Научная статья на тему 'Значение кредитных ресурсов в социально-экономическом развитии республики Беларусь'

Значение кредитных ресурсов в социально-экономическом развитии республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / PUBLIC PROGRAM / BUDGETARY FINANCING / PROVISION OF CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самоховец Мария Павловна

Статья обнаруживает проблему необходимости диверсификации источников финансирования государственных программ социально-экономического развития в РБ. Проведенный анализ позволяет оценить современное положение по достижению важнейших приоритетных задач развития страны за счет бюджетных ресурсов и сделать вывод об ограничительных факторах их использования. Статья выявляет недостатки механизма финансирования государственных программ и посвящена вопросу повышения роли банковского кредитования на современном этапе как одного из возможных вариантов перспективных направлений его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of credit resources in the social and economic development of the republic of Belarus

The article reveals the need for diversification of the sources of financing for public social and economic development programs in the Republic of Belarus. More attention should be paid to mobilizing alternative sources of financing such as internal funds of organizations, bank loans, etc. The conducted analysis provides an assessment of the current state of affairs in achieving the following key national development objectives: human resources development, innovative economic development approaches, modernization of all the economic sectors, creation of new knowledge-intensive production sectors, promotion of entrepreneurship and business initiatives, etc. Besides, the factors that restrict effective use of budget resources in these areas are determined. In spite of the fact that government funding of public programs has become a frequent practice, government resources are objectively constrained in accordance with variations in the budget income basis, and the resources allocated for public programs have a tendency to decrease over time. Since, achieving a balanced budget implies optimization of budget expenditures. The article also reveals the following downsides of the mechanism of financing public programs: 1. Inability to provide sufficient funding for all the programs and actions through budget financing while maintaining a balanced state budget; 2. Limitations of using organizations'' internal funds to implement the programs due to the low rate of return; 3. The increasing role of bank loans as an accessible source of funding, given that interest rates preferences are provided by the government. The author emphasizes the need for enhancing the role of bank lending in financing public programs as one of the possible ways of improving it. This includes the development and involvement of new participants such as non-bank credit and financial institutions, cooperative credit institutions, etc. into the system of government financing programs in order to encourage competition in the credit market, which may lead to a reduction in interest rates. The other promising options for the development of the mechanism of financing public programs in the Republic of Belarus are as follows: using budgetary funds for the implementation of social projects to optimize public expenditures; encouraging the development of debt financing by means of issuing corporate bonds as an alternative instrument of financing, which is not currently utilized by organizations; efficient using consumer bank lending opportunities and the multiplier effect on the social and economic development of the country. It is obvious that a combined system of implementing social and economic development programs has evolved in the Republic of Belarus. The peculiarity of the system is that the role of credit resources as a source of financing public programs is currently getting more and more significant. With this in mind, the mechanism of financing public programs requires an optimization to ensure that the scheduled actions and measures will be effectively put into practice within the frameworks of the key national development objectives.

Текст научной работы на тему «Значение кредитных ресурсов в социально-экономическом развитии республики Беларусь»

УДК 336.77

М.П. Самоховец

ЗНАЧЕНИЕ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ В СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья обнаруживает проблему необходимости диверсификации источников финансирования государственных программ социально-экономического развития в РБ. Проведенный анализ позволяет оценить современное положение по достижению важнейших приоритетных задач развития страны за счет бюджетных ресурсов и сделать вывод об ограничительных факторах их использования. Статья выявляет недостатки механизма финансирования государственных программ и посвящена вопросу повышения роли банковского кредитования на современном этапе как одного из возможных вариантов перспективных направлений его совершенствования.

Ключевые слова: государственная программа, бюджетное финансирование, кредитные вложения.

В рамках системы государственных прогнозов в Республике Беларусь разрабатывается программа социально-экономического развития на пять лет. Основной целью социально-экономического развития РБ в 2011-2015 гг. является рост благосостояния и улучшение качества жизни населения в условиях достижения баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Важнейшими приоритетными направлениями развития определены такие, как развитие человеческого потенциала, инновационный путь развития экономики, модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких производств, стимулирование предпринимательства и деловой инициативы, рост экспорта и развитие импортозамещающих производств, строительство доступного жилья, устойчивое развитие регионов, а также повышение эффективности АПК.

