
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. — М., 2003.
Прокурорский надзор
Учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендоль-цевой, И.И. Сыдорука. — 6-е изд., перераб. и доп. Закон и право, 2010.
Прокурорский надзор
шестое издание
В новом издании учебника, как и в предыдущих (2001, 2004, 2006 и 2007 гг.), прокуратура Российской Федерации рассматривается с точки зрения функционального подхода: установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. Анализ вопросов создания и развития прокуратуры России и особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств дается с использованием институционального подхода.
В учебнике учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 октября 2009 г.
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, готовящих юристов широкого профиля, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры. Рекомендуется при обучении по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ).