Научная статья на тему 'Нефтегазовая отрасль в региональной экономической политике'

Нефтегазовая отрасль в региональной экономической политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ПОДСИСТЕМА / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / GAS-OIL SUBSYSTEM / REGION / INNOVATIVE-TECHNOLOGICAL INFRASTRUCTURE / MINERAL USE / STRATEGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Н. Ц.

В данной статье освещены аспекты регионального развития нефтегазовой подсистемы на примере Республики Калмыкия. Отдельное внимание уделяется приоритетам инвестирования целевых программ по стратегическому развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлова Н. Ц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gas-oil sphere in regional economic policy

In given article aspects of regional development of an oil and gas subsystem on the Republic of Kalmykia example are shined. The separate attention is given to priorities of investment of target programs on strategic development of region.

Текст научной работы на тему «Нефтегазовая отрасль в региональной экономической политике»

НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Павлова Н.Ц., кандидат экономических наук, старший преподаватель

Калмыцкий Государственный Университет

Аннотация. В данной статье освещены аспекты регионального развития нефтегазовой подсистемы на примере Республики Калмыкия. Отдельное внимание уделяется приоритетам инвестирования целевых программ по стратегическому развитию региона.

Ключевые слова: Нефтегазовая подсистема, регион, инновационно- технологическая инфраструктура, недропользование, Стратегический менеджмент

Контакты автора: [email protected]

GAS-OIL SPHERE IN REGIONAL ECONOMIC POLICY

Pavlova N., PhD, Assistant professor Kalmyk State University

Annotation. In given article aspects of regional development of an oil and gas subsystem on the Republic of Kalmykia example are shined. The separate attention is given to priorities of investment of target programs on strategic development of region.

Key words: Gas-oil subsystem, region, Innovative-technological infrastructure, mineral use, strategical management

.Знание основных принципов развития региональной социально-экономической системы, ориентация на собственные сравнительные преимущества в конкуренции, постоянный поиск резервов во внутренней среде отрасли и во внешней сфере, предопределяют систему функций, процессы управленческих решений, методы, подходы, комплекс инструмен-тарных средств к разработке конкурентной стратегии на рынке, выбору экономического поведения, обусловливающих системную трансформацию и установление нового системного качества в заданных параметрах пространственновременной организации социально-экономических отношений.

Нефтегазовая отрасль как часть топливноэнергетического комплекса (ТЭК) России является важнейшим звеном национальной экономики. Условия ее функционирования своеобразны и конкретны, что обусловливает необходимость исследования в комплексе однородных или взаимосвязанных отраслей с учетом пространственно-временного, регионально-

исторического, социологического и других аспектов.

ТЭК России всегда играл и продолжает играть важную роль в функционировании и развитии экономики страны. Это связано не только со значимостью ТЭК как инфраструктурного

фактора обеспечения жизнедеятельности общества, но и с большим влиянием функционирования комплекса на финансово-

экономические параметры деятельности производительных сил страны и государства в целом. Такое положение ТЭК в большой мере предопределяется наличием в России богатых природных топливно-энергетических ресурсов и созданным крупным производственным потенциалом комплекса.

В то же время топливно-энергетический сектор экономики является наиболее инерционной и капиталоемкой структурой, что требует формирования долгосрочной стратегии и прогнозирования его развития в органической увязке с прогнозированием и формированием перспективной стратегии социально-экономического развития страны, ее регионов, которая обусловливает требования к ТЭК и аккумулирует в себе возможности и влияние энергетической сферы на финансово-экономические и макроэкономические параметры развития России.

Такое масштабное взаимовлияние и взаимозависимость функционирования и развития ТЭК и экономики предопределили основные цели «Энергетическая стратегия России на период до 2020 гг.», где важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК обозначено единство целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях.

В этом контексте обратимся к перспективам развития нефтегазового комплекса Республики Калмыкия.

Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 год1, которая декларирует создание условий для снижения уровня безработицы и повышения качества жизни населения за счет создания новых рабочих мест, повышения уровня доходов, снижения бедности, увеличения продолжительности жизни, предусмотрено решение следующих приоритетных задач:

-увеличение экономического потенциала Республики Калмыкия (развитие человеческого капитала, агропромышленного и перерабатывающего комплексов; повышение их конкурентоспособности);

-повышение уровня жизни населения (создание новых рабочих мест, развитие социальнооздоровительной, образовательной инфраструктуры);

-развитие транспортной инфраструктуры (строительство объектов по обслуживанию дорог, портов, каналов; удлинение существующих

1Стратегия социально-экономического развития

Республики Калмыкия до 2020 г. Элиста 2009.

