Научная статья на тему 'Значение конструктивной составляющей христианского храма'

Значение конструктивной составляющей христианского храма Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арочно-сводчатая система / каменно-кирпичная архитектура / металло-каменные конструкции / ордерная архитектура / стоечно-балочная система / тектоничность / традиционные материалы / церковная архитектура. / arch-vaulted system / metal-stone structures / order architecture / racks and beams system / stone-brick architecture / tectonicity / traditional materials / Church architecture.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Фёдоров Александр Николаевич

Материалы и конструкции храмов связаны не только с утилитарной составляющей церковной архитектуры. Эти компоненты несут смысловую нагрузку, являют образ незыблемости, связаны с множеством символических ассоциаций, а также помогают исследователям определить время создания изучаемого памятника. Христианское зодчество включает в себя стоечно-балочную систему античной ордерной архитектуры и ветхозаветного храма, римскую арочно-сводчатую систему, отраженную в сложных купольных композициях, с особым инженерным искусством перехвата распора куполов и сводов. Имеют значение конструкции стен и промежуточных опор. Наряду с каменно-кирпичной архитектурой последовательно решаются приемы построения деревянных храмов. При всей традиционности материалов и конструктивных схем, церковная архитектура принимает в себя и новаторские решения, свойственные эпохе. Так, с этим связано и постепенное внедрение металло-каменных конструкций, а позднее и железобетона. Для христианской храмовой архитектуры характерна тектоничность, а ее слабость или отсутствие могут быть индикаторами кризисности той или иной эпохи. Весь этот опыт может и должен быть применен и при современном продолжении традиций храмовой архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Meaning of the Constructive Component of the Christian Church-building

The materials and designs of churches are not only associated with the utilitarian part of architecture. These components carry a meaning, are an image of inviolability, connected with many symbolic associations and also help researchers to determine the time of the creation of the studied monument. Christian architecture includes the racks and beams system of ancient order architecture and of the Old Testament Temple, the Roman arch-vaulted system, reflected in complex dome compositions, with a special engineering art of intercepting of lateral thrust from domes and arches. Structures of walls and intermediate supports are important. Along with the stone-brick architecture, the methods of building wooden churches are consistently solved. With all the traditional materials and design schemes, Church architecture also takes innovative solutions typical for the era. So connected with this is the gradual introduction of metal-stone structures, and later reinforced concrete. The Christian Church architecture is characterized by tectonicity, and its weakness or absence can be indicators of the crisis nature of this or that era. All this experience can and should be applied with the modern continuation of the traditions of Church architecture.

Текст научной работы на тему «Значение конструктивной составляющей христианского храма»

удк 726.5

Архимандрит Александр (А. н. Фёдоров)

значение конструктивной составляющей христианского храма

Материалы и конструкции храмов связаны не только с утилитарной составляющей церковной архитектуры. Эти компоненты несут смысловую нагрузку, являют образ незыблемости, связаны с множеством символических ассоциаций, а также помогают исследователям определить время создания изучаемого памятника. Христианское зодчество включает в себя стоечно-балочную систему античной ордерной архитектуры и ветхозаветного храма, римскую арочно-сводчатую систему, отраженную в сложных купольных композициях, с особым инженерным искусством перехвата распора куполов и сводов. имеют значение конструкции стен и промежуточных опор. наряду с ка-менно-кирпичной архитектурой последовательно решаются приемы построения деревянных храмов. При всей традиционности материалов и конструктивных схем, церковная архитектура принимает в себя и новаторские решения, свойственные эпохе. так, с этим связано и постепенное внедрение металло-каменных конструкций, а позднее и железобетона. для христианской храмовой архитектуры характерна тектоничность, а ее слабость или отсутствие могут быть индикаторами кризисности той или иной эпохи. весь этот опыт может и должен быть применен и при современном продолжении традиций храмовой архитектуры.

Ключевые слова: арочно-сводчатая система; каменно-кирпичная архитектура; металло-каменные конструкции; ордерная архитектура; стоечно-балочная система; тектоничность; традиционные материалы; церковная архитектура.

