Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 4 (50). С. 60-67 Pedagogical Review. 2023, vol. 4 (50), pp. 60-67
Научная статья УДК 78:[008+17]
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2023-4-60-67
Значение музыки в формировании художественной картины мира и духовного мира личности
Нина Петровна Шишлянникова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия, [email protected]
Аннотация
Обозначена проблема обеспечения направленности современного общего образования на гармоничное развитие личности за счет достижения баланса в учебных планах между предметами, формирующими научную и художественную картины мира. Рассмотрены особенности научного и художественного познания, их значение в формировании единой картины мира. Дано определение художественной картины мира как специфической формы воспроизведения объективной реальности в художественных образах различных искусств. Рассмотрены мировоззренческие аспекты музыки. Приведены данные анкетного опроса и эссе учащихся о значении музыки в их жизни, полученные в конце седьмого года обучения.
Ключевые слова: картина мира, образование, искусство, музыка, дети, восприятие, переживание, художественное творчество, духовность
Для цитирования: Шишлянникова Н. П. Значение музыки в формировании художественной картины мира и духовного мира личности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 4 (50). С. 60-67. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-4-60-67
Original article
Meaning of music in forming of artistic picture of the world and spiritual world of person
Nina P. Shishlyannikova
Khakassian State University of N. F. Katanov, Abakan, Russian Federation, [email protected]
Abstract
The article outlines the problem of ensuring the orientation of modern general education towards the harmonious development of the individual by achieving balance in curricula between subjects that form the scientific and artistic worldviews is outlined. The necessity of overcoming the underestimation of school subjects of the aesthetic circle in the spiritual formation of the personality is substantiated. The typical features of scientific and artistic knowledge are considered, the significance of each of them in the formation of a holistic picture of the world is substantiated. The definition of the artistic picture of the world as a specific form of reproduction of objective reality in the artistic images of different types of art is given. The ideological aspects of music, its significance in the development of the possibilities of perception and re-feeling of the musical context, in the emotional-intellectual, artistic-creative, spiritual development of children are considered. The data of a questionnaire survey and essays of schoolchildren on the importance of music in their lives, conducted at the end of the seventh year of study, are presented. The presented results make it possible to judge the professional skills of the teacher and the existing system of working with children in a general education school, in which the musical theme occupies a serious and important place in education.
Keywords: picture of the world, education, art, music, children, perception, experience, art creation, spirituality
© Н. П. Шишлянникова, 2023
For citation: Shishlyannikova N. P. Meaning of music in forming of artistic picture of the world and spiritual world of person [Znachenie muzyki v formirovanii khudozhestvennoy kartiny mira i dukhovnogo mira lichnosti]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2023, vol. 4 (50), pp. 60-67. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-4-60-67
Современное состояние системы образования характеризуется процессом непрерывного реформирования, что не всегда приводит к повышению качества как общего, так и профессионального образования. Все реформы не касаются, на наш взгляд, важного аспекта - обеспечения направленности на гармоничное развитие личности, которое может быть достигнуто балансом в учебных планах между предметами, формирующими научную и художественную картины мира как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга части единой картины мира. Между тем каждая эпоха, каждый период в развитии человечества рождают свою картину мира и обусловливают соответствующее видение этой картины конкретным обществом и человеком. Картина мира - это своеобразный посредник между человеком и окружающей реальностью. Она может формироваться как целостная, определяющая гармоничные взаимоотношения индивида с окружающим миром, или фрагментарная, односторонняя, когда человек замечает лишь внешнюю, видимую часть мира.
В процессе получения основного общего образования школьники, осваивая культурно-исторический опыт, в большей степени изучают основы наук, в меньшей степени - предметы искусства, в результате чего в их сознании складывается односторонняя картина мира и соответствующие ей мировоззренческие установки, что отражается на способах познания мира и дальнейшей жизнедеятельности. По-прежнему бытует мнение, а в последние годы иногда оно приобретает агрессивные формы, что незачем отнимать время у школьников на предметы искусства, нужно больше уделять времени на изучение предметов, по которым выпускники сдают ЕГЭ. Совсем недавно с телеэкрана «Россия-1» из уст авторитетного журналиста прозвучала инициатива о необходимости с 1-го класса вводить уроки истории взамен музыки и рисования, что вызывает оторопь и изумление. Все чаще многие родители придерживаются такого же мнения, обсуждая в социальных сетях проблемы обучения их детей.
