Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕСТВЕ'

ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА / РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ / ВИДЫ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борькина А.А., Конищева А.К.

В данной статье рассматривается роль корпоративной этики и ее значимость в современном деловом обществе. Корпоративная этика регулирует взаимоотношения и поведение всех сотрудников организации, включая их руководителей. Такое влияние способствует развитию организации и увеличению эффективности управления ею в целом.This article examines the role of corporate ethics and its importance in today's business society. Corporate ethics regulates the relationship and behavior of all employees, including their leaders. This influence contributes to the development of the organization and increase the effectiveness of management in General.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕСТВЕ»

Borisova R.A. Student of Law Faculty, 3ed course

Efimov O.N.

candidate of philosophical sciences assistant professor of economics and

management at the enterprise trade and catering Ufa Institute Plekhanov Russian University of Economics

Ufa

EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT IN RUSSIA: THE TIME AND REGIONALANALYSIS

In article definitions of different authors are given to concept unemployment. Statistical data on an employment rate are analysed and unemployments for 2000 - 2014 the time and regional analysis of statistical data Was carried out. The main directions of the government program in the sphere of employment are revealed.

Key words: unemployment rate, economically active population, dynamics of employment, federal districts, government program.

Reference:

1. O zanyatosti naseleniya vRossijskoj Federacii Federalnyj zakon ot 22 aprelya 1996 g s izmeneniyamina 22 dekabrya 2014 goda 36

2. Iohin V YA Ekonomicheskaya teoriya Uchebnik M Ekonomist 2006 861 s

3. Kejns Dzh M Obshchaya teoriya zanyatosti procenta i deneg M Gelios ARV 2002 352 s

4. Saks Dzheffri D Larren Felipe B Makroehkonomika Globalnyj podhod Perevod s angl Rossijskoj akademie jnarodnogo hozyajstva pri Pravitelstve RF M Delo 1996 848 s

5. Federalnaya sluzhby gosudarstvennoj statistiki Oficialnyjsajtsajt URL http www gksru

Борькина А. А. студент 4 курса Конищева А. К. студент 4 курса Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева институт «Экономики и управления»

Останина Е. В.

научный руководитель, старший преподаватель кафедра «Управленческий учет и анализ»

Россия, г. Кемерово ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕСТВЕ

В данной статье рассматривается роль корпоративной этики и ее значимость в современном деловом обществе. Корпоративная этика регулирует взаимоотношения и поведение всех сотрудников организации, включая их руководителей. Такое влияние способствует развитию

организации и увеличению эффективности управления ею в целом.

Ключевые слова: этика, корпоративная этика, роль корпоративной этики в развитии организации, виды корпоративной этики, принципы корпоративной этики.

This article examines the role of corporate ethics and its importance in today's business society. Corporate ethics regulates the relationship and behavior of all employees, including their leaders. This influence contributes to the development of the organization and increase the effectiveness of management in General.

Keywords: ethics, corporate ethics, role of corporate ethics in the development of the organization, the corporate ethics corporate ethics.

Необходимость нравственной регуляции общения в сфере трудовой деятельности обуславливается потребностями подготовки специалистов с высоким нравственным уровнем, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер. Удовлетворяя данную потребность, культура играет существенную коммуникационную значимость в формировании корпоративной культуры организаций.

Этика представляет собой свод правил и норм поведения в области человеческого общения. Согласно Петрунину и Борисову понятие корпоративной этики звучит как: «Корпоративная этика - это система моральных принципов, норм нравственного поведения, оказывающих регулирующее воздействие на взаимоотношения внутри одной организации и на взаимодействие с другими организациями» [2]. Субъектами корпоративной этики являются: владельцы, руководители и работники организации.

Условно, корпоративную этику можно разделить на систему с двумя подсистемами. Во-первых, это моральные и этические ценности организации и ее приоритеты в развитии. Во-вторых, это нормы и правила поведения сотрудников организации в формальных и неформальных ситуациях.

Корпоративная этика имеет ряд принципов [1]:

1. Отсутствие конкретно сформулированных правил корпоративной этики неизбежно приводит к отсутствию определенной преданности своему предприятию, что негативным образом сказывается и на работе конкретного сотрудника (сотрудников), и на прибыли всего предприятия в целом.

Например, введение правил корпоративной этики не позволяет работнику организации предоставить конфиденциальную информацию конкурирующему предприятию.

