Научная статья на тему 'Значение микроритма при работе в горячих цехах'

Значение микроритма при работе в горячих цехах Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение микроритма при работе в горячих цехах»

Турчинович, Жуков и др.). А. М. Ломовский в сущности подтверждает это, когда приводит пример отсутствия точных санитарных указаний по спуску сточных вод в море. Ведь здесь как раз и нехватает гидрологических данных для обоснования санитарных требований.

Таковы, по нашему мнению, некоторые итоги дискуссии, заслуживающей серьезного внимания гигиенистов. Научные и научно-практиче-ские работы идут ныне в этой области в возрастающей степени. Надо это всемерно поддерживать, опираясь на весь комплекс знаний и памятуя, что и здесь санитарные условия жизни населения те'снейшим образом связаны с народнохозяйственными задачами.

Выполнение гигиенических требований, объединенных с достижениями и задачами народного хозяйства в целом, всегда было и будет одним из основных методов работы современной советской гигиены. Это относится и к области санитарной охраны водоемов

А. Д. Аркадьевский

Значение микроритма при работе в горячих цехах

Из Института гигиены труда и профзаболеваний Академии медицинских наук СССР

Труд в условиях значительной физической нагрузки и одновременного воздействия лучистого тепла предъявляет высокие требования к сердечно-сосудистой системе и аппарату терморегуляции.

Физиологические реакции организма на работу у разных индивидуумов различны. В ряде случаев это зависит от различий в организации трудового процесса.

Труд вальцовщика на прокатном стане является весьма подходящим объектом для изучения влияния форм организации трудового процесса на организм работающих. Работа производится в условиях значительного теплового облучения при значительной физической нагрузке. Выполняемые операции несложны по структуре, достаточно стереотипны (при технологической налаженности) и строго регламентированы в ритме (после каждых 10 минут работы 20 минут отдыха). Работа проведена на стане металлургического комбината, где обеспечена автоматическая подача материала через короткие и абсолютно равные отрезки времени. Наблюдения велись над вальцовщиками-петелыциками.

Группа петелыциков в составе 19 человек предварительно подверглась медицинскому обследованию. Все обследованные оказались физически хорошо развитыми и без особых отклонений в состоянии здоровья. Возраст рабочих 23—37 лет. Стаж большинства обследованных 4—10 лет. Исключение составляли двое рабочих в возрасте 20 и 22 лет со стажем 3 месяца и 1 год. Из всего состава для наблюдения на производстве было выделено 12 петелыциков, наименее различавшихся по физическому развитию и состоянию здоровья.

Физиологические реакции на работу у разных лиц были различными, что, по нашему мнению, могло стоять в связи с особенностями в ритме работы, характере построения трудовых движений. Для выяснения этого вопроса мы провели многочисленные хрономегражные наблюдения-камеры времени выполнения операции), исследования сердечно-сосудистой реакции (количество пульсовых ударов) и аппарата терморегуляции (температура в подмышечной области). Мы пользовались также данными учета брака, зависящего от рабочих.

1 В ближайшем номере журнала редакция подведет итог настоящей дискуссии. Ред.

Прокат металла на стане 250-1, где работали находившиеся под наблюдением петельщики, заключается в следующем: раскаленная заготовка, выданная из печи на рольганг стана, поступает по направляющему жолобу в обжимные отверстия клетей, размещенных в известной последовательности. Пропуск заготовки через первые восемь клетей производится автоматически, а через последние четыре клети силами петел ыциков.

Работа петелыциков состоит: 1) в поимке конца раскаленной нитки, поступающей из обжимного отверстия одной клети («проводка»), 2) в подведении конца к другой клети и 3) в заправке его в обжимное отверстие этой клети («пропуск»). Нитка удерживается посредством клещей весом 2 кг, длиной 0,75 м. При движении от проводки до пропуска она образует петлю.

Характер рабочих движений петелыциков определяется необходимостью схватить нитку клещами у проводки, повернуться с ней на 180°, попутно завести нитку за предохранительный крюк и уложить в направляющую гребенку, затем нацелиться, точно попасть концом нитки в профильное отверстие и протолкнуть ее по каналу к валкам. Некоторую трудность представляют лишь начальные движения по заправке, а именно: нацеливание и точное попадание концом нитки в отверстие.

Для изучения быстроты выполнения операции были произведены замеры времени, расходуемого петельщиками от момента схвата нитки клещами до захватывания ее валками пропуска. С каждым рабочим было произведено по 500 таких замеров. В результате было установлено, что каждому петелыцику свойственна определенная скорость выполнения этой операции.