К сожалению, в настоящее время есть прецеденты, когда в школах предметы искусства выносят в факультативную часть учебного плана, что равносильно полному отказу от них. В некоторых школах Хакасии в первом полугодии проводятся уроки музыки, а во втором полугодии - уроки изобразительного искусства. Имеет место на протяжении многих поколений впитанная «с молоком матери» недооценка роли искусства в эмоционально-интеллектуальном и духовном развитии детей, становлении их как гармоничной личности, у которой был бы «добрым ум, а сердце было умным» (С. Я. Маршак).
С особым удовлетворением отмечаем появление концепции эмоционального образования в одном из лицеев Томской области, практическая реализация которой обеспечивает преодоление отсутствия гармонии «между жизненными ценностями (красота, любовь, общение, творчество) и ценностями образовательными (результаты, оценки, цифровой мир, рациональность» [1, с. 9]. Решается это путем внедрения нового содержания образования, в том числе увеличением доли предметов художественно-эстетического цикла до 20 %. По словам авторов публикации, это позволило получить «высокий образовательный и воспитательный эффект - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, оказывающих влияние на качество успеваемости в целом, мотивацию, на формирование нравственных ценностей...» [1, с. 10], новый качественный уровень восприятия окружающего мира, потребность в творческом миропонимании и самовыражении, способствующих более глубокому мировоззрению [1, с. 13].
В энциклопедическом словаре педагога картина мира определена как «сформированная в сознании человека и словесно оформленная целостная система знаний и представлений человека о мире, о различных сферах окружающей жизни, выполняющих функцию ориентировочной основы дейст-
вий...» [2, с. 367]. Философия науки трактует картину мира как общие представления о мироустройстве, «типах объектов и их взаимосвязях». Упоминаются классификации, построенные на различных основаниях, среди которых выделены научная и эстетическая (художественная) картины мира [3].
В большинстве источников, отражающих данную проблематику, различают общенаучную картину мира как форму систематизации знаний, вырабатываемых в естествознании (картина природы), научную картину мира социально-исторической действительности и специальные картины мира (языковая, физическая, математическая, астрономическая и др.), в том числе художественная картина мира, поскольку принципы ее описания и формирования имеют свою специфику, обусловленную иным способом обработки информации в мышлении, иным способом познания и освоения мира.
Для ученого-естественника мир - объект наблюдения, изучения, описания извне, как бы со стороны, оно нейтрально с точки зрения выраженности эмоционально-оценочного отношения к описываемым объектам. По мнению ученого в области человеческого мозга Т. В. Черниговской, наука - это объективно проверяемое знание. «Что красиво, что прекрасно, что совершенно - неподвластно науке. "Я чувствую" в науке и искусственном интеллекте отсутствует» [4].
Если ученый, описывая ту или иную картину мира, оперирует конкретными научными фактами, статистическими данными, отстраняясь от любых эмоциональных восприятий и оценок, то художник, композитор, ведомый художественной логикой, в отличие от ученого, по словам В. В. Меду-шевского, «...видит мир другими глазами, ощущает его трепетом тела» [5, с. 75]. В описании мира художником всегда присутствует погружение в собственные ощущения, чувства и мысли, эмоциональная оценка, выражение отношения к объекту познания через интонацию, которая характеризует субъективность, неповторимость, индивидуальность восприятия объекта автором, что психолог А. Н. Леонтьев называл «личностным смыслом».
