Научная статья на тему 'Значение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в производстве по делам о применении принудительных мер медицинского характера'

Значение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в производстве по делам о применении принудительных мер медицинского характера Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
573
79
Поделиться

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Мищенко Е. В.

Исследование вопроса о значении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в производстве по делам о применении принудительных мер медицинского характера представляется весьма актуальным. В статье обосновываются преимущества комплексной психолого-психиатрической экспертизы, анализируются типичные поводы для ее назначения.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Мищенко Е.В.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Значение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в производстве по делам о применении принудительных мер медицинского характера»

Мищенко Е.В.

Оренбургский государственный университет

ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Исследование вопроса о значении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в производстве по делам о применении принудительных мер медицинского характера представляется весьма актуальным. В статье обосновываются преимущества комплексной психо-лого-психиатрической экспертизы, анализируются типичные поводы для ее назначения.

Судебно-психиатрическая и судебнопсихологическая экспертизы существенно отличаются друг от друга. Это различие проводится по нескольким основаниям. Во-первых, они решают разные задачи. В задачу первой ставится определение вменяемости либо невменяемости лица, а в задачу второй входит лишь оценка индивидуальных психических особенностей деятельности подэкс-пертного лица. Методы и предметы исследования также различны.

Потребность обращения к психологии, ее методам и достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях людей. Профессор

А.П. Гуськова, рассуждая о сущности личности, отмечает, что «существование личности, ее жизнедеятельности как социального существа обеспечивается через неповторимое (сугубо индивидуальное) сочетание психологических особенностей человека. Сюда входят: характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств, мотивов деятельности, формирование способностей» [1]. Однако, как утверждают психологи, все вышеперечисленные особенности, за исключением темперамента, имеют способность изменяться. Вот почему личность, вступая в различного рода общественные связи, проявляет себя через неповторимое сочетание психологических особенностей, т. е. своей личностной индивидуальности [2]. Именно личностная индивидуальность является определяющей в поведении человека.

Сложные необычные ситуации, в процессе которых и совершаются правонаруше-

ния и преступления, могут способствовать развитию у человека негативных психических состояний (страх, гнев, ожесточенность, аффект и др.). Психология помогает ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения. Соответственно эксперт-психолог может помочь решить вопрос о способности в конкретный момент времени к осознанно-волевому поведению субъекта [3]. Одним из средств установления психического состояния лица является исследование клинико-диагностических данных. Как справедливо отмечает О. Л. Ситковская, при расследовании уголовных дел возникает необходимость не только в диагностике болезненного расстройства психики, но и в соотнесении этого расстройства с развитием и характером дефектов психики и соответственно их влиянием на способность лица осознавать цели и способы действия [4].

Ряд авторов считает выходом из положения последовательное проведение экспертиз: вначале судебно-психиатрической и, в случае вменяемости подэкспертного, - судебно-психологической [5]. Однако представляется, что назначение и проведение психоло-го-психиатрической экспертизы имеет некоторые практические преимущества для судебно-следственных органов, так как вместо последовательного проведения вышеназванных экспертиз «однократное проведение комплексной экспертизы существенно повышает рентабельность производства экспертизы и сокращает сроки следствия» [6].

Кроме того, участие в комплексной экспертизе иногда дает преимущество для экс-пертов-психологов в том плане, что они могут осуществлять экспертное исследование и в стационарных условиях, тогда как судеб-

но-психологическая экспертиза проводится, как правило, амбулаторно и, в крайне редких случаях, в зале судебного заседания.

Поэтому все больше внедряются в практику комплексные экспертизы, где от компетентности использования психологических знаний и правильного взаимодействия экспертов-психологов с экспертами других профессий, в первую очередь с имеющими тот же объект исследования психиатрами, во многом зависит эффективность судопроизводства, соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан. В практической деятельности целью проведения комплексных экспертиз является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом и психиатром по постановлению следственных и судебных органов. И, как справедливо отмечает профессор А.П. Гусь-кова, при этом не только не исключается, а напротив, предполагается дифференциация компетенции психологов и психиатров [7].