Основными целевыми ориентирами от реализации Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. являются следующие: увеличение ВВП на 62-68%, инвестиций в основной капитал в 1,9-1,97 раза, экспорта товаров в 2,1 раза; снижение энергоемкости ВВП на 29-32%, материалоемкости продукции на 5-7% [1].

Традиционно финансовой базой для реализации задач в области социально-экономического развития являются бюджетные средства (табл. 1). Действительно, в РБ реализуются различные бюджетные программы, которые частично или полностью финансируются из бюджета, по различным направлениям, главным образом в реальном секторе экономики и социальной сфере. Наибольший удельный вес в финансировании бюджетных программ занимает Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг.-около 32,5% всех средств.

Таблица 1. Бюджетное финансирование социально-экономических программ развития в РБ

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Финансирование бюджетных программ, трлн руб. 8,6 9,3 9,7 16,3 20,0

Финансирование государственной инвестиционной программы, трлн руб. 1,49 1,53 1,96 3,17 5,55

Финансирование из республиканских инновационных фондов, трлн руб. 3,22 2,10 1,30 4,53 1,58

Доля финансирования в расходах бюджета, % 23,1 33,8 32,7 25,9 22,3

Источник: собственная разработка на основе [2].

Несмотря на то, что бюджетное финансирование государственных программ получило широкое распространение на практике, его использование объективно ограничено возможностями пополнения доходной базы бюджета и его доля в расходах бюджета имеет тенденцию к сокращению. Ведь достижение сбалансированного бюджета предполагает актуализацию вопроса оптимизации бюджетных расходов - например, в период кризисных явлений в 2011 г. была проведена ревизия государственных программ, что позволило получить резервы в размере около 500 млрд руб. В этой связи все большее внимание должно уделяться привлечению альтернативных источников финансирования - собственных средств организаций, банковских кредитов и т. п.

Что касается использования собственных источников финансирования организаций, то они в большей степени ограничиваются возможностями по генерированию прибыли на фоне общего нестабильного финансового состояния организаций, а также необходимостью первоочередного финансирования текущих затрат, погашения задолженности по кредитам и т.д., что делает необходимым использование заемных средств. Заметим, что если бюджетные расходы по программе устойчивого развития села предусматриваются в размере 29,8 трлн руб., то потребность в заемных ресурсах на выполнение всех мероприятий по развитию АПК составляет в 2 раза больше.

Несмотря на то, что одной из важных задач развития финансового рынка в РБ является развитие всех его сегментов, привлечение различных финансовых институтов (в том числе небанковских кредитно-финансовых организаций) к финансированию экономики, именно банковское кредитование традиционно остается основным источником заемных средств для большинства организаций республики (табл. 2).

Таблица 2. Кредитные вложения банков РБ в экономику

Показатель 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013

Кредитные вложения, трлн руб. 44,8 63,6 88,8 147,9 201,9

В т.ч.:

краткосрочные 12,2 17,8 22,2 36,1 55,1

долгосрочные 32,6 45,8 66,6 111,8 146,8

Источник: собственная разработка на основе [3].

Банковская система предлагает субъектам хозяйствования разнообразные кредитные продукты, дифференцированные по сумме, валюте, сроку, целям

предоставления денежных средств. Вместе с тем возможности привлечения банковских кредитов различными отраслями экономики ограничиваются низкой доходностью самих организаций на фоне высоких процентных ставок по кредитам (табл. 3). По данным НБ РБ, ставка рефинансирования, которая является ориентиром для кредитного рынка в целом, хотя и снизилась с 30,5% по состоянию на 01.09.2012 г. до 23,5% на 01.09.2013 г., тем не менее достаточно высока, что не способствует свободному доступу организаций к кредитным ресурсам и даже в некоторой степени сдерживает развитие большинства отраслей экономики республики.

