Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТА ВУЗА КАК БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА'

ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТА ВУЗА КАК БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В КОММУНИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛА / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОНСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE SIGNIFICANCE OF EMOTIONAL CONTROL IN CONSTRUCTIVE INFLUENCE OF FUTURE PROFESSIONAL / EMOTIONAL COMMUNICATIVE FUNCTION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CONSTRUCTIVE INFLUENCE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашавкина О.И., Кашавкин В.В.

Эмоции проявляются конкретным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Дезорганизационная функция отрицательных эмоций, искажающая конструктивное взаимодействие, создает конфликтные ситуации в профессиональной деятельности. Формирование способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности у студента вуза является решением проблемы контроля эмоций и залогом соблюдения профессиональной этики у будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашавкина О.И., Кашавкин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF CONTROL OF EMOTIONS IN THE PROCESS OF STRUCTURAL INFLUENCE IN COMMUNICATIVE ACTIVITY FOR STUDENT OF INSTITUTE OF HIGHER AS FUTURE PROFESSIONAL

Emotion are through concrete relation of individuals to each other. Disorganized function of negative emotion which distorts the constructive interrelations creates the conflicting situations in professional activities. The creating of constructive influence ability in student’ communicative sphere contributes to solving the problem of emotional control and demonstrates the professional ethics observance by future professionals.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТА ВУЗА КАК БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА»

Использованные источники:

1. Бабаев А.А. От ЕГЭ в школе к компьютеризированному выпускному экзамену в вузе //Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сб. трудов под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: «МАКС ПРЕСС», 2008. С. 142-149.

2. Парфенова А.В. Оценивание образовательных результатов по информатике на основе критериального подхода // Информатика и образование» №3'2012 стр. 37-42.

УДК 159.9.07

Кашавкина О.И., магистр соискатель, заведующий кабинетом кафедры общей психологии и психологии личности

Кашавкин В.В. магистрант

кафедра общей психологии и психологии личности Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У СТУДЕНТА ВУЗА КАК БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация:

Эмоции проявляются конкретным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Дезорганизационная функция отрицательных эмоций, искажающая конструктивное взаимодействие, создает конфликтные ситуации в профессиональной деятельности. Формирование способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности у студента вуза является решением проблемы контроля эмоций и залогом соблюдения профессиональной этики у будущего профессионала.

Ключевые слова: значение положительных и отрицательных эмоций в коммуникации профессионала, коммуникативная функция эмоций, коммуникативная компетентность и конструктивное влияние в профессиональной деятельности.

УДК 159.9.07

Kashavkina O.I., magister master, head of Cabinet of the Department of General Psychology and

psychology of personality Orenburg State University Russia, Orenburg Kashavkin V. V., student of the Department of General Psychology and psychology ofpersonality

Orenburg State University

Russia, Orenburg VALUE OF CONTROL OF EMOTIONS IN THE PROCESS OF STRUCTURAL INFLUENCE IN COMMUNICATIVE ACTIVITY FOR STUDENT OF INSTITUTE OF HIGHER AS FUTURE PROFESSIONAL

Abstract: Emotion are through concrete relation of individuals to each other. Disorganized function of negative emotion which distorts the constructive interrelations creates the conflicting situations in professional activities. The creating of constructive influence ability in student' communicative sphere contributes to solving the problem of emotional control and demonstrates the professional ethics observance by future professionals.

Keywords: the significance of emotional control in constructive influence of future professional, emotional communicative function, communicative competence, constructive influence professional activities.

В период всей истории развития психологической науки многими учеными подчеркивалась интегративная значимость эмоций во всех аспектах жизни человека.

Еще в заметках Р. Декарта отмечено, что главное действие всех людских страстей проявляется в том, что они настраивают, будоражат душу и тело человека, пробуждают его к активной жизни.

Следует отметить, что эмоции имеют определенные различия, которые отличаются по интенсивности, продолжительности, качеству (модальности), глубине, сложности, генетическому происхождению и по другим признакам.

В настоящее время психологические исследования изучаемого нами аспекта не представили ответы на многие вопросы. В частности, вопрос по проблеме контроля эмоций в процессе конструктивного влияния в коммуникативной деятельности остается открытым. В связи с этим, исследование данной проблемы представляется нам значимым и актуальным.

Актуализация исследуемой нами проблемы является на современном этапе развития разноуровневых взаимоотношений своевременной детерминантой пролангации исследований в области психологии конструктивного взаимодействия и регуляции эмоциональных состояний субъектов в ситуациях конфронтационного общения.

