Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАЗОВЫХ ФОРМ ХРИСТИАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАЗОВЫХ ФОРМ ХРИСТИАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ / ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ / КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ / ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ / КАНОНЫ ХРАМОВОГО ЗОДЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ульченко Наталья Владимировна, Самойлов Константин Иванович

Описывается процесс изменения приемов планировочных решений храмов в зависимости от периода и местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАЗОВЫХ ФОРМ ХРИСТИАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА»

3. Halpachhyan O.H. Architecture of the Ancient world // General history of architecture in 12vs. Tom 1. Moscow: Stroyizdat, 1970. 512 p.

4. Voronina V.L. Architecture of Iran (III century BC-VII century ad) // General history of architecture in 2 vs., Tom 1, 1958. 686 p.

5. Voronina V.L. Architecture of Arab countries // General history of architecture in 12 vs. P. 15-109.

6. Stavisky B.Ya. Art of the Central Asia. Ancient period from VI century BC-VIII century A.D., 1974. 256p.

7. Malcolm College - The Parthians // Followers of the prophet Zarathustra, 2004. 190 p.

8. Voronina V.L. Architecture of medieval Iran // General history of architecture in 12 vs., 1970. P. 144-182.

9. Almaganbetova K.A. Architecture of Central Asia of the early medieval period. [Electronic Resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-tsentralnoy-azii-rannego-srednevekovogo-perioda/ (date of access: 24.11.2020).

10. Art of the Central Asia XIII - XV ages - Pat 2 beginning. [Electronic Resource]. URL: http://art-blog.uz/archives/3179/ (date of access: 24.11.2020).

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАЗОВЫХ ФОРМ ХРИСТИАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА Ульченко Н.В.1, Самойлов К.И.2

'Ульченко Наталья Владимировна — магистрант;

2Самойлов Константин Иванович — доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: описывается процесс изменения приемов планировочных решений храмов в зависимости от периода и местности.

Ключевые слова: архитектура храмов, христианские храмы, католические храмы, православные храмы, протестантские храмы, каноны храмового зодчества.

УДК 726.5

Имеющее несколько основных направлений интерпретации вероучения, христианство в каждом из них своеобразно трактовало пространство для богослужения. Распространяясь в регионах как с моноэтническим, так и с полиэтническим населением, архитектура храмов находилась в прямом соотношении с имеющими различную степень стабильности факторами природно-климатических и инженерно-геологических условий той или иной части территории, наличия местных или доставляемых строительных материалов, уровня развития производительных сил, особенностями хозяйственной деятельности, бытового уклада и мировоззрения местных жителей, имеющих различный срок проживания в данной местности, а также административно-территориального деления возникавших и распадавшихся государственных образований [1; 2].

Первые христианские храмы, после начала реализации политики веротерпимости в отношении этой религии, появились на Ближнем Востоке, в основном имея планировку античной базилики. Ранее такие здания являлись общественными местами, имели форму вытянутого прямоугольника с рядом колоннад.

На первых этапах распространения, христианство не сооружали оригинальных зданий для богослужения. Поэтому при строительстве культовых сооружений использовались давно привычные архитектурные и художественные формы. Позднее стало необходимым представить место для богослужения наполненным христианским содержанием. Так появилась христианская базилика. Она появилась благодаря мифическим символам религии. В своей строгой форме базилика уже отвечала требованию христианства, символизируя «гору», место богооткровения. Так же аскетичный образ советовал пониманию христианства. Базилика стала олицетворять корабль Града Божья. В процессе христианизации базилики появилась отличительная черта планировочного решения любого храма -апсида в восточной часть церкви. Апсида стала иметь форму полукруга или трёхгранника. В этой апсиде так же появился еще одна важная часть храма - алтарь, символизирующий пещеру. Само планировочное решение стало вытянутым и символизирует путь к престолу [3].

Для христианства необходимо было отразить в храме важное значение Троицы. Поэтому христианская базилика делится на три части: нартекс - пристройка перед входом в храм (притвор); «церковь» - центральная часть храма; алтарь - отделен от «церкви» алтарной преградой. В продольном размере выделялось три или реже пять нефов.