Таблица 3. Динамика процентных ставок по кредитам и доходности организаций

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Полная ставка по кредитам в нац. валюте для юр. лиц, % годовых:

на срок до 1 года 13,3 19,5 14,4 28,2 39,1

на срок свыше 1 года 6,8 7,4 7,8 18,1 24,9

Рентабельность реализованных товаров, продукции, работ, услуг организациями 14,0 9,9 9,6 13,3 н/д

Источник: собственная разработка на основе [3, 4].

В этой связи государство вынуждено предпринимать меры по удешевлению заемных средств для организаций за счет использования различных государственных финансовых инструментов развития национальной экономики, среди которых можно выделить возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление финансовой помощи из бюджета, бюджетные ссуды и займы и др.

Применение таких мер является устоявшейся практикой и способствует не только улучшению финансового состояния организаций, но и повышению привлекательности секторов экономики для банковской системы, несмотря на имеющиеся недостатки такого механизма государственной поддержки национальной экономики. К примеру, только на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами (в размере не более 50% ставки рефинансирования НБ РБ по кредитам в национальной валюте или 50% ставки по кредиту в иностранной валюте) юридическим лицам предусматривается более 11 трлн руб., или около 9% расходов республиканского бюджета на 2013 г.

В целях совершенствования организации финансирования государственных программ и социально значимых инвестиционных проектов в республике с 2011 г. действует ОАО «Банк развития Республики Беларусь», который на льготных условиях осуществляет кредитование инвестиционных и других проектов в приоритетных отраслях экономики, в первую очередь развитие АПК, создание или развитие высокотехнологичных производств, жилищное строительство на селе и др. Между тем основным критерием для получения финансирования является не только экономическая целесообразность проекта и обязательное включение его в государственную программу, но и участие не менее 20% собственных средств организации в проекте [5].

Примечательно, что помимо государственной поддержки отраслей экономики в республике широкое распространение получило льготное кредитование граждан, в первую очередь на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, на газификацию, на обучение молодым

специалистам и др. В целом расширение льготного кредитования граждан способствует росту платежеспособного спроса, более полному удовлетворению потребностей граждан, что, в свою очередь, стимулирует развитие целого ряда отраслей национальной экономики, создавая мультипликативный эффект. Поэтому потребительское кредитование также может сыграть заметную роль в достижении ожидаемых результатов государственных программ.

По нашему мнению, можно выделить некоторые проблемы в области финансирования государственных программ в РБ: во-первых, невозможность обеспечения всех программ и мероприятий только за счет бюджетного финансирования в условиях необходимости достижения сбалансированности государственного бюджета; во-вторых, ограниченность использования собственных средств организаций для выполнения государственных программ по причине низкой доходности; в-третьих, все возрастающая роль банковских кредитов как относительно доступного источника финансирования в условиях их льготирования государством.

Перспективными направлениями развития механизма финансирования государственных программ, на наш взгляд, могут стать:

1) дальнейшее сокращение бюджетного финансирования мероприятий в сфере реального сектора экономики в рамках государственных программ и направление бюджетных средств на реализацию социальных проектов с целью оптимизации государственных расходов;

2) формирование и вовлечение новых участников в систему финансирования государственных программ (небанковские кредитно-финансовые институты, институты кредитной кооперации и др.) для развития конкуренции на кредитном рынке и возможного снижения процентных ставок по кредитам;

3) активизация развития долгового финансирования за счет выпуска корпоративных облигаций на финансовом рынке как неиспользуемого организациями альтернативного источника финансирования;

4) более полное использование возможностей потребительского кредитования и его мультипликативного эффекта на социально-экономическое развитие государства.

В целом можно говорить о сложившейся в РБ комбинированной системе реализации программ социально-экономического развития, кредитным ресурсам в которой в силу различных причин придается все большее значение на современном этапе. Вместе с тем, представляется необходимой оптимизация финансирования государственных программ для максимально эффективной реализации запланированных мероприятий в рамках приоритетных направлений развития РБ.

