Гасанова - Махмудова Ш.Г. ®
Профессор, кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств, кафедра истории музыки, Бакинская Музыкальная Академия
ЗНАЧЕНИЕ МУГАМНЫХ ТРАДИЦИЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ
В современной музыкальной культуре Азербайджана, расположенного на стыке Европы и Азии, органично переплелись художественные традиции Запада и Востока. Ярким примером тому служит творчество азербайджанских композиторов. У истоков национальной композиторской школы еще в начале ХХ века стоял великий Узеир Гаджибейли - первый азербайджанский композитор и классик национальной музыки. 100 лет прошло со времени создания Гаджибековым первой оперы на всем мусульманском Востоке. За годы эволюции в течении этих лет азербайджанское музыкальное искусство, достигнув самых высоких вершин в различных направлениях, вышло на мировую арену. Сегодня во всем мире признаны достижения азербайджанской композиторской школы, представленной всеми жанрами и видами творчества - сценической, симфонической, хоровой, камерной музыкой. За годы развития этой школы сформировался и эволюционировал национальный стиль, неповторимость которого во многом обусловлена наличием такого важного фактора, как мугам. Именно органический сплав мугамных принципов с традициями европейской музыки, прежде всего, определил национально-самобытный стиль музыки азербайджанских композиторов.
Мугам - традиционное классическое национальное искусство, подлинный шедевр профессиональной музыки устной традиции, сконцентрировавший в себе мировоззрение и философию, эстетику, духовный мир азербайджанского народа - развивался и совершенствовался на протяжении многих столетий. ХХ век, являющийся важнейшим этапом в развитии мугама, был ознаменован также образованием новой ветви музыкальной культуры Азербайджана - зарождением композиторского творчества европейского образца, которое выросло на крепком фундаменте национальной музыки устной традиции, и, в первую очередь, на основе древнего и богатого искусства мугама.
История претворения мугамных традиций начинается с творчества У.Гаджибейли, стоявшего у истоков нового направления национального музыкального искусства и определившего поворотный рубеж в истории азербайджанской музыки. Внедряя художественные принципы мугама в новую систему, синтезируя их с жанрами и формами, которые были зарождены и эволюционировали на протяжении многих столетий в русле европейской музыки, Гаджибеков выполнил грандиозную историческую миссию. В результате органического соединения двух традиций, различных музыкальных систем Запада и Востока, слияния двух типов профессионального музыкального творчества и двух типов музыкального мышления возникло новое направление, определилось кредо национальной композиторской школы.
Музыкальный материал оперы У.Гаджибекова «Лейли и Меджнун» (1908) - первой азербайджанской оперы и, как уже отмечалось, первого образца оперы на всем мусульманском Востоке, состоял из мугамов. Так в результате органического слияния классических мугамов, используемых в своем «чистом», первозданном виде, с атрибутами европейской музыки, элементами оперного спектакля, хорами и ансамблями, звучанием симфонического оркестра, возник новый музыкально-сценический жанр - «мугамная опера». В многовековой истории развития мугама этот новый жанр - мугамная опера стала той вершиной, с которой начиналась история азербайджанского музыкального театра и национального композиторского творчества. С появлением оперы «Лейли и Меджнун» определилось также новое направление в мугамном исполнительстве - певцы-
® Гасанова - Махмудова Ш.Г., 2010 г.
ханенде теперь стали выступать и в качестве оперных солистов, актеров. Созданная тем же Гаджибейли другая опера - «Кероглы» - представляла собой уже новый этап в истории национального композиторского творчества, позволяющий проследить динамику развития в процессе синтезирования мугама с европейской музыкой. Эта опера, в которой органически сплелись важнейшие линии и главные особенности, определяющие понятие национальной музыки, принципы мышления, свойственные, с одной стороны - мугаму, а с другой - оперно-симфонической музыке, по сегодняшний день не имеет аналогов во всем пространстве распространения мугамной культуры.