Archimandrite Alexander (A. N. Fedorov)

The Meaning of the Constructive Component of the Christian Church-building

The materials and designs of churches are not only associated with the utilitarian part of architecture. These components carry a meaning, are an image of inviolability, connected with many symbolic associations and also help researchers to determine the time of the creation of the studied monument. Christian architecture includes the racks and beams system of ancient order architecture and of the Old Testament Temple, the Roman arch-vaulted system, reflected in complex dome compositions, with a special engineering art of intercepting of lateral thrust from domes and arches. Structures of walls and intermediate supports are important. Along with the stone-brick architecture, the methods of building wooden churches are consistently solved. With all the traditional materials and design schemes, Church architecture also takes innovative solutions typical for the era. So connected with this is the gradual introduction of metal-stone structures, and later reinforced concrete. The Christian Church architecture is characterized by tectonicity, and its weakness or absence can be indicators of the crisis nature of this or that era. All this experience can and should be applied with the modern continuation of the traditions of Church architecture.

Keywords: arch-vaulted system; metal-stone structures; order architecture; racks and beams system; stone-brick architecture; tectonicity; traditional materials; Church architecture.

Материальная основа церковной архитектуры не может быть сведена к техническому ее аспекту. строительные материалы, конструктивные решения и сама структура сооружения взаимосвязаны не только между собой, но и со смысловыми и эстетическими компонентами храма.

наряду с собственно утилитарной составляющей в использовании материалов и конструкций, можно подчеркнуть следующие аспекты. Применение в храмовой архитектуре тех или иных материалов связано с их максимально выявленными эстетическими возможностями, это же касается и конструкций. также в возведении церковных зданий при отсутствии принципиальных препятствий выражаются важнейшие достижения в строительной технике

своего времени. Изменения в материально-технической стороне храмовой архитектуры отражают общие тенденции ее становления и развития. Наличие конкретных комбинаций материалов и определенных конструктивных решений оказывает значительную помощь в архитектурно-исторических исследованиях для осуществления правильной датировки памятника и рассмотрения его в контексте генезиса форм и конструкций. Строительно-техническая сторона храмовой архитектуры органично связана с деятельностью мастеров и заказчиков, что при ее изучении, например, для древнерусского зодчества, дает весьма интересные результаты [7]. Материальная основа в типологическом и стилистическом контексте получает и некоторую, порой значительную, символическую окраску.

Основные материалы, особенно несущих конструкций, перекрытий и покрытий, но также и ограждающих поверхностей и иных составляющих церковного здания, как правило, связаны с осмыслением незыблемости храма: камень, кирпич, бетон, дерево, металл, впоследствии и железобетон, дополняющиеся керамическими элементами, даже с аккомпанирующими им хрупкими слюдяными или стеклянными плоскостями, не оставляют сомнения в несиюминутности всего сооружения. Более современные материалы, применяемые в реконструктивных мероприятиях или новом церковном строительстве, при наличии некоторой количественной и качественной диспропорции, могут не вписаться в традиционный контекст.

стоечно-балочная система, оказавшаяся предпочтительной как для раннехристианских, так и для многих более поздних базилик, отражает память об утраченном Иерусалимском храме [4]. В продолжение этой темы нельзя не сказать об ордере, который в архаичной форме (с пальмовидными капителями) присутствовал в Соломоновом храме (3 Цар. 8) и, с точки зрения ряда авторов ХУ1-ХУИ вв., повлиял на формирование классических ордерных принципов [6]. Последнее мнение можем посчитать слишком уж заостренной крайностью, но само историческое движение стоечно-балочных конструкций с ордерным оформлением действительно проходило из культур Древнего Востока в античный мир Греции

и Рима. Элементы ордера в разной мере можно наблюдать во всех эпохах христианского зодчества. Периодически они обретают системный характер и, вместе с соответствующей стилистикой, напоминают о времени зарождения собственно церковной архитектуры.