Литература

1. Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 № 136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.» // Система КонсультантПлюс (дата обращения: 27.08.2013).

2. Закон РБ «О республиканском бюджете» (на 2009-2013 годы) // Система Консультант-Плюс (дата обращения: 26.08.2013).

3. Бюллетень банковской статистики (ежегодник)-2012 [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/ (дата обращения: 28.08.2013).

4. Республика Беларусь: стат. сб. 2012 г. Минск, 2013.

5. Кредитные операции [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://brrb.by/activities/credit-

Ьа^аойо^/ (дата обращения: 05.09.2013).

Samokhovets Maria P. Department of Finance, Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus. E-mail: samkhvec@rambler.ru

THE ROLE OF CREDIT RESOURCES IN THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BELARUS.

Keywords: Public program; Budgetary financing; Provision of crediting.

The article reveals the need for diversification of the sources of financing for public social and economic development programs in the Republic of Belarus. More attention should be paid to mobilizing alternative sources of financing such as internal funds of organizations, bank loans, etc.

The conducted analysis provides an assessment of the current state of affairs in achieving the following key national development objectives: human resources development, innovative economic development approaches, modernization of all the economic sectors, creation of new knowledgeintensive production sectors, promotion of entrepreneurship and business initiatives, etc. Besides, the factors that restrict effective use of budget resources in these areas are determined. In spite of the fact that government funding of public programs has become a frequent practice, government resources are objectively constrained in accordance with variations in the budget income basis, and the resources allocated for public programs have a tendency to decrease over time. Since, achieving a balanced budget implies optimization of budget expenditures.

The article also reveals the following downsides of the mechanism of financing public programs:

1. Inability to provide sufficient funding for all the programs and actions through budget financing while maintaining a balanced state budget;

2. Limitations of using organizations' internal funds to implement the programs due to the low rate of return;

3. The increasing role of bank loans as an accessible source of funding, given that interest rates preferences are provided by the government.

The author emphasizes the need for enhancing the role of bank lending in financing public programs as one of the possible ways of improving it. This includes the development and involvement of new participants such as non-bank credit and financial institutions, cooperative credit institutions, etc. into the system of government financing programs in order to encourage competition in the credit market, which may lead to a reduction in interest rates. The other promising options for the development of the mechanism of financing public programs in the Republic of Belarus are as follows: using budgetary funds for the implementation of social projects to optimize public expenditures; encouraging the development of debt financing by means of issuing corporate bonds as an alternative instrument of financing, which is not currently utilized by organizations; efficient using consumer bank lending opportunities and the multiplier effect on the social and economic development of the country.

It is obvious that a combined system of implementing social and economic development programs has evolved in the Republic of Belarus. The peculiarity of the system is that the role of credit resources as a source of financing public programs is currently getting more and more significant. With this in mind, the mechanism of financing public programs requires an optimization to ensure that the scheduled actions and measures will be effectively put into practice within the frameworks of the key national development objectives.

References

1. Decree of the President of the Republic of Belarus “Approval of the Socio-economic Development Program of the Republic of Belarus for 2011-2015” of April 11th, 2011 No. 136. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 27 August 2013). (In Russian).

2. Law of the Republic of Belarus “On Republican Budget for 2009-2013”. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 26 August 2013). (In Russian).

3. Annual Bulletin of Banking Statistics 2012. Available at: http://www.nbrb.by/ statistics/ bulletin/ (accessed 28 August 2013). (In Russian).

4. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus 2012. Available at: http://belstat.gov.by/homep/en/publications/year/2012/about.php (accessed 05 September 2013).

5. Development Bank. Credit Operations. Available at: http://brrb.by/activities/credit-

transactions/ (accessed 05 September 2013).

Поступила в редакцию DD.MM.2014 Received June DD, 2014

For referencing:

Samokhovets M.P. Znacheniye kreditnykh resursov v sotsialno-ekonomicheskom razvitii Respubliki Belarus TThe role of credit resources in the social and economic development of the Republic of Bela-rusl. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2014, no. 2 (26), pp. 121-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.