По итогу, в УГ-У вв., христианская базилика имела монументальный внешний вид и пышное внутреннее убранство. Эти сооружения помимо основного храма имели крещальню, разные дополнительные постройки, образуя архитектурный ансамбль.

Конец ГУ-УГ вв. стал периодом окончательного формирования базилики как первоначальной формы христианского храма. С этого момента стали рождаться различные вариации базиликального типа храмов.

Например, крупные базилики (Западная базилика, Базилика в базилике, Базилики, раскопанные в 1932 и 1935 гг., Уваровская базилика и Восточная базилика) были воздвигнуты на месте старых храмов и мемориалов Римской эпохи в Херсонесе приблизительно в VI - VI вв., отражая значимость главного административного центра Византийской империи на территории Тавриды. Они были расположены вдоль побережья и поэтому производили на мореплавателей особое впечатление своими размерами и колонными экзонартексами - белоколонные портики перед входом [4; 5; 6]. Впоследствии базилики появились в горных районах полуострова - на Мангупе и Эски-Кермене [7, с. 55-79].

В У-УГ в. в византийской архитектуре стали преобладать купольные сооружения, появились купольные базилики. Купольные базилики отличаются от обычной более вытянутым центральным нефом, которые перекрывается куполом. Храм Святой Софии в Константинополе - самый яркий представитель купольный базилики.

Эти изменения в архитектуре дало развитие крестово-купольным сооружениям, храмам вписанного креста и «на четырех столпах» и зальные церкви. Именно эти планировочные решения стали основой для архитектуры эпохи Ренессанса и последующего барокко.

В УГГ-ГХ вв. крестово-купольные сооружения стали доминирующими в храмовом зодчестве. Основное свое отражение такой вид церквей стал преобладать в древнерусской архитектуре.

План крестово-купольного храма представляет форму греческого креста, симметричного по центру. В середине здания расположены четыре столба, на которые опираются арки и на них возвышается барабан. Барабан в свою очередь перекрыт куполом, являющийся основой композиции. Переход от арок к барабану осуществляется парусом. К центральному квадрату в плане примыкают концы креста. Они перекрываются цилиндрическими сводами. За счет этого образуются угловые помещения, которые так же перекрыты куполами или сводами. Ориентирование храма всегда остается одинаковым: выход с западной стороны, апсида с алтарем - с восточной.

Сильнейшее влияние от Царства Ромеев Древняя Русь получила X в. Этому способствовали широкие торговые отношения, сопровождавшиеся миссионерской деятельностью. Началось строительство храмов, в основном с привлечением византийских архитекторов. Эти же события ассоциируется с началом каменного строительства на территории Руси [8]. Первые постройки храмов были с явным влиянием ближневосточных первоисточников архитектуры. Однако в дальнейшем в соответствии со спецификой местных природно-климатических условий и наличия строительных материалов храмы стали приобретать иные архитектурные формы. Планировочные решения не менялись, однако пластичные образы приобретали свой характер. Появляются многоглавые церкви, особое внимание уделяется четырёхстопным, трехнефным, одноглавым постройкам.

Стали появляться различные школы архитектуры, которая обретала свои определенные черты, в зависимости от места расположения. Выделяют несколько таких школ. Черниговская архитектурная школа, храмы которой отличаются ровной кирпичной кладкой с объемным кирпичом, фундаментом из камня, декор стены отличался лопатками и полуколоннами, которые завершались капителями. Примером этой школы может являться Пятницкая церковь и Борисоглебский собор. Смоленские школы, к которым относятся черниговско-киевская (Петропавловская церковь, церковь Иоанна Богослова) и полоцко-смоленская (Свирская церковь) школы. Основная черта этих школ - уход от канонов, а также отличием является напряженная динамика и ярусность, монументальность и художественная смелость. Зодчие полоцкой школы обучались строительству в Византии, поэтому наблюдается сходство полоцких построек с византийскими. Но имеются такие характерные черты, как использование системы кладки со скрытым рядом. Примером может послужить Спасо-Ефросиниевский монастырь. Новгородская архитектурная школа характеризуется величавостью, строгостью, вертикализмом, динамикой. Постройки отличались размерами и наличием большого количества фресок на стенах, что можно наблюдать в Церкви Спаса на Нередице, в Церкви Феодора Стратилата на Ручью. Псковская школа выделяется своей геометричностью объемов, скромность внешнего облика, отказ от опор, поскатное покрытие, оштукатуренные известью стены, заглубленный в стену узор, главный объем обрастал пределами. Спасо-Преображенский Мирожского Завеличского монастыря является представителем псковской школы архитектуры. Самым крупным центром зодчества на Руси стала школа Владимиро-Суздальского княжества. К ее характерным чертам относят устойчивую нижнюю часть здания, узкие вертикальные окна, арочное обрамление порталов и окон, использование в декорировании фасадов народных мотивов. Примеры: Церковь Покрова на Нерли и