Павлова Н.Ц.

НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

железнодорожных путей; увеличение количества дорог с твердым покрытием);

-обеспечение экологической безопасности региона (снижение уровня загрязненности водоемов, повышение качества и доступности питьевой воды и т.д.).

При этом, на наш взгляд, доминантным условием реализации стратегического приоритета Республики Калмыкия, существенного повышения уровня и качества жизни социально-территориальной общности, должно выступать формирование современной интегрированной в межрегиональную и международную системы разделения труда конкурентоспособной региональной экономики.

Отметим, что Стратегия социально-

экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года сформирована с учетом целей и задач концепций долгосрочных стратегий Российской Федерации, Южного федерального округа, Республики Калмыкия и близлежащих регионов, проекта схемы территориального размещения Республики Калмыкия и в соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации.

Конкурентоспособность экономики Республики Калмыкия определяется следующими факторами:

- максимальным задействованием имеющихся ресурсов и конкурентных преимуществ регионального развития: природных, включая минерально-сырьевые (нефть, газ, строительные материалы), земельные (обширные сельхозугодья, в первую очередь пастбища), рыбные; трудовых (адаптированное к проживанию и хозяйственной деятельности в сложных условиях аридной зоны население, включая его относительно многочисленные генерации в молодом возрасте с высоким общеобразовательным потенциалом); транспортно-позиционных (относительно благоприятное транспортно-географическое положение на перекрестье транзитных товаропотоков) и институциональных (статус республики в составе РФ, наличие соответствующих полномочий, возможностей и инфраструктуры);

- формированием в республике благоприятной предпринимательской среды, созданием позитивного инвестиционного и социально-экономического имиджа республики в качестве развивающегося региона, интегрированного в мировую экономику и глобальное социокультурное пространство (один из макрорегио-нальных эпицентров модернизации), привлечением в республику крупных трансрегиональных и транснациональных финансово-экономических структур, развитием рынка и рыночных институтов;

- системной поддержкой модернизации экономики и в целом социально-экономического развития республики на федеральном уровне (как прямой, посредством бюджетно-налогового, программно-целевого, инвестиционного и иных механизмов, так и опосредованной, через стимулирование соответствующей активности ведущих российских бизнес-структур по социальным (борьба с безработицей), экономическим (перевод депрессивной экономики в экономику развивающуюся), экологическим (решение природоохранных проблем межрегионального значения, включая опустынивание, подъём уровня Каспия и т.п.) и геостратегическим (развитие транспортно-транзитных коммуникаций, создание рубежа безопасности на южном фланге и т.п.) мотивам.

В качестве отраслевых приоритетов, наряду с развитием традиционных для Калмыкии сфер и отраслей сельского хозяйства (овцеводство, разведение КРС мясного направления, зернопроиз-водство), его модернизации на современной техни-

ко-технологической основе, повышение устойчивости животноводства и земледелия к сложным природно-климатическим условиям, созданием кластера пищевой и перерабатывающей промышленности, активным формированием индустрии туризма (познавательный и событийный туризм, эксклюзивные виды охоты, рыбалки, кумысолечение и др.), определен и кластер нефтегазовой промышленности, включая транспортировку сырья и его переработку, формирование электроэнергетики на собственной топливно-ресурсной основе.

При этом модернизация существующих предприятий (с внедрением неводоемких, неэнергоемких технологий и экологически чистых производств) должна быть дополнена приоритетной реализацией инвестиционных проектов, ориентированных на включение экономики Калмыкии в систему межрегиональных и мирохозяйственных связей, среди которых стратегическое место занимает развитие нефтегазового комплекса региона.

Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. При этом разведанность составляет всего 2,3% от начальных суммарных ресурсов углеводородов (на территории Республики Калмыкия имеется 40 месторождений углеводородного сырья с начальными геологическими запасами 64,1 млн. тонн условного топлива, в том числе 19 нефтяных, 10 газовых, 6 нефтегазовых и 5 нефтегазоконденсатных), что на порядок ниже изученности соседних регионов. В эксплуатации находятся 30 нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Территория Республики Калмыкия поделена на 46 поисковых участков, в нераспределенном фонде находится 23 участка. На территории Республики Калмыкия осуществляют свою деятельность 17 предприятий - недропользователей. В связи с этим еще одним из наиболее важных приоритетных направлений развития Республики Калмыкия является развитие в Республике Калмыкия нефтегазовой промышленности, включающей транспортировку сырья и его переработку.