Исследование контроля эмоций, как механизмов регуляции психической деятельности и поведения субъекта в осуществлении конструктивного влияния в общении позволит выявить взаимосвязь между положительным эмоциональным состоянием и проявлением способности к конструктивному влиянию.

Взаимосвязь и взаимозависимость между проявлением положительных эмоций и способностью к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности очевидна. Данную проблему можно исследовать, выделяя объективные и субъективные критерии, позволяющие подчеркнуть реализацию способности к конструктивному влиянию с применением положительных эмоций как механизмов регуляции психической

деятельности.

По исследованиям многих ученых известна точка зрения о том, что посредством эмоций человек воспринимает, оценивает происходящее, проявляет конкретное отношение и соответственно этому восприятию вз аим одействует.

Из исследований таких ученых, как Рубинштейн С.Л., Вундт В. Грот Н.Я., Юнг К.Г., Изард С.Е., известно, что во взаимодействии субъектов общения беспристрастного восприятия чего или кого-либо не существует.

В процессе взаимодействия и восприятия партнерами друг друга у них возникает определенное отношение к ситуации, к тому, что они видят, слышат, ощущают. Данное субъективное отношение проявляется в эмоциональном выражении (вербальном и невербальном). 165

От того как успешно или неуспешно проходит решение поставленной задачи во время делового общения, у субъектов возникают эмоции, которые могут играть определяющую роль в выборе тех или иных способов взаимодействия и влияния друг на друга.

Юнг К.Ю. отмечал также, что эмоции являются одним из механизмов регуляции психической деятельности. По его мнению «даже безразличное» ощущение имеет «чувственную окраску», а именно окраску безразличия.

Вундт В. высказал аналогичную точку зрения, отмечая, что любое воспринимаемое событие является значимым, уже в силу того, что с момента восприятия оно является частью жизни индивида, не знающего беспристрастного состояния.

Возникшее под влиянием какого - либо воздействия, эмоциональное проявление, является в этом случае следствием субъективного отношения человека к человеку или к конкретной ситуации.

В связи с чем, следует выделить такие функции эмоциональной составляющей стереотипов межличностного общения и поведения, как оценивающая, сигнальная и побуждающая.

В исследованиях многих ученых выявлено, что в опасных, неожиданных условиях возникают такие эмоции, которые могут сподвигнуть человека к неконструктивному поведению. Такие ситуативные эмоции, как обида, гнев, ревность, гордость и многие другие, как правило, оказываются факторами неконструктивного взаимодействия.

Искажение конструктивного взаимодействия происходит не прямым, а косвенным путем, через проявление эмоций. Данные проявления вызваны накоплением и актуализацией негативного индивидуально-эмоционального опыта.

В данном случае мы можем говорить о дезорганизующей функции эмоций. Следует, однако, учесть мнение о том, что сама эмоция дезорганизующую роль не выполняет.

165 Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.:Питер, 2008. 496с. (Серия «Хрестоматия по психологии». ISBN 978-5-94723

Накопительная функция эмоций свидетельствует о том, что эмоции оставляют в подсознании человека след, на уровне которого происходит закрепление опыта и реакций реагирования на конкретное взаимодействие. Ученые назвали данное проявление эмоций по-разному: Анохин П.К. -«закреплением-торможением»; Леонтьев А.Н. - «следообразованием»; Симонов П.В. - «подкреплением».

От того в какой степени у субъекта развиты высшие чувства (эстетические, праксические, интеллектуальные, моральные), в такой степени у него развит уровень духовного развития.

Если у субъекта взаимодействия развито такое качество, как эмпатия (сочувствие, сопереживание), то развитие личности и ее эмоциональный опыт претерпевает постоянное обогащение.

Основная функция эмоций у человека заключается в том, что благодаря эмоциям люди хорошо понимают друг друга, считывают информацию, легко могут корректировать собственное эмоциональное состояние и влиять на эмоциональное состояние партнера по коммуникативному взаимодействию.

Психологами установлено, что от 60% до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных выражений, а 20% - 40% информации передается с помощью вербальных средств выражения. Особенностью языка мимики и жестов («боди-лэнгвидж») является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствием возможности подделать эти импульсы. Данный факт позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному источнику информации.

Известно, что люди разных национальностей и культур могут легко определить эмоциональное состояние человека (радость, печаль, гнев, страх) по выражению лица человека, его мимике и жестам.