В дальнейшем процессе освоения европейских жанров, овладения азербайджанскими композиторами современной техники письма, эволюции национального композиторского творчества претворение в нем мугамных традиций приобретало новые формы. Плодотворное влияние мугамных традиций распространилось на все области композиторского творчества, определив, как отмечалось выше, национально-самобытный стиль азербайджанского симфонизма, а также хоровой, камерной и эстрадной музыки, джазового искусства. Эволюция национального композиторского стиля происходила в неразрывной связи с динамическим процессом синтезирования мугамных традиций с новыми традициями мировой (европейской) музыкальной культуры. Этот органический синтез по-разному проявлялся на разных уровнях музыкального творчества, начиная с содержательной стороны сочинений, круга тем и образов, трактовки жанров и форм, и кончая средствами выразительности.
Внутренний динамизм, присутствующий в сложном поэтапном развертывании мугамной композиции, диалектика контрастов, которой подчинено развитие заглавной темы-образа мугама, принципы мугамного мышления, характеризующиеся динамической процессуальностью сыграли большую роль в становлении и развитии национального симфонизма. В разные годы на новом уровне мугамные традиции были претворены в симфоническом творчестве таких композиторов, как К.Караев, Ф.Амиров, Дж.Гаджиев, С.Гаджибеков, Ниязи, А.Меликов, Х.Мирзазаде, В.Адигезалов, А.Ализаде, Ф.Ализаде и др. Благодаря тому, что сама мугамная форма представляет драматургический процесс, обусловленный своеобразно преломленными принципами симфоничности, стало возможным рождение такого нового жанра, как симфонический мугам, органически сочетающий в себе мугамные закономерности с принципами европейского симфонизма.
Динамическую линию развития в процессе претворения мугамных традиций можно проследить и в камерно-инструментальном творчестве азербайджанских композиторов, начиная с первых образцов в этой области - фортепианных и скрипичных пьес А.Зейналлы, созданных в 20-30-е годы прошлого века - и до сочинений современных авторов - А.Меликова, Х.Мирзазаде, А.Ализаде, Ф.Ализаде и других, в творчестве которых мугамные принципы органически сочетаются с алеаторикой и сонористикой, с применением средств, характеризующих «новую музыку». Достаточно привести в качестве примера «Габиль-саягы» Ф. Ализаде - одно из наиболее ярких сочинений в области национальной камерно-инструментальной музыки последних десятилетий.
Претворение мугамных традиций в хоровой музыке - казалось бы, совершенно далекой, нетипичной для мугамной культуры, также было ознаменовано новыми художественными открытиями. В хоровом мугаме Дж.Джангирова (из оперы «Азад»), в «Баяты-Ширазе» для хора а капелла Н.Аливердибекова эти традиции органически переплелись с принципами полифонического хорового письма.
Неповторимый национальный «облик», своеобразие азербайджанской эстрадной музыки и джаза также были обусловлены мугамными принципами. В творчестве азербайджанских композиторов, включающих в свою музыку джазовые элементы, обозначилась точка пересечения особенностей, характеризующих это искусство с принципами, идущими от ведущего жанра национальной музыки - мугама. Искусство легендарного музыканта Вагифа Мустафазаде, с именем которого связано зарождение национального азербайджанского джаза, его неповторимый стиль опирался именно на
точки соприкосновения мугама и джаза; присутствие такого фактора, как импровизация в рамках строгих канонов и регламентированных правил, определило почву, на которой рождался синтез мугама с джазом.
Не затрагивая роли мугамных традиций в других областях национальной музыкальной культуры, мы постарались в самых общих чертах охарактеризовать эволюцию композиторского творчества в тесной взаимосвязи с процессом их синтезирования с общеевропейскими принципами. Но даже столь беглый взгляд на композиторское творчество позволяет оценить непреходящую роль богатой и древней традиции в становлении и развитии национального музыкального стиля.
Литература:
1.Абасова Э.Узеир Гаджибеков. Путь жизни и творчества. Баку, 1985.
2.Абасова Э.,Карагичева Л.,Касимова С., Мехтиева Н., Тагизаде А. История азербайджанской музыки, ч.1, Баку, 1992.
3 .Махмудова Ш. Тематизм азербайджанского мугама. Баку, 1997