Научная статья на тему 'Значение культурно-досуговой деятельности в процессе социализации личности'

Значение культурно-досуговой деятельности в процессе социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1381
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / ДОСУГ / LEISURE / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Ю.И., Алексеева Г.В., Сергеева М.В.

В данной статье рассматривается культурно-досуговая деятельность с точки зрения её значения в процессе социализации человека; дано обоснование темы, представление о процессе социализации, этапах и институтах социализации, определена основа досуга, дан анализ понимания осознанности, самостоятельности и свободы выбора, целей и мотивов культурно-досуговой деятельности. Представлены особенности культурно-досуговой деятельности для людей разного возраста. Указаны основные функции культурно-досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF AN INDIVIDUAL

In the article cultural and leisure activities are considered from the point of view of its significance in the process of human socialization. The work studies the substantiation of the topic, the idea of the process of socialization, the stages and institutions of socialization, the basis for leisure, the analysis of the understanding of awareness, independence and freedom of choice, goals and motives of cultural and recreational activities. The features of cultural and recreational activities for people of different ages are presented. The main functions of cultural and recreational activities are indicated.

Текст научной работы на тему «Значение культурно-досуговой деятельности в процессе социализации личности»

5. Вяльяк К.Э. Сохранение экспрессии при создании субтитров. Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей международной научно-практической конференции (16 февраля 2018 г, г. Тюмень). Уфа: Омега Сайнс, 2018; Ч. 2: 65 - 67.

6. Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). Москва: Водолей Publishers, 2004.

7. Матасов Р.А. Перевод кино/видео материалов: лингвокультурологические и дидактические аспекты. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2009.

8. Максимова Е.Е. Методика и техники обучения основам кино/видео перевода в кинематографическом вузе. Наука, образование, общество. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016; 1 (7): 245 - 251.

9. Бутенко Е.В., Маринина Л.В., Пантюхина И.Л. Субтитрование: профессиональный и образовательный потенциал. Вестник научных конференций. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016; 11-1 (15): 15 - 19.

10. Матасов Р.А. Преподавание кино/видео перевода на переводческих факультетах высших учебных заведений. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007; № 1: 275 - 287.

11. Моцаж М. Закадровый перевод и субтитры - из опыта обучения кинопереводу // Русский язык в современном мире. Москва: Высшая школа перевода (факультет) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2013; 1: 469 - 475.

12. Пантыкина Н.И. Формирование профессиональной компетенции студентов языкового вуза в процессе обучения иностранному языку с использованием метода проектов. Вестник Череповецкого государственного университета. Педагогические науки. Череповец: ЧГУ, 2016; 1 (70): 102 - 104.

References

1. Kalinina S.I., Stepanova M.M. Razrabotka strategij perevoda audiovizual'nyh novostnyh soobschenij. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij politehnicheskij universitet Petra Velikogo, 2016; 5 (19-2): 37 - 44.

2. Gorshkova V.E. Osobennosti perevoda fil'mov s subtitrami. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo a'erokosmicheskogo universiteta imeni akademika M.F. Reshetneva. Krasnoyarsk: SGUNiT imeni akademika M.F. Reshetneva, 2006; 3 (10): 141 - 144.

3. Kozulyaev A.V. Obuchenie dinamicheski 'ekvivalentnomu perevodu audiovizual'nyh proizvedenij: opyt razrabotki i osvoeniya innovacionnyh metodik v ramkah shkoly audiovizual'nogo perevoda. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya ipedagogiki. Perm': PNIPU, 2015; № 3 (13): 3 - 24.

4. Butenko E.V., Marinina L.V. Specifika prepodavaniya kino/video perevoda kak osobogo vida perevodcheskoj deyatel'nosti. Vestnik nauchnyh konferencij. Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2015; 2-5 (2): 23 - 25.

5. Vyal'yak K.'E. Sohranenie 'ekspressii pri sozdanii subtitrov. Koncepcii fundamental'nyh i prikladnyh nauchnyh issledovanij: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (16 fevralya 2018 g, g. Tyumen'). Ufa: Omega Sajns, 2018; Ch. 2: 65 - 67.

6. Slyshkin G.G., Efremova M.A. Kinotekst (opyt lingvokul'turologicheskogo analiza). Moskva: Vodolej Publishers, 2004.

7. Matasov R.A. Perevod kino/video materialov: lingvokul'turologicheskie i didakticheskie aspekty. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2009.

8. Maksimova E.E. Metodika i tehniki obucheniya osnovam kino/video perevoda v kinematograficheskom vuze. Nauka, obrazovanie, obschestvo. Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2016; 1 (7): 245 - 251.