Художник не копирует жизнь с фотографической точностью, а одухотворяет ее собственным неповторимым, самобытным видением. Он как бы воспроизводит мир из себя, из собственного видения и понимания этого мира. А. А. Мелик-Пашаев уточняет: «.художник замечает в окружающем мире, отбирает, акцентирует именно те чувственные признаки предметов и явлений, которые ему именно нужны» [6, с. 27]. Т. В. Черниговская подчеркивает: «У художника другой мозг, ... более тонкая настройка всей нейронной сети», обеспечивающая «огромную и сложнейшую часть когнитивных функций». Искусство, особенно занятия музыкой, дает то, без чего огромный пласт в мозгу человека просто отсутствует [4].
В описании научной и художественной картин мира существует свой, отличный друг от друга способ обработки информации в мышлении и свой язык. Для примера приведем два типа описания одного и того же предмета (с точки зрения ученого и с точки зрения художника). Данное описание проводилось в аудитории студентов, обучающихся по направлениям подготовки в области естественных наук и математики. Другая группа - студенты института искусств (музыканты и художники). Предмет этот - обычный канцелярский дырокол.
Первый тип описания.1. Металлический предмет черного цвета. Состоит из платформы и ручки, с помощью которой прокалывают отверстия в бумаге. Необходимый в делопроизводстве предмет. 2. Предмет черного цвета, состоящий из плоского дна, к которому прикреплен специальный рычаг на пружинах. Между дном и рычагом - пространство для бумаги, предназначенной для прокалывания отверстий. 3. Этот предмет изготовлен из металла для прокалывания отверстий в бумаге. Состоит из дна и пружинистого рычага. При резком нажатии рычага на бумагу образуются отверстия.
Второй тип описания. 1. Темный, тяжелый, холодный предмет, музыка его однообразна и скрипуча. Он прокалывает не только бумаги, а порой и души людей. 2. Важный господин в черном фраке любит встревать во всякие дела и с пользой и без пользы, но обязательно оставлять свой след.
3. Темный металлический предмет, напоминающий черную, голодную лягушку. А если подрисовать глаза и зубы, то будет бегемот с открытой пастью. 4. Темнокожий зубастик, ему палец в рот не клади - проколет! «Пасть тигра», «ручка дипломата», «телефон» и многое другое напоминает художникам этот невзрачный предмет.
Для сравнения данное задание давалось учителям разных школьных предметов на курсах повышения квалификации. Описания оказались близкими тем, что у студентов. Условно «у художников» бросается в глаза разнообразие (вариативность) описания, в каждом варианте - целостная чувственно-образная картинка, отличающаяся от других, неточная, лишь отдаленно напоминающая тот предмет, который представлен в описании. В описаниях первого типа дырокол - объект внимания, наблюдения извне. Характеристики этого предмета однообразны, нейтральны с точки зрения выраженности отношения к ним и в то же время точны, объективны, идентичны самому предмету.
В описаниях представителей художественного типа можно определить род занятий их авторов (музыкант, словесник, художник). Каждая характеристика - это небольшая новелла, художественная зарисовка, где дырокол выступает в разных интерпретациях, и во всех обязательно присутствует эмоциональная оценка объекта внимания. Каждый из этих описаний, взятых по отдельности, -неполная картина; взятые вместе, они дополняют друг друга, создают более полное представление о предмете изучения, сам предмет получает более целостную, многостороннюю характеристику. И если в результате первого способа описания мы получаем понятие о предмете, то в результате второго - образ предмета.
Таким образом, художественная картина мира является неотъемлемой частью единой научной картины мира. Общее для обоих типов описания - МИР как предмет изучения (природа, общество, человек), а отличает способ обработки информации в мышлении. Ученый мыслит понятиями, художник - образами, картинами. Но оба говорят об одном и том же, о Мире, о Человеке, об отношении к этому миру. Поэтому художественную картину мира можно определить как специфическую форму воспроизведения объективной реальности в художественных образах различных искусств.