99

Дмитриевский собор. Таким образом, Русские мастера исходя из классических византийских форм смогли создать свой неповторимый стиль древнерусской архитектуры.

На западе Европе базилика оставалась основным типом храма в Средневековье. Постепенно стали изменятся архитектурные образы храмов, надстраивались световые башни - тубуриумы, как правило, в виде восьмигранника, тем самым постепенно вытягивая храм в вертикаль. Именно эти решения нашли свое отражение сначала в романских, а потом и в готических соборах.

Романский стиль в архитектуре развивался преимущественно в Х1-Х11 веках. Церковная романская архитектура впитала в себя опыт предыдущих столетий и развивалась под влиянием античного, византийского или арабского искусства в зависимости от местности. Основной архитектурной целью в этом стиле было создание каменного в основном монастырского храма. Суровость и строгость романских церквей были обусловлены желанием сделать прочное здание, почти крепость. Окна и двери оставались узкими, использовались крупные каменные блоки. Изменения в строительных решениях провоцировалось желанием облегчить конструкцию. На востоке Франции были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в храмах типа базилики. Классический образец новых изменений стала пятинефная монастырская церковь в Клюни. Это сооружение стало самым большим храмом из всех построек того времени. Облегчение конструкции достигалось при помощи нейтрализации распора за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил. Одним из таких решений явилось создание крестовых сводов, образованных пересечением двух пересекающихся под прямым углом отрезков полуциркульных сводов равного радиуса.

В Европе романский стиль представлен некоторыми архитектурными сооружениями: кафедральный собор Лиссабона, церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, соборный ансамбль в Пизе.

С XII века опираясь на совершенствование городского управления в архитектуре Европы романский стиль сменился готическим. Отличительные черты данного стиля заключаются в вытянутых ввысь формах сооружений, стрельчатых арках, высоких парных башнях, имеющих прототипы в ближневосточной архитектуре. Фасады украшались богато, окна оформлялись цветными витражами [9]. Основная постройка этого времени - собор, который выступал значительно более ярко, чем в предыдущий период, отражал синтез искусств. Именно во время готики удалось получить достаточное облегчение конструкций предшествующего романского стиля, тем самым увеличивая пространство в храме [1].

Не имея возможности массово использовать крупные каменные блоки, зодчие сосредоточили внимание на возможностях применения кладки из мелкоштучных камней или кирпичей. При этом стало возможным создать опору в некоторых местах кладки, так чтобы стены переходили из ряда несущих в ненесущие опоры [10]. Одним из результатов стало появление нервюрного свода. Давление свода передается на колонны стрельчатыми арками. Пригруженные пинаклями аркбутаны передавали нагрузку на контрфорсы. Благодаря вынесению несущих конструкций наружу, внутреннее пространство стало значительно более свободным. Высокие своды позволяли решить и проблему вентиляции во время массовых мероприятий. Получившиеся большие оконные проёмы появилась возможность заполнить многоцветными витражами. Сюжет изображений на них позволял каждому верующему, почувствовать сопричастность к ритуалу, даже находясь достаточно далеко от пространства совершения ритуала. А в солнечную погоду проникающий луч света, по мнению ряда теологов, позволял почувствовать единство с Всевышним, освещая его душу небесным сиянием.