9. Butenko E.V., Marinina L.V., Pantyuhina I.L. Subtitrovanie: professional'nyj i obrazovatel'nyj potencial. Vestnik nauchnyh konferencij. Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2016; 11-1 (15): 15 - 19.

10. Matasov R.A. Prepodavanie kino/video perevoda na perevodcheskih fakul'tetah vysshih uchebnyh zavedenij. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova. Nizhnij Novgorod: NGLU im. N.A. Dobrolyubova, 2007; № 1: 275 - 287.

11. Mocazh M. Zakadrovyj perevod i subtitry - iz opyta obucheniya kinoperevodu // Russkij yazyk v sovremennom mire. Moskva: Vysshaya shkola perevoda (fakul'tet) Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova, 2013; 1: 469 - 475.

12. Pantykina N.I. Formirovanie professional'noj kompetencii studentov yazykovogo vuza v processe obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem metoda proektov. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. Cherepovec: ChGU, 2016; 1 (70): 102 - 104.

Статья поступила в редакцию 27.02.18

УДК 378

Shcherbakov Yu.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow, Russia), E-mail: shcherbakov.u@mail.ru

Alekseyeva G.V., senior teacher, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: gal.alexeeva2011@yandex.ru Sergeyeva M.V., senior teacher, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: selinia@yandex.ru

THE IMPORTANCE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF AN INDIVIDUAL.

In the article cultural and leisure activities are considered from the point of view of its significance in the process of human socialization. The work studies the substantiation of the topic, the idea of the process of socialization, the stages and institutions of socialization, the basis for leisure, the analysis of the understanding of awareness, independence and freedom of choice, goals and motives of cultural and recreational activities. The features of cultural and recreational activities for people of different ages are presented. The main functions of cultural and recreational activities are indicated.

Key words: cultural and leisure activities, leisure, pedagogy, developmental psychology, development, socialization.

Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., Академия труда и социальных отношений, г. Москва, E-mail: shcherbakov.u@mail.ru

Г.В. Алексеева, ст. преп., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: gal.alexeeva2011@yandex.ru

М.В. Сергеева, ст. преп., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: selinia@yandex.ru

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В данной статье рассматривается культурно-досуговая деятельность с точки зрения её значения в процессе социализации человека; дано обоснование темы, представление о процессе социализации, этапах и институтах социализации, определена основа досуга, дан анализ понимания осознанности, самостоятельности и свободы выбора, целей и мотивов куль-турно-досуговой деятельности. Представлены особенности культурно-досуговой деятельности для людей разного возраста. Указаны основные функции культурно-досуговой деятельности.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, досуг, педагогика, психология развития, развитие, социализация.

Рост благосостояния общества освобождает время человека, которое он занимает досугом. Роль досуга в жизни человека в перспективе будет возрастать [1]. На что и зачем будет потрачено свободное время - эта проблема носит выраженный социально-культурно-педагогический аспект. Сегодня истинные духовные ценности все в большей степени перемещаются в образовательные организации и в семью и связаны с проблемой досуга.

Общество предоставляет возможности для разнообразного досуга. Есть мнение, что характер проведения досуга говорит о личности, интеллекте человека, даже о том, какое место в обществе занимает индивид, каков его доход.

Мы ставим задачу - рассмотреть культурно-досуговую деятельность как фактор социализации человека.

Социализация - процесс приобщения индивида к жизни в обществе, усвоения правил поведения, норм и ценностей общества. В процессе социализации человек, усваивая общественный опыт, приобретает индивидуальный опыт, что в итоге определяет уникальность и неповторимость каждого человека. Процесс социализации протекает в течение всей жизни и сопровождается ростом самосознания человека, которое способствует формированию образа «Я», образа активного деятеля, субъекта деятельности и социальной роли [2].

Культурно-досуговая деятельность, наряду с общением, игрой, трудом выступает фактором развития личностных особенностей человека, влияет на приобщение человека к жизни в обществе, т. е. на его социализацию.

Обратимся к истории: в древней Спарте, несмотря на то, что большое внимание уделялось физической подготовке человека, придавали значение и организации театральных постановок, праздникам, рисованию, литературе, музыке и т. п. В работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и др. великих педагогов и психологов Нового времени даны рекомендации по организации деятельности детей в свободное от занятий время с целью раскрытия природных задатков. В отечественной психолого-педагогической и социально-культурной литературе ученые и педагоги (В.А. Сухомлинский, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова и др.) выделили организацию свободного времени детей как самостоятельную значимую проблему. Организация досуга детей связана с мастерством, общей культурой и образованием педагога и родителей.

Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечение, праздники, самообразование, творчество, хобби. Все эти виды в той или иной степени присутствуют в дошкольном учреждении, но не всегда уделяется должное внимание отдыху, самообразованию и творчеству.