В уголовно-процессуальном законодательстве производство комплексной экспертизы было предусмотрено только в 2001 году. Фактически же этот вид экспертизы стал функционировать на основе рекомендаций по ее проведению, данных в постановлении №1 Пленума Верховного суда СССР от 16.03.1971 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Действующий УПК РФ содержит ст. 201, где дается понятие комплексной экспертизы, как экспертизы, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей. В научно-практическом комментарии комплексная экспертиза представлена как разновидность комиссионной [8]. Однако практика давно показала, что комплексная экспертиза совсем не обязательно должна быть комиссионной, поскольку, как справедливо отмечает профессор Е.Р. Россинская, один и тот же эксперт может овладеть знаниями и навыками, необходимыми для производства экспертиз нескольких видов и родов [9]. О возможности проведения исследования одним экспертом, компетентным в применении знания разных отраслей науки, отмечают также авторы научно-практического комментария под общей редакцией В.И. Радченко [10].

В настоящее время потребность в проведении такого рода экспертиз значительно возросла, о чем свидетельствуют данные нашего исследования: в Оренбургской области в 1997 г. было проведено 1775 судебнопсихиатрических экспертиз, из них комплексных - 306 (17,2%), в 1998 г. соответственно 2256 экспертиз, из них комплексных - 1110 (49,2%), а в 2007 году последний показатель вырос почти в 5 раз по сравнению с 1997 г. Кроме того, нами было изучено 280 уголовных дел, рассмотренных Оренбургским областным судом за период с 2002 по 2006 г. Назначение комплексных психолого-психиатри-ческих экспертиз имело место в 2002 году -80,4% от общего количества судебных экспертиз; в 2003 году - 92,4%; в 2004 году- 99,9%; в 2005 году- 94,9%; в 2006 году- 95,9%. Таким образом, субъекты, назначающие экспертизу, предпочитают получить заключение экспер-тов-психологов и экспертов-психиатров одновременно, поскольку участие специалистов разных сфер в исследовании психики человека и особенностей его поведения в тех или иных ситуациях позволяет решать все вопросы, поставленные перед экспертами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы является априорно здоровая психика [11], так как только в отношении ее закономерностей современная психология располагает достаточно надежными данными, пригодными для решения экспертных вопросов. Профессор А.П. Гуськова, говоря о значении использования психологических познаний в уголовном процессе, отмечает, что они существенно расширяют возможности следствия, суда в установлении обстоятельств уголовного дела, поскольку психологическая наука сегодня располагает многочисленными экспериментальными и теоретическими методами исследования, которые могут быть применены для нужд расследования и рассмотрения дела судом [12].

Однако возможность одновременного участия перечисленных психологических обстоятельств и сопутствующих им психопатологических условий, опосредующих эти причины у лиц с психической патологией, - важная функциональная особенность и специфи-

ческая черта комплексной судебной психоло-го-психиатрической экспертизы [13]. Особо следует отметить то обстоятельство, что без обязательного привлечения дополнительных судебно-психиатрических знаний невозможно будет дать оценку степени волеизъявления у лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами и аномалиями характера.

Поэтому с введением в действие Уголовного кодекса РФ в 1997 году значительно повысилась значимость комплексной психоло-го-психиатрической экспертизы, поскольку она способна решать задачи, касающиеся ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 22).

УПК РФ 2001 года также внес существенные поправки в процесс доказывания, в частности это коснулось предмета доказывания по делам несовершеннолетних, придав значимость установлению не только возраста несовершеннолетнего, но и индивидуальнопсихологическим свойствам личности несовершеннолетнего. Статья 421 УПК в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию, называет уровень психического развития и иные особенности личности, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего и др. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 2 ст. 421 УПК). Подобные нововведения свидетельствуют, по словам А.П. Гуськовой, о том, что в доказывании обстоятельств уголовного дела в отношении несовершеннолетнего наметился социально-психологический подход, что очень важно для обеспечения защиты прав несовершеннолетних, которые особенно нуждаются в повышенных мерах защиты [14].

Кроме того, заметим, что в УК совершенно четко отграничиваются две формы отставания и отклонения в психическом развитии - связанные и не связанные с психическим расстройством.

Согласно ч. 3 ст. 20 УК, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого насту-

пает уголовная ответственность, «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности».