К сожалению, бытует мнение и отношение к искусству, художественному творчеству как к необязательной, мало что определяющей стороне нашей жизни, связанной для большинства людей, особенно молодежи, с проведением досуга, сферой развлекательности. По этому поводу художник-психолог А. А. Мелик-Пашаев пишет о том, что никогда человеческое сообщество не обходилось без того, что мы называем искусством. Одно это не позволяет нам думать об искусстве как о чем-то лишенном жизненного смысла и относиться к нему как к развлечению, украшению, «гарниру» к жизни, без которого можно обойтись. Художественное освоение мира - неотделимая и очень важная часть существования человека в этом мире. «Художественное развитие каждого нового поколения - условие, обеспечивающее возможности и способности художественного освоения мира, сохранение и развитие художественной культуры общества как культуры духовной [6, с. 4].
Данные воззрения на искусство и художественное творчество, раскрывающие в единстве культуру человечества, разделяет Е. А. Соколков. По его мнению, философия выступает как методологическая и мировоззренческая основа личности, искусство - как особый способ познания и преобразования себя и мира, как фактор высвобождения и формирования творческого потенциала личности» [7, с. 39].
Действительно, искусство возникло в человеческой истории для воспроизведения духовных ценностей в «живом» виде. Рождаясь из внутренней духовной жизни творца (художника, писателя, композитора, скульптора), произведения искусства и творчества обращены к внутренней духовной сущности человека, воспринимающего их. Общаясь с истинным искусством, мы погружаемся внутрь себя, в свое мировосприятие и миропонимание, благодаря чему вырабатывается особое духовное качество - чувствознание, т. е. «живое», одухотворенное знание, ибо музыка в понимании известного педагога-музыканта Б. С. Рачиной - это «звучащий Дух бытия», ... «величие бытия че-
ловеческого духа» [8, с. 147]. В связи с этим автор акцентирует внимание на возрастании социальной значимости занятий искусством детьми, «.ибо именно искусство, и музыкальное искусство в особенности, делает человека человеком» [8, с. 152].
Подобные идеи находим в работе другого ученого - И. Гажим. Он пишет о том, что человек, занимаясь музыкой и соприкасаясь с творениями великих композиторов, впитывает и накапливает духовный опыт человечества, сосредоточенный в их произведениях. «Духовный опыт - это явление внутреннего порядка, .имеющее место в душе человека при его контакте с одним из наивысших проявлений духовного мира - музыкой» [8, с. 19]. «.музыка - это духовное, явление [9, с. 25]. И. Гажим разводит понятия «восприятие» и «переживание», которые, по его мнению, неоправданно отождествляются. Восприятие, как процесс психологический, основывается на чувственно-эмоциональном движении души, что в практике называют эмоциональной отзывчивостью. Переживание музыки автор определяет «не душевным» («психологическим»), а духовным («философским») процессом, который является квинтэссенцией музыкального опыта и переживается как собственное «я». «Заниматься музыкой означает жить ею» [9, с. 21]. Именно эти положения являются целевой установкой школьных программ по музыке - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры (Д. Б. Кабалевский); формирование духовной культуры учащихся в процессе освоения ими музыкальной культуры (Л. В. Горюнова).
Содержание музыкального образования может быть понято, если оно пережито. Накопленный опыт переживаний не только формирует художественную картину мира, но главное - способствует духовному росту личности, всей его духовной культуры. А. И. Щербакова музыку, музыкальное образование и воспитание называет важнейшим фактором духовно-нравственного обновления современного общества в условиях «удушающего прагматизма, воинствующего бескультурья, невежества и эмоционально-нравственной глухоты, деформирующих внутренний мир растущего человека». В этих условиях, по ее мнению, «ослабевает способность воспринимать и проявлять в своих деяниях и поступках Добро и Красоту» [10, с. 12].
В системе подготовки будущих педагогов-музыкантов обращается внимание на содержание понятия «музыкальное воспитание», которое в широком смысле трактуется как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Термин этот собирательный, включает в себя художественное, эстетическое, нравственное воспитание, психологическое воздействие на личность средствами музыки. Каждый из этих составляющих имеет собственное содержание. Например, нравственное воспитание - это воспитание морально-нравственных качеств, которыми регулируются взаимоотношения людей в обществе, культура поведения человека в социальной среде. Музыкальное воспитание в этот процесс вносит свою важную лепту. Оно направлено на воспитание культуры чувств и отношений через проживание и осознание содержания музыкальных произведений. В целом музыкальное воспитание вырабатывает способность личности жить и творить «по законам красоты», т. е. прививает культурные, нравственно-эстетические и другие качества духовного порядка.