Констатация данного факта подтверждает врожденный характер основных эмоций, наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у людей и даже других высших существ (антропоидов). Причем, как у живых существ одного вида, так и разных видов между собой.

Посредством восприятия различных ситуаций во взаимодействии с другими людьми личность накапливает суждения о поступках людей, о предметах, таким образом, накапливается опыт эмоционального реагирования в соответствии с пониманием наблюдаемых ранее явлений.

Исходя из чего, следует отметить, что эмоции субъектов взаимодействия имеют интеллектуальное содержание.

Выготский Л.С. отметил интеллектуальный момент, возникающий на пороге между переживанием и непосредственным поступком, «смысловым переживанием». Данный момент близок к понятию «эмоциональный интеллект».

Леонтьев А.Н. в своих трудах развил идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов. Он выделил мысль о необходимости различать сознаваемое объективное значение и его значение

для субъекта (личностный смысл). Леонтьев А.Н. также подчеркнул, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию.

По мнению С.Л. Рубинштейна, интеллектуальный процесс невозможен без участья эмоций. Он высказал мысль о том, что суждение, являющееся основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс, редко представляет собой только интеллектуальный акт. Суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью.

Большой вклад в проблему исследования эмоций в общении внес Бодалев А.А.. Он отметил, что некоторые люди обладают социальной одаренностью, которые представляют собой своеобразное объединение интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных способностей, являющихся психологической основой успешности их коммуникативного взаимодействия с окружающими.

В данном случае нам представляются субъекты взаимодействия, обладающие природным обаянием, даром личного влияния, способностью к конструктивному влиянию и, с большим положительным индивидуально-эмоциональным опытом реагирования в конкретных ситуациях.

Важной особенностью конструктивного влияния в коммуникативной деятельности является то, связь между субъектами взаимодействия носит личностный, субъективный характер. Конструктивное влияние предполагает, прежде всего, положительное эмоциональное проявление, демонстрация которого необходима для достижения общих целей.

В подтверждение версии о том, что конструктивное влияние является морально положительным и сопровождается положительными эмоциями, отметим его положительно-добродетельные стороны:

1) конструктивное влияние не разрушает личности людей, в нем участвующих;

2) конструктивное влияние психологически корректно (грамотно, безошибочно);

3) конструктивное влияние удовлетворяет потребности обеих сторон.166

Исходя из потребностей нормального человека, выполнение всех трех критериев конструктивного влияния вызывает положительное эмоциональное состояние.

Под воздействием конструктивного влияния субъекту предстоит выбрать одно решение из двух: поддаться конструктивному влиянию или конструктивно ему противостоять корректными, психологическими способами.

Следует отметить, что психологически конструктивное противостояние влиянию должно отвечать тем же трем критериям конструктивного влияния.

Позитивные моральные принципы реализации конструктивного

166 Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. 512с.. (Серия «Хрестоматия по психологии»). ISBN..

влияния в коммуникативной деятельности соблюдать удается не каждому субъекту при достижении поставленной цели. Поскольку реализовать данную способность может человек, обладающий природным даром обаяния и умелого применения способности конструктивно решать конфликтные ситуации, или субъект, у которого целенаправленно формировали способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Нами представлено определение исследуемой способности.

Способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности - это способность оказывать конкретное, грамотное воздействие на психологическое состояние, чувства, мысли, поступки партнера по коммуникативному взаимодействию с учетом взаимоуважения, удовлетворения интересов обеих сторон, способствующих саморазвитию личности, продуктивным взаимоотношениям и становлению конструктивного взаимовлияния.

На основе исследования отечественной и зарубежной психологии, в русле которых изучалась способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, подбирались методики изучения уровня сформированности данной способности, была создана и обоснована структура способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности у студента вуза, которая включает три компонента: аффективно-эмоциональный; когнитивный; регулятивно-поведенческий.

Аффективно-эмоциональный компонент структуры способности к конструктивному влиянию включает такие индивидуально-личностные особенности, как самооценка, самоконтроль, эмпатия, толерантность. Данный компонент выполняет в основном саморегулирующую функцию, ориентированную на проявление положительных эмоций, толерантности и самоконтроля.

Когнитивный компонент представляет такие требования для успешной реализации конструктивного влияния, которые предполагают знание применения основных критериев конструктивного влияния в коммуникативной деятельности, которые также основываются на самоконтроле и применению положительных эмоций.