Даже при названной системе, как правило, в храме присутствует надалтарная конха, не только являющая символическую раковину, под которой рождается Жемчуг [1; 8], но и отсылающая нас к другому конструктивному принципу - к римской традиции арок и сводов. А без упоминания об арочно-сводчатой системе совершенно невозможно говорить о христианской храмовой архитектуре. Рим, подаривший миру опыт применения бетона и развитой клинчатой конструкции в системе арок и сводов, тем самым подарил эти достижения юной Церкви, которая сумела разнообразно претворить в жизнь инженерные возможности для поиска архитектурных форм, свойственных христианскому храму. Наличие клинчатой структуры в куполах, арках и сводах наряду с позитивными аспектами дает, как известно, боковой распор. Но как раз это обстоятельство способствовало осуществлению хитроумных способов его компенсации, что, в свою очередь, все больше и больше обогащало многообразие архитектурных форм. Так в создании системы перехвата распора рождается совершенно особая архитектурная композиция купола и нескольких полукуполов в Константинопольском Софийском соборе.

Храмовый купол, как известно, в его внутреннем восприятии символизирует духовное небо, а тот, что венчает софию, еще и производил впечатление парения над церковным пространством благодаря кольцу окон, расположенных в его основании между конструктивными ребрами. Ниже появляются паруса. Интерьер главного храма столицы Империи не раз становился объектом внимания авторов столь типичных для Византии экфрасисов - литературных описаний архитектурно-художественных произведений. Созданные под куполом Софийского собора треугольные паруса (как фрагменты гигантской мысленной сферы) более удобны, чем тромпы, для размещения на них значимых образов. в Софии это херувимы, а впоследствии - чаще всего евангелисты, но и не только.

Огромное многообразие сводчатых перекрытий сложилось в храмовой архитектуре, помимо собственно куполов и четверть-сферических форм: полуцилиндрические, в том числе - с распалубками, крестовые, на их основе сформировались и первые нервюр-ные готические своды, получившие затем усложненные варианты (звездчатые, сотовые), также типичные отечественные - сомкнутые, ступенчатые и крещатые, своды, основанные на парах перекрещенных арок, и масса комбинаций со всяческими нюансами.

Опоры куполов и сводов символически становятся образом духовных опор Церкви, к каковым причисляются ее святые, особенно мученики, засвидетельствовавшие жизнью и смертью верность Христу. Они и изображаются часто на столпах. В византийской архитектуре более массивные подкупольные опоры сменяются изящными мраморными колоннами, не сильно разделяющими пространство интерьера. Смело примененные крещатые столпы ранних русских храмов (в византии такие формы использовались в технических сооружениях) помогали возводить над ними под-пружные арки в четыре стороны, независимо друг от друга. Мощные опоры романских базилик постепенно сменились пучкообраз-ными готическими. Весь этот накапливаемый арсенал сохраняет свою значимость сквозь века.

Характер кладки храмовых стен отразил в раннехристианское время позднеантичный строительный опыт. Применение камня и кирпича могло осуществляться не только раздельно, но и в смешанной технике opus mixtum, включающей в себя наряду с внешними и внутренними сторонами стены с перемежающимися слоями названных материалов, скрепленными известью, внутреннюю забутовку. Снаружи это кладка, а в средней части массива стены фактически монолитный бетон. То есть технические достижения своего времени были оптимально использованы. Этот опыт, очевидно, в более позднее время мог и должен был дополняться новыми возможностями. так, в древнерусском домонгольском зодчестве применялось несколько видов кладки стен: кирпичная со скрытым рядом, кирпичная равнослойная, новгородско-псковская с перемежающимися кирпичом и плитняком, романская белокамен-

120

ная и один пример чисто византийской (Благовещенская церковь в витебске) с четкими рядами кирпича и рядами каменных квадров с вертикальными кирпичными перемычками между ними, а также исключительные варианты кирпичной равнослойной кладки со вставками валунов и поливной керамики (в Гродно и Овруче). Различным регионам христианского мира свойственно применение многообразных пород камня, причем какие-то из них весьма типичны для конкретной земли. так, например, в Армении это туф, в Грузии - песчаник, в Северной Эстонии - доломит и т. п. Естественно, что вид и формат кирпича также разнообразны и могут характеризовать время и место строительства [7].

