Научная статья на тему 'Лечебная физическая культура как форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов'

Лечебная физическая культура как форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1719
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дьякова Елена Юрьевна, Капилевич Леонид Владимирович, Шилько Татьяна Александровна, Балтаева Ольга Халдурдыевна, Лалаева Галина Сергеевна

Система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности. Внедрение в практику физического воспитания Томского государственного университета форм лечебной физической культуры позволит повысить уровень двигательной активности студентов, освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, будет способствовать повышению уровня здоровья, адаптации к учебной деятельности и как следствие качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дьякова Елена Юрьевна, Капилевич Леонид Владимирович, Шилько Татьяна Александровна, Балтаева Ольга Халдурдыевна, Лалаева Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of educational process in higher educational institutions can not fully compensate for the general lack of physical activity, especially for students with chronic illness and low levels of physical development, which creates preconditions for the search of new forms and means of physical training improving orientation. Implementation in practice of physical education at Tomsk State University of forms of medical physical culture will increase the level of physical activity of students exempted from physical training for health reasons. This will improve the health and adaptation to educational activity and as a consequence of quality training.

Текст научной работы на тему «Лечебная физическая культура как форма реализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов»

УДК 572.612.616.89

Е.Ю. Дьякова, Л.В. Капилевич, Т.А. Шилько, О.Х. Балтаева, Г. С. Лалаева, А.Н. Захарова

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности. Внедрение в практику физического воспитания Томского государственного университета форм лечебной физической культуры позволит повысить уровень двигательной активности студентов, освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, будет способствовать повышению уровня здоровья, адаптации к учебной деятельности и как следствие - качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: лечебная физическая культура; физическое воспитание; студенты.

Одной из актуальных проблем высшего профессионального образования является изучение состояния здоровья студентов, путей его сохранения и укрепления. Процент выпускников средних школ, имеющих низкий уровень здоровья, растет. В вузе таким студентам трудно адаптироваться к условиям обучения [5, 6]. Типичная для учащихся гиподинамия, с каждым годом растущая учебная нагрузка, нерациональное питание, большой объем работы с компьютером, социальный дискомфорт, действие различных психоэмоциональных факторов вызывают напряжение систем адаптации. Все это приводит к тому, что с каждым годом увеличивается доля студентов, испытывающих трудности обучения, связанные с ухудшением физического и функционального состояния организма в процессе адаптации к учебным нагрузкам [1, 4].

Важным условием формирования и совершенствования механизмов адаптации, в том числе и к умственным нагрузкам, является двигательная активность. Однако система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности [2].

Одним из путей решения названной проблемы является организация групп лечебной физкультуры, занятия в которых проводятся с учетом индивидуального здоровья и направлены на коррекцию нарушений. Организация подобных групп показала положительную динамику функционального состояния студентов после занятий лечебной физкультурой [3].

Цель настоящей работы - обоснование проекта по внедрению форм лечебной физической культуры для улучшения показателей физического развития и оздоровления студентов Томского государственного университета (далее - ТГУ), освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья.

Объект и методы исследования. Объект исследования - процесс физического воспитания студентов ТГУ. Для оценки состояния их здоровья и проектирования содержания учебного процесса по физическому воспитанию было проанализировано 6580 медицинских карт студентов, поступивших в университет в 20072009 гг.

Результаты и их обсуждение. По результатам медицинского обследования лишь 27% студентов призна-

ны полностью здоровыми и отнесены к основной медицинской группе, 24% - к подготовительной, 30% - к специальной медицинской группе и 19% полностью освобождены от занятий физическим воспитанием (рис. 1).

Среди заболеваний, явившихся причиной ограничений к занятиям физической культурой у студентов специальной медицинской группы, ведущую роль играют заболевания сердечно-сосудистой системы (30%) и опорно-двигательного аппарата (29%), на 3-м месте -заболевания органа зрения (рис. 2).

Аналогичные результаты были получены и при анализе причин полного освобождения студентов от занятий физической культурой (рис. 3): на первом месте - заболевания сердечно-сосудистой системы (40%), на втором - опорно-двигательного аппарата (25%).

С учетом характера заболеваний и индивидуального уровня здоровья нами была разработана программа мероприятий по оптимизации режима двигательной активности студентов, освобожденных от занятий физической культурой. Предпочтительной формой занятий с указанным контингентом является организация специализированных групп лечебной физической культуры (ЛФК).