Иные правовые последствия наступают у несовершеннолетних, которые также не в полной мере осознают и регулируют свои противоправные действия, но уже вследствие задержки или отклонения в психическом развитии, связанных с психическим расстройством. В этом случае они подпадают под действие ст. 22 УК и соответственно подлежат уголовной ответственности, но их психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Анализируя приведенные нормы закона, следует прийти к выводу о том, что возникла парадоксальная ситуация, когда согласно ст. 22 УК вменяемые лица, но страдающие психическим расстройством подлежат наказанию (выделено мною. - Е. М.), тогда как психически здоровые, но с отставанием в психическом развитии несовершеннолетние освобождаются от уголовной ответственности (выделено мною. - Е. М.). Тогда возникает вполне резонный вопрос: а нужно ли доказывать невменяемость? Гораздо «удобнее» в таких случаях констатировать задержку в психофизиологическом развитии несовершеннолетнего, вызванную индивидуальными особенностями, чем защитник может и воспользоваться. Тем более, что ч. 3 ст. 20 УК устанавливает лишь отсутствие уголовной ответственности несовершеннолетнего, но не разъясняет, что с ним делать дальше.

Первостепенная роль в разграничении указанных форм отставания и отклонения в психическом развитии принадлежит комплексной психолого-психиатрической экспертизе. Вместе с тем, несмотря на такой двусторонний подход к правовым последствиям для несовершеннолетних, законодатель не относит данный вид экспертизы к категории

обязательных. Поэтому нам представляется целесообразным внести дополнения в ст. 196 УПК и определить обязательное проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы для установления отставания и отклонения в психическом развитии несовершеннолетнего.

Как уже отмечалось ранее, комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза решает вопросы, связанные с совокупной компетенцией психиатров и психологов. Вместе с тем при комплексном исследовании компетенция каждого эксперта остается дифференцированной. К ее компетенции относится оценка психического состояния подэкспертных в случаях так называемых аффективных преступлений, когда необходимо установить, имел ли место физиологический аффект (сильное душевное волнение), эмоциональное напряжение, которое оказывало существенное или несущественное влияние на поведение лица в криминальной ситуации, т. е. особое психологическое состояние человека или патологический аффект, уже болезненное состояние психики [15].

Так, например, по делу М. следователь прокуратуры г. Медногорска Оренбургской области назначил комплексную судебно-пси-холого-психиатрическую экспертизу в связи с тяжестью содеянного.

Обвиняемый М., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры, перешедшей в драку, на почве личных неприязненных отношений, нанес ножевое ранение в область грудной клетки слева своему сыну

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Н., от чего последний скончался.

При проведении обследования М., анализируя материалы уголовного дела, эксперты сделали вывод о том, что М. в момент инкриминируемого ему деяния находился в состоянии эмоционального возбуждения, достигшего степени аффекта. Об этом свидетельствует:

- наличие длительной психотравмирующей ситуации в семье, способствующей накоплению аффективно-значимых переживаний (ситуационная депримированность, связанная со смертью жены, социальная дезадаптация и алкоголизация сына, продажа им

вещей из дома на приобретение спиртного и, как следствие, конфликты, доходящие до драк и избиения испытуемого);

- ситуация, предшествующая правонарушению, являлась фрустрирующей, она была вызвана очередным конфликтом с сыном, который сопровождался унизительными и оскорбительными высказываниями в адрес испытуемого, а затем избиением его;

- состояние эмоционального напряжения, с чувством обиды и гнева, переросло в состояние эмоционального возбуждения при столкновении с сыном, который начал размахивать перед ним ножом;

- в этот момент произошли специфические изменения в психической деятельности со снижением поля восприятия, сознания, концентрацией внимания на аффективно значимых переживаниях, следствием которых явилось нарушение адекватности и целенаправленности поведения. Оно проявилось двигательным возбуждением в виде импульсивного одномоментного движения и нанесения удара ножом сыну;

- действия были направлены на цели и объект, вызвавший отрицательные эмоции, без учета возможных последствий своего поведения;

- постаффективное состояние характеризовалось вялостью, повышенной слабостью, критическим осознанием своего поступка и потребностью в сообщении родственникам о случившемся.

Также отмечено, что у М. отсутствуют черты жестокости и агрессивности в характере [16].

В этом случае выводы эксперта-психо-лога повысили достоверность заключения, поскольку обосновали то, что М. находился в состоянии патологического аффекта.

Исследование описательных частей заключений комплексных судебно-психиатрических экспертиз показало, что в проведении такой экспертизы возникает необходимость преимущественно в тех случаях, когда возникает вопрос об оценке правового значения пограничных психических особенностей обвиняемого с целью выяснения их влияния на поведение лица в той или иной криминальной ситуации.

Приведенный нами анализ комплексных судебно-психолого-психиатрических экспертиз за два года (2005-2007 г.) позволяет сделать вывод, что не всякая выявленная у испытуемого психическая патология могла повлиять на его поведение в момент совершения преступления, и соответственно в этих случаях не было оснований для применения ст. 22 УК РФ. Психическая патология, по результатам работы экспертных комиссий за два года (2005-2007 гг.), была выявлена у 32% испытуемых.

Б.М. Кулешов, исследуя проблему ограниченной вменяемости на опыте работы Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №1, отмечал, что работа экспертных комиссий основывается на «тщательном анализе личности испытуемого,

имеющихся у него психических расстройств и ситуации» [17]. Из сказанного можно заключить, что применение ст. 22 УК будет оправданным только в тех случаях, когда имеющаяся у испытуемого патология могла существенно повлиять на его поведение в сугубо конкретной исследуемой ситуации правонарушения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что в рамках данной публикации нами рассмотрены далеко не все случаи, когда возникает необходимость в назначении и проведении комплексной психо-лого-психиатрической экспертизы, однако ее значимость и преимущества перед последовательным проведением психологической и психиатрической экспертиз являются особенно очевидными в тех случаях, когда имеют место пограничные психические состояния.

Список использованной литературы:

1. Гуськова, А.П. Значение использования специальных знаний специалистов-психологов в уголовном судопроизводстве России / А.П. Гуськова // Вестник ОГУ. №3/ март 2007. - С. 4.

2. Там же. - С. 4.

3. Гуськова, А.П. Теоретические и практические аспекты установления данных о личности обвиняемого в российском уголовном судопроизводстве. Учебное пособие / А.П. Гуськова. - Изд. второе, перераб. и доп. - ИГ «Юрист», 2002. -С. 61.

4. Ситковская, О. Л. Психологические основания уголовной ответственности / О. Л. Ситковская. - Баку, 1992. - С. 28.

5. Балабанова, Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонения). Монография / Л.М. Балабанова. - М.: Д.Сталкер, 1998. - С. 240.

6. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Монография / Ф.С. Сафуанов. - М., 1998. - С. 17.

7. Гуськова, А.П. Значение использования специальных знаний специалистов-психологов в уголовном судопроизводстве России. - С. 5.

8. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. - М.: «Юрайт-Издат», 2007. - С. 486.

9. Россинская, Е.Р. Теоретические и прикладные проблемы судебной экспертизы / Е.Р. Россинская. Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва, 14-15 февраля 2007 г.). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 8.

10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юрайт-Издат», 2006. - С. 481.

11. Коченов, М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу / М.М. Коченов. - М., 1980. - С.15; Он же: Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (к постановке проблемы). Вопросы борьбы с преступностью / М.М. Коченов. - М., 1978. - С. 125.

12. Гуськова, А.П. Роль специалиста-психолога при разбирательстве дела судом в отношении несовершеннолетнего / А.П. Гуськова // Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва, 14-15 февраля 2007 г.). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 125.

13. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение. Учебник / Ю.В. Чуфаровский. - М., 1996. - С. 157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Гуськова, А.П. Значение использования специальных знаний специалистов-психологов в уголовном судопроизводстве России. - С. 7.

15. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998, №6. - С. 4.

16. Акт комплексной судебно-психолого-психиатрической экспертизы (Материалы экспертной комиссии Оренбургской областной клинико-психиатрической больницы №1, 2006 г.).

17. Кулешов, Б.И. Проблема ограниченной вменяемости на опыте работы Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №1 / Б.И. Кулешов. Использование специальных познаний в области психологии и психиатрии в судопроизводстве / Под ред. А.П. Гуськовой. Учебное пособие. - Оренбург: Изд-во ОГАУ, 1999. - С. 22.