Существует два вида отдыха: активный и пассивный. При пассивном отдыхе уменьшение напряжения происходит за счет расслабления, созерцания природы, размышления о жизни, непринужденной беседы. К сожалению, наблюдения за практической деятельностью воспитателя, показали, что он не всегда учит детей созерцать природу. Фактически не беседует с ребёнком, когда последнему хочется просто поговорить на тему, которая его волнует или интересует. Очень редко проводятся психологические сеансы «расслабления». К активному отдыху относят занятия физкультурой, игры, работу в саду и т. п.

Культурно-досуговая деятельность не носит обязательный характер. Человек может заниматься ею на свое усмотрение, выбирать - где и как он будет проводить свободное время. Занимаясь тем или другим делом (активный отдых) человек проявляет себя, свои качества. Основа досуга - проведение свободного времени с целью увеличения собственной радости (гедонистическая направленность досуговой деятельности), свобода от привычных обязанностей, развитие тех сторон лич-

Библиографический список

ности, которые затруднительно реализовать в других областях жизни.

Культурно-досуговая деятельность имеет свои цели и мотивы, которые зависят от привычек, склонностей характера, жизненного опыта человека. Мотивы культурно-досуговой деятельности имеют более сложный характер, чем цели. Мотивы не всегда осознаются в полной мере человеком, зачастую могут проявлять себя уже в процессе самой деятельности, цели непосредственно формулируются человеком. Прежде всего, среди мотивов следует выделить - получение удовольствия, познание, отдых.

Досуг, как правило, имеет несколько мотивов, зачастую равнозначных между собой. В мотивации досуга присутствуют и бессознательные желания, и потребности, и осознанные цели, установки, индивидуальные предпочтения, рациональное и нерациональное.

В условиях досуга человек стремится к свободе. Быть свободным в выборе и реализации своего времяпрепровождения -один из базовых аспектов для самовыражения и социализации личности. Человек осваивает то, что не входит в какую-то программу учебы или работы.

Окружающий мир, культурно-досуговые организации предоставляют человеку большой выбор для индивидуального или коллективного отдыха или развития. Быть свободным в выборе культурного досуга и быть свободным во время досуга - важный и сложный момент для социализации личности. Среди предоставленных возможностей человек, с одной стороны, свободен в выборе, с другой, свобода может быть мнимая.

Рабочие и домашние нагрузки воспринимаются человеком как обязанности, а досуг как свобода, что делает культурно-до-суговую деятельность особенно привлекательной. Позитивное и конструктивное содержание досуга имеет значение для создания у человека ощущения полноты внутреннего мира и бытия.

Человек является субъектом своей деятельности, в том числе и культурно-досуговой. Это означает, что самостоятельная активность человека имеет особое значение для его самочувствия, развития и социализации.

В течение всей жизни человек постепенно осваивает правила и нормы поведения и деятельности. Свой вклад в этот процесс вносят разные институты социализации (семья, школа, трудовой коллектив и др.). На разных этапах социализации (дошкольный, школьный, взрослый, пожилой возраста) культур-но-досуговая деятельность имеет разный уровень осознанности и самостоятельности. В дошкольном возрасте досуг ребёнка зачастую организуют взрослые, стараясь вызвать интерес ребёнка к разнообразным видам деятельности. Это способствует физическому и личностному развитию ребёнка. В школьные годы культурно-досуговая деятельность еще организуется взрослыми, но растет доля самостоятельности ребёнка в выборе дел в свободное время. В зрелые годы проведение досуга приобретает определенные и устойчивые черты (особенно в части активности и пассивности). В пожилом возрасте появляется больше свободного времени и культурно-досуговая деятельность становится основным времяпрепровождением.

Функции досуга [4; 5; 6]: реализация потребностей и аспектов внутреннего развития; компенсаторные функции; воспитательная; просветительная; терапевтическая; творческое развитие; оздоровительная.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность, имея личные цели и мотивы, наполняет свободное время индивида. Значение культурно-досуговой деятельности в процессе социализации человека заключается в том, что в ней для человека предоставляется возможность самовыражения и самоутверждения взглядов и позиций, проявление творческих возможностей, при этом важна самостоятельная активность человека.

1. Каюмова Д.Ф., Ульянова П.Е. Культурно-досуговая деятельность составная часть социокультурного процесса. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014; 4-1: 136 - 137.

2. Реан А.А. Социализация личности. Куликов Л.В. Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. 2-е изд., исправл. и доп. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

3. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.

4. Костина Т.С. Культурно-досуговая деятельность как фактор развития личности. Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной научно-практической конференции. 2016; 231 - 233.