Пережить чувства, заложенные в произведении, это значит приобрести опыт соучастия, сострадания, сопереживания. Если переживание не возникло, то увиденное и услышанное может оказаться непонятым, неосвоенным, не заставит задуматься о важных жизненных проблемах, а значит, не оставит следа в памяти. «От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному» - таков путь погружения в музыку, воздействия произведений музыкального искусства на человека - известная среди педагогов формула, обеспечивающая успех занятий искусством.
Поэтому можно согласиться с утверждением, что способность к восприятию, переживанию и самостоятельному освоению искусства - это не врожденная, а приобретенная способность. У каждого вида искусства - свой язык, свои средства выразительности. Только в руках педагога искусство становится инструментом формирования художественной картины мира и развития духовного мира личности. Художественная картина мира формируется в творческой деятельности, результа-
том которой являются «продукты» музыкального, художественного творчества. Художественное творчество детей, по определению Б. П. Юсова, - это «.выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме» [11, с. 222]. Продукты художественного творчества, по мысли ученого, целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему миру в сочетании с самовыражением. Обобщая идеи и положения ученых, можно сказать, что искусство, детское художественное творчество - это неотъемлемая составная часть системы художественно-эстетического воспитания, мощное средство духовного развития личности, формирования художественной картины мира и культуры общества в целом.
О том, как оценивают учащиеся 7-го класса роль музыки в их жизни, свидетельствует небольшое исследование, проведенное в конце учебного года. Первоначально проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 28 учащихся 7-го класса. Анкета содержала четыре вопроса:
1. Какой след в вашей жизни оставили уроки музыки?
2. Какой музыке вы отдаете предпочтение - серьезной классической или легкой развлекательной?
3. Какие концерты в филармонии или Дворце молодежи вы посещали за последний год (классической, джазовой, эстрадной или рок-музыки)?
4. Уроки музыки должны быть в старших классах?
Из 28 человек на первый вопрос ответили положительно 22 (78,5 %) семиклассника. Ответы: «Музыка для меня то, без чего невозможно жить. На уроках я научилась понимать язык музыки». «Уроки музыки для меня всегда были любимыми, как и уроки литературы. Эти уроки учат понимать душу человека». «Музыка учит нас замечать красоту в человеке и природе». «Спасибо нашей учительнице Вере Александровне. Это она научила нас слушать и любить музыку самую разную».
На второй вопрос 16 человек (57 %) отдали предпочтение классической музыке, 9 семиклассников (32 %) выбрали легкую развлекательную музыку и 3 человека (11 %) затруднились сделать выбор, объясняя это тем, что в разных ситуациях бывает по-разному. Ответы: «Иногда хочется наслаждаться гармонией звуков классической музыки. Легкая развлекательная музыка помогает снять стрессы. Это музыка для отдыха». «Я делаю уроки под классическую музыку, она помогает сосредоточиться и настроиться на серьезный лад». «Я увлекаюсь рэп- и рок-музыкой, хочу играть в какой-нибудь группе» и др.
Концерты классической музыки из 28 человек посетили всего 12 (43 %); джазовый концерт -2 человека (7 %); эстрадный - 9 (32 %); рок-концерт - 3 человека (11 %); не посетили концерты -2 человека (7 %). Здесь мы видим разные предпочтения; классическую музыку выбрали менее половины ребят. Радует то, что дети не только слушают музыку в интернете, а посещают концертные залы и слышат ее в живом исполнении. Зато за продолжение уроков в старших классах выступили 25 человек из 28, что составляет 89 %. И это весьма показательно.