Самые известные сооружения готической архитектуры, в которых часто можно встретить этот эффект - собор Парижской Богоматери, Амьенский собой, Миланский собор. Часто пасмурная погода на Британских островах не всегда позволяет наблюдать это явление, хотя иногда его можно наблюдать в соборах в Солсбери, Йорке, Линкольне и др. Эта погодная особенность стала одной из причин значительно большей декоративной насыщенности интерьеров британских храмов относительно, например, французских.

Изменение темпов социально-экономического развития части Западной Европы во второй половине XIII в. привело к XV в. к повсеместному вытеснению готической стилистики формообразования. В период, получивший название Возрождения, зодчие стали обращаться к античным образцам, интерпретируя изначально возникшие как формы и деталировку языческих храмов в качестве соответствующих нынешним особенностям мировоззрения. Однако с этого времени планировочные приемы в строительстве храмов не изменялись. Основываясь на прошлом опыте, архитекторы лишь добавляли новые материалы или архитектурные образы.

Начавший распространяться с XVI в. протестантизм внёс своеобразие в объёмно-пространственное и архитектурно-художественное решение церквей, провозгласив, в том числе, отсутствие сакральности в месте для религиозных собраний. При этом часто сохраняется образ католического или православного храмов.

Следующие полтысячелетия практически не продемонстрировали объёмно-планировочных новаций, а архитектурно-художественное решение, как и ранее, в целом соответствовало стилистической направленности зодчества того или иного периода вне зависимости от интерпретации вероучения. Так барочный классицизм, олицетворяющий противостояние англиканской церкви римско-католической, демонстрирует собор Святого Павла в Лондоне (1708 г.). Тем не менее его купол повторяет форму базилики Святого Петра в Риме (1626 г.). Самой поздней постройкой в стиле русского классицизма стал собор преподобного Исаакия Далмацкого в Санкт-Петербурге (1858 г.). Первоначально задумывавшийся в стилистике «интернационального» классицизма храм Христа Спасителя в Москве (1817 г.) был реализован в 1860 г., отражая версию регионального традиционализма. Наиболее ярким примером персонифицированной интерпретации мест собраний первых христиан является католическая церковь Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1955 г.), отразившая тенденцию нео-экспрессионизма середины ХХ в. Различные версии традиционалистского подхода, к которому, вне зависимости от стилевых новаций, со второй половины позапрошлого века привержена архитектура православных церквей, отражают Свято-Троицкий собор в Париже (2016 г.) и Главный храм Вооружённых Сил России в Кубинке (2020 г.). Неоготический символизм демонстрирует облик продолжающего строиться с 1882 г. Искупительного храма Святого Семейства в Барселоне.

Список литературы

1. Ulchenko N.V., Samoilov K.I. The adaptation of the volumetric-spatial Solution of Christian churches to the regional context // Scientific Collection «InterConf» (34): with the Proceedings of the 6th International Scientific and Practical Conference «International Forum: Problems and Scientific Solutions» (November 6-8, 2020). Melbourne, Australia: CSIRO Publishing House, 2020. Р.767-777.

2. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана ХХ века (развитие архитектурно-художественных форм). Москва-Алматы: МарИ-дизайн, 2004. 940 с.

3. Бармина Н.И., Левченко И.Е. Базилика как социокультурный феномен // Урбанистика, 2016. № 4. С. 43-56. DOI: 10.7256/2310-8673.2016.4.21355. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21355/ (дата обращения: 01.12.2020).

4. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1983. 167 с.

5. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. Киев: Наукова думка, 1966. 108 с.

6. Завадская И.А. О происхождении христианской архитектуры ранневизантийского Херсонеса // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии (МАИЭТ). Вып. 8. Симферополь: Таврия, 2001. С. 261-289.

7. БарминаН.И. Археология базилик. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 96 с.

8. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля: материалы и исслед. Москва, 1985. С. 17-23.

9. Гартман К.О. Стили: в 2-х частях. Москва: Искусство, 2000.

10. Колодин К.И. Интерьер загородной улицы. Москва: «Архитектура-С», 2015. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.