5. Бережная А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи. Научная палитра. 2016; 4 (14): 20.

References

1. Kayumova D.F., Ul'yanova P.E. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' sostavnaya chast' sociokul'turnogo processa. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014; 4-1: 136 - 137.

2. Rean A.A. Socializaciya lichnosti. KulikovL.V. Hrestomatiya: Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. 2-e izd., ispravl. i dop. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

3. Avanesova G.A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': Teoriya i praktika organizacii: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. M.: Aspekt Press, 2006.

4. Kostina T.S. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak faktor razvitiya lichnosti. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skih i prakticheskih perspektiv: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016; 231 - 233.

5. Berezhnaya A.V. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' kak faktor socializacii detej i molodezhi. Nauchnaya palitra. 2016; 4 (14): 20.

Статья поступила в редакцию 19.02.18

УДК 371

Elsieva M.S., teacher, Department of Methods of Primary Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: Uma-sh@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL TRAINING ACTIONS FOR YOUNG SCHOOLCHILDREN. Whether a person will be able to get comfortable in a society, realize himself in adult life, largely depends on what level of formation his communicative skills are. Communicative universal educational activities, laid down in the school period, determine the willingness of the child for the upcoming adult life, and also determine its readiness for training and interaction with people. The article examines positions of Russian psychologists and teachers involved in this issue. The functions and structure of communication are singled out. Approaches to the correlation of the concepts "communication" and "association" are analyzed. In addition, the most favorable conditions for the successful adaptation of children to schooling are considered. The article also discusses the specifics of the Chechen primary national school and specifics of the work of teachers in the absence of the necessary psychological literature.

Key words: communication, communicative skills, communicative universal educational activities, communication functions, communication structure, adaptation of schoolchildren.

М.С. Эльсиева, преп. каф. методик начального образования, Чеченский государственный педагогический

университет, г. Гоозный, E-mail: Uma-sh@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сумеет ли человек освоиться в социуме, реализовать себя во взрослой жизни во многом зависит от того, насколько высок уровень сформированности его коммуникативных умений. Коммуникативные универсальные учебные действия, закладываемые в школьный период, определяют готовность ребёнка к предстоящей взрослой жизни, а также обуславливают его готовность к обучению и взаимодействию с людьми. В статье рассматриваются позиции отечественных психологов и педагогов, занимавшихся данным вопросом. Выделяются функции и структура общения. Анализируются подходы к соотношению понятий «общение» и «коммуникация». Помимо этого, рассматриваются наиболее благоприятные условия для успешной адаптации детей к школьному обучению. Также в статье обсуждаются особенности чеченской начальной национальной школы и специфика работы преподавателей в условиях отсутствия необходимой психологической литературы.

Ключевые слова: общение, коммуникативные умения, коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникация, функции общения, структура общения, адаптация школьников.

Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в общение с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности её коммуникативных умений.

Младший школьный возраст - это период, когда нужно формировать коммуникативные умения с целью устранения трудностей в общении с окружающими. В этом возрасте ребёнок отходит от общения только внутри семьи или в дошкольных учреждениях и активно начинает строить отношения с учителями, одноклассниками, их родителями и старшими школьниками.

Готовность школьников к обучению напрямую зависит от сформированности умений излагать приобретенные знания, отстаивать свое мнение, выслушать собеседника, учителя и т. д. В ФГОС НОО эти умения названы коммуникативными универсальными учебными действиями.

Имеется достаточно много психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам общения. Однако на сегодняшний день отсутствуют специальные исследования, посвященные проблемам формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях национальной начальной школы. Отсюда вытекает актуальность исследо-

вания данной проблемы, как для педагогики, так и для общества в целом.

Общение - сложный, многогранный процесс, изучаемый разными науками: философией, психологией, социальной психологией, педагогикой, социологией, лингвистикой и др. Слово «общение» происходит от лат. communis, означающего общество, община, общий. Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить с ним в контакт, в общение, а затем попытаться достичь общего понимания.

Философский словарь определяет общение как понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру.

В психологическом словаре общением называют взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера [1, с. 309].

Проблемой развития коммуникативной сферы школьников занимались многие отечественные и зарубежные педагогики и психологи. Так, ученые рассматривали общение как процесс, деятельность (А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева), выделяли стили и модели общения (В.А. Кан-Калик), средства коммуникативного процесса (А.А. Леонтьев), функции (Б.Ф. Ломов), изучали возрастные особенности коммуникативных умений.

По определению А.Н. Леонтьева, речи присущи коммуникативная функция (слово - средство общения), индикативная функция (слово - средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная, функция (слово - носитель обобщения, понятия).

Б. Ломов выделяет три функции общения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.