Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЛФК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Текуева Диана Идрисовна

Физическая культура в процессе формирования личности играет большую роль. Однако, при недостатке финансирования, малоподвижном образе жизни, незначительной заинтересованности молодежи - все это препятствует реализации образовательных стандартов в плане физического совершенствования студентов. Актуальна эта проблема среди студентов, так как, студенчество - это возраст, когда закладываются и формируются основы здорового образа жизни, а физическое воспитание не всегда в приоритете. В то же время учебная нагрузка у студентов велика, что зачастую вредит общему физическому и психологическому состоянию здоровья студентов. Поэтому необходимо рассматривать физическую нагрузку, как необходимую часть физического развития и состояния здоровья студентов. Сегодня система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать и восполнить общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности. Внедрение в практику физического воспитания форм лечебной физической культуры позволит повысить уровень двигательной активности студентов, освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, будет способствовать повышению уровня здоровья, адаптации к учебной деятельности и как следствие - качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Текуева Диана Идрисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN THE LIFE OF THE STUDENTS OF HEI

Physical training is played a big role in the process of forming a personality. However, because of lack in the financing, low-mobility of life means, insignificant interest of young people, it prevents in realization of educational standards in the plan of the physical improvement of students. This problem is urgent among the students, since, students are at the age, when they are laid and formed on the basis of healthy way of life, and physical training, it does not always stand in the priority. At the same time training exercise stress of students is great, which often harms the general physical and psychological status of h students' health. Therefore it is necessary to examine physical exercise stress as the necessary part of the physical development and status of the students' health. Today, the system of educational process in the higher educational institutions does not make it possible completely to compensate and complete the overall scarcity of engine activity, especially in students, who have chronic diseases and low level of physical development, which creates prerequisites for the searching of new forms and means of physical training of health-improvement directivity. Putting into practice the forms of therapeutic physical training will make it possible to increase the level of engine activity of students in physical training, freed from physical training due to the health status, it will contribute the raising level of health, adaptation to the training activity and as the consequence to the qualified training specialists.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК 615.825.1:378(470.64)

Текуева Д. И. Tekueva D. I.

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

THE MEANING OF THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN THE LIFE OF THE STUDENTS OF HEI

Физическая культура в процессе формирования личности играет большую роль. Однако, при недостатке финансирования, малоподвижном образе жизни, незначительной заинтересованности молодежи - все это препятствует реализации образовательных стандартов в плане физического совершенствования студентов.

Актуальна эта проблема среди студентов, так как, студенчество - это возраст, когда закладываются и формируются основы здорового образа жизни, а физическое воспитание не всегда в приоритете. В то же время учебная нагрузка у студентов велика, что зачастую вредит общему физическому и психологическому состоянию здоровья студентов. Поэтому необходимо рассматривать физическую нагрузку, как необходимую часть физического развития и состояния здоровья студентов.

Сегодня система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать и восполнить общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности.

Внедрение в практику физического воспитания форм лечебной физической культуры позволит повысить уровень двигательной активности студентов, освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, будет способствовать повышению уровня здоровья, адаптации к учебной деятельности и как следствие - качества подготовки специалистов.

Physical training is played a big role in the process of forming a personality. However, because of lack in the financing, low-mobility of life means, insignificant interest of young people, it prevents in realization of educational standards in the plan of the physical improvement of students. This problem is urgent among the students, since, students are at the age, when they are laid and formed on the basis of healthy way of life, and physical training, it does not always stand in the priority.

At the same time training exercise stress of students is great, which often harms the general physical and psychological status of h students' health. Therefore it is necessary to examine physical exercise stress as the necessary part of the physical development and status of the students' health.

Today, the system of educational process in the higher educational institutions does not make it possible completely to compensate and complete the overall scarcity of engine activity, especially in students, who have chronic diseases and low level of physical development, which creates prerequisites for the searching of new forms and means ofphys-ical training of health-improvement directivity.

Putting into practice the forms of therapeutic physical training will make it possible to increase the level of engine activity of students in physical training, freed from physical training due to the health status, it will contribute the raising level of health, adaptation to the training activity and as the consequence to the qualified training specialists.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, физическое воспитание, студенты, методы и средства ЛФК.

Key words: healing fitness therapeutic physical culture, physical training, students, methods and means of HF (Healing Fitness).