тенденция максимально расширить внутреннее пространство храма, который при этом может иметь и малый, и крупный масштаб, приводит к разным путям решения данной проблемы. Так, в средне-византийских крестово-купольных церквах, в варианте с куполом на четырех опорах, более архаичные тяжелые пилоны сменяются легкими, обтекаемыми воздухом мраморными колоннами. В варианте с восьмью опорами (кафоликоны Греции) пространство расширяется благодаря увеличению диаметра купола. В последнем случае опоры могут быть и слитыми, и не слитыми со стенами. Разрабатываются и собственно бесстолпные конструкции, в которых предусмотрено использование самих стен или слияние со стенами опорных элементов купола и сводов. Для храмов зального типа или, скажем, для ранних кавказских однонефных базилик, не имевших купола, это факт само собой разумеющийся, а для такого типа, как армянские купольные залы, это уже специально созданные архитектурно-конструктивные схемы, с опорами купола, «разбежавшимися» к стенам храма. Армянские гавиты (при-храмовые трапезные) получили одним из своих конструктивных приемов две перекрещенные пары арок, на которых лежит свод, что создает довольно свободное пространство с отсутствием или с уменьшением количества промежуточных опор. Сходная логика видится некоторыми исследователями в московских крещатых сводах [5], но если для последних это остается дискуссионным моментом, то в ряде более поздних русских храмовых перекрытий

она именно такова. Это Введенский собор Сольвычегодска конца XVII столетия и некоторые церкви рубежа Х1Х-ХХ вв.

Фундаменты в древних храмах преимущественно ленточные, но характер их по регионам также может разниться. Новое время дает примеры сложнейших конструкций, как, например, подобная острову свайная система основания Казанского собора в Петербурге, на которой располагается собственно фундамент, с идеально работающей свинцовой гидроизоляцией.

Связанная система крестовых сводов в романских базиликах помогает подчеркнуть ритм кратных размеров подкупольных ячеек центрального нефа по отношению к боковым.

Каркасные каменные конструкции, рожденные вместе с готикой, удивительным образом способствовали повторению пути архитектуры из интерьера в экстерьер, который прежде прошли храмы от раннехристианских к более поздним формам. Сначала желание по-новому наполнить светом интерьер с витражными проемами стен, ради этого появление нервюрной системы сводов и контрфорсов с аркбутанами. Экстерьер получился как следствие изменений во внутреннем пространстве. Параллельно усиленная направленность пространства по оси «запад - восток» дополнилась подчеркнутой вертикализацией здания, причем стрельчатость арок здесь и образная - в устремлении вверх, и конструктивная - арка с меньшим распором, чем при полуциркульной форме.

Материалы и конструкции Нового времени достаточно преемственны по отношению к Средним векам. Тем не менее, появляются новые интересные технические приемы в конструктивных решениях, и тут храмы оказываются пионерами в их применении. Таково использование металлических и металло-каменных конструкций, особенно для куполов и большепролетных плоских арок, примером этого опыта нельзя не назвать упомянутый уже Казанский собор в Петербурге [2]. Здесь же вспомним решение купола как структуры, состоящей из трех оболочек. Обращает на себя внимание также новая металлическая конструкция шпиля Петропавловского собора, выполненная по проекту Журавского.

Конец XIX в. связан с началом применения железобетонных и иных большепролетных конструкций. Храмы, построенные после этого в различной стилистике, могут иметь железобетонные перекрытия, не говоря уже о фундаментах. В некоторых церквах применены упомянутые выше две перекрещенные пары арок (петербургские Успенский храм Киево-Печерского подворья и Великокняжеская усыпальница). В ХХ в. активное применение современных материалов не могло не коснуться и зданий религиозного назначения. Так, в мировой практике можно отметить даже использование в этой сфере вантовых конструкций (католический собор Девы Марии в Токио по проекту Кендзо Танге). В православных храмах с большей осторожностью внедряются новые конструкции, если сравнивать их со зданиями иных христианских конфессий и с нехристианскими культовыми постройками. Это тенденция ХХ столетия, обусловленная пониманием или ощущением того, что новое должно развиваться на плечах традиции, а не в отрыве от нее, как это происходит сегодня в католической и протестантской архитектуре.