На современном этапе в структуре ТЭК республики ведущая роль принадлежит нефтедобыче. Выгодное экономико-географическое положение республики, близость к крупным индустриальным центрам с нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью, наличие транспортных артерий (газо- и нефтепроводов), позволяют рассматривать ее как потенциальный район России для создания территориально-производственных комплексов по добыче и переработке газа, нефти и конденсата.

Следует отметить, что к стратегическим преимуществам добывающей отрасли относятся: наличие в регионе углеводородного сырья - нефти и газа,

благоприятная конъюнктура внешнего рынка и возможности для развития экспортного потенциала.

Отрицательными факторами, тормозящими развитие добывающей отрасли, являются:

- естественное «старение» технического состояния скважин;

- высокий износ технологического оборудования;

- выработанность разрабатываемых месторождений на 80-90%;

- снижение эффективности добычи нефти за счет ухудшения качества сырьевой базы отрасли и сложности освоения новых месторождений;

- недостаточный уровень инвестиций нефтяных компаний в разведку и разработку новых месторождений, а также внедрение передовых технологий повышения дебетов скважин;

- увеличение транспортных тарифов и снижение привлекательности экспорта нефти железнодорожным транспортом.

Перспективным для республики является строительство нефте- и газопроводов, транспортирующих углеводородное сырьё месторождений Северного Каспия (им. Ю. Корчагина, им. В. Филановско-го, Сарматского, Хвалынского, 170 км, Ракушечного).

Проект ОАО "ЛУКОЙЛ" предусматривает строительство на территории Калмыкии трубопроводной системы, головных береговых сооружений (ГБС) по нефти, а также Газоперерабатывающего завода (ГПЗ), которые предназначены для приема, хранения и транспортировки товарной нефти в объеме 10 млн. тонн в год, а также переработку и транспорт подготовленного газа в объеме 8 млрд. куб. м. в год с месторождений Северного Каспия. Целевой товарной продукцией ГПЗ будет:

- отбензиненный товарный газ;

-широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ).

Наряду с проектом ОАО "ЛУКОЙЛ" в Республике Калмыкия реализуется проект "Каспийской нефтегазовой компании" (КНГК), созданного для разработки Хвалынского месторождения Северного Каспия и являющегося совместным предприятием ОАО "ЛУКОЙЛ" (Россия) и АО "КазМунайГаз" (Казахстан). Данный проект предусматривает транспортировку и переработку газа в объеме 8,2 млрд. куб.м в год. Целевой товарной продукцией ГБС Хвалынское будет:

-отбензиненный товарный газ;

-широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ);

-техническая сера.

В результате реализации данных проектов появятся условия для создания в Республике Калмыкия нефте- и газохимического производств, которые в настоящее время являются потенциально привлекательными и эффективными для инвесторов в российскую экономику.

Единство целей и методов энергетической политики на федеральном и региональном уровнях должно способствовать эффективной реализации региональной социальноэкономической политики государства.

Список использованной литературы:

1 Башмаков И. Ненефтегазовый ВВП как индикатор динамики российской экономики // Вопросы экономики. 2006. № 5.

2 Башмаков И. Энергетика России: стратегия инерции или стратегия эффективности // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 104-122.

3 Березинская О., Миронов В. Отечественный нефтегазовый комплекс: динамика конкурентоспособности и перспективы финансирования // Вопросы экономики. 2006. № 8.

4 Делягин М. Разработка новой энергетической стратегии России: мирохозяйственный контекст и внешнеэкономические подходы // Российский экономический журнал. 2007. № 4. С. 18-23.

5 Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 г. Элиста 2009.

6 Энергетическая стратегия России на период до 2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года.

Рецензия

Статья Павловой Н.Ц. «Нефтегазовая отрасль в региональной экономической политике» посвящена важной научно-практической проблеме - региональному развитию нефтегазовой подсистемы на примере Республики Калмыкия. Отдельное внимание уделяется приоритетам инвестирования целевых программ по стратегическому развитию региона. Нефтегазовая подсистема несет в себе огромный мультиплицирующий эффект для региональной экономики, регенерирующий предпринимательскую активность в смежных отраслях.

Структура статьи выстроена логично и доказательно. Работа опирается на имеющиеся в отечественной научной литературе теоретико-методологические разработки. Автор предпринимает попытку расширить эмпирическую базу исследований по данной проблематике. Результаты проведенного автором исследования обладают научной новизной и представляет интерес для специалистов.

Статья Павловой Н.Ц. «Нефтегазовая отрасль в региональной экономической политике» рекомендуется для публикации в открытой печати.

Заведующий кафедрой прикладной экономики Калмыцкого государственного университета, доктор экономических наук, профессор Цатхланова Т.Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.