Занятия по ЛФК целесообразно проводить 2 раза в неделю, длительность урока - 45-50 минут, количество студентов в группе - 10-12. Курс обучения включает: теоретический раздел в форме лекций и семинаров; методический раздел в форме разработки комплексов упражнений ЛФК с учетом особенностей заболевания и индивидуального уровня здоровья; практический раздел, предусматривающий выполнение упражнений комплекса ЛФК под контролем преподавателя.

Кроме того, программа предусматривает самостоятельную работу студентов: подготовку рефератов и выполнение упражнений комплекса ЛФК во внеучеб-ное время.

Необходимо учитывать ряд принципиальных особенностей, которые характерны для внедрения форм ЛФК в вузе [5]:

- на занятиях одновременно присутствуют студенты с различными заболеваниями;

- у значительной части студентов (до 31%) выявлено по две, а иногда и по три патологии, которые требуют специальной коррекции средствами ЛФК;

- подавляющее большинство занимающихся ЛФК студентов в школе были полностью освобождены от занятий физической культурой, в результате чего они

не имеют практических навыков техники выполнения даже самых простых упражнений;

- как правило, формируются смешанные группы, т.е. девушки и юноши занимаются вместе;

- в группах чрезвычайно важными являются эмоциональный компонент, доверительные отношения с преподавателем, акцент на успехах студентов.

Из форм проведения ЛФК, кроме комплексов специальных упражнений, лечебной гимнастики, целесообразно использовать утреннюю гигиеническую гим-

настику, самостоятельные занятия физическими упражнениями. В начале учебного года, а также в весенний период рекомендуется оздоровительная ходьба по пересеченной местности в парковой зоне стадиона с целью тренировки кардиореспираторной системы. Кроме того, предполагается применение специальных упражнений для глаз, спины, стоп, дыхательной гимнастики. В качестве инвентаря используются резиновые мячи, большие теннисные мячи, фитболы, гимнастические палки.

Рис. 1. Распределение студентов 1-го курса по группам здоровья

Рис. 2. Распределение студентов 1-го курса (специальная медицинская группа) по видам заболеваний

□ Заболевания сердечно -сосудистой системы

□ Заболевания опорно -

д в и гател ь но го ап па рата

□ Заболевания желудочнокишечного тракта

Ш Заболевания, связанные с нарушением зрения

□ Прочие заболевания

Рис. 3. Распределение студентов 1-го курса (с полным освобождением от занятий физической культурой) по видам заболеваний

Следует исключить такие виды упражнений, как прыжки, полные приседы, упражнения на задержку дыхания и натуживание. Следует избегать статического напряжения мышц больше 10 с, большого количества повторов упражнений на мышцы брюшного пресса; кроме того, необходимо корректировать время выполнения упражнений в положении стоя.

Важным компонентом системы ЛФК в вузе является регулярный контроль функционального состояния организма с применением специальных методов: во время занятий необходимо проведение контроль-

ных измерений ЧСС и артериального давления, а врачебные осмотры в зависимости от состояния здоровья могут проводится от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц.

Внедрение в практику физического воспитания студентов ТГУ форм ЛФК позволит повысить уровень двигательной активности студентов, освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, будет способствовать повышению уровня здоровья, адаптации к учебной деятельности и как следствие -качества подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загревская А.И. Инновационный подход к физкультурному образованию студентов специальной медицинской группы в вузе // Адаптивная

физическая культура. 2007. № 1. С. 4-8.

2. Загревская А.И. Методология построения содержания физкультурного образования студентов специальной медицинской группы педагоги-

ческого вуза // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 17-21.

3. Капилевич Л.В., Солтанова В.Л., Давлетьярова К.В. Организация занятий лечебной физической культурой с освобожденными от физическо-

го воспитания студентами // Теория и практика физической культуры. 2008. № 7. С. 29-32.

4. Капилевич Л.В., Солтанова В.Л., Давлетьярова К.В. Коррекция нарушений функции равновесия у студентов посредством лечебной физиче-

ской культуры // Бюллетень сибирской медицины. 2009. № 3. С. 23-27.

5. Шилько В.Г. Педагогические основы формирования физической культуры студентов. Томск: Том. гос. ун-т, 2001. 188 с.

6. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельно-

сти: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2003. 28 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.