Возвращаясь к теме материала, можно сказать, что камень как таковой свидетельствует своим бытием в храмовой архитектуре не только о прочности здания, но и об удивительных, заложенных в разных его породах возможностях декоративного свойства, а также символизма. Тут можно, с одной стороны, вспомнить описание Горнего Града, его стен и ворот в Апокалипсисе (Откр. 20-22), с другой стороны, наличие каменного многообразия в конкретных, конечно, нерядовых церковных постройках [3]. Упомянутая выше кладка с инкрустацией камнями и керамикой также имеет к этому прямое отношение. Наряду с названными отечественными храмами домонгольского времени, подобный прием применялся в храмах Второго Болгарского царства (церкви Месемврии) и в Румынии (Вознесенский храм Нямецкого монастыря). Средневековая архитектура Италии полна примерами тщательной инкрустации фасадов мрамором разных оттенков. Отголоски такого «полосатого» приема можно видеть и в романской Германии (собор в Шпеере), и на Балканах (Вознесенский собор в Высоких Дечанах, позднее - собор

Рыльского монастыря). Сочетание белого камня в резных деталях и кирпича в гладкой кладке стен можно наблюдать и в северо-италь-янской романике, и затем в архитектуре Московского государства поздних веков.

Деревянные храмы при использовании разных конструктивных приемов (мачтовые церкви в Норвегии, срубные храмы - одни в русских северных и иные в юго-западных землях, порой каркасные конструкции в приделах и колокольнях) всегда дают примеры наиболее выверенного и последовательного, а также эстетически максимально продуманного, применения того или иного решения. Современные ресурсы дополняют исторический арсенал деревянного зодчества клееными конструкциям, имеющими богатые возможности и с точки зрения увеличения пролета, и с точки зрения долговечности, и в эстетическом плане.

Стоит помнить и о том, что тектоника как таковая в храмовом зодчестве имеет значение ясной взаимосвязи его составляющих и является в некотором роде индикатором состояния церковной архитектуры на момент появления того или иного произведения. Поиск нужной формы постепенно рождает и соответствующее инженерное решение. Гармония того и другого характерна для эпох подъема церковной архитектуры. Наоборот, диссонанс может быть поводом задуматься о кризисных причинах такого явления.

Весь это опыт, не копийно, а как методическую базу можно и нужно активно применять сегодня в деле продолжения осуществления традиций церковной архитектуры.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Александр (Фёдоров), архим. Структурные особенности интерьера церквей как объект изучения и творческой практики будущих мастеров церковного искусства // Научные труды. Вып. 46. СПб. : Ин-т им. И. Е. Репина, 2018. С. 29-39.

2. Александр (Фёдоров), игум. Многообразие смысловых аспектов Казанского собора // Казанский собор - храм и памятник российской воинской славы : сб. материалов гор. науч.-практич. конф. «Казанский собор - храм и памятник российской воинской славы» к 200-летию ка-

124

федрального собора Казанской иконы Божией Матери / под ред. проф. М. В. Шкаровского. СПб. : ООО «Галерея», 2012.

3. БулахА. Г. Казанский собор в Петербурге (1801-1812) : Каменный декор и его реставрация. СПб. : Нестор-История, 2012.

4. Земскова В. И. Христианская базилика и Иерусалимский храм: единство традиции и преемство архитектуры. СПб. : Академия исследования культуры, 2012.

5. Ненашев В. С. Взаимосвязь генезиса и конструктивных особенностей храмов с крещатым сводом // Научные труды. Вып. 40. СПб. : Ин-т им. И. Е. Репина, 2017. С. 30-40.

6. Путятин И. Е. Идеальный ордер в архитектурной теории Нового времени и церковная архитектура эпохи Просвещения. М. : МАКС Пресс, 2002.

7. Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси. СПб. : Стройиздат, 1993.

8. Шалина И. А. Вход «Святая Святых» и византийская алтарная преграда // Иконостас : Происхождение - развитие - символика / ред.-сост. А. М. Лидов. М. : Прогресс-Традиция, 2000. С. 52-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.