После анкетирования в канун окончания учебного года, когда проводились последние в их жизни уроки музыки, семиклассники написали по нашей просьбе эссе на тему «Что значит для меня музыка». Приведем фрагменты лучших работ:
- Музыка для меня - волшебство из тишины. Когда на уроке звучит музыка, я переношусь вместе с нею в волшебный мир звуков. Все мое существо живет этой музыкой. Человек в музыке становится краше, а душа светлее.
- Для меня музыка - это весна, ее начало, когда все распускается, когда так и хочется запеть. Мелодии песен я бы назвал цветами, которым название «Весна». Весна и музыка весны - это как птица в полете, которую человек не может остановить. Он может с нею мысленно слиться.
- Та музыка, которую я слушаю на уроках, помогает мне глубоко чувствовать и быть добрым. Если бы ни музыка, я и другие люди не смогли бы так чувствовать и замечать красоту природы.
Музыка, которую я слушаю дома, по интернету, тоже нужна. Она помогает расслабиться и ритмично танцевать.
- ... под музыку я вспоминаю, сколько огорчений я принесла своим родителям, а они меня так любят и лелеют. Под классическую музыку мне хочется себя изменить, вернуться в прошлое и начать все с начала. Да. Музыка - это мое прошлое, настоящее и будущее.
- Музыка - это большое необъятное пространство. В ней сочетаются смех и грусть, горе и счастье, широта и маленькое пространство. Музыка глубоко трогает душу человека. Она бывает разной: современной и классической, серьезной и легкой, танцевальной и задумчивой. С музыкой можно путешествовать по разным странам и временам. Можно вдруг оказаться в небе или на море, на земле или под землей, как в пьесе «В пещере горного короля» Э. Грига. Музыка может птицей взмыть вверх и камнем упасть на землю, как в Вариациях Глинки-Балакирева на тему романса «Жаворонок». Человек не может жить без музыки. Без музыки человек - что роза без запаха.
Анализ ответов на вопросы анкеты, а особенно содержание представленных эссе, позволяет оценить то важное, что дает настоящая музыка растущему человеку - ощущение радости жизни. Все, что есть в этих высказываниях ребят, укладывается в слова Д. С. Лихачева о том, что самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. «Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, счастливее» [12, с. 130].
Список источников
1. Сайбединов А. Г., Кузнецова Л. В., Герасименко Т. Б. Воспитательные возможности реализации концепции эмоционального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 7-15. doi: 10.23951/2307-6127-2022-4-7-15
2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 959 с.
3. Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2004. 320 с.
4. Черниговская Т.В.Публичнаялекция в SAFUniversity.URL: https://www.youtube.com/watch?v=dovFWi3oFOY (дата обращения: 05.03.2023).
5. Медушевский В. В. Сущность и специфика музыки // Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Ме-душевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. С. 64-76.
6. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Адаскина А. А., Чубук Н. Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие. Дубна: Феникс+, 2006. 112 с.
7. Соколков Е. А., Кондратенко А. П., Буланкина Н. Е. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании. М.: Университетская книга, 2008. 192 с.
8. Рачина Б. С. Эволюция воззрений на музыку как универсальный язык человечества и ее представленность в системе общего музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7, № 2. С. 144-154. doi: 10.31862/2309-1428-2019-7-2-144-154
9. Гажим И. Переживание музыки как квинтэссенция музыкального опыта // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 3. С. 18-26.
10. Щербакова А. И. Музыка и музыкальное образование как фактор духовно-нравственного обновления общества // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 1. С. 17-21.
11. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»: избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Компания Спутник +, 2004. 253 с.
12. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. 3-е изд. М.: Детская литература, 1989. 238 с.
Referenees
1. Saybedinov A. G., Kuznetsova L. V., Gerasimenko T. B. Vospitatel'nye vozmozhnosti realizatsii kontseptsii emotsional'nogo obrazovaniya [Educational possibilities of realization of conception of emotional education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 4 (44) pp. 7-15 (in Russian). doi: 10.23951/2307-6127-2022-4-7-15
2. Bezrukova V. S. Osnovy dukhovnoy kul'tury (entsiklopedicheskiy slovar'pedagoga) [Basic elements of spiritual culture (encyclopedical dictionary of teacher)]. Ekatirinburg, 2000. 959 p. (in Russian).