Текуева Диана Идрисовна -

врач лечебной физической культуры, старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский аграрный университет имени В. М. Кокова», г. Нальчик

Тел.: 8 928 077 35 03 Е-шай: d.tekueva87@mail.ru

Tekueva Diana Idrisovna -

Doctor of therapeutic physical culture, Senior Lecturer of the department of physical training, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 077 35 03 E-mail: d.tekueva87@mail.ru

Введение. Изучение состояния здоровья студентов, основные пути его сохранения, укрепления - является одной из актуальных проблем высшего профессионального образования. Зачастую процент выпускников средних школ имеют низкий уровень здоровья, и эта цифра с каждым годом растет. Такому студенту очень тяжело адаптироваться к условиям обучения в вузе [1, 7].

Студенты - это особая социальная группа, объединенная общими интересами, определенным возрастом, определенными условиями труда и отдыха.

В связи с растущей у студентов гиподинамией, учебной нагрузкой, увеличением работы за компьютером, нерациональным питанием, различным действиям психоэмоциональных факторов, растет напряжение всех систем и органов. Это приводит к росту числа студентов, испытывающих трудности в учебном процессе, связанном с ухудшением физического и функционального состояния организма в процессе адаптации к учебным нагрузкам [2, 5].

Методы проведения исследования. Условием для формирования и совершенствования систем адаптации к нагрузкам, как к умственным, так и физическим, является двигательная активность. Всем известно, что к физическим нагрузкам необходимо приучать себя с юности. Однако система учебного процесса в высшем учебном заведении не позволяет полностью восполнить дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физической подготовки, что создает условия для поиска новых методов, форм и средств физической культуры оздоровительной направленности [3].

Экспертная база или ход исследования. Так, одним из методов решения данной проблемы явилось создание групп лечебной физической культуры. Лечебная физическая

культура - это раздел медицины, использующий методы физической культуры для лечения и реабилитации при различных заболеваниях; это раздел медицины, занимающийся изучением изменений, возникающих в организме человека под влиянием физических упражнений. При многократном повторении определенных физических упражнений восстанавливаются утраченные ранее двигательные навыки, развиваются новые физические качества, происходят положительные изменения в организме. В результате ежедневных занятий лечебной физической культурой организм студентов адаптируется к возрастающим нагрузкам и корректирует нарушения, вызванные различного рода патологиями.

Результаты исследования. Можно отметить положительное влияние лечебных упражнений на организм таких, как:

• облегчается течение различного рода нервных процессов;

• повышается возбудимость при возросших тормозных процессах, появляется тормозное влияние при возросшем патологическом раздражении.

Лечебная гимнастика оказывает положительное влияние на процессы обмена веществ, оказывает стимулирующее влияние на функции эндокринных желез (гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидная железа), которые при помощи вырабатываемых ими гормонов, взаимодействуя с нервной системой, регулируют все функции организма [2].

Главным условием при проведении занятий лечебной физической культуры является сочетание общего и местного воздействия физических упражнений на организм. В лечебной физической культуре применяется наглядность, доступность, систематичность, регулярность и увеличение нагрузок. С учетом стадии заболевания, диагноза, функциональных возможностей организма применяется принцип индивидуального подхода.

Лечебную физическую культуру применяют в самых разнообразных ее формах и методах. Основным средством ЛФК являются физические упражнения, которые делятся на гимнастические, спортивно-прикладные, подвижные и спортивные игры. Кроме этого, применяются специальные упражнения для глаз, спины, стоп, дыхательная гимнастика по различной методике. Также применяются различные мячи, фитболы, спандеры, гимнастические палки [7].

Гимнастические упражнения составляют основу средств лечебной гимнастики и утренней гигиенической гимнастики. Спортивно- прикладные упражнения, как и спортивные игры, могут быть самостоятельной формой ЛФК или включаться в качестве элементов процедуры лечебной гимнастики. Одной из наиболее доступных форм ЛФК является дозированная ходьба, оздоровительное и тонизирующее действие которой зависит от темпа, ритма и пройденного пути.

Область применения. Все студенты ВУЗов в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности делятся на три группы: основную, подготовительную и группу лечебной физической культуры (рис. 1).

Студенты, имеющие отклонения в здоровье или повреждения опорно-двигательного аппарата занимаются в группе лечебной физической культуры. Критериями зачисления в ту или иную группу являются заболевание, уровень физической подготовленности и наличие инфекции.

Группы формируются по нозологиям.

Студенты с патологией сердечно-сосудистой системы и органов дыхания составляют одну группу, с патологией пищеварительной системы и эндокринной системы - другую, с травмами опорно-двигательного аппарата -третью, с отклонениями со стороны зрения, слуха - четвертую, при различных поражениях нервной системы - пятую. Такие студенты, как правило, были освобождены от посещения занятий по физической культуре еще в школе (рис. 2).