На основании полученных данных все обследованные рабочие бкли распределены на группы, в зависимости от скорости выполнения основной операции. На рис. 1 представлены данные, типичные для каждой группы. Наилучший показатель скорости имеет рабочий С., который в 48% случаев выполнил операцию в 2 секунды, близко к нему стоит рабочий Т., выполняющий операцию чаще всего в 2,5 секунды (47% случаев). Рабочий Д. заметно отстает от них: 3 секунды (36%). Скорость рабочего П. значительно ниже: чаще всего (в 22% случаев) он выполняет операцию в 4 секунды.

Среднее время, затрачиваемое на выполнение этой операции рабочими разных групп дает ту же последовательность: у С. — 2,5 секунды, у Т.—2,8 секунды, у Д.— 3,4 секунды и у П.—4,4 секунды.

Следовательно, из 10 секунд, которыми располагает петелыцик при выполнении операции, только от 25 до 50% этого времени расходуется фактически на работу, остальное время падает на микропаузу.

Обнаружив, что различные группы рабочих выполняют операцию с ^различной скоростью, мы поставили вопрос, в каком соотношении находятся скорость работы и физиологические реакции организма? Другими словами, не вызывает ли более быстрое выполнение движений большего

Секунды Рис. 1

4 Гигиена и санитария, JMS 12

25

утомления или более резких реакций со стороны сердечно-сосудистой системы и функции терморегуляции? В качестве простейшего показателя утомления мы избрали сравнение скорости движений в течение первой и второй половины дня, предполагая, что утомление должно вызвать увеличение количества случаев более замедленного выполнения операции.

Ссуды

Рис. 2

Рис. 3

У петельщиков с высокими показателями (рис. 2) замедление движений во второй половине дня оказалось крайне незначительным. У рабочих же с пониженной скоростью обнаруживается ясно выраженная тенденция к замедлению скорости во второй половине дня, которая резче всего выражена у лиц с более медленным темпом движений (рис. 2).

Данные о браке таковы: у рабочих С. и Т.— одинаковое количество упущенных или во-время не заправленных ниток; у рабочего Д. в 2'/г раза, а у П. в 4 раза больше по сравнению с С. и Т.

Такая же обратная связь обнаружена нами между характеристикой скорости и величиной физиологических сдвигов (частота пульса и температура тела) тотчас после 10-минутной работы (рис. 3).

У рабочих, выполняющих операцию в быстром темпе (С. и Т.), физиологические реакции протекают значительно спокойнее по сравнению с тем, что наблюдается у петельщиков Д. и П., которые работают медленнее: у последних во второй половине дня пульсовая и температур-

ная реакции выражены резче, чем у первых. Восстановление через 20 минут отдыха было полным во всех случаях исследования.

Показатели этих реакций приведены нами в абсолютных величинах. Однако легко убедиться, что и относительные величины сохраняют ту же закономерность.

Не исключая при этом производственной тренировки, выражающейся как в выработке экономных движений, так и в большей координированное™ вегетативных функций, мы считаем данное явление выражением микроритма, эмпирически найденного самими рабочими. Для подтверждения этого следует указать на летелыциков Т. и Д. с одинаковым стажем, но различной скоростью, дающих различные физиологические реакции, а также на рабочих С. и Т. с большим различием в стаже, но близкими показателями скорости и близкими друг к другу реакциями.

Это явление в условиях чередования работы с микропаузой на отрезке времени, равном всего лишь 10 секундам, может быть объяснено тем, что уплотнение операций в короткий отрезок времени и соответственно этому относительное удлинение микропаузы уменьшает длительность статических усилий и длительность воздействия лучистого тепла.

Мы исследовали также, за счет какого из трех элементов операции получается разница в скорости ее выполнения. Если включить охват нитки клещами, который не поддается выделению при обычном методе хронометража в процессе переноски ее от одной клети к другой, то вся операция петелыцика может быть разбита на два элемента. Первый из них — перенос нитки от проводки к пропуску и второй — заправка нитки в профильное отверстие.

В среднем время, необходимое для выполнения первого элемента, равнялось: у петелыцика С.—1,49, у Т.—1,52, у Д.—1,55 и у П.—1,59 секунды. Разница во времени выполнения первого элемента у разных рабочих весьма незначительна. Если принять время, затрачиваемое первым петелыциком за 100, то у второго оно оказывается больше всего лишь на 2%, у третьего—на 4% и у четвертого—на 6,6%. Отсюда ясно, что в основном различие во времени выполнения операции в целом скрывается не в первом элементе трудового процесса. Измерение времени, идущего на выполнение второго элемента операции (заправка нитки), обнаружило значительно более заметные различия в скорости его выполнения.