Регулятивно-поведенческий компонент объединяет в себе индивидуально-личностные особенности (лидерство, воля, умение слушать) и коммуникативные способности (коммуникативная толерантность) позволяющие организовывать и поддерживать взаимодействие по приципам конструктивного влияния.167

Во время авторского исследования (289 студентов) ответы испытуемых также показали, что понятие конструктивное влияние в коммуникативной деятельности ассоциируется у них с терминами «уважительный», «эмпатия», «оптимизм», «соблюдение взаимных

167 Кашавкина О.И. Эмоции - механизмы регуляции психической деятельности и поведения в осуществлении конструктивного влияния в коммуникативной деятельности // Научный электронный архив URL:http://econfrae.m/artirie/6501

интересов», которые соответственно ориентированы на урегулирование и развитие взаимоотношений, проявление положительных эмоций в достижении взаимных интересов.

Исходя из того, что эмоции предстают как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом в разных ситуациях с разными людьми, они в действительности выполняют регулирующую функцию в реализации способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности у студента вуза - будущего профессионала.

По мнению Бойко В.В. «формируясь в процессе социализации, эмоции и чувства подвергаются жестокому социальному контролю. Управление переживаниями реализуется не столько на уровне порождения, сколько на уровне проявления эмоций. Проблема управления эмоциями в общении заключается в поиске той меры, которая позволила бы человеку соблюдать принятые культурные нормы, диктующие способ и степень проявлений эмоций, и в то же время использовать эмоции как важнейший регулятор межличностных отношений».168

Отсутствие в нашей стране необходимого опыта формирования способности к конструктивному влиянию в разрешении социальных и межличностных конфликтов, конфликтов в профессиональной деятельности, требует решения вопроса о введении той меры отношений, которые позволили бы молодому профессионалу легко адаптироваться в новом коллективе, применяя способность к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Рекомендацией по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций, по формированию благополучного психологического климата может служить предложение об организации специальных занятий и по формированию способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, как у студента вуза, так и в организациях для молодых профессионалов.

Значение контроля эмоций и формирования способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности у студента вуза определяется тем, что способствует гибкости поведения в сложных ситуациях, в конфликте, в реализации возможности применить знания конструктивного влияния для ситуативной и надситуативной тактики в коммуникативном взаимодействии, развить вербальный и невербальный интеллект (коммуникативную компетентность, коммуникативную креативность, коммуникативную толерантность).

Значение развития контроля эмоций, однозначно связано с формирования способности к конструктивному влиянию в

коммуникативной деятельности у студента вуза как будущего профессионала.

Таким образом, организация специального обучения для

168 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. Спб, 2004

формирования способности к конструктивному влиянию в

коммуникативной деятельности решит проблему необходимости внедрения во все сферы деятельности специалистов, обладающих данной способностью, умеющих разрешать конфликтные ситуации и контролировать свои эмоциональные проявления.

Использованные источники:

1. БерезинаТ.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения // Национальный психологический журнал. 2013. №4(12). С-20-30.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. Спб, 2004.

3. Вилюнас, В. Психология эмоций. СПб.: Питер. 2008. 496с. - (Серия «Хрестоматия по психологии». - ISBN 978-5-94723.

4. Изарт К.Э. Психология эмоций. СПб: Питер. 2006. 464с.

5. Кашавкина О.И. Эмоции - механизмы регуляции психической деятельности и поведения в осуществлении конструктивного влияния в коммуникативной деятельности // Научный электронный архив URL:http://econf.rae.ru/article/6501.

6. Первичко Е.И. Стратегии регуляций эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход// Национальный психологический журнал. 2014. №4 (16).С.13-22.

7. Психология влияния. СПб.:Питер. 2000. 512с.(Серия «Хрестоматия по психологии»).

8. Психология эмоций..- 2- изд.- М.: МГУ, 1993. 304.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.:Питер, 1999. 720с.

УДК 331.45

Коркина Е.А., к.геогр.н. Рахматов В.В. магистрант

Нижневартовский Государственный Университет ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ Аннотация

В данной статье рассматриваются основные проблемы охраны труда и промышленной безопасности на опасных производственных объектах, условий труда, которые действительно предоставляет работодатель рабочим на ОПО, деятельность Ростехнадзора, проявляющиеся в надзоре и контроле, за охраной труда на ОПО, а также вопросы совершенствования деятельности Ростехнадзора.

Ключевые слова: Охрана труда, деятельность Ростехнадзора, производственный травматизм, промышленная безопасность, опасный производственный объект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.