Среди заболеваний у студентов группы лечебной физической культуры ведущую роль играют заболевания опорно-двигательного аппарата (35%) и заболевания органов дыхания (22%), на третьем месте заболевания органов пищеварения [5].

125

■ Заболевания сердечно-сосудистой

■ Заболевания опорно-двигательного

■ Заболевания желудочно-кишечного

■ Заболевания, связанные с

Рисунок 1 - Распределение студентов по группам здоровья

■ Заболевания сердечнососудистой системы

■ Заболевания опорно-двигательного аппарата

■ Заболевания желудочно-кишечного тракта

■ Заболевания, связанные с нарушением зрения

Рисунок 2 - Распределение студентов по нозологиям

Перед преподавателем группы лечебной физической культуры стоят следующие задачи:

• улучшение состояния здоровья студентов, профилактика осложнений;

• повышение умственной и физической работоспособности;

• повышение адаптационных возможностей организма;

• проведение занятий оздоровительной физкультурой.

Занятия лечебной физической культурой проводятся с учетом индивидуальных возможностей студентов. Продолжительность занятий около 45 минут, количество студентов в группе не превышает 12 обучающихся. Занятие состоит из вводной (разминка), основной (тренирующий) и заключительной частей. Преподаватель выступает не только как инструктор, но и как врач. А программа занятий лечебной физической культурой строится на том, чтобы принести пользу студентам. Также при проведении занятий лечебной физической культурой необходимо учитывать ряд особенностей:

• на занятиях присутствуют студенты с патологией нескольких систем;

• у значительной части студентов имеется по две, а зачастую, по три патологии, которые требуют коррекции средствами ЛФК;

Литература

1. Детков Ю.Л., Платонова В.А., Зефиро-ва Е.В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем. СПб.: СПбГУИТМО, 2008. С. 96.

2. Загревская А.И. Инновационный подход к физкультурному образованию студентов специальной медицинской группы в вузе // Адаптивная физическая культура. 2007. № 1. С. 4-8.

3. Лечебная физическая культура /

B.А. Епифанов. Москва: ГЭ-ОТАР-Медиа, 2012.

4. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов. Издательство: Академия, 2012. С. 25-30.

5. Лечебная физическая культура: учебник Э.Н. Вайнер. Издательство: ФЛИНТА, 2009.

C. 100-105.

6. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. М.: Литтерра, 2007. С. 57.

7. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. Издательство: Советский спорт, 2012. С. 56.

• большинство студентов не имеют навыков выполнения самых простых упражнений;

• особое место при проведении занятий занимает эмоциональное состояние студентов, доверительные отношения с преподавателем [7].

Отличительной особенностью занятий лечебной физической культурой является периодический контроль состояния здоровья студентов. Обследование проходит два раза в год, перед началом каждого семестра. После окончания медицинского обследования дается заключение, которое включает в себя состояние физической подготовленности студентов, состояние здоровья, функциональное состояние и подготовленность студентов.

Выводы. Физическая культура - это средство формирования человека как личности. Ежедневные занятия физическими упражнениями положительно влияют на здоровье, сознание, волю, силу и выносливость студентов, помогают выработать такие моральные качества как - порядочность, решительность, силу воли, уверенность в себе и своих силах. Наконец, это важное условие, позволяющее сохранить высокий уровень работоспособности, что дает преимущества в овладении будущей профессии.

References

1. Detkov Yu.L., Platonova V.A., Zefiro-vaE.V. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury dlya studentov s oslablennym zdorovem. SPb.: SPbGUITMO, 2008. S. 96.

2. Zagrevskaya A.I. Innovacionnyj podhod k fizkulturnomu obrazovaniyu studentov spetsial-noj meditsinskoj gruppy v vuze // Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2007. № 1. S. 4-8.

3. Lechebnaya fizicheskaya kultura / V.A. Epifanov. Moskva: GEH-OTAR-Media, 2012.

4. Lechebnaya fizicheskaya kultura / S.N. Popov. Izdatelstvo: Akademiya, 2012. S. 25-30.

5. Lechebnaya fizicheskaya kultura: uchebnik E.N. Vajner. Izdatelstvo: FLINTA, 2009. S. 100105.

6. Nefedovskaya L. V. Sostoyanie i problemy zdorovya studencheskoj molodezhi. M.: Litterra, 2007. S. 57.

7. Sportivnaya meditsina / G.A. Makarova. Izdatelstvo: Sovetskij sport, 2012. S. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.