2. Корпоративная этика оговаривает коллективные принципы поведения. К примеру: забота об общих интересах организации и каждого сотрудника в отдельности, соблюдение норм делового общения, создание и поддержание делового имиджа и безукоризненной репутации организации.

3. Корпоративная этика оговаривает этические принципы служебных отношений. Например, сотрудники организации должны с уважением

относиться ко всем людям, они должны выполнять свои обещания, соблюдать вежливость и корректность, не вмешиваться в личную жизнь другого человека без его личной просьбы и т.д.

4. Над правилами, которые устанавливаются корпоративным кодексом для сотрудников, находятся правила, установленные для самой организации. Например: полная ответственность за качество своей продукции и выполнение договорных обязательств, создание и поддержка взаимовыгодных отношений с поставщиками и потребителями и т.д.

Иными словами, корпоративная этика должна удовлетворять принципам SMART: «S (specific) - конкретная; M (measurable) - измеримая; A (acquireable) - достижимая; R (realistic) - реалистичная; T (time bound) -выполнимая в ограниченное время» [3].

Основу норм корпоративной этики составляют ценности. Ценности -это относительно общие убеждения, которые определяют, что правильно и что неправильно, и определяют общие предпочтения людей.

Ценности могут быть позитивными, ориентирующими людей на такие образцы поведения, которые помогают достичь стратегических целей организации, но могут быть и негативными, которые отрицательно влияют на эффективность организации в целом.

Основополагающими ценностями, на основе которых формируется корпоративная этика, как правило, являются [2]:

1) Компетентность и профессионализм. Субъекты корпоративной этики должны: обладать качественным образованием, опытом работы, стремлением повышать свой профессиональный уровень; иметь инициативность при исполнении должностных обязанностей и ответственность.

2) Честность и непредвзятость.

3) Ответственность.

4) Уважение человеческой личности. Работники организации имеют право на честное и справедливое отношение к ним, независимо от расы, языка, политических и религиозных убеждений, а также половой, национальной и культурной принадлежности.

5) Патриотизм. Работник должен быть патриотом своей организации, способствовать ее развитию.

6) Безопасность. Проявляется в стремлении сохранить коммерческую тайну, и в заботе о сохранении организации.

7) Благополучие. Нацеленность на материальное благополучие.

8) Взаимозаменяемость. Позволяет организации гибко реагировать на неожиданные изменения и внештатные ситуации в самой организации.

9) Гармония.

10) Гибкость. Нацеленность на гибкость и побуждение работников к эффективному взаимодействию, совместным поискам оптимального решения проблемы.

Также необходимо отметить и нравственные качества такие как:

отзывчивость; внимательность; доброжелательность; способность воспринимать критику; преданность; порядочность, честность; скромность; открытость и др., на которых базируется корпоративная этика:

Различают несколько видов корпоративной этики. Это традиционная, высококвалифицированная, инновационная и общественная этика [3].

Традиционная корпоративная этика представляет собой устаревший подход к корпоративному окружению. Данный вид этики основывается на четко определенных ролях и отношениях между сотрудниками. Иными словами, все указы и распоряжения, которые отдаются начальством, безукоризненно, без обсуждения или несогласия исполняются его подчиненными. И хотя такой вид этики уже устарел и практически изжил себя, но все еще может встречаться и использоваться в компаниях с давно отработанными методами управления и ведения бизнеса, поскольку для них она является наиболее эффективной.

Высококвалифицированная корпоративная этика основывается на принципе подбора талантливых людей высшего звена, которые смогут оказывать непосредственное влияние на сотрудников низших звеньев. Данный вид корпоративной этики свойственен для компаний, где нормой являются рискованные операции (например, финансовые игры на бирже).

Инновационная корпоративная этика во многом является антиподом традиционной этики. Определенный риск в компаниях с таким видом корпоративной этики всегда присутствует.

Общественная корпоративная этика является результатом совместных усилий, командной работы всеми сотрудниками компании, как руководителей, так и починенных. Часто такой вид корпоративной этики делает акцент на заботе о своих сотрудниках.

Таким образом, корпоративная этика является одним из ключевых элементов, объединяющим людей - участников производственного процесса на предприятии в единый социальный организм (человеческое сообщество). Под влиянием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников.

Использованные источники:

1. Кузнецов И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008. - 431 с.

2. Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. - М.: Дело. - 2010. - 400 с.

3. Тепман Л. Н. Корпоративное управление: учебное пособие для студентов вузов / Л. Н. Тепман. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2009. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.