3. Lebedev S. A. Filosofiya nauki: Slovar'osnovnykh terminov [Dctionary of basic terms]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2004. 320 p. (in Russian).
4. Chernigovskaya T. V. Publichnaya lektsiya v SAFUniversity [Public lecture in SAFUniversity] (in Russian). URL: https://www.youtube.com/watch?v=dovFWi3oFOY (accessed 05 March 2023).
5. Medushevskiy V V Sushchnost' i spetsifika muzyki [Entity and specific of music]. Sputnik uchitelya [Satellite of music theacher]. S. S. Balashova, V V Medushevskiy, G. S. Tarasov et. al. Compiler T. V Chelysheva. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1993. P. 64-76 (in Russian).
6. Melik-Pashayev A. A. Khudozhestvennaya odarennost' detey, eye vyyavleniye i razvitiye [Artistic giftedness of the children, its identification and development]. Metodicheskoye posobiye. A. A. Melik-Pashayev, Z. N. Novlyanskaya, A. A. Adaskina, N. F. Chubuk. Dubna, Feniks+ Publ., 2006. 112 p. (in Russian).
7. Sokolkov E. A. Problemy integratsii gumanitarnogo i estestvenno-nauchnogo znaniya v sovremennom obrazovanii [Problems of integration of humanity and natural knowledge in modern education]. E. A. Sokolkov, A. P. Kondratenko, N. E. Bulankina. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., 2008. 192 p. (in Russian).
8. Rachina B. S. Evolyutsiya vozzreniy na muzyku kak universal'nyy yazyk chelovechestva i eye predstavlennost' v sisteme obshchego muzykal'nogo obrazovaniya [Evolution of outlook on music as universal language of the humankind and its representation in system of common music education]. Muzykal'noye iskusstvo i obrazovaniye -Musical Art and Education, 2019, no. 7, vol. 2, pp. 144-154 (in Russian). doi: 10.31862/2309-1428-2019-7-2-144154
9. Gazhim I. Perezhivaniye muzyki kak kvintessentsiya muzykal'nogo opyta [Experience of over feeling of music as quintessence of music experience]. Muzykal'noye iskusstvo i obrazovaniye - Musical Art and Education, 2013, no. 3, pp. 18-26 (in Russian).
10. Sherbakova A. I. Muzyka i muzykal'noye obrazovaniye kak faktor dukhovno-nravstvennogo obnovleniya obshchestva [Music and musical education as a factor of moral-spiritual update of society]. Muzykal'noye iskusstvo i obrazovaniye -Musical Art and Education, 2013, no. 1, pp. 17-21 (in Russian).
11. Yusov B. P. Vzaimosvyaz' kul'turogennykh faktorov v formirovanii sovremennogo khudozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noy oblasti «Iskusstvo»: izbrannye trudy po istorii, teorii i psikhologii khudozhestvennogo obrazovaniya i polikhudozhestvennogo vospitaniya detey [Interlink of cultural factors in forming of modern artistic mind of the teacher of educational sphere "Art": selected works on the history, theory and psychology of art education and polyartistic education of children]. Moscow, Kompaniya Sputnik + Publ., 2004. 253 p. (in Russian).
12. Likhachev D. S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom [Letters about kind and beautiful]. Sost. i obshchaya red. G. A. Dubrovskoy. Moscow, Detskaya literatura Publ., 1989. 238 p. (in Russian).
Информация об авторе
Шишлянникова Н. П., доцент, доктор педагогических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (пр. Ленина, 90, Абакан, Россия, 655017). E-mail: [email protected]
Information about the author
Shishlyannikova N. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Khakassian State University of N. F. Katanov (pr. Lenina, 90, Abakan, Russian Federation, 655017). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.03.2023; принята к публикации 03.07.2023 The article was submitted 31.03.2023; accepted for publication 03.07.2023