Средняя затрата времени при этом составила: у рабочего С.—1,11, у Т.—1,28, у Д.—1,85 и у П.—2,81 секунды. Так, если принять время, идущее на выполнение второго элемента операции, у петелыцика С. за 100, то петелыцик Т. работает медленнее на 15%, Д. — на 67%, а рабочий П. — на 153%.

Выше мы уже говорили, что заправка при близких друг к другу размерах нитки и входа в пропуск требует точного попадания концом нитки в профильное отверстие. При неточном попадании конец нитки, как правило, падает на борт арматуры; это может вызвать деформацию раскаленного металла, затрудняющую пропуск, и влечет за собой ряд дополнительных движений, удлиняющих время производства данной операции.

Поскольку заправка нитки представляет некоторые трудности, естественно поставить вопрос об изменении технических условий пропуска. Нам кажется, что решение этого вопроса следует искать в устройстве специального приспособления, обеспечивающего плавный вход в профильное отверстие, когда размеры входа в пропуск значительно превосходят профиль нитки.

Как показывает наш опыт, скорость работы при этом резко увеличивается даже у малостажированных рабочих, а сдвиги в реакции со стороны сердечно-сосудистой системы значительно уменьшаются.

Практикуемый в настоящее время у петельщиков режим работы, как показали наши наблюдения, весьма целесообразен.

20-минутный отдых после 10 минут работы обеспечивает полное восстановление пульса и температуры.

Выводы

1. При ускорении движений в условиях фиксированной длительности цикла и соответственного удлинения микропауз между циклами уменьшается длительность статических напряжений и длительность воздействия неблагоприятных внешних факторов (в нашем случае фактора интенсивного облучения), что сохраняет общую работоспособность на более высоком уровне.

2. Специальными и очень простыми улучшениями (устройство воронкообразного входа в профильное отверстие) можно достигнуть значительного ускорения ритма работы и улучшения общего состояния работающего.

И. Я. Сосновик

Профилактика и первая помощь при отравлении антифризом (этиленгликолем)

Из Института гигиены труда и профзаболеваний Академии медицинских наук СССР

Имеются различные рецепты приготовления антифриза (с большей или ¡меньшей примесью глицерина, бензина, этилового или метилового спирта), но основной и постоянной его составной частью всегда является этиленгликоль (СН2ОН — СН2ОН).

Этиленгликоль добывается из этилена, получаемого в больших количествах при крекинговании нефти, яри коксовании угля и при пиролизе этилового спирта в производстве синтетического каучука. Этиленгликоль получается также из этиленхлор-гидрина путем омыления последнего при обработке углекислых солей водными рас! дерами или из дихлорэтана путем его омыления.

Этиленгликоль — несколько вязкая бесцветная жидкость, без запаха, сладкова-гого вкуса, застывающая ори низкой температуре. Удельный вес 1,115. Температура кипения 197,4°, температура замерзания (выпадения кристаллов) —40°. Летучесть ничтожная. Этиленгликоль с водой смешивается во всех отношениях и широко растворяется в алкоголе, ацетоне и глицерине; плохо—в эфире, хлороформе и бензоле.

Применяется этиленгликоль в фармацевтической, косметической, парфюмерной, •табачной промышленности, в текстильном, кожевенном и москательном деле, в качестве растворителя для печатных и других красок, в производстве чернил, для получения динитрогликоля, идущего на изготовление незамерзающего динамита.

Одним из наиболее важных свойств этиленгликоля является его способность понижать температуру замерзания воды, чем и обусловлено применение 50—60% водного раствора его для заправки в зимнее время года системы охлаждения танков, самолетов, боевых и транспортных автомашин. В связи с его ничтожной летучестью случаи отравления в производственных условиях почти не встречаются, местное раздражающее его действие на слизистые ничтожно. При длительном воздействии больших концентраций паров этиленгликоля у рабочих наблюдалось раздражение глаз, слизистых оболочек дыхательных пугей, повышенная сонливость, кратковременный наркоз. Эти явления легко обратимы. В экспериментах на обезьянах и кошках, которым давали вдыхать пары этиленгликоля (0,5 мг/л), отмечалось раздражение слизистой верхних дыхательных путей и скоропреходящие наркотические явления. Возможность всасывания через